ПЕТРА 2 ПОСЛАНИЕ
БОГОСЛОВИЕ (PETER, SECOND, THEOLOGY OF)
Второе послание Петра было написано для верующих, подпавших под влияние лжеучителей, которые проповедовали разгульный и распутный образ жизни и отрицали второе пришествие Господа. В соответствии с вредоносными тенденциями своей языческой культуры они искажали апостольское учение о свободе от Закона (2 Пет. 1:20-21; 2:21; 3:15-16; ср. Рим. 6:1, 15) и претендовали на высшую духовность, освобождающую их от всех установлений и от суда.
Автор послания называет себя «Симоном Петром» — такое сочетание имен во всем Новом Завете и раннехристианской литературе встречается только здесь. Из-за некоторых особенностей Послания, таких как упоминание о смерти Петра (2 Пет. 1:14), из-за стилистических расхождений по части греческого языка между ним и 1 Петра, а также из-за сравнительно поздней его канонизации некоторые ученые заявляют, что данное послание было написано не апостолом, а одним из его учеников вскоре после смерти Петра либо представителем псевдоэпиграфии II столетия. Однако ранние христианские свидетельства подтверждают авторство апостола, и, в отличие от многих популярных текстов, оно все-таки было включено в канон. Вдобавок, некоторые критические вопросы можно снять — например, различия в стиле объясняется тем, что переписчиком был не Силуан, а кто-то другой (1 Пет. 5:12).
Петр написал это послание, чтобы возвестить неотвратимость Божиего суда над лжеучителями (2 Пет. 2) и уверить, что Бог сохранит всех, духовно возрастающих в благодати и познании (2 Пет. 3:18). Иисус Христос с неизбежностью вернется, и те, кто отпал от веры, будут подвергнуты суду вместе с этим злым миром. Второе послание Петра, как и Первое, предположительно отправлено из Рима в церкви на севере Малой Азии в 65 г. по Р.Х.
Эсхатология является доминирующей богословской темой Второго послания Петра, в котором подчеркивается неотвратимость Божиего суда над нечестивыми и вероотступниками. Такой суд происходил в прошлом, продолжается в настоящем и найдет свое окончательное выражение в день Господень (2 Пет. 3:10). Доказательство тому — уничтожение нечестивого допотопного мира, продолжающееся заключение непокорных ангелов в узах и истребление Содома и Гоморры за их безнравственность и содеянное зло (2 Пет. 2:4-10).
Эти примеры суда прямо соотносятся с грехами лжеучителей, в том числе дерзостью, своеволием, богохульством, безнравственностью, распутством и лживостью (2 Пет. 2:10-19). Они усугубляют свою вину и наказание тем, что отвратились от Иисуса Христа и искушают недавно обращенных вернуться в свое прежнее нечестивое состояние (2 Пет. 2:20-22). Их грех дополняется нерадением, бесплодием, слепотой (2 Пет. 1:8-9), преткновением (2 Пет. 1:10), возвращением к мерзости (2 Пет. 2:22), осквернением (2 Пет. 2:20) и похотливыми поступками (2 Пет. 3:3).
Последний суд над нечестивыми произойдет при втором пришествии Христа (2 Пет. 1:16; 3:4). Этот суд будет настолько суров и всеобъемлющ, что разрушится небо, земля и все, что в них. Все зло будет подвергнуто Божиему исследованию и будет наказано Богом (2 Пет. 3:5-7, 10-12).
Спасение — это способность Бога уберечь праведных и избавить их от окружающего зла, как Ноя и Лота (2 Пет. 2:5, 7-8), и оно будет завершено при возвращении Иисуса Христа. Благодаря божественной поддержке (2 Пет. 1:3-4), к которой должны также прилагаться их собственные духовные усилия (2 Пет. 1:5-11), праведные не отпадут при испытаниях и соблазнах, доставляемых злом, окружающим их, и лжеучителями (2 Пет. 3:17). Подобные духовные усилия требуют выработки христианского характера (2 Пет. 1:5-7), приверженности вере и истинному апостольскому учению (2 Пет. 1:12-21; 3:15-16), предвидения дня Господня (2 Пет. 3:10-12) и сохранения себя неоскверненными и непорочными в мире (2 Пет. 1:4; 3:14).
Такова суть причастности к Божескому естеству (2 Пет. 1:4). Это средство, благодаря которому верующие возрастают в благодати Божьей и в истинном познании Иисуса Христа (2 Пет. 3:18). Следуя по этому пути правды (2 Пет. 2:21), они смогут подтвердить свое призвание и свою избранность (2 Пет. 1:10-11) и возрадоваться новому небу и новой земле (2 Пет. 3:13). Во Втором послании Петра упомянуты все три лица Святой Троицы, при этом подчеркнуто единство Отца и Сына и выделены свидетельства единства Троицы, содержащиеся в божественном откровении.
Богу Отцу присущи слава и благость, и этой славой и благостью Он призывает людей к Себе. От Своей божественной силы Он дарует им все потребное для жизни и благочестия (2 Пет. 1:3). Он долготерпелив и хочет, чтобы все люди спаслись. Даже когда люди совсем погрязли в грехе, Он откладывает суд, желая, чтобы больше людей успели откликнуться на Его призыв (2 Пет. 3:9). Поскольку время Его не изменяет, Бог может долго терпеть, не опровергая этим Свои обетования (2 Пет. 3:9). А поскольку Бог праведен, Он произведет суд над всеми беззаконниками (2 Пет. 2:4-10; 3:12) и сотворит новое небо и новую землю в качестве обители для праведных (2 Пет. 3:13).
Иисус Христос — возлюбленный Сын Отца (2 Пет. 1:17), Господь над апостолами (2 Пет. 1:1), Господь и Спаситель Церкви (2 Пет. 1:8,11; 2:20) и Господь вечного Царства (2 Пет. 1:11).
На единство Отца и Сына указывают грамматические конструкции, в которых подразумевается объединение Отца и Сына как имеющих совместную праведность (2 Пет. 1:1), а также составляющих предмет и суть христианского познания (2 Пет. 1:2). Отец дал Сыну честь и славу при Его преображении (2 Пет. 1:17) и разделяет с Ним звание «Господа» (2 Пет. 1:2, 11, 14, 16; 2:9, 11; 3:8). Отец и Сын могут взаимозаменяемо отождествляться с эсхатологическими событиями (2 Пет. 1:16; 2:4, 9-10; 3:4, 12), а в заключительной доксологии послания к Сыну относятся слова, которые обычно обращены к Отцу (2 Пет. 3:18).
Божественное откровение имеет основополагающее значение для Второго послания Петра. Здесь указывается не только на богодухновенность Писания (2 Пет. 1:20-21), но и на единство Святой Троицы в откровении. Через пророков говорил Святой Дух (2 Пет. 1:21; 3:2), Отец обращался к ученикам (2 Пет. 1:17), а Иисус передал Свою заповедь (заповеди) Церкви через апостолов (2 Пет. 3:2).
Экклезиология во Втором послании Петра присутствует подспудно, однако играет важную роль, поскольку предназначение Послания — способствовать сохранению святости в Церкви. Церковь приравнивается к Божиему народу, Израилю, так как и в Церкви, и в Израиле встречались лжепророки или лжеучители (2 Пет. 2:1), они сходным образом получали божественное откровение через пророческое слово (2 Пет. 1:19; 3:2), и у них возникают сходные вопросы к отцам, которые давно умерли (2 Пет. 3:4).
Церковь управляется властью Иисуса Христа, осуществляемой через апостолов (2 Пет. 1:1; 3:2). Главная их задача — напоминать Церкви апостольское учение, полученное от Иисуса Христа (2 Пет. 3:2), и передать его так, чтобы оно оставалось в памяти и после их смерти (2 Пет. 1:L5). Это апостольское учение, как и послания Павла (2 Пет. 3:15-16), освящено божественным авторитетом (2 Пет. 1:18-19), равным авторитету израильских пророков и еврейского Писания.
Норман Р. Эриксон
См. также: ПЕТРА 1-Е ПОСЛАНИЕ: БОГОСЛОВИЕ.
Литература: R. Bauckham, Jude, 2 Peter, D.Guthrie, New Testament Theology: A Thematic Study, G.E.Ladd, A Theology of the New Testament; L.Morris, New Testa ment Theology.