ПОГРЕБЕНИЕ

(BURIAL)

Погребению в Ветхом Завете придавалось очень большое значение. О переговорах Авраама относительно покупки пещеры, предназначенной для захоронения Сарры, рассказано во всех подробностях (Быт. 23). Над могилами иногда ставили памятники (Быт. 35:20; 4 Цар. 23:17); места захоронения выдающихся ветхозаветных личностей были известны последующим поколениям (Деян. 2:29) — те даже ухаживали за ними и украшали их (Мф. 23:29). Ветхозаветные священнописатели неизменно упоминают о похоронах выдающихся личностей (о многих судьях израильских не сообщается почти ничего, за исключением того места, где они были похоронены — ср. Суд. 10:1-2, 3-5; 12:8-10, 11-12, 13-15); а факт, что точное местонахождение могилы Моисея неизвестно, настолько необычен, что потребовал специального упоминания (Вт. 34:6). С другой стороны, не быть похороненным по всем правилам означало подвергнуться великому позору (Ис. 14:18-20; Иер. 16:4).

Такое пристальное внимание Ветхого Завета к похоронам объясняется стремлением акцентировать связь мертвых с их предками и тем самым сохранять единство всего еврейского народа как целого. Вот типичные погребальные формулы: «приложился к народу своему» (Быт. 35:29; 49:33) и «почил с отцами своими» (3 Цар. 2:10; 11:43). И действительно, родственников хоронили вместе (Быт. 49:29-33), даже если для этого приходилось совершать далекое путешествие (Быт. 50:12-13). То, что после похорон начинается тление тела, было известно (Быт. 3:19; Иов 17:13-16; Пс. 15:10; Деян. 13:36), однако надежды на воскресение появляются как раз вопреки такому распространенному представлению о судьбе умерших (Ис. 26:19; Дан. 12:2).

Еврейский обычай захоронения мертвых не изменяется и в новозаветный период. Ученики Иоанна Крестителя хоронят его тело (Мф. 14:12), а Иосиф из Аримафеи хоронит Иисуса (Мф. 27:57-60; Мк. 15:42-46; Лк. 23:50-53; Ин. 19:38-42 (с помощью Никодима)). На выплаченные Иуде деньги первосвященники приобрели землю для погребения чужеземцев (Мф. 27:5-7). Ранние христиане, будучи евреями, сохранили тот же обычай и погребли Ананию и Сапфиру (Деян. 5:6-10), а также Стефана (Деян. 8:2). Разумеется, нам особенно важно, как похоронили Иисуса, — ведь после похорон произошло Его воскресение. В дополнение к рассказу всех четырех евангелистов о том, что гробница была обнаружена пустой (Мф. 28:1-7; Мк. 16:1-7; Лк. 24:1-12; Ин. 20:1-12), Матфей отмечает старания первосвященников и фарисеев, сначала позаботившихся о том, чтобы охранять гроб Иисуса (Мф. 27:6-66), а позднее, когда их старания не увенчались успехом, распускавших слухи (Мф. 28:11-15). Павел, пересказывая предание о воскресении коринфянам, отмечает, что Иисус «погребен был» (1 Кор. 15:4). Таким образом, уже первые христиане понимали погребение Иисуса как необходимую (но окончившуюся!) прелюдию к Его воскресению.

Павел несколько углубляет эту связь между похоронами и воскресением, перенося ее на крещение. И в Послании к римлянам, и в Послании к колоссянам (Рим. 6:4; Кол. 2:12) он представляет крещение в виде символического погребения вместе со Христом. Затем христиане верой совоскресают со Христом для новой жизни. Таким образом погребение увязывается не только с надеждой на будущее воскресение, обетованное воскресением Христа (1 Кор. 15:20-23; 1 Фес. 4:14), но и с реальностью новой жизни во Христе в настоящее время.

В Библии содержатся и другие примеры метафорического использования погребальной терминологии. Тление тела в могиле вызывает естественную ассоциацию со лживой речью (Пс. 5:10; Рим. 3:13) и с людьми, мертвыми внутри (Мф. 23:27). Сходным образом Иисус, рисуя картину ада, упоминает высказывание Исаии о черве, который не умирает в трупе (Мк. 9:48). Иисус также говорит о похоронах мертвых как о духовной альтернативе следования за Ним (Мф. 8:21-22; Лк. 9:59-60).

Джозеф Л. Трафтон

См. также: КРЕЩЕНИЕ.

Литература: R.Hachili, Anchor Bible Dictionary, 1:785-94; S. Safrai, The Jewish People in the First Century, 2:773-87.