ОБЛАКО

, ОБЛАКО ГОСПОДНЕ

(CLOUD, CLOUD OF THE LORD)

Ветхий Завет. Облако в буквальном смысле. Явления природы, в том числе облачность, эпизодически описываются в Ветхом Завете, однако они не считаются «естественными» и неизменно связываются с прямым Божьим промыслом. Связанные с облаками и тучами явления, особенно в Иова и в Псалтири, представлены как свидетельство могущества Бога, Его чудесных дел и непостижимости путей (Иов 22:14; 26:8-9; 35:5; 36:28-29; 37:11, 15-16, 18; 38:9, 34, 36-37; Пс. 76:18; 146:8). Радуга в облаке является знамением завета (Быт. 9:13-14, 16), а сами небеса представлены как свидетели истинности завета с Давидом (Пс. 88:3). Задержка дождя в облаках расценивается как Божий промысел во исполнение проклятий завета (Ис. 5:6; Лев. 26:19; ср. Вт. 28:23-24), а пролившийся после засухи дождь является знамением, что Бог снял с Израиля проклятия завета (3 Цар. 18:44-45; ср. Зах. 10:1).

Облако в переносном смысле. Священнописатели нередко используют такие явления, как формирование и передвижение облаков, чтобы метафорически проиллюстрировать различные аспекты своих богословских положений. В положительном смысле облака символизируют безграничность (праведности и истинности Бога — Пс. 35:6; 56:11; 107:5; приговора Вавилону — Иер. 51:9); живительное обновление (из-за благоволения царя — Пр. 16:15); нормальный ход вещей (природные циклы — Ек. 11:3); тень или укрытие (от «зноя» ликующих притеснителей — Ис. 25:5); спокойствие (Господа в Его небесном святилище — Ис. 18:4); покрытие и изглаживание (грехов прощенного Израиля — Ис. 44:22); быстроту и подвижность (язычников, «летящих» к горе Сион, — Ис. 60:8), а также обильное излияние («дождя» правды — Ис. 45:8; манны небесной в пустыне — Пс. 77:23-24).

В отрицательном же смысле облака упоминаются как символ горделивого самовосхваления (беззаконных — Иов 20:6; сатаны — Ис. 14:14); несчастья и мрака (в день рождения Иова — Иов 3:5; в день Господа Ис. 60:2; Иер. 13:16; Иез. 30:3; 34:12; Иоиль 2:2; Соф. 1:15); всеохватности (вражеского нашествия — Иез. 38:9, 16); недолговечности (благополучия и жизни Иова — Иов 7:9; 30:15; благочестия и жизни Израиля — Ос. 6:4; 13:3); суеты и тщетности (Ек. 11:4); потускнения (зрения в старости — Ек. 12:2; блеска царств после Божьего суда — Пл.И. 2:1; Иез. 30:18); стремительности (Божьего суда — Иер. 4:13); укрытия или преграды (для Божьего милосердия при суде — Пл.И. 3:44).

Облако как признак богоявления. Употребление еврейских слов, обозначающих облака, наиболее распространено в контексте теофаний, то есть явлений Бога. Самая обширная — причем с большим отрывом — группа таких ссылок (около пятидесяти случаев) относится к видимым проявлениям Божьего присутствия во время исхода Израиля из Египта и странствий в пустыне. Этот знак присутствия Бога описывается по-разному: столп облачный (Исх. 13:21-22 и еще одиннадцать раз), столп огненный и облачный (Исх. 14:24), густое облако (Исх. 19:9, 16), облако (Исх. 14:20 и еще тридцать три раза), облако Господне (Исх. 40:38; Чис. 10:34).

Этот мотив облачного столпа — появившийся в истории исхода и подхваченный в предсказаниях пророков о новом исходе после вавилонского плена — включает в себя обширный комплекс богословских значений и функций: это руководство и указание пути (при исходе Израиля из Египта и странствиях через пустыню в Ханаан — Исх. 13:21; Чис. 14:14; Неем. 9:12; Пс. 77:14); походные сигналы (разбить лагерь и сняться с лагеря — Исх. 40:36-37; Чис. 9:17-23); защита от опасности (как маскирующая преграда между израильтянами и египтянами — Исх. 14:19-20); ободряющее, непосредственное, личное присутствие Яхве или Ангела Господня (Исх. 13:22; 14:19, 24; 40:38; Чис. 9:15-16); указание готовиться (к сражению — Чис. 10:34-35; к поклонению — Исх. 33:10); укрытие Божьей славы и одновременное явление ее (Исх. 16:10; 19:9, 16; 20:21; 24:15-18; 34:5; Вт. 4:11; 5:22); место для откровений завета (облако, из которого говорит Бог — Исх. 33:9; Пс. 98:7); место обитания или престол Бога (облако над скинией — Чис. 9:18, 22; 10:11; и в особенности над крышкой ковчега — Лев. 16:2); центр богоявления при совершении обряда (наставление семидесяти старейшин и Иисуса Навина — Чис. 11:25; Вт. 31:15; создание скинии — Исх. 40:34-35); укрытие и защита от солнца и бурь (Чис. 10:34; Пс. 104:39; Ис. 4:5); освещение (в виде огненного столпа ночью — Исх. 14:20; Чис. 9:15); а также средство для проведения расследования и осуществления суда (над врагами Израиля — Исх. 14:24; против отступников в самом Израиле — Чис. 12:5, 10; 16:42).

Облака упоминаются и в других ветхозаветных богоявлениях. При сотворении мира Яхве сделал облака Своей колесницей (Пс. 103:3). В песне Деворы описывается появление Яхве в грозовых облаках (Суд. 5:4). Отвечая на мольбу Давида о помощи, Яхве, восседая на херувимах, сошел из Своего небесного храма, осененный покровом густых облаков (Пс. 17:12). Облака служат Яхве быстрой колесницей, когда Он вершит суд над Египтом (Ис. 19:1). В теофаническом видении Наума облака изображаются в виде пыли от ног Яхве (Наум 1:3). Во вступительном видении Иезекииля Яхве появляется из великого облака на Своей небесной колеснице (Иез. 1:4, 28), и храм наполняется облаком примерно четырнадцать месяцев спустя, когда судебное расследование завершено и приговор вот-вот будет приведен в исполнение (Иез. 10:3-4).

Облако в эсхатологическом и апокалиптическом смысле. Эсхатологический день Господа несколько раз описывается как день облаков и мглы для народов, подвергшихся суду (Иез. 34:12; Иоиль 2:2; Соф. 1:15; ср. Иез. 30:2). В этот день гнев Яхве будет пылать как сильное пламя так, что поднимется «густое (дымное) облако» (Ис. 30:27 {синод, «горит гнев Его, и пламя его сильно»}). Облака богоявления также ассоциируются с эсхатологическим судом и спасением (Ис. 4:5; Наум 1:3).

Новый Завет. Облако в буквальном и переносном смысле. Единственное в Новом Завете упоминание облаков в буквальном смысле содержится в словах Иисуса, образно противопоставляющего способность Своих слушателей истолковать значение поднимающегося на западе облака — приближение дождя — и неспособность распознать сие время (Лк. 12:54, 56). Новозаветные упоминания облаков в переносном смысле включают в себя и сделанное Иудой сравнение непостоянных, обманчивых, ложных учителей с безводными облаками, носимыми ветром (Иуд. 1:12), и образ в Послании к евреям, где многие достойные веры названы великим «облаком свидетелей» (Евр. 12:1).

Облако в смысле богоявления и эсхатологии. Остальные двадцать два {синод, двадцать четыре} случая, когда в Новом Завете встречается слово облако, относятся к контексту богоявлений и охватывают шесть важных в богословском отношении и связанных с эсхатологией событий или видений в истории спасения: 1) облачный столп при исходе, рассматриваемый как разновидность христианского крещения в эсхатологическое время (1 Кор. 10:1-2); 2) преображение Иисуса как предвосхищение Царства Божьего, во время которого Отец появляется и говорит в облаке (Мф. 17:5; Мк. 9:7; Лк. 9:34); 3) вознесение Иисуса, охарактеризованное ангелами как образ Его возвращения (Деян. 1:9); 4) «Ангел сильный», спускающийся с небес и облеченный облаком, объявляющий (в дополнение к эсхатологическому пророчеству в Дан. 12:7), что времени больше не будет (Отк. 10:1); 5) два воскресших свидетеля, поднимающиеся на небо на облаке, описываемые в контексте эсхатологического измерения храма Божьего (Отк. 11:12); 6) второе пришествие Иисуса — в соответствии с Дан. 7:13 — в виде Сына Человеческого, грядущего на облаке, в облаках, с облаками небесными (Мф. 24:30; 26:64; Мк. 13:26; 14:62; Лк. 12:54; 21:27; 1 Фес. 4:17; Отк. 1:7; 14:14-16).

Ричард М. Дэвидсон

Литература: T.W.Mann, JBL 90 (1971): 15-30; A.Oepke, TDNT. 4:902-10; L.Sabourin, BTB 4 (1974): 290-311; R.B. Y.Scott, NTS 5 (1958-59): 127-32; idem, ZAW 64 (1952): 11-25; E. F. Sutcliffe, VT 3 (1953): 99-103.