НАКАЗАНИЕ

(PUNISHMENT)

Земное наказание. Ветхий Завет. В ранней истории Израиля вина и наказание понимались в общественном, коллективном смысле. Когда Ахан нарушил закон, взяв в Иерихоне из заклятого, целое войско израильтян было разбито у Гая (Нав. 7:1-5). После того как преступление Ахана обнаружилось, вся его семья была побита камнями вместе с ним (Нав. 7:22-26). Грехи родителей могли наказываться в третьем и четвертом поколении (Исх. 20:5; 34:7; Вт. 5:9-10). Однако позже Господь раскрыл, что каждый должен сам отвечать за свою вину (Вт. 24:16; 4 Цар. 14:6; Иер. 31:29-30; Иез. 18:1-4, 20).

Иногда наказание отмерялось непосредственно Богом, как в том случае, когда пролившиеся огонь и сера уничтожили Содом и Гоморру (Быт. 19:24-25), или когда земля разверзлась и поглотила тех, кто роптал во время скитаний в пустыне (Чис. 16:31-33). На уровне общенациональном Бог наказывал Свой народ руками других народов. Например, Ассирию называли жезлом Господнего гнева (Ис. 10:5). Большая часть преступлений и наказаний, однако, относилась к сфере израильской системы правосудия, основы которой были заложены в Пятикнижии.

Десять заповедей имеют аподиктическую, абсолютизированную форму, указывая на важнейшие требования закона в общих чертах, без спецификации наказаний. По вопросу конкретных нарушений и наказаний за них необходимо обратиться к праву казуистическому, толкующему закон на основе прецедентов. В нижеследующих абзацах рассматриваются и заповеди, и их толкование.

Первая и вторая заповедь касаются поклонения другим богам (Исх. 20:3-6). Поклонение иным богам, кроме Яхве, каралось смертной казнью (Исх. 22:20) через побитие камнями (Вт. 13:6-10). В особенности запрещалось поклонение Молоху, предполагающее принесение в жертву детей, за это тоже побивали камнями (Лев. 20:1-5). Сходным образом, следовало предавать смерти тех, кто пророчествовал именем иных богов или склонял израильтян к идолопоклонничеству (Вт. 13:1-5; 18:20). Запрещались и другие обряды языческих религий, такие как ворожба, вопрошание духов и вызывание мертвых, гадание, чародейство и прорицание (Лев. 19:26; 20:6; Вт. 18:10-11). Нельзя было оставить в живых ворожею (Исх. 22:18); за вызывание мертвых побивали камнями (Лев. 20:27).

Третья заповедь запрещает произносить имя Яхве напрасно (Исх. 20:7; Лев. 19:12; ср. Исх. 22:28 {синод, «начальника... не поноси»}). Нарушителей побивали камнями (Лев. 24:10-23; по ложному обвинению в случае Навуфея, 3 Цар. 21:8-14).

Четвертая заповедь, о соблюдении дня субботнего (Исх. 20:8), тоже подразумевала смертную казнь (Исх. 31:14-14; 35:2). Пример ее исполнения можно найти в Чис.

15:32-36, где нарушитель был побит камнями.

Пятая заповедь требует уважения к родителям (Исх. 20:12). В соответствии с прецедентным правом смертная казнь назначалась тому, кто ударил (Исх. 21:15) или всего лишь злословил одного из родителей (Исх. 21:17; Лев. 20:9).

Шестая заповедь запрещает убийство (Исх. 20:13). Тех, кто убил преднамеренно, следовало казнить, в то время как совершившие неумышленное убийство могли укрыться в городах убежища (Исх. 21:12-14; Чис. 35:9-28; Вт. 19:4-13). Однако в случае драки двух мужчин, во время которой один из них нечаянно ударил беременную женщину, так что случился выкидыш, если женщина умирала, то виновного тоже следовало предать смерти (Исх. 21:22-25). И если владелец бодливого вола не стерег его, и вол забодал человека до смерти, то и вола, и владельца предавали смерти (Исх. 21:28-32). Убийство ночного вора не считалось виной (Исх. 22:2). Очевидно, лишение человека жизни было разрешено на войне и при приведении в исполнение смертных приговоров. Если человеку наносилось увечье, но он оставался жив, действовал lex talionis, закон равного возмездия: «глаз за глаз, зуб за зуб» (Исх. 21:24; Лев. 24:19; Вт. 19:21; Мф. 5:38). Суть была в том, чтобы сделать закон более беспристрастным, устанавливая принцип соответствия наказания преступлению.

Седьмая заповедь запрещает прелюбодеяние (Исх. 20:14). В Лев. 20:10 и Вт. 22:22-24 за это предусмотрено побитие камнями. Блудодейство было незаконным, но о наказании за него не говорится (Лев. 19:29; Вт. 23:17). Если мужчина насиловал необрученную девицу, он должен был жениться на ней (без права на развод) и заплатить ее отцу выкуп, но иного наказания не предусматривалось (Вт. 22:28-29). В случае обольщения результат был тем же, за исключением того, что о разводе ничего не сказано, и отец имел право получить выкуп (вено), даже если не соглашался на брак (Исх. 22:16-17). Кровосмешение запрещалось (Лев. 20:11, 12, 14, 17, 19-21; Вт. 27:20, 22-23) и в определенных случаях каралось смертью через сожжение (Лев. 20:11, 14). За половые отношения между двумя мужчинами или между человеком и животным полагалась смерть (Исх. 22:19; Лев. 18:22-23; 20:13, 15-16).

Восьмая заповедь касается воровства (Исх. 20:15). Закон требует возмещения ущерба в превышенном размере (Исх. 22:1-4, 7; Лев. 6:4-5). Если вору нечем было заплатить, его можно было продать в рабство для уплаты за украденное (Исх. 22:3). Работорговцев, похищающих людей, надлежало предавать смерти (Исх. 21:16; Вт. 24:7).

Девятая заповедь запрещает лжесвидетельство (Исх. 20:16). Что бы ни умышлял сделать невинному лжесвидетель, тот же самый вред следовало причинить ему самому (Вт. 19:15-19).

Десятая заповедь говорит о жадности по отношению к чужому (Исх. 20:17). Наказание не отмечено.

Новый Завет. Что было в Ветхом Завете, то осталось и в Новом. Бог иногда наказывал людей непосредственно, как в случае упавших бездыханными Анания и Сапфиры (Деян. 5:1-11), но это бывало редко. В отличие от Израиля Церковь не является народом. Поэтому у нее нет свода законов о преступлении и наказании. Эти вопросы оставляются для урегулирования светским властям, которые установлены от Бога (Рим. 13:1-7). Тем не менее Иисус дал указания о церковной дисциплине. Если один верующий согрешит против другого, обиженный должен обличить виновного. Если обидчик не раскается, пострадавшему надлежит взять с собой одного или двух свидетелей и снова прийти к нему. Если и это не поможет, следует выдвинуть обвинение в церкви, которая может затем изгнать грешника (Мф. 18:15-17). Церкви дано право «связывать» и «разрешать», то есть определять, что запрещено, а что дозволено (Мф. 16:18-19; 18:18). Иллюстрацию к теме церковной дисциплины в случае вопиющей безнравственности можно обнаружить в 1 Кор. 5:1-5. Павел наставляет церковное собрание предать нарушителя сатане для измождения плоти, чтобы дух его можно было спасти. Речь здесь может идти об отлучении (отлученный от Церкви попадает во владения сатаны) или о смертельной болезни, овладевшей телом грешника. В любом случае, целью здесь является скорее искупление, чем наказание. Существует надежда, что, будучи предан сатане, грешник покается и вернется в паству, а в крайнем случае дух его попадет на небеса, несмотря на гибель плоти. Еще одной иллюстрацией могут служить Анания и Сапфира. Хотя поразил их смертью, по-видимому, Бог, произошло это в то время, когда Петр руководил и осуществлял суд в качестве представителя Бога (Деян. 5:1-11).

Вечное наказание. В Ветхом Завете понятие вечного наказания появляется в Дан. 12:2, где сказано, что нечестивые тоже воскреснут, но на вечное поругание и посрамление. В то время как худшим наказанием, которое могут назначить земные суды, является смерть, Иисус учил Своих последователей бояться не тех, кто может убить тело, а Бога, Который может после этого ввергнуть их в геенну (Лк. 12:4-5). В Ис. 66:24 говорится о неумирающем черве и неугасающем огне — эти же образы Иисус использует для предостережения о геенне (Мк. 9:42-48). Иисус также называет геенну «тьмой внешней», где «плач и скрежет зубов» (Мф. 8:12). Господь описывает не только вечное наказание для нечестивых, но и вечную жизнь для праведных, указывая, что и то, и другое не имеет конца (Мф. 25:46). Другие места Нового Завета созвучны этим представлениям (2 Фес. 1:9; Отк. 20:10-15). Точно так же, как Библия прибегает к земным образам в качестве символов для небесных блаженств, описание ада в виде пламени может быть метафорой для адских мук. Тем не менее муки ада настолько же реальны, как и небесная радость, даже если воображаемая нами картина не совсем точна.

Уильям Б. Нельсон-мл.

См. также: ВЕЧНОЕ НАКАЗАНИЕ; СУД; ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ; НАСТАВЛЕНИЕ.

Литература: W.Eichrodt, Theology of the Old Testa ment G. E. Ladd, A Theology of the New Testament.