ПЕТРА 1 ПОСЛАНИЕ
: БОГОСЛОВИЕ (PETER, FIRST, THEOLOGY OF)
Первое послание Петра было написано как циркулярное письмо для церквей в пяти провинциях северо-западной Малой Азии. Те, кто обратились там ко Христу, оказались отчужденными от своей культурной среды и своих бывших друзей (1 Пет. 1:14, 18; 2:9; 4:3-4), и послание подбадривает их, страдающих от злословия, поношений и остракизма (1 Пет. 1:6; 2:12; 3:15-16; 4:4). Петр наставляет верующих, увещевая их расценивать свои страдания как подражание страстям Христовым (1 Пет. 2:21; 4:13), уповать на славу, в которой они восторжествуют, когда Христос будет явлен всему миру (1 Пет. 1:13; 4:13), и осознать, что их первичной социальной группой стала их конгрегация (1 Пет. 2:1-10; 3:8-12; 4:7-11). Назначение послания заключается в призыве увериться, несмотря на суровые гонения, в истинной благодати Божьей (1 Пет. 5:12).
Священнописатель называет себя Петром, апостолом Иисуса Христа (1 Пет. 1:1), сопастырем, свидетелем страданий Христовых, соучастником эсхатологической славы (1 Пет. 5:1). Петр пишет с помощью Силуана (1 Пет. 5:12; он же Сила, ср. Деян. 15:22, 27, 32), передавая приветствия от своего «сына» Марка (Деян. 12:12; 15:37; Кол. 4:10) и от избранной церкви «в Вавилоне» — так символически называли Рим (1 Пет. 5:13; ср. Отк. 17:5, 18; 18:2, 10).
Некоторые ученые сомневаются в авторстве апостола — из-за совершенного владения греческим языком автора данного послания, из-за отсутствия личных свидетельств о жизни Иисуса и из-за того, что при жизни Петра гонений со стороны государства не происходило. Однако Петр, имея за плечами тридцатилетний опыт проповеди, почти одинаково хорошо владел двумя языками; не следует сбрасывать со счетов и квалификацию Силуана. Целью послания являются наставления, а не повторение Евангелия или личных воспоминаний. И наконец, судя по описанию гонений, это спонтанные, локализованные и эпизодические нападки (1 Пет. 3:13-15), а не систематическое преследование со стороны государства (1 Пет. 2:13-17). Это позволяет предположить, что послание было написано до гонений Нерона на христиан в 64 г. по Р.Х. Авторство Петра подтверждают также следующие факты: послание рано вошло в обращение; христианская традиция последовательно указывала на Петра в качестве его автора; послание было очень рано включено в складывающийся канон.
Доминирующим богословским мотивом в 1 Петра является экклезиология, которая дает верующим должное самопонимание для обретения ими спасения во враждебном мире. На важность этого мотива указывает появление экклезиологических акцентов в конце каждого из основных разделов Послания (1 Пет. 2:1-10; 3:8-12; 4:7-11; 5:1-7), хотя само слово церковь в Послании не употребляется.
Церковь состоит из избранных (1 Пет. 1:1), из возродившихся (1 Пет. 1:3), которые были крещены (1 Пет. 3:21) и устрояют из себя Дом Божий (1 Пет. 2:5) как царственное священство; тем самым они исполняют предназначение и принимают звание Божиего народа, Израиля (1 Пет. 2:9-10). Члены церкви с послушанием пребывают в эсхатологических упованиях, в благоговейном страхе Божием, в любви друг к другу и в поклонении Иисусу Христу (1 Пет. 1:13 - 2:10).
Церковь пребывает в мире как альтернативное общество. Ее члены переходят в разряд отщепенцев из-за своего обращения в веру и отказа от невежественных и злых традиций своей прежней культуры, тем самым становясь пришельцами и странниками (1 Пет. 1:1; 2:11). Их предназначение — жить в страхе Божием как Его рабы (1 Пет. 2:16) и все же выполнять при этом обязательства, накладываемые на каждого из них его общественным статусом. Благодаря такому подчинению своим социальным партнерам — будь то не обращенные в веру начальствующие, хозяева или супруги — верующие ведут безупречный образ жизни, который сохранит их от ложных обвинений, а этих «язычников» подготовит ко дню посещения их Богом (1 Пет. 2:12). Даже мужья должны отказаться от постыдного традиционного обращения с женщинами и оказывать своим женам честь, как равным (1 Пет. 3:7), по необходимости пришедшим к вере вместе с ними. Секрет счастливой и доброй жизни заключается в том, чтобы жить с другими членами церкви в гармонии, любви и смирении, независимо от их общественного признания и личных достижений (1 Пет. 3:8-12). Петр тем самым признает конструктивный характер социальных структур и подчеркивает, что христиане, хотя они и не располагают средствами для изменения общественного уклада, все же могут жить при нем так, чтобы положительно влиять на нехристиан.
Церковь должна принимать обвинения, поношения и остракизм, которые достаются ей от враждебного окружения. Для нее это возможность провозгласить свою веру (1 Пет. 3:15-17), возрадоваться новому освобождению от греха (1 Пет. 4:1-6) и проявить, в эсхатологическом уповании, дары Духа в жизни Церкви (1 Пет. 4:7-11).
Гонения должно воспринимать как благословенное соучастие в мессианских страданиях. Верующим подобает, как и Христу, посвятить свою жизнь Богу, Который есть верный Создатель (1 Пет. 4:19), и осознать, что коль скоро суд начинается в этой жизни с Божиего народа, то последний суд над теми, кто не покаялся, тем более невообразим (1 Пет. 4:17-18). И напротив, Церковь будет соучаствовать в славе, которая откроется в Иисусе Христе, когда Он явится для всего мира (1 Пет. 5:1, 10). Поэтому Церковь должна противостоять дьяволу, который как первопричина всех гонений стремится ее уничтожить.
Церковь живет под властью Иисуса Христа, осуществляемой через Его апостолов (1 Пет. 1:1) и старейшин (1 Пет. 5:1-4). Старейшины ответственны за исполнение конкретных наставлений данного послания, которым они должны следовать образцово и достойно. Младшие должны повиноваться этим старейшинам, и всем христианам надлежит жить в смирении друг перед другом (1 Пет. 5:5-7), а в особенности — перед Богом, Который в должное время воздаст им честь, когда они унаследуют свое спасение во всей его полноте (1 Пет. 1:4-5).
Христология выступает средоточием церковного понимания концепций спасения и гонений. Благодаря жертвенной смерти Христа Церковь получила искупление от своей тщетной и бренной жизни, а благодаря Его воскресению она возродилась для живого упования и неувядаемого наследия (1 Пет. 1:3, 18-20; 3:18). В соответствии с предвечным замыслом Бога, Христос был предвозвещен Церкви (1 Пет. 1:11, 20, 25), а Его раскрытие для всего мира станет завершением ее спасения, когда она сделается соучастницей Его славы (1 Пет. 1:11; 4:13; 5:4, 10).
Иисус Христос — это краеугольный (или венечный) камень Церкви и ее Первосвященник, через Которого она приносит духовные жертвы Богу (1 Пет. 2:5-7). Он также образец того, как должно воспринимать и претерпевать поношения и гонения (1 Пет. 1:11; 4:1, 13-15). Его поведение при распятии служит примером для рабов, имеющих жестокого хозяина (1 Пет. 2:21-25). Его воскресение и вознесение предвозвещают окончательную победу Церкви над ее врагами, точно так же как и Иисус проповедовал Свою победу находящимся в темнице духам во время Своего восшествия на небеса (1 Пет. 3:18-22). Иисус Христос — Сын Божий (1 Пет. 1:3), восседающий одесную Бога и разделяющий с Ним звание Господа (1 Пет. 1:25; 2:3; 3:12, 15).
Святой Дух — это Дух Христов, говоривший через пророков (1 Пет. 1:11), Он был послан Церкви через проповедь благовестил (1 Пет. 1:12) и совершает освящение Церкви (1 Пет. 1:2). Единство Святой Троицы проявилось в спасении избранных Отцом, в освящении от Духа и в жертвенной смерти Христа (1 Пет. 1:2).
Бог — это также заботливый Отец верующих, возрождающий их (1 Пет. 1:2, 17, 23). Вера Церкви устремлена на Него, Создателя (1 Пет. 1:21; 4:19), дающего дары Духа (1 Пет. 4:10-11). Церковь в смирении испытывает страх перед Богом, своим нелицеприятным Судией (1 Пет. 1:17; 4:17), чтобы жить согласно Его воле и Его святости (1 Пет. 1:15; 2:16, 19; 4:2) и получить от него благодать (1 Пет. 5:5). Главное предназначение Церкви — прославлять Бога (1 Пет. 1:3; 2:12; 4:11, 16; 5:11).
Норман Р. Эриксон
См. также: КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ; КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ; ГОНЕНИЯ; ПЕТРА 2-Е ПОСЛАНИЕ: БОГОСЛОВИЕ; ДУХИ В ТЕМНИЦЕ.
Литература: R. J. Bauckham, Jude, 2 Peter, P.Davids, The Book of 1 Peter, D.Guthrie, New Testament Theology; S. J. Kistemaker, Peter and Jude; G.E.Ladd.A Theology of the New Testament; J.R.Michaels, 1 Peter; L.Morris, New Testament Theology.