ОБРАЗОВАНИЕ

В БИБЛЕЙСКИЕ ВРЕМЕНА

(EDUCATION IN BIBLE TIMES)

Образование имеет существенное значение для жизнеспособности любой социальной группы, поскольку общество обеспечивает продолжение своей жизнедеятельности и развития, только если передает следующему поколению накопленное знание, обретенное могущество и свои идеологические устремления. Образование, если дать ему простое (и узкое) определение, это процесс преподавания и обучения, передача и приобретение знаний и умений.

Для израильтян потребность в образовании была не менее насущна, чем для любого другого народа древнего мира. По сути дела, текст Ветхого Завета постоянно напоминает, что благополучие еврейского сообщества и преемственность его культуры обуславливались знанием и исполнением раскрытого Богом закона (Нав. 1:6-8). Итак, ради своего процветания, развития и долговечности Израиль в качестве народа Яхве получил наказ об образовании — предписание прилежно обучать своих детей, любить Бога, знать и исполнять Его заповеди и постановления (Вт. 6:1-9). Сходным образом Новый Завет связывает процветание Церкви Иисуса Христа в качестве поклоняющегося сообщества, «соли земли» и «света миру» с проповедью здравого учения (Ин. 13:34-35; Еф. 4:14; 1 Тим. 1:10; Тит. 2:1).

Просвещение на древнем Ближнем Востоке. Поскольку для существования любого сообщества или социума образование служит краеугольным камнем, вполне естественно, что некоторые основополагающие идеалы, методы и принципы образования являются общими для различных социальных групп. Это справедливо и когда мы обращаемся к изучению израильской системы просвещения, рассматривая ее в контексте общей постановки образования на всем древнем Ближнем Востоке.

В древнем мире образование определялось религиозной традицией и богословскими идеалами. Передать эту религиозную традицию наряду с духовными богатствами, ценностями общества и профессионально-техническими знаниями — такова была цель образования. На выходе такой воспитательной системы получался образцовый гражданин, лояльный по отношению к своей семье, к богам и царю, с прямым и цельным характером, полезный в общественной жизни. Для древних много важнее «свободных мыслителей» гуманистического склада был чисто утилитарный результат системы просвещения — подготовка людей к выполнению своей роли членов семьи и общества.

Методы преподавания по большей части основывались на заучивании наизусть. Тренировать память помогали декламация и пересказ, устный и письменный. Образованию была свойственна систематичность: уроки проводились в установленные часы, а зачастую и в фиксированные дни месяца. В дополнение к своим ролям учителей и наставников родители (дома) и учителя (в официальных школах) выполняли также функции воспитателей и служили примером для подражания, воспитывая самим своим образом жизни.

Главным учебным заведением и в Древнем Египте, и в Месопотамии был дом. Родители и старейшины клана или большой семьи несли ответственность за воспитание и образование детей. Изобретение письменности и тенденция к урбанизации жизни дали толчок возникновению специальных школ, связанных с двумя главными институтами древнего мира, — храмами и дворцами. Домашнее образование было сосредоточено на профессиональных умениях и нравственном развитии, тогда как дворцовые и храмовые школы выпускали грамотных, знающих, способных религиозных и светских руководителей и администраторов.

И все же, больше поражают не эти черты сходства, а различия между идеалами и традициями воспитания древних израильтян и их современников. Важно отметить, что подход израильтян к делу образования впрямую обусловлен особыми аспектами иудейской религии, обусловивших пять ее основных отличий от религий древнего Ближнего Востока.

Во-первых, акцент на личной ответственности в иудейской вере подразумевает, что система образования должна уважать личность и стремиться к воспитанию гармоничного человека.

Во-вторых, акцент на отцовстве Бога в израильской религии привносит особую близость в отношения Творца и творения, а истории человечества сообщает смысл и целенаправленность. Таким образом, в образовании израильтяне делали упор на изучении и запоминании событий и деяний божественного провидения в истории.

В-третьих, благодаря концепции индетерминизма, т. е. свободы воли, в иудейской религии и мужчины, и женщины обладали личным достоинством в качестве свободных носителей нравственности в творении; поэтому в израильском образовании так ценилась ответственность, возложенная на людей по отношению к Богу и окружающим, подотчетность человеческого поведения и необходимость в строгих наставлениях, чтобы делать «правильный» выбор.

В-четвертых, представление об Израиле как о богоизбранном народе обусловило четко выраженную патриотическую направленность иудейской религии и системы образования; в плане религии израильтяне обязаны были соответствовать требованиям Божьей святости, чтобы оставаться Его особой собственностью, а в плане образования — проповедовать Божью святость и искупление всем народам — будучи орудиями Яхве для их просвещения.

В-пятых, учение о человеческом грехе и греховности наложило отпечаток на израильскую религию и систему образования; из-за этого в иудейской религии возникло представление о посредничестве — требование преодолеть разрыв между праведным Богом и Его падшим творением; в плане образования это означало, что человеческие знание и мудрость ущербны и ограничены, и необходимы божественный свет, чтобы овладеть определенными истинами, и божественная помощь, чтобы поступать правильно.

Образование во времена Ветхого Завета. Еврейское образование было одновременно объективным (ориентированным на внешний мир, содержательным) и субъективным (ориентированным на внутренний мир, личностным), когнитивным (акцент на интеллект) и аффективным (акцент на волю и эмоции), активным (исследование и соучастие) и пассивным (заучивание и размышления). Поэтому процесс преподавания и обучения включал в себя постоянную тренировку наблюдательности, обучение на практике, слушание, воспроизведение (наизусть) и подражание. По мере необходимости обучаемые выполняли специальные работы (под руководством наставника), а также получали наставления и предостережения. И наконец, важным результатом образования были навыки критического мышления, поскольку знания применялись в повседневной жизни.

Цели. Предназначение и цели ветхозаветного образования обрисованы в откровении, данном Аврааму перед гибелью Содома и Гоморры. Тогда Бог велел Аврааму, чтобы тот заповедал сынам своим «ходить путем Господним». Это божественное повеление олицетворяет самую суть еврейского ветхозаветного образования, подтверждая первостепенную роль родительских поучений. Вдобавок этот же стих указывает на желаемую цель или результат образования: праведный и справедливый образ жизни. Такая «модификация поведения в соответствии с системой ценностей Яхве» давала и еще одно преимущество — обладание землей, обетованной по завету, для тех израильтян, которые исполнят наказ научить своих детей ходить путем Господним.

Содержание. В Быт. 18:19 содержание иудейского образования немного таинственно описано как «путь Господень». Что подразумевается под этими словами и как это соотносится с религиозным содержанием ветхозаветного образования?

Вообще говоря, «путь Господень» означает знание и исполнение воли Бога, раскрытой в словах и делах ветхозаветной истории. Путь или воля Бога для человечества отражают Его личные характеристики и атрибуты. Когда люди любят своих ближних как самих себя (Лев. 19:18), творят правду и суд (Быт. 18:19) и освящаются (Лев. 11:44), они ходят путем Господним — живут, отражая характер Бога.

В более узком смысле «путь Господень» означает конкретное содержание нескольких заветов или соглашений, которые Яхве установил со Своим народом Израилем. Эти заветы составляли основу для взаимоотношений между Израилем и Яхве и характеризовались стилизованной литературной формой, включающей в себя перечень правил или условий, необходимых для поддержания этих взаимоотношений. Нередко такой договор или завет заканчивался обещаниями благословений и проклятиями, обусловленными выполнением (или, соответственно, невыполнением) конкретных условий договора со стороны Израиля.

Итак, израильское образование в немалой степени сводилось к наставлениям по соблюдению завета, к тому, чтобы «ходить путем Господним» (Быт. 18:19). Моисей подытожил главные слагаемые такого послушания завету в своем прощальном обращении к израильтянам: любить Бога, ходить по путям Его, соблюдать Его заповеди, постановления и законы (Вт. 30:16). Позднее псалмопевец сжато выразил это связанное с заветом содержание ветхозаветного образования в словах о «законе Господнем» (Пс. 118:1).

Разумеется, содержание израильского образования расширялось по мере того, как Бог продолжал раскрывать Себя и Свой замысел искупления Израиля на протяжении столетий ветхозаветной истории. Например, подробности завета Яхве с Авраамом не выходят за пределы трех глав Книги Бытие (Быт. 12; 15; 17). Подробности же завета с Моисеем, напротив, занимают большую часть текста таких книг Библии, как Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

С тех пор как израильтяне признали Яхве в качестве исторического Бога, провиденциально вмешивающегося в ход человеческого существования, история тоже стала частью содержания или программы израильского образования. Заучивание и праздничное оглашение божественных деяний в человеческой истории было поучительно в том, что касается природы Бога и Его целей в творении. И конечно, главными примерами этой исторической линии в израильском образовании являются праздник опресноков и исход из Египта (Исх. 12:24-27; 13:11-16).

Со временем еврейская поэтическая традиция и учение о мудрости, а также пророческая традиция были включены в связанное с заветом содержание ветхозаветного образования. Учение о мудрости выступало в качестве практического комментария к закону и к постановлениям завета, в то время как пророческая традиция служила богословским комментарием к ветхозаветному закону. Подобно правовой традиции, связанной с заветами, и учение о мудрости, и пророческая традиция основывались на таких следствиях из завета для поведения, как наказ любить Бога и творить праведность и суд (Пр. 1:3; 2:9; Ос. 6:6; Мих. 6:8).

Практика образования. До тех пор пока ребенку не исполнялось пяти лет, его самостийное или неформальное домашнее обучение в основном было обязанностью матери, няньки или опекуна. Подросток в возрасте от пяти до двадцати лет обычно работал вместе с отцом в роли ученика, осваивающего профессию. Нет сомнений, что родительские наставления о пути Господнем продолжались и в эти годы, подкрепляясь за счет общения с расширившимся кругом родственников и участия в совместных обрядах поклонения. В позднем иудаизме мальчики и юноши в возрасте от пяти до двадцати лет обычно посещали школу при синагоге, где изучали Тору, Мишну и Талмуд. В двадцать лет юноша был готов к тому, чтобы жениться и работать полностью самостоятельно, а к тридцати годам мог претендовать на ответственную должность.

Девочек наставляли на пути Господнем и обучали принятым в данной культуре обязанностям домохозяек их матери или другие женщины в доме. Женщины могли отдавать предпочтение разным видам занятий: сиделка и акушерка, повариха, ткачиха, парфюмер, певица, плакальщица и служанка. В отдельных случаях женщины занимали высокое руководящее положение, например, судья и пророчица Девора (Суд. 4:4-5) или прорицательница Олдама (4 Цар. 22:14-15). Не исключено, что женщины из царского дома в Иерусалиме получали какое-то формальное школьное образование, сходное с мужским, потому что они являлись частью официальной политической системы, а править на древнем Ближнем Востоке могли и царицы. Разумеется, в древнем обществе одной из женских профессий была также бытовая и культовая проституция.

Результаты. С богословской точки зрения, практика образования, как она описана в ветхозаветном откровении, приводит в результате к предусмотренным по завету Божьим благословениям для народа Израиля. Эти Божьи благословения подразумевают политическую автономию и национальную безопасность, сельскохозяйственное изобилие и экономическое процветание (Лев. 26:1-8). С социологической точки зрения, система образования облегчает ассимиляцию в сообщество верующих и обеспечивает стабильность этого сообщества, поскольку в нем распространяется принцип «суда по правде» (Лев. 19:15, 18). С религиозной точки зрения, система образования поддерживает отношения завета с Богом благодаря послушанию и соблюдению обрядов, которые способствуют тому, чтобы Бог благоволил к Израилю и присутствовал среди него (Лев. 26:9-12).

Средства образования. В ветхозаветные времена существовало три основных средства или института детского и юношеского образования: родной дом и семья; община; официальные учебные заведения. Важно не забывать, что изображенный в Писании процесс образования является главным образом неформальным (в семье и общине), а не официальным обучением в образовательных учреждениях.

В еврейском обществе главным местом, где получали образование, была семья. Хотя в Ветхом Завете подчеркнута роль отца в качестве наставника, за воспитание детей несли ответственность оба родителя (Пр. 1:8; 6:20; 31:26). Поскольку древнеизраильское общество имело выраженную клановую структуру, родственники из расширенного семейного круга — дедушки и бабушки, тети и дяди, даже двоюродные, — также могли принимать участие в процессе домашнего образования. Программа «домашней школы» была одновременно религиозной и профессиональной, родители и другие члены семьи наставляли детей в «страхе Господнем» (Пр. 2:5) и передавали умения и навыки профессии — чаще всего отцовской.

Поскольку все израильтяне были пред лицом Яхве связаны между собой отношениями завета в качестве Божьего народа, религиозная община также играла важную роль в просвещении израильской молодежи. И опять же, предлагавшееся общиной воспитание было религиозным по своей природе и целям, принимая формы дидактических и исторических размышлений, нравственного наставления, усвоения знаков и символики, запоминания и катехизации, праздничных литургий и жертвоприношений, участия в обрядах и ознакомления с ролью священника. К конкретным примерам общинного воспитания относятся три главных паломнических праздника (опресноков, седмиц и кущей; Вт. 16:16; ср. Исх. 12:14-28), публичное чтение закона Моисеева раз в семь лет (Вт. 31:11-13), обряды обновления завета (Вт. 29 - 30; Нав. 23 - 24), ежегодные национальные праздники/посты, субботнее поклонение, поучительные исторические чтения, архитектура и убранство скинии/храма, система жертвоприношений, а также одеяние священников и их литургические действия.

Хотя в Ветхом Завете соответствующие сведения отсутствуют, по аналогии с известной практикой на остальном древнем Ближнем Востоке следует полагать, что и в древнем Израиле были официальные школы и учебные заведения. Подспудные намеки на такие специфические, организованные образовательные структуры рассеяны по всему Ветхому Завету, особенно, когда говорится о группе пророков, обращавшихся к Елисею (4 Цар. 2:3, 5; 6:1-2; ср. 1 Цар. 19:20), об учении о мудрости в Книге Притчей, о музыкальной школе при иерусалимском храме (ср. 1 Пар. 25:6-8), о должности мудреца или советника при израильских царях (ср. 3 Цар. 4:5-6; 12:6; Иер. 18:18).

Помимо официальных образовательных учреждений в Ветхом Завете упоминается и специальное обучение в разного рода организованных мастерских. Профессиональная и техническая подготовка к несению общественного (а особенно храмового и дворцового) служения велась в области военного дела, прикладных искусств и ремесел (кузнецы, кустари, ткачи, гончары), придворных обязанностей (писцы, историки, надзиратели), храмового служения (священники, левиты, привратники, казначеи, судьи) и домоводства (акушерки, кухарки, хлебопеки, парфюмеры).

Образование в период позднего иудаизма. Важными чертами развития системы образования в этот период являются повышение роли синагоги как религиозного и просветительского учреждения, возникновение школ писцов для переписывания, изучения и толкования иудейского Писания, а также основание школ или академий для изучения Торы под руководством знаменитых рабби или наставников. Тем не менее, касаясь развития системы образования в иудаизме, следует упомянуть три обстоятельства, имеющих важное богословское значение для Нового Завета и христианства.

Во-первых, в период оформления иудаизма (приблизительно от реформ Ездры до времени Маккавеев) встречаются свидетельства расширения религиозного содержания или программы иудейского образования. Эти новые материалы, отраженные в Мишне, аккумулируют устное предание, касающееся закона Моисеева. Мишна, дополненная анализом и комментариями, была в конце концов кодифицирована в Талмуде — окончательно записанном изложении этих ранних устных преданий. Талмуду в иудейских раввинистических школах придавалось такое же значение, как ветхозаветному Писанию. В частности, это привело к разногласиям между Иисусом и противостоявшими Ему священнослужителями, поскольку Он не признавал авторитет устного предания, порицая религию, которая пренебрегает Законом Божьим, держась предания человеческого (Мк. 7:1-9).

Во-вторых, акцент на исполнении закона и соблюдении Божьих заповедей в конце концов породил фарисейское законничество, в котором скрупулезно вычисляется даже десятина, причитающаяся с семян аниса и тмина (Мф. 23:23). К сожалению, преданность закону Божьему подменила собой преданность Богу, так что определенные иудейские круги забыли самую сущность Торы — суд, милость и веру. По иронии судьбы, последнее как раз и было желаемым результатом образования, если учесть повеление обучать детей «ходить путем Господним», которое первоначально получил Авраам (Быт. 18:19).

В-третьих, идея изучения Библии (и образования вообще) в качестве формы поклонения возникает именно в это время. Прецеденты для вдумчивого изучения в качестве формы поклонения можно обнаружить в Ветхом Завете, где псалмопевец отмечает, что для любящих дела Господни они «памятны» и «вожделенны» (Пс. 110:2-4).

Образование во времена Нового Завета. Большая часть новозаветных представлений об образовании просто взята из ветхозаветной и иудейской практики. Семья, например, — это основное поле деятельности для обучения, значительная роль отводится также Церкви в качестве расширенной семьи или сообщества верующих. Сходным образом, цель воспитания гармоничного человека, его сознания и характера перенята из ветхозаветной практики израильтян. Даже методика одновременного усвоения информации и раскрытия или развития врожденных талантов и способностей учащегося обнаруживает свои истоки в Ветхом Завете.

В Новом Завете внимание сосредоточено на воспитании цельного, гармоничного человека (ум, эмоции и воля), на обучении с опорой на личные взаимоотношения (т. е. отношения наставничества между учителем и учеником), на процессе одновременного усвоения знаний и поощрения учебы ввиду ее эвристической составляющей и на практических формах обучения. С богословской точки зрения, особое значение имеют стремление к воспитанию цельной личности (так, чтобы умственное знание применялось в личном поведении; Иак. 1:25; 1 Ин. 2:2-6), а также дела Духа Божьего по просвещению ученика, получающего наставление в вере (Ин. 16:5-15; 1 Ин. 2:26-27).

Учитель, пришедший от Бога. Согласно евангельскому повествованию, значительная часть общественного служения Иисуса состояла в поучении Его учеников, а также народа. Иисус был опознан и признан в качестве учителя (или рабби) Своими учениками, толпами народа и тогдашними религиозными руководителями иудеев, в том числе Никодимом, который обращался к Нему словами «Ты — Учитель, пришедший от Бога» (Ин. 3:2). И действительно, Иисус в нескольких случаях тоже называет Себя Учителем (Мк. 14:14; Ин. 13:13).

Евангелия неоднократно отмечают, что люди бывали удивлены и изумлены учением Иисуса (Мк. 1:22; 11:18; Лк. 4:32). Что же делало Иисуса Учителем с большой буквы? Конечно, то, что Он был воплощением Бога — единственным среди людей Сыном Человеческим. А потому подход, метод и программа, использованные Иисусом в Его учении, стали образцом для христианского образования.

Что касается подхода, то иногда инициатором поучений был Иисус (например, в истории с самарянкой в Ин. 4), но много раз ученик или ученики фактически требовали от Иисуса проповеди (Никодим в Ин. 3).

Иисус также обладал даром добиваться действенных результатов при обучении в неформальной обстановке (Мк. 12:35) или даже импровизированной, когда в этом возникала необходимость или под давлением обстоятельств (Мк. 9:33-37). Иисус не останавливался перед тем, чтобы скрывать истину от одних людей (от тех, кто не искал истины, и от тех, кто в своей гордости считал, что уже овладел ею) и открывать ее другим (Мф. 13:10-17).

Возможно, лучше всего метод, которым руководствовался Иисус в своих поучениях, передает слово разнообразие. Иисус умеет привлечь и удержать внимание обучаемого, будь то предметный урок или альтернативные речевые формы (притчи, риторические вопросы, личная беседа и публичный диспут). Его знание человеческой природы и поведения, Его чуткость к человеческим нуждам позволяют Ему найти общий язык и точки соприкосновения со слушателями.

И наконец, Иисус удивлял слушателей тем, что поучал как имеющий власть. Он не просто был настойчив, убедителен и энергичен в Своих высказываниях; само содержание Его учения основывалось на смысле ветхозаветного Писания — на слове Бога. Крайне существенно было и то, что Он прекрасно знал, о чем говорит, и сам досконально в этом разбирался; Его жизнь отражала Его учение — к великой досаде противостоящих Ему лицемеров.

Поучения апостолов. Религиозное образование и наставление в христианской вере в Новом Завете служит еще одной важной цели: разоблачению ложных учителей и их губительного учения. Знакомство со здравым библейским учением предохраняет каждого христианина и христианскую церковь (церкви) от обольщения «чуждыми учениями» (Еф. 4:14; 2 Фес. 2:15; Евр. 13:9). Кроме того, проповедь апостольского учения одновременно воспитывает в христианах умение распознавать лжеучителей и их ложь (1 Тим. 1:3-7) и удостоверяет истинность христианской вести (1 Пет. 5:12; 1 Тим. 6:1-5). И это настолько значительно, что Павел напоминает Титу: здравое слово посрамит противников христианства в силу того, что Божье учение украшается образом жизни «оказывающих всю добрую верность» — верующих во Христа, укрепленных в благочестии (Тит. 2:6-10).

Катехизация. Познание и учение, наряду с пророчествами и откровениями, указаны в качестве таких дел, которые оказываются наиболее благоприятными для строительства Церкви (1 Кор. 14:6, 12). Поучения сделались составной частью апостольской миссии, когда Иисус повелел Своим ученикам нести народам весть о Царстве Божьем (Мф. 28:20). Сначала такое обучение состояло из систематических наставлений в апостольском учении (может быть, даже неформальных — ср. Деян. 2:42), а также публичного чтения и изучения Писания в совместном поклонении (1 Тим. 4:13). В более поздней практике ранней Церкви катехизация и устное наставление в христианском учении сделались необходимой прелюдией к крещению. Только благодаря здравому учению люди способны познать истину и избежать сети дьявола (2 Тим. 2:24-26).

Поскольку учение было крайне существенно для христианской веры, жизни и роста, Христос дал Своей Церкви духовные дары, в том числе должности пастыря и учителя (Еф. 4:11) и дарование учить других (Рим. 12:7; 1 Кор. 14:6, 26). Учителя почитались в Церкви как руководители — наравне с апостолами и пророками — с самых первых дней ее истории (ср. Деян. 13:1). Кроме того, одним из требований Церкви к кандидатам на должности епископа и пресвитера было умение обучать (1 Тим. 3:2; 2 Тим. 2:24; Тит. 2:9). Основной целью христианского обучения, по словам Павла, выступало благочестие — учение вело к совершенству во Христе (Кол. 1:28). Из Нового Завета мы можем извлечь для себя несколько важных педагогических и богословских уроков, полезных для применения в современном христианском образовании. Во-первых, образование стремится к гармоничному развитию человека — воспитанию его ума и тела, чувств и воли. Во-вторых, в Новом Завете образование понимается как процесс одновременно внедрения (передача информации ученику) и извлечения (ответы ученика и его самораскрытие). В-третьих, эффективное обучение основано на взаимоотношениях наставничества (отметим Иисуса с Его учениками или апостолов, наставляющих людей в следовании за Христом). В-четвертых, содержание учения Христа и апостолов было по сути этическим; бытие или характер и дела или практика состоят в жизненно важной связи со знанием.

И наконец,библейское образование есть наставление в образе жизни. По этой причине апостол Павел напоминает своему ученику Тимофею: «Ты последовал мне в учении, житии... пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная, кем ты научен» (2 Тим. 3:10,14). Библейское учение есть не просто образ жизни — это сама жизнь!

Эндрю Э. Хилл

Литература: J. Adelson, ed., Handbook of Adolescent Psychology, W. Barclay, Educational Ideals in the Ancient World; S.Benko and J. J. ORourke, eds., The Catacombs and the Colosseum; S.F.Bonner, Education in Ancient Rome from the Elder Cato to the Younger Pliny, W. Brueggemann, The Creative Word: Canon as Model for Biblical Education; R.P.Chadwick, Teaching and Learning; M.L.Clarke, Higher Education in the Ancient World; N.Drazin, History of Jewish Education from 515 B.C.E. to 220 C.E. J.Elias, ed., Psychology and Religious Educa tion T.H.Groome, Christian Religious Education, M.Harau, VTSup 40 (1988): 81-95; ISBE, 2:21-27; S.N.Kramer, The Sumerians, H.I.Marrou, A History of Education in Antiquity, F. Mayer, A History of Educational Thought, G.F.Moore, Judaism, I.A.Muirhead, Education in the New Testament, R. N. Whybray, The Intellectual Tradition in the Old Testament, M.Wilson, Our Father Abraham, R.Zuck, Teaching as Jesus Taught.