ОТРАДА

ВРЕМЕНА ОТРАДЫ

(REFRESHING, TIMES OF)

Ужас и изумление толпы в храме при виде хромого нищего, исцеленного во имя Иисуса Христа из Назарета (Деян. 3:10-11), побудили Петра произнести проповедь из двух частей, в которой он указал в качестве источника чудесной силы Иисуса (Деян. 3:12-16) и подтвердил, что люди, убившие Божиего Мессию, действовали по неведению (Деян. 3:17-26). Во вторую часть проповеди вошло предложение слушателям покаяться и обратиться к Богу, чтобы загладились их грехи и чтобы от лица Господа пришли времена отрады.

На связь между покаянием и прощением грехов указано также в первой проповеди Петра (Деян. 2:38), однако здесь соответствующим обетованием является дар Святого Духа (Деян. 2:38). То, что времена отрады (во множественном числе, kairoi апарsyxeds) включают в себя дар Святого Духа и имеют при этом более общий эсхатологический смысл, подразумевается в дополнительном указании Петра на то, что Мессия вернется только тогда, когда наступят эти времена (Деян. 3:20). Однако их отличие от событий второго пришествия явствует из дальнейших слов Петра о том, что это времена «совершения всего» (chronoi apokatastaseds, Деян. 3:21). Хотя выражение «времена отрады» встречается в Новом Завете только в этом месте, существительное «времена» (kairoi) употребляется Иисусом вместе со словом сроки/даты (chronoi) в Деян. 1:7 при указании на особый аспект владычества Его Отца в связи с вопросом о восстановлении царства Израилю и с обязанностью учеников свидетельствовать для всех народов силою Святого Духа. Исходя из корневого значения слова отрада (освежение ветром, дуновением прохлады) и соотнося его с производным значением «укрепления, придания сил», данное выражение можно тогда истолковать как век окончательного спасения, который наступит в итоге покаяния и прощения грехов. Этот век, с его потенциалом перемен и обновления, рассматривается, таким образом, как время исполнения пророческих обетований о том, что произойдет, когда люди предстанут перед лицом Бога, и как предвосхищение того окончательного момента, когда Бог все соделает новым.

Герберт Л. Шварц

См. также: ВЕК; ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ; ОБНОВЛЕНИЕ; ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТА.