НЕБО
НЕБЕСА
(HEAVEN, HEAVENS, HEAVENLIES)
Небо есть сотворенная реальность вне земли. Под «небом и землей» (Быт. 1:1) подразумевается все творение, то, что мы называем вселенной. Бог не нуждается в небе для Своего существования. Он — самосущий и бесконечный. Местоположение — это адаптация Бога для Его конечных созданий. Бог трансцендентен не только по отношению к земле, но и по отношению к небесам тоже.
Слово небо обозначает два взаимосвязанных и обширных понятия — физическую реальность вне земли и духовную реальность, в которой обитает Бог. Это слово нередко встречается во множественном числе. Почти единственное обозначение неба в Ветхом Завете, samayim, усилено множественным числом и буквально переводилось бы как «высоты» или «высокие места». Яхве, следовательно, — «Бог Всевышний» (Быт. 14:18-20; Пс. 17:14). Из двухсот восьмидесяти четырех случаев употребления новозаветного соответствия этого слова, ouranos (буквально: «то, что поднято»), около трети — во множественном числе.
НЕБО
Небо в физическом смысле. Древние различали две области физического неба, воспринимаемого чувствами. Ближайшим небом была прилегающая атмосфера, где летают «птицы небесные» (3 Цар. 21:10). В этом атмосферном небе имеют место погодные явления, в том числе дождь (Вт. 11:11; Деян. 14:17), снег (Ис. 55:10), роса (Дан. 4:20), иней (Иов 38:29), ветер (Пс. 134:7), облачность (Пс. 146:8), гром (1 Цар. 2:10) и град (Иов 38:22). За атмосферным небом находится горнее небо, называемое также «небосводом» или «твердью» (Быт. 1:8). На этом небе располагаются небесные светила — звезды, подчиняющиеся своим «уставам» (Иер. 33:25; Наум 3:16), а также солнце и луна (Быт. 1:14-16). Незыблемость горнего неба породила описывающие его фигуры речи. Так, например, оно имеет окна (4 Цар. 7:2), основания (2 Цар. 22:8), врата (Быт. 28:17), границы (Вт. 4:32) и край (Неем. 1:9); оно подобно ткани или шатру (Ис. 40:22).
Бог использует атмосферное и горнее небо при раскрытии Себя людям. Во-первых, небо свидетельствует, что прославленный Бог существует. «Небеса проповедуют славу Божью, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2; Рим. 1:19-20). Более того, смена времен года, благодаря которой появляется поддерживающая жизнь пища, свидетельствует перед верующими о Боге.
Во-вторых, на небе находятся знаки, подтверждающие обетования Бога. Радуга означает, что Бог больше никогда не будет уничтожать мир в потопе (Быт. 9:12-16). Бесчисленность звезд — наглядный пример того, как изобильно будет исполнение завета Бога с Авраамом (Быт. 22:17; Исх. 32:13; Вт. 1:10; 1 Пар. 27:23; Неем. 9:23).
В-третьих, с небес исходят знамения Божьи. С неба низвергается огонь, как для суда (Быт. 19:24), так и в знак благоугодности жертвы (1 Пар. 21:26; 3 Цар. 18:38-39). Бог дает израильтянам «хлеб с неба» вовремя их скитаний в пустыне (Исх. 16:4). Бог останавливает движение солнца (Нав. 10:12-13) и использует звезду, чтобы указать на пришествие Мессии (Мф. 2:2). Иногда Он может громко взывать с неба (Быт. 21:17; 22:11, 15; Деян. 11:9). Верующие ждут возвращения Христа, грядущего на облаках небесных (Мк. 14:62; Деян. 1:11; 1 Фес. 4:16-17).
В-четвертых, огромность и недоступность неба служит явственным напоминанием о трансцендентности Бога; однако потусторонность Бога — это аспект духовный, а не пространственный. Когда Соломон молится при освящении храма, он признает: «Небо и небо небес не вмещают Тебя» (3 Цар. 8:27).
Обитель Бога. Чаще всего «небо» обозначает обитель Бога. Небо — это место, где слава Божья проявляется с первозданной ясностью. Поэтому термин слава широко используется в качестве синонима для «неба» (Рим. 8:18). Действительно, слава Божья выше небес (Пс. 112:4; 147:13), поскольку это сумма Его атрибутов, проявляющихся везде, где бы Он ни присутствовал (Исх. 13:21-22; Пс. 107:5; 2 Кор. 3:7-18): и «во храме Его все возвещает о Его славе» (Пс. 28:9). В различных образных выражениях небесная обитель Бога названа «небом небес» (3 Цар. 8:27), «сводом» (Ам. 9:6) и «горними чертогами на небесах» (Ам. 9:6). Павел говорит о восхищении до «третьего неба» (2 Кор. 12:2). Хотя он не объясняет, каковы первые два, напрашивается предположение, что речь могла бы идти об атмосферном и горнем небе.
Небесная перспектива. Бог приглашает человечество усвоить Его небесную перспективу. Все благословения, как естественные, так и сверхъестественные, нисходят от Бога (Иак. 1:17; см. Ин. 3:27), Который сотворил Вселенную и поддерживает ее (Рим. 11:36). Израиль правильно считает дождь небесным Божьим даром (Вт. 28:12). Сходным образом, засуха — знак Божьего неудовольствия (Вт. 28:23-24).
Необходимо уточнить, до какой степени земные благословения связаны с небесным благоволением. Иов, например, страдал от многих бед, не имеющих отношения к его вере и послушанию. Однако через страдания Иова Бог осуществлял под небом Свой суверенный и праведный замысел. Иисус учит, что тяготы жизни на земле ничтожно кратки по сравнению с благословениями на небесах. Например, когда верующие подвергаются гонениям со стороны неправедных, они должны радоваться, зная, как велика их награда на небесах (Мф. 5:12). Тем не менее, «Отец наш, сущий на небесах» ежедневно дает нам хлеб (Мф. 6:11) и «блага просящим у Него» (Мф. 7:11). А что же те, кто не усвоил небесную перспективу? Екклесиаст, с его мотивом суетности жизни «под солнцем» (то есть с чисто земной перспективой), призывает читателя помнить, что «Бог на небе, а ты на земле» (Ек. 5:1). Иисус торжественно предостерегает: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное» (Мф. 7:21). (Выражение «Царство Небесное», встречающееся только в Евангелии от Матфея, — это парафраз, иносказательный оборот для «Царства Божьего» (см. Мф. 19:23-24, где они взаимозаменяемы), возникший из-за сдержанности евреев при упоминании ими святого имени Божьего.) Павел также предупреждает, что лицеприятие запрещено даже во взаимоотношениях хозяина и раба, поскольку и над рабами, и над хозяевами «есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия» (Еф. 6:9).
От тех, кто взыскует наследства на небесах, требуется найти правильное соотношение земного и небесного. Иисус связывает вхождение в Царство Небесное с покаянием (Мф. 4:17), смирением (Мф. 5:3; 18:1-4), свидетельством (Мф. 5:10, 16; 10:32; 16:19), послушанием (Мф. 5:19), праведностью (Мф. 5:20), состраданием (Мф. 18:10, 14; 23:13) и служением (Мф. 19:23). Соответственно, верующие собирают себе сокровища (Мф. 6:20), как мудрые управители распоряжаясь малым и бренным на земле, чтобы обеспечить себе изобильное и непреходящее на небе (Лк. 16:1-13). Либо земные, либо небесные ценности должны сделаться главными. Итак, все, кто молится «да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10), должны жить, придерживаясь таких небожительских воззрений.
Христос и небо. Величайший земной свидетель небесной славы есть Иисус Христос (Ин. 1:14, 18). Как храм был местом обитания Бога среди Израиля, так Воплощенный есть еще более великая обитель Бога. Сын единственно предсуществовал с Отцом в славе (Ин. 17:5), «сошел с небес» (Ин. 6:38) как «истинный хлеб с небес» (Ин. 6:32; см. 6:41,50,51,58), взошел на небо (1 Пет. 3:22) и восшел превыше всех небес (Еф. 4:10). Сущностное единство Христа с Отцом подтверждается тем, что ветхозаветные представления о Яхве, наполняющем небо и землю (Иер. 23:24), распространяются на Христа (Еф. 1:23; 4:10; Кол. 1:16, 20).
Автор Послания к евреям подробно описывает личность и дела Христа в их небесной перспективе. Творец неба и земли (Евр. 1:10), Сын ныне восседает одесную Божьего престола на небесах (Евр. 1:3), ходатайствуя за верующих (Евр. 4:14-16). Христу должно поклоняться, потому что Бог превознес Его «выше небес» (Евр. 7:26; см. Флп. 2:9-11). Его искупительный труд в высшей степени действенен, потому что, в отличие от первосвященников по прежнему чину, служивших в рукотворном подобии небесного храма, лишь Христос достоин войти в самое небо и предстать пред лицо Божье (Евр. 9:23-24). Верующие ныне имеют «дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа» (Евр. 10:19).
Второе пришествие — это terminus ad quern (лат.) — самый поздний срок, крайний пункт заступнического труда Христа на небесах (Деян. 3:21). Верующие с волнением ожидают пришествия Христа «с небес» (1 Фес. 1:10; 4:16), при котором неверующие подвергнутся суду (2 Фес. 1:7-8). Иоанн, предвидя «тот день», говорит, что тогда будет «отверстое небо» (Отк. 19:11). Образ отверзшихся небес встречается в откровении, данном Иезекиилю (Иез. 1:1), в описании явлений, сопровождавших крещение Господа (Мк. 1:10), в Стефановом видении Христа (Деян. 7:56) и в Иоанновом видении Апокалипсиса (Отк. 4:1). Но лишь благодаря Христу (Ин. 1:51) и его делам (Отк. 11:19; 15:5) небеса открыты окончательно. Естественно, что открытие небес будет сопровождаться всевозможными небесными явлениями. Израильтян страшило, когда небо было заключено и не пропускало материальные благословения Божьего провидения (Вт. 11:17; 2 Пар. 7:13; Лк. 4:25). Насколько же ужасней оказаться перед затворенными дверьми Царства Небесного, где течет вода жизни (Мф. 23:13; 25:10)!
Дух и небо. Излияние Святого Духа напрямую связано с восхождением Иисуса на небо (Деян. 2:33). Дух был послан с небес (1 Пет. 1:12). Это небесный дар (Деян. 2:38), предвосхищение небесного благословения (Ин. 7:37-39). Это также залог наследия, ожидающего верующих (Еф. 1:13-14). Автор Послания к евреям указывает на связь между «даром небесным», Святым Духом и силами будущего века (Евр. 6:4-5). Когда Петр вспоминает при излиянии Духа пророчество из Иоиль 2:18-32 (Деян. 2:17-21), он говорит, что приблизилось осуществление эсхатологического чаяния небес. «Последние дни» уже начались.
Верующие и небо. У верующих есть небесный статус, нынешний и будущий. В настоящее время верующие имеют жительство на небесах (Флп. 3:20-21), они — участники в небесном звании (Евр. 3:1), их имена написаны на небесах (Лк. 10:20). Они жаждут облечься в воскресшее тело, которое «от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор. 5:1). Это тело будет подобно телу Христову. Восстановление образа Божьего в человеческих существах — от образа перстного к образу небесному — будет завершено (1 Кор. 15:45-49). Вечное наследие обетованных Богом грядущих благословений нетленно, потому что хранится на небесах (1 Пет. 1:4) и потому что верующие — сонаследники Христу, Который уже прославлен на небесах (Рим. 8:17).
Небесное будущее, которое предвидят все верующие, — это исполнение Божьего замысла о сотворении Вселенной. В нем будет совершаться поклонение, подобное тому, что описано в Книге Откровение (Отк. 7:10; 11:16-18; 15:2-4). Поклонение будет включать в себя перечисление славных дел Бога (Отк. 19:1-2). В дополнение к восхвалению достоинств частью этого поклонения будет также служение — неуточненный реестр дел, совершаемых в послушании Богу и для Бога (Отк. 22:6). Верующие должны совершать такое служение Богу уже сейчас (Рим. 12:1). В противоположность нынешним страданиям Бог обещает верующим, что они воцарятся с Христом в небесной славе (2 Тим. 2:12; см. Мф. 19:28; Отк. 20:4, 6). На небесах верующие будут иметь общение с Богом и друг с другом, достигнув совершенства (Евр. 12:22-23).
На небесах. Павел подчеркивает единство верующих с Христом. Поскольку верующие — «во Христе», а Христос — на небе, верующие пребывают «на небесах» (en tois epouraniois). Соответственно, Бог благословляет верующего «во Христе всяким духовным благословением в небесах» (Еф. 1:3). В точности такое выражение встречается в Новом Завете только пять раз и только в Послании к ефесянам (Еф. 1:3; 1:20; 2:6; 3:10; 6:9). Небесные благословения верующих обусловлены пребыванием Христа на небесах (Еф. 1:20) и тем духовным единением, которое дано каждому верующему «во Христе» (Еф. 2:6). Бог не просто направляет служение Христа на верующих. Верующих Он видит во Христе, где бы Он ни был — а Он сейчас на небесах. Верующие наставляются усвоить себе на земле такой образ жизни, чтобы умереть для греха и жить для праведности (Рим. 6:2-4), чтобы настроиться на ту небесную реальность, которая скоро будет раскрыта во Христе (Кол. 4:1-4). Иными словами, верующие должны жить в соответствии с тем, кем они в действительности являются и где они находятся.
Павел, однако, указывает, что «на небесах» располагаются также владения духовных сил. Павел, вероятно, говорит о сатане и его бесовском воинстве, называя их «начальствами», «властями» и «духами злобы» (Еф. 3:10; 6:12). Хотя окончательное их поражение предопределено (Еф. 1:19-23), верующие призваны вести эсхатологический образ жизни, облекаясь в небесное всеоружие, присущее тем, кто «укрепляется Господом» (Еф. 6:10). Битвы за жизнь выигрываются на земле небесным оружием, а не земным.
Окончательное осуществление. При окончательном осуществлении Бог сотворит «новое небо и новую землю» (Ис. 65:17; 66:22; Отк. 21:1). Оно «новое» (kainos) по своей природе, а не просто по времени. Может вызвать удивление, почему необходимо новое небо. Одна из возможностей заключается в том, что небеса оказались поражены грехом, постольку поскольку они были местом деятельности ангелов зла и злых сил (Мф. 24:29; Еф. 6:12). «Новое небо и новая земля» появятся после суда над сатаной (Отк. 20:7-10) и после суда с великого белого престола (Отк. 20:11-15), которые будут происходить на небесах с тем, чтобы никогда не повториться. Кроме того, «новый Иерусалим», который, как увидел Иоанн, нисходил «от Бога с неба» (Отк. 21:2, 10), — это новая отличительная особенность неба, устроенного в совершенстве, чтобы распространять Божью славу (Отк. 21:11).
Резкое различие между небом и землей исчезнет, когда Бог все обновит. Существенной особенностью нового Иерусалима является присутствие Бога среди Его народа (Отк. 21:3; 22:4). Небезынтересно, что в нем не будет храма, «ибо Господь Бог Вседержитель — храм Его, и Агнец» (Отк. 21:22). Лишь легкий намек на его величие дают описывающие его образные выражения (Отк. 21:11 - 22:5). Все, что сейчас не соответствует этой картине неба, в будущем исчезнет (Отк. 21:4).
Ангелы, сатана и небо. Выражение «воинство небесное» может относиться к звездам (Неем. 9:6; Ис. 24:21; 34:4; Мф. 24:29), но чаще оно в Писании означает ангелов (3 Цар. 22:19; Лк. 2:13). Бог предостерегает против поклонения небесному воинству (4 Цар. 23:5; Иер. 19:13; Деян. 7:42), равно как и воинству ангельскому (Кол. 2:18). Когда речь идет об ангелах, выражению придается большая воинственность (Нав. 5:14-15; Дан. 4:32). Бог иногда использует ангелов небесных для выполнения Своих поручений. Особенно много обязанностей у них будет при возвращении Христа (Мф. 24:31; 2 Фес. 1:7-8; Отк. 8:2 - 10:1). Кто может сказать, много ли обязанностей исполняют ангелы на земле сегодня? Ответ может заключаться в видении Иакова, видевшего лестницу от земли до неба, по которой восходят и нисходят ангелы (Быт. 28:12). Тем не менее обитель ангелов — небо (Мк. 12:25; 13:32; Лк. 2:15), где они поклоняются Богу (Мф. 18:10). Небесное воинство радуется, когда грешник раскаивается (Лк. 15:10; ср. Лк. 15:7).
Сатана — это падший ангел, который, очевидно, имел доступ пред лицо Бога на небесах (Иов 1:6-7). Если в Отк. 12:7-12 говорится о прошлом, когда совершалось служение Христа, то сатана и его ангелы зла «низвержены» были с небес, когда Христос приобрел небесную славу (см. Лк. 10:17-20). Ныне владения сатаны более ограниченны. Он — «князь, господствующий в воздухе» (Еф. 2:2), последовательно спускающийся все ниже и ниже, пока не будет ввержен в озеро огненное (Отк. 20:10).
Брэдфорд А. Муллен
См. также: ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ; ПРОСЛАВЛЕНИЕ.
Литература: J.Gilmore, Probing Heaven: Key Questions in the Hereafter, K.Schilder, Heaven. What Is It?; C. R. Schonhooven, The Wrath of Heaven; U.E.Simon, Heaven in the Christian Tradition; W.M.Smith, The Biblical Doctrine of Heaven; P. Toon, Heaven and Hell: A Biblical and Theological Overview; A.E.Travis, Where on Earth Is Heaven?