НЕНАВИСТЬ
(HATE, HATRED)
Ненависть проистекает из стойкой неприязни или из желания зла по отношению к человеку или предмету. Человек может чувствовать внутреннее сопротивление, отвращение или презрение при мысли о контакте с предметом или другим человеком. Любовь и ненависть зачастую являются противоположностями. Мудрость говорит, что есть «время любить, и время ненавидеть» (Ек. 3:8). По библейским представлениям, выражать или испытывать ненависть способно все сущее.
Библия утверждает, что Бог ненавидит внешнюю набожность (Ис. 1:14; Ам. 5:21), лицемерие и ложь (Зах. 8:17), злодеяния (Ис. 61:8), расторжение брака (Мал. 2:16), вероломство (Мал. 2:16), идолопоклонничество (Ос. 9:15) и то, как обращаются с Его пророками (Иер. 44:4). Богословие, объясняющее Божью ненависть, основано на двух сущностных качествах Бога: на Его святости и праведности. В качестве божественного существа, руководствующегося определенными нормами Бог ненавидит всех, кто относится к этим нормам с отвращением, презрением или неуважением. В свою очередь, люди могут возненавидеть Бога (Пс. 138:21-22). Человек может также избрать для себя следование Божьему пути и возненавидеть всех, ненавидящих Господа и Его нормы (Пс. 138:22)
Библия отмечает, что люди могут ненавидеть наставления (Пс. 49:17), мир (Пс. 119:6) и знание (Пр. 1:22). В этом смысле слово ненависть включает в себя значение «нежелания». Характеризуемый таким образом человек расценивается негативно и нередко именуется безумцем. Некоторые люди ненавидят все, что есть доброго (Мих. 3:2). Они считаются «злыми». Они могут ненавидеть также Божий народ. Псалмопевец говорит нам про «страдание мое от ненавидящих меня» (Пс. 9:14). Стойкая неприязнь возникает из-за множества причин, обобщаемых одним словом — ненависть. Иисус предрекает, что верующих будут ненавидеть, и говорит о блаженстве тех, кого возненавидят по этой причине (Лк. 6:22). Фактически, один из признаков истинного ученика связан с ненавистью к нему (Лк. 14:26). Разумеется, этот мир ненавидит прежде всего Иисуса (Ин. 7:7). Истинные ученики сохраняют любовное отношение к тем, кто ненавидит их (Лк. 6:27). Такая ненависть к Божьему народу представляется непреложным фактом жизни (Пс. 24:19; 34:19; 40:8; 82:3; Пр. 9:8). Бог иногда может способствовать тому, чтобы возбуждать у людей ненависть к Своему народу (Пс. 104:25). Это лишь подтверждает, насколько все в той или иной степени соответствует Божьему замыслу.
Ответ Божьего народа должен нести в себе отношение Бога ко злу. Мы должны ненавидеть злонамеренных (Пс. 25:5), идолопоклонников (Пс. 30:7), пути лжи (Пс. 118:104), ложь (Пс. 118:163) и все злое (Пс. 96:10; Пр. 8:13; Ам. 5:15).
Ненависть между людьми может возникать и при самых обычных взаимоотношениях. Муж может ненавидеть свою жену (Быт. 29:31, 33). Иосифа ненавидели его братья (Быт. 37:4). Похоть Амнона превратилась в ненависть после того, как он изнасиловал свою сестру Фамарь (2 Цар. 13:15). Родители могут ненавидеть сына (Пр. 13:24). Ненависть могут вызывать ближние, целые народы и классы людей, например, бедняки (Вт. 19:11; Пр. 19:7; Ис. 66:5). Ненависть оказывается чувствительным инструментом для обнаружения зла в этом мире. Ее безобразный лик может проглядывать отовсюду. Любая неприязнь человека к другим людям выражает собою ненависть.
Дж. Майкл Хеиган
Литература: G. Van Groningen, TWOT, 2:880.