ОСВЯЩЕНИЕ

(SANCTIFICATION)

Родовым значением слова sanctification («освящение») является «состояние надлежащего действия». Освятить кого-то или что-то означает направить это существо или вещь на нужды, предусмотренные при его или ее создании. Ручка «освящается», когда используется для письма. Очки «освящаются», когда используются для улучшения зрения. В богословском смысле, существа освящаются, когда они задействованы в соответствии с предусмотренным Богом замыслом. Люди, следовательно, освящаются, когда живут согласно замыслу и воле Божьей.

Греческое слово, переводимое как «освящение» (hagia.sm.os), указывает на «святость». Освятить, таким образом, означает «сделать святым». В некотором смысле свят один только Бог (Ис. 6:3). Бог отделен, обособлен, Он — иной. Никакой человек и никакая другая сущность не разделяют с Ним святость Его природы. Существует только один Бог. Однако Писание говорит о святых сущностях. Более того, Бог призывает людей быть святыми — святыми, как Он свят (Лев. 11:44; Мф. 5:48; 1 Пет. 1:15-16). Еще одно слово, связанное со святостью — hagios («святой», то есть освятившийся). Противоположное понятие выражается словом несвященное (Лев. 10:10).

Время от времени люди получают повеление освящаться. Например, Бог повелел израильскому народу через Моисея: «освяти Мне каждого первенца» (Исх. 13:2). Устами Петра Бог говорит: «Господа Бога святите в сердцах ваших» (1 Пет. 3:15). Господа святят, содержательно отвечая на хулу неверующих, всей своей доброй совестью и жизнью в вере. Бог призывает верующих обособиться ради того, что предусмотрено для них. «Освящаться», следовательно, тождественно тому, чтобы «чтить и благоговеть» (Ис. 29:23). Когда Бога не святят, это приводит к серьезным последствиям (Чис. 20:12).

Люди в конечном счете не способны сами освятить себя. Освящает триединый Бог. Отец освящает (1 Кор. 1:30) Духом (1 Пет. 1:2; 2 Фес. 2:13) во имя Христа (1 Кор. 6:11). Однако вера христиан не просто пассивна. Павел призывает к действенности веры и послушания, говоря, «итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божьем» (2 Кор. 7:1). Никто не может рассчитывать на Божью благодать в освящении. Петр напоминает верующим о необходимости прилагать старания, чтобы сделать твердым свое звание и избрание (2 Пет. 1:10).

Человек или вещь могут быть освящены в двух аспектах — согласно замыслу Бога при творении или согласно намерениям Бога об искуплении. Все, освященное в первом аспекте, используется Богом во втором аспекте. Но не все, что Бог использует во втором аспекте, освящено в первом аспекте.

Освящение согласно замыслу Бога при творении. Бог создал мир и человеческих существ совершенными (то есть освященными). Все и вся пребывало в безукоризненности, пока Адам и Ева не поверили в ложь сатаны. Грехопадение повергло человечество и весь мир в ущербное состояние (Быт. 3:14-19). Но грехопадение не исказило мир настолько, чтобы полностью опровергнуть изначальную цель и замысел Бога. Падший человек — по-прежнему носитель образа Божьего (Иак. 3:9-10). Падшее творение по-прежнему свидетельствует о существовании Бога и о всех Его атрибутах (Пс. 18:2-7; Рим. 1:20). Однако и человечество, и творение, каждое в своем измерении, являются извращенными, надломленными, испорченными, падшими, ущербными, «неосвященными».

Оторванное от совершенства состояние творения является напоминанием о том, что Божий замысел о его полном освящении был нарушен из-за греха. Зло — это утрата того добра, которое предусмотрено Богом для задуманного Им творения. Тварь стенает, ожидая своего освящения, когда все будет расставлено по своим местам (Рим. 8:21-22; Отк. 20 - 21).

Человеческие существа, созданные по образу Божьему, были вершиной и средоточием Его творения. Освящение человеческих существ, следовательно, выступает высшей целью дел Божьих во вселенной. Бог прямо объявил, что такова Его воля (1 Фес. 4:3). Он хочет, чтобы люди были подобны Ему так, как никакая другая сотворенная сущность. Человек подобен Богу в своем владычестве над творением и распоряжении им (Быт. 1:26-31). Однако эта роль человека основывается на фундаментально более важной черте его сходства с Богом — на нравственной сущности. Благодаря данной Богом человеку автономии в его выборе (то есть благодаря вере), человек может уповать на Бога в том, что Его нравственные свойства (передаваемые атрибуты) проявятся и у него.

Неосвященное состояние падшего человечества объясняется не просто недостатком усилий или отсутствием правильных побуждений. Оно связано с внутренним, структурным изъяном. Когда Адам согрешил, он и весь род его лишились того, что позволяло им действовать согласно их предназначению — присутствия с ними Бога. Освященность Адама и Евы до грехопадения не объяснялась их собственными способностями. Благодаря постоянному присутствию Бога с ними и в них у них проявлялись Его атрибуты. Освящение всегда требует присутствия Бога. Присутствие Бога — это нечто большее, нежели Его «нахождение здесь», которое было бы простым следствием Его вездесущности. Это динамическое присутствие, производящее плод, источником для которого может быть один только Бог. Присутствие Бога с нами и в нас не есть Его способ приблизиться к нам в ощущениях. Это реальность богословская, а не переживаемая непосредственно; она «ощущается» верою, а не чувствами.

Люди «лишены славы Божией» (Рим. 3:23), потому что они лишены присутствия Бога, в котором и возникает слава. «Слава» — это всегда проявление атрибутов Бога в результате присутствия Бога. Присутствие Бога стало существенно недостающим фактором в состоянии Адама и Евы после грехопадения. Бог воззвал к укрывавшемуся человеку: «Где ты?» (Быт. 3:9). Бог не требовал известия об этом. Бог объяснял падшему человечеству, что Его присутствие отныне для него утрачено.

Бог искал Адама и Еву, показывая, что Им будет совершено восстановление изначального замысла. Освящение, таким образом, является действием Бога исключительно по Его благодати (Лев. 21:8; Иез. 20:12; Иуд. 1:1; Евр. 2:11). Действенное нравственное подобие Богу, утраченное при грехопадении, восстанавливается благодаря Божьему искуплению в Христе (Еф. 4:23-24; Кол. 3:9-10). Люди «становятся освященными» через свершения Христа. Кровь Иисуса Христа освящает (Евр. 13:12), потому что Его совершенное ради нас искупление отменило все нарушающие святость, равно как и юридические (в смысле вины) последствия греха. Люди сейчас последовательно освящаются через веру в Христа и благодаря пребывающему с ними Духу (2 Кор. 3:18), ожидая полного освящения при воскресении. Верующие как в прежнем, так и в новом завете освящаются одним и тем же способом — по благодати через веру.

Освящение согласно намерениям Бога об искуплении. В дополнение к предопределению цели творения (человеческие существа, действующие в соответствующей совершенной обстановке), Бог также предусмотрел средства для достижения этой цели. Он не только хочет сделать вселенную, а в особенности человеческие существа, освященными. Он также использует освященные (особые) средства для этих нужд.

Бог призывает особых людей в особое время для выполнения конкретной роли в Его замысле искупления. Бог использует для Своих нужд всех людей, даже тех, кто отвергает Его (Рим. 9:21-22). Например, Бог использовал фараона, хотя тот и не отпускал израильтян (Рим. 9:17). Точно так же Бог использовал Кира, языческого правителя, чтобы наказать Израиль (Ис. 45:1). Писание, однако, по большей части посвящено истории того, как Бог распоряжается усердными «сосудами». Он обособляет некоторых людей, чтобы они стали царями, священниками или пророками. Бог освятил Иеремию для пророческого служения еще до его рождения (Иер. 1:5). Святой Дух «отделил» Павла и Варнаву от собравшейся церкви для миссионерского служения (Деян. 13:2). Каждый верующий имеет «призвание» или род занятий, в зависимости от своего «дара». Точно так же, как каждый израильтянин играл свою роль в общественной жизни при прежнем завете, так и Церковь действует через служение отдельных людей, призванных и получивших свои дары. Каждый человек имеет свой дар. Значительность служения может быть у разных людей разной. Однако каждый освящает свое призвание благодаря своей верности.

Конечно, человек может к своему несчастью перепутать Божье призвание «быть искупленным» и Божье призвание «быть орудием искупления». Первое является предпосылкой для второго. Второе же не может заменить первое. Многие израильтяне были не освящены лично, так как они полагали, будто бы их призвание быть народом искупления гарантирует им освящающую благодать Бога. Они пренебрегали Словом Божьим, им не хватало веры (Евр. 4:2), и они стали гордиться своими достижениями. Свои самые суровые слова Иисус обратил на неосвященных фарисеев (Мф. 23). Бог осудил Израиль как народ, лишив его роли Божьего орудия для передачи благословения миру (Мф. 21:43) — но лишь на время. Бог непреложно решил исполнить все Свои обетования по отношению к Своему орудию искупления (Рим. 11:25-29). Бог, тем не менее, использует Израиль и в качестве непокорного народа. Из остатка внутри этнического Израиля Бог построил Свою Церковь. Павел обращается к часто возникающему вопросу «Может ли избранный (то есть освященный) народ быть погибшим?» (Рим. 9 - 11). Павел напоминает своим еврейским слушателям, что Бог, когда избрал Израиль в качестве Своего орудия искупления (Быт. 12:1-3), не гарантировал искупление для каждого израильтянина. Павел также предостерегает нееврейских верующих, получивших в качестве средства искупления (как Церковь) равное благословение, чтобы они не спутали привилегию с обязанностью, говоря им: «не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей (Израиля), то смотри, пощадит ли и тебя» (Рим. 11:20-21).

Иисус Христос: освящающий нас и образец освящения. Не имеющим себе равных средством освящающей благодати Божьей выступает Иисус Христос: «освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» (Евр. 10:10). Христос может освящать нас, потому что Он Сам был освящен через страдание (Евр. 2:10-11). Во-первых, Иисус Христос был единственным человеческим существом после грехопадения, жизнь Которого была освящена в своей неотступности и совершенстве. Он был без греха, следовательно, без какой-либо вины и без каких-либо нарушений святости. Он был освящен с момента Своего зачатия (Мф. 1:18-20; Лк. 1:35). Он по праву назывался «Святым Божиим» (Мк. 1:24), Которого освятил Отец (Ин. 10:36). В Своей сущности, следовательно, Иисус Христос был нравственно освящен. Во-вторых, Он был освящен в служении. Христос делал то, что призвал Его делать Отец (Ин. 5:19, 30, 36; 6:38; 8:28-29; 12:49). В должное время Он осуществил Свое предназначение к служению, и продолжает исполнять Свое нравственное предназначение. Он освящает Себя, исполняя Свое уникальное призвание в качестве Мессии (Ин. 17:19), открывшись через Свое воскресение Сыном Божьим (Рим. 1:4). Иисус Христос, следовательно — это образец человеческого существа, как в смысле нравственного освящения, так и в смысле освящении в служении (Флп. 2:5-11).

Точно так же, как всякое прощение греха было временным, до завершения служения Мессии, временным было и всякое освящение (Евр. 9:13-14; 10:10-12). Воплощение Христа оказалось единственно возможным средством для освящения человечества, поскольку требовалось, чтобы Освящающий и Сам тоже принадлежал к человечеству (Евр. 2:11). Принесение Себя Христом в жертву Богу привело к исчерпывающему освящению всех людей (Евр. 10:10, 14, 29; 13:12). Кроме того, возвращение Христа ознаменует начало преображения неба и земли (2 Пет. 3:10-13).

Все, что предвосхищало свершения Христа, было, в искупительном аспекте, святым. Какая-либо сущность не обязательно должна быть святой по своей природе, чтобы послужить цели освящения. Хотя Бог указывал Своему народу подбирать для жертвоприношения животных «без порока», это было технически неосуществимо. Только беспорочный Агнец Божий мог освятить мир. Тем не менее овны, тельцы и козлы, используемые в ритуальных ветхозаветных жертвоприношениях, были освящены, так как выступали прототипами единократного принесения жертвы за грехи многих. В Иисусе исполнились ветхозаветные служения пророка, священника и царя. Однако многие из таковых не причислены к верным Божьим. Всякая сущность делается святой через ее надлежащее использование. Пафос Нового Завета состоит в том, что в искупительном аспекте освящено может быть все. Когда верующий славит Бога, благодаря Бога за все (1 Кор. 10:31; 1 Фес. 5:18), он тем самым освящает все. Ничто из сотворенного Богом не может быть нечистым само по себе. Нечистым его делает неправильное применение.

Бог, однако, предопределил особые средства, с помощью которых Церковь отделяет Христа. Например, участие в новозаветной «Трапезе Господней» освящает верующих. В отрыве от того, что свершил Христос, употребление хлеба и вина было бы заурядным делом. Бог освящает причащающихся благодаря их верности заповеди Господней вспоминать об искупительных свершениях Христа. Люди могут так осквернить Вечерю Господню, что будут есть и пить Божье осуждение себе (1 Кор. 11:27-32).

В прежнем завете поклонение Богу совершалось в предвосхищение Христа. Израиль всегда помнил о «святилище» (hagion) — месте, где обитает Бог и которое Он любит (Мал. 2:11 {синод. «Иуда... любил»}). Во время Вавилонского плена народ был отлучен от святилища и тем самым лишен этого залога спасительных Божьих благословений. Оно являлось географическим и духовным центром жизни Израиля.

Материалы, использованные для земной скинии, были «освящены» благодаря своему назначению. Бог установил жесткие правила об устройстве скинии (Исх. 25 - 40) и ритуалах в ней (Левит). Все относящееся к скинии и храму было святым: одежды (Исх. 28:2), миро для помазания (Исх. 30:25), диадима (Исх. 39:30), льняный хитон (Лев. 16:4), собрания народа (Лев. 23:2), вода (Чис. 5:17), сосуды (Чис. 31:6), вещи (3 Цар. 8:4), ковчег (2 Пар. 35:3), дни (Неем. 8:11) и само место (Исх. 28:29; 3 Цар. 6:16). Эти объекты и ритуалы имели прототипическое значение. Хотя каждую типологическую характеристику невозможно выявить с абсолютной точностью, Писание свидетельствует, что скиниия и храм, а также совершающиеся в них священнические службы были прообразами Христа (Евр. 8:5; 9:23).

Ветхозаветные святилища были лишь временными. Истребить грех мог только Христос, Который «навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10:14). Священнописатель Послания к евреям противопоставляет земную скинию Израиля скинии небесной. Именно в небесное святилище вошел Христос и открыл его для всех, кто пришел к Богу через Него (Евр. 8:1-6; 9:23-26; 10:19-22).

Прежний и новый завет связаны через Христа. Например, следовало сохранять «святость» субботы и других назначенных дней (Быт. 2:3; Исх. 20:11; Чис. 29:1). Христос — это субботний покой для верующих (Евр. 4:1-11). Благодаря освящающему служению Христа любой другой день может быть равным образом прожит во славу Божью. Даже в случае, когда верующие расходятся в этом вопросе, Павел призывает их проводить каждый день для Господа (Рим. 14:5-12), ибо это есть «тело», анетень (Кол. 2:16-17). Имя Божье надлежит святить (Пс. 102:1; Ис. 29:23). Мы освящаем имя Божье, когда поклоняемся Ему должным образом. Христиане — «освященные во Христе Иисусе, призванные святые» (1 Кор. 1:2). Иисус учил нас молиться «Отче наш... да святится имя Твое» (Мф. 6:9). Молясь во имя Иисуса, мы освящаем свои молитвы (Ин. 15:16).

Ключевые концепции. Обычный modus operandi Бога — освящать заурядное ради Своего искупительного замысла, а не использовать совершенные небесные сущности (1 Кор. 1:26-31). Бог освящает обычные кожаные одежды, чтобы прикрыть наготу Адама и Евы (Быт. 3:21). Он освящает обычного человека, Аврама из Ура, чтобы создать великий народ (Быт. 12:1-7). Он освящает обычный куст в Синайской пустыне, чтобы поручить Моисею вывести Израиль из рабства. Моисей стоит на «земле святой» (Исх. 3:5) и на «святой горе» (Иез. 28:14). Бог делает Иерусалим «святым городом» (Неем. 11:1; Ис. 48:2). Бог чудесным образом освящает чрево обычной девушки для воплощения Своего Сына. Господь пребывает с нею (Лк. 1:28). Иисус освящает мир Своим присутствием, обитая с нами во славе (Ин. 1:14). Бог действует благодатью. Только на Него можно уповать.

Божий закон свят (Рим. 7:12). Христос освятил Божий закон, исполняя его (Мф. 5:17). Это означает, что Христос исполнил ритуальные требования Закона, став осуществлением всего того, что ранее предвосхищалось, и исполнил нравственные императивы Закона в Своей совершенной жизни, согласной с его установлениями. «Закон Христов» (Гал. 6:2) является синонимом для тех нравственных требований, которые Бог предъявляет ко всему человечеству. Мы освящаем Божий закон, подчиняясь ему. Такое послушание не противоречит вере. Это не есть освящение делами. Библейская вера — это вера действующая (Иак. 2). В Новом Завете содержится множество заповедей и повелений — то есть законов. Бог радуется, когда верующие совершают «добрые дела», для которых Он и предназначил их изначально (Еф. 2:10). Вполне понятно, почему кое-кто принижает или даже отрицает какое бы то ни было современное значение «дел» для освящения верующих. Они апеллируют к таким цитатам как «вы не под законом, но под благодатью» (Рим. 6:14). Они правы, что «Закон» не есть движущая сила освящения (Евр. 7:18-19). Но Закон никогда и не предназначался для этой цели (Гал. 3:21). Он был дан для того, чтобы показать неверующим, как далеко они отступили от изначального замысла. Назначение Закона было евангелическим (Гал. 3:24). Его назначение для верующих, однако, состоит в том, чтобы направить их туда, куда их ведет благодать. Прежний завет предвосхищал более полное применение Закона. Бог сказал ветхозаветному Израилю, что установит с израильтянами новый завет, в котором вложит Свой закон во внутренность их и напишет его на их сердцах (Иер. 31:33; Евр. 8:10; см. Иез. 36:27). Иисус, однако, говорит о продлении освящающей функции нравственного закона, который никогда не будет отменен (Мф. 5:17-20).

Законничество мешает освящению, доводя библейское учение о Законе до противоположной крайности. Говоря вкратце, законничество подменяет благодать законом, веру — свершениями. Фарисеи следовали Закону, предварительно подправив его значение и правила применения. Однако они не пришли к Христу (Ин. 5:39). Иудействующие, сначала следовавшие за Павлом, проповедовали «иное благовествование» законничества. Павел недвусмысленно осудил их (Гал. 1:6-9; 2:16; 3:11). Законничество может проявляться в том, что человек подчиняется закону, чтобы снискать себе славу от других, а не от Бога (Ин. 5:44). Сходным образом, утверждения о том, что для прощения неизбытой вины требуется больше «дел» или больше «покаяния» — это законничество, маскирующееся под смирение.

Освящение — это воплощение оправдания. По самой своей природе оправдание не может быть постепенно нарастающим. Это объявление Богом праведности человека. Суть оправдания — избавление от вины, связанной с грехом. Поскольку все духовные благословения, в том числе оправдание и освящение, принадлежат христианину с той минуты, когда он «во Христе» (Еф. 1:3), освящение в каком-то смысле является полным и окончательным (Деян. 20:32; 26:18; 1 Кор. 6:11). И все же, в отличие от оправдания, освящение также продолжается — до тех пор, пока не завершится при возвращении Христа. Потому что только тогда мы будем подобны Ему (1 Ин. 3:2) — окончательно станем совершенными. Освящение, следовательно, имеет стадии начала, нарастания и завершения. Нынешнее состояние верующих — это стадия нарастания (2 Кор. 3:18, продолженное значение формы настоящего времени «преображаемся»), в которой дети Божьи живут согласно начальному освящению, не упуская из виду цель окончательного освящения. Освященная жизнь торжествует (Рим. 8:37), хотя протекает в борьбе с искушениями и в страданиях. В главах Отк. 2 - 3 Бог обещает дать «побеждающему» все, что было утрачено из-за грехопадения (Отк. 2:7,11,17, 26; 3:5, 12). При освящении для верующего просто осуществляются следствия из его оправдания.

Святой Дух — движущая сила освящения. Иисус сказал, что Он должен уйти, поэтому с верующими пребудет Святой Дух (Ин. 14:16-20). Святым Дух назван не потому, что Он более свят, нежели Отец и Сын, а потому, что освящение является Его особым служением в процессе спасения (1 Пет. 1:2; Рим. 15:16; 1 Фес. 4:3-4; 2 Фес. 2:13). Дух, Которым Слово Божье богодухновенно, ныне применяет его для освящения. Так, Иисус молится о Своих: «освяти их истиною» (Ин. 17:17). Святой Дух — это Дух истины (Ин. 16:13). Благословение нового завета — это присутствие Святого Духа (Иез. 36:27; Гал. 3:14).

Святой Дух — это не только восстановление присутствия Бога в верующих; Он также укрепляет верующих для церковного и мирского служения. Как плод Духа представляет собой воспроизведение Божьего характера в верующих (Гал. 5:22-23), так дары Духа (Рим. 12:4-6; 1 Кор. 12; 14) представляют собой средства, с помощью которых верующие служат ближним своим.

Хотя Бог освящает по благодати, люди ответственны за то, чтобы воспринимать Божью благодать верою. Вера служит главным средством для освящающей благодати. Библия указывает, что в распоряжении верующих есть и другие средства для того, чтобы поддерживать прямую веру — Слово, молитва, Церковь и провидение. Слово раскрывает волю Божью (Ин. 17:17). Молитва позволяет верующим прилагать свою веру к каждому аспекту жизни. Церковь — это тот контекст, в котором происходит взаимное служение. Провидение — это Божий надзор за каждой деталью жизни, так чтобы у верующих всегда был способ возрастать в благодати. В изобилии или в нужде (Флп. 4:11), с уверенностью в успехе или без нее (Есф. 4:11 - 5:3), народ Божий способен освящать любую ситуацию, зная, что Бог допустил ее и присутствует в ней. В случае искушения верующий знает, что для него всегда найдется выход, подсказанный освящающей верою (1 Кор. 10:13). Когда Бог наказывает Своих детей, это делается для их же пользы, чтобы они могли «иметь участие в святости Его» (Евр. 12:10).

Богу не угодны жертвы, которые не приносятся верою (Пс. 39:7; Евр. 10:5-7). С другой стороны, человек освящается, принося Богу жертвы, которые предписаны Им (1 Цар. 16:5; Иов. 1:5). На языке Нового Завета мы предоставляем себя «в жертву живую» (Рим. 12:1). Согласно прежнему завету, жертвы обычно закалывались. Однако в новом завете верующий умирает с Христом, чтобы жить новою святою жизнью в силе воскресения Христова и участия в Его страданиях (Рим. 6:1-11; Гал. 2:20; Флп. 3:8-10).

Верующий возрастает в святости, живя согласно своему новому образу. До того, как быть «во Христе», верующий был «в Адаме» (Рим. 5:12-21). Быть «в Адаме» — означает быть духовно мертвым. Эта смерть подразумевает «отчуждение», а не «уничтожение». Духовно мертвый человек отделен от Бога, Который есть Жизнь и один только и может сделать его «угодным Богу». Будучи отделен от Бога, неверующий вступает в тесное взаимодействие с тремя родственными, препятствующими освящению сущностями — с миром, плотью и диаволом. «Мир» предлагает прельщения, на которые с готовностью откликается «плоть», и в итоге у человека оказывается перевернутое вверх ногами мировоззрение, в котором поклоняются твари вместо Творца (Рим. 1:23-25). То, что при этом происходит, «диавол» — сатана, оболгавший и оклеветавший Бога, а также те, кто ему подвластен, одобряют от всего сердца.

Уверовавший в благую весть начинает пребывать «во Христе», и тогда все становится новым (2 Кор. 5:17). Писание называет все то, что представлял собой «новый» верующий, когда еще не был во Христе, «ветхим человеком». Этот образ исчезает через соединение верою с Христом в Его смерти. Образ нового человека характеризуется соединением верою с Христом в Его воскресении, так чтобы мы могли приносить «плод Богу» (Рим. 7:4; ср. Рим. 6:1-11; Кол. 3:1-4). Формально говоря, преображение верою происходит немедленно, но не обязательно сразу же приводит к изменению образа мыслей и поведения. Мир, плоть и диавол по-прежнему действуют своим обычным коварным образом, но сила каждого из них уже подорвана (Рим. 6:6; Евр. 2:14) для тех, кто живет верою в соответствии со своим новым образом. Вера предполагает покаяние — выявление и отвержение всего, что составляло «ветхого человека». Вера предполагает также упование — жизнь в свете всего того, что характеризует «нового человека», даже если это противоречит прежним представлениям. Все это делается в надежде, в предвосхищающей вере — в уверенности, что Бог осуществит Свой замысел об освящении до конца. Когда Христос вернется, чтобы закончить Свои свершения, Он преобразит мир, воскресит верующих и изгонит сатану навеки.

Чистота сексуальной жизни — часто упоминаемая в Писании черта правильно поступающего освященного человека (1 Кор. 6:18-20; 1 Фес. 4:3-8). Это объясняется, в частности, тем, что брачные отношения представляют собой наиболее информативный контекст для понимания освящающего замысла Христа относительно Церкви (Еф. 5:25-30). Тела верующих освящаются благодаря такому контролю над ними, который способствует исполнению замысла Божьего (Рим. 6:19, 22; 12:1-2; 1 Фес. 4:4).

Освящение имеет негативную и позитивную форму. В негативной формулировке освящение есть просто отрицание греха или очищение от него (Ис. 66:17; 1 Кор. 6:11; Еф. 5:26; Тит. 3:5-6; Евр. 9:13). Сосуды для омовения в святилище Божьем давали возможность ритуально очиститься тем, кто приносил жертвы Богу. Христос очистил грешников однажды и навсегда. Верующие свидетельствуют об этом своей самоотверженной жизнью (Мф. 16:24). Библейское самоотвержение не есть аскетизм, то есть воздержание от удовольствия или причинение себе боли в качестве «органического» средства духовного роста. Оно сводится к тому, чтобы Божье первенствовало над человеческим. Верующие не отрицают и не порицают естественные человеческие желания. Однако их желания должны постоянно оцениваться и выстраиваться по своей очередности в соответствии с замыслом Божьим (Мф. 6:33).

В своей позитивной формулировке освящение — это возрастание верующего в праведности его мыслей и поступков. Добрые дела (Еф. 2:10), святость в поступках (1 Пет. 1:15), подражание Христу (1 Пет. 2:21), исполнение требований Закона (Рим. 8:4) — все это свидетельства произошедшего освящения. Христиане стремятся верою достигнуть Божьих обетований (Флп. 3:12), подвизаясь присутствующей в них силою Божьей (Кол. 1:29).

Духовный опыт входит через дверь разума. Вера должна приходить своим путем. Бог преображает верующих, обновляя их ум, приверженный прежде мирским взглядам и мирскому образу жизни (Рим. 12:2). Слово Божье делает нас мудрыми (2 Тим. 3:15), поскольку «вера — от слышания, а слышание — от слова Божия» (Рим. 10:17). В нас «должны быть те же чувствования, какие и во Христе» (Флп. 2:5), с помощью которых мы «пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10:5).

Результат освящения — слава, проявление присутствия Бога. Слава символизируется огнем, который не опаляет (Исх. 3:3), столпом огненным и облачным, покрывающим скинию (Исх. 13:22), огнем и сильными сотрясениями горы Синай во время передачи Закона (Исх. 19:18) и тем великолепием, которое будет сопровождать возвращение Христа на землю (Отк. 19). Освящающее присутствие Бога с Его народом выражается в проявлениях славы Его нравственных атрибутов. Слава нового завета превосходит славу прежнего (2 Кор. 3). Дух Святой занимает в новом завете то место, которое в прежнем завете занимал Господь (2 Кор. 3:17). Он последовательно преображает верующих в подобие Божье от славы в славу (2 Кор. 3:18). Итак, притом, что освящение полностью и окончательно совершается во Христе, и все те, кто во Христе, безусловно освящены, христиане все дальше и дальше освящаются через служение Духа.

Новый Завет требует нравственного, а не ритуального освящения. Искупительные свершения Христа покончили с ритуальными прототипами израильского культа. В Мф. 23:19 Иисус упоминает жертвенник храма в связи с той традицией, которую Он пришел изменить.

Освященный верующий имеет уверенность, что он — Христов. Призыв освящаться напоминает христианам, что они не могут просто так рассчитывать на оправдание. Те, кто привержен вере, должны «стараться» ради своего освящения (Евр. 12:14). Бог осудит каждого, претендующего на единство с Христом, но не стремившегося деятельно к освящению (Мф. 7:21-23). Иоанн основывает свою уверенность на вере, неотступной в освящении (1 Ин. 2:3-6; 5:2-4). Хотя освящение в этой жизни недостижимо (1 Ин. 1:8-10), это отнюдь не есть некое необязательное приложение к оправданию.

Брэдфорд А. Муллен

См. также: ЭТИКА; ДУХОВНОСТЬ; СОЮЗ СО ХРИСТОМ.

Литература: D. L.Alexander, ed., Christian Spirituality, J. S. Baxter, Christian Holiness: Restudied and Resta ted G. C. Berkouwer, Faith and Sanctification; M.E. Dieter, et al., Five Views of Sanctification; S.B.Ferguson, Know Your Christian Life: A Theological Introduction; D.C.Needham, Birthright: Christian, Do You Know Who You Are?; J. I. Packer, Keep in Step with the Spirit; W.T.Purkiser, et al., Exploring Christian Holiness.