ОТСТУПНИЧЕСТВО
(APOSTASY)
Евр. mesUbd; греч. parapipto, aphistemi, apostasia. Отпадение от веры, непростительный бунт против Бога и Его истины. Грех отступничества влечет за собой отход от христианского учения и христианского поведения. Будучи участником завета вследствие первичного принятия вероисповедания (пассивного восприятия в случае крещения во младенчестве), отступник подвергает себя проклятию и гневу Бога как нарушитель завета, обрекая себя на окончательное и бесповоротное осуждение. Вероотступники поэтому числятся среди отверженных. Со времени воскресения Христа нет разницы между хулой на Христа и хулой на Святого Духа (ср. Мф. 12:31-32; Евр. 6:4-6; 10:26-29; 1 Ин. 5:16-17). Дж. К. Беркауэр комментирует: «Мы должны подчеркнуть глубочайшую серьезность библейских предостережений против вероотступничества со стороны "просвещенных" и "познавших истину". Такое отступничество оскорбляет Дух благодати и посрамляет Сына Божьего, снова подвергает распятию Мужа Скорбей» (с. 343). Беркауэр прав, опровергая представления о том, будто грех против Духа Святого является mysterium iniquitatis («таинством греха») — грехом, которому трудно, если вообще возможно, дать точное определение на основании Библии.
Отступничество от искупительного завета Бога есть непростительное преступление и бунт. Все другие грехи могут быть прощены благодаря истинному покаянию и вере. Те, кто вышел из общения святых, допускаются к полному причастию после исповеди в грехах и подтверждения веры в Иисуса Христа. Отлучение от Церкви, в качестве крайней меры церковного наказания, принимается в надежде на возрождение ожесточившегося грешника, впавшего в тяжкий грех (1 Кор. 5:1-5).
В древности народ Израиля неоднократно нарушал завет Бога. Отвергая имя и дела Яхве, Израиль посрамлял свое призвание и проявил себя народом упрямым и непокорным. Законы Пятикнижия отождествляют вероломство по отношению к заповедям завета с отступничеством (смотри, например, проклятья завета, произнесенные Израилем на горе Гевал во Вт. 27:9-26). В отношении же преходящего благословения в земле обетованной, возвращение Израилю божественного благоволения после нарушения им завета всегда было следствием Божьей благодати и милосердия, а отнюдь не наградой, заслуженной добродетельным поведением.
В библейских пророчествах вероотступничество есть эсхатологическое предзнаменование надвигающегося дня Господня, предвестие дня последнего суда. Неоднократно испытанные древним Израилем божественные гнев и неудовольствие служили типологическим предупреждением об этом грядущем дне. Распространение вероотступничества в эти последние дни опустошения Церкви связано с появлением «человека греха» (2 Фес. 2:1-3).
Марк У. Карлберг
См. также: ОТПАДЕНИЕ; ХУЛА НА ДУХА СВЯТОГО; ОТРИЦАНИЕ.
Литература: G. С. Berkouwer, Sin; idem, The Return of Christ; A.A.Hoekema, The Bible and the Future; H. Ridderbos, Paul: An Outline of His Theology.