ПОЗНАНИЕ БОГА

(KNOWLEDGE OK GOD)

Ключевой библейский термин, означающий «познание», подразумевает личное знакомство и даже тесное взаимодействие с объектом познания. Аналогичным образом, знание Бога подразумевает признание Его в качестве Господа с соответствующим послушанием и вознесением хвалы. В итоге, познание Бога человеком в решающей степени предопределено грехопадением человека и спасением его Богом.

Адам и Ева знали Бога. Они признавали Его в качестве своего Господа и в послушании выполняли свои обязанности владычествовать над творением. Тем не менее тот факт, что человек съел запретный плод с дерева познания добра и зла, оказал решающее влияние на будущее человечества (Быт. 2:9, 17). Про принесенное запретным плодом знание говорится, что оно делает равным Богу (Быт. 3:5, 22), при этом имеется в виду бунтарское стремление определять добро и зло независимо от Творца.

Грехопадение, однако, не уничтожило возможность познания Бога. Генерализованное откровение, всеобщее Божие откровение, по-прежнему существует. И все-таки Писание расценивает это генерализованное откровение как недостаточное для того, чтобы привести человека к Богу. Как «вол знает владетеля своего» (Ис. 1:3), так и человек обязан признавать своего Творца, но не делает этого. Ему препятствует грех. В генерализованном откровении нет и намека на то, чтобы Бог был благ к грешникам. Грешники искажают реалии генерализованного откровения, фабрикуя конъюнктурные идеи Бога (Рим. 8:7-8; Флп. 3:19). Из такой несостоятельности в познании Бога вытекают все остальные грехи. Соответственно, Писание укоряет людей, которые не знают единственного и истинного Бога, в том, что они — нравственные извращенцы (Ис. 1:2-4; Ос. 4:1-2), непокорные грешники (1 Цар. 2:12; Иер. 2:8), вероотступники (Иер. 9:1-6; Ос. 4:6), идолопоклонники (Пс. 78:6; Ос. 2:13) и обманщики, исполненные всякой неправды (Ин. 1:5, 10; 1 Кор. 1:18 - 2:16). Разъяснив эти взаимосвязи в Рим. 1:18 - 2:1, Павел приходит к выводу, что после грехопадения генерализованное откровение может только лишить человека прощения в глазах Бога.

После грехопадения приносящее спасение познание Бога основано единственно на решении Бога раскрыть Себя грешникам (Быт. 18:18-19; Исх. 33:17; Пс. 138; Иер. 1:5; Еф. 3:3-5). Для этого особого откровения Бог избирает людей согласно Своим целям и возвращает их к Себе (Ам. 3:2). Ведь грешники могут войти в общение с Богом только после соответствующего и предваряющего Божиего деяния, которое объективно раскрывает Его милосердие, а субъективно ставит нас в правильную позицию в отношениях с Богом.

Для поисков Бога необходимо иметь верную перспективу. Бог раскрыл Себя через Свои предваряющие деяния, и это откровение формирует соответствующий исторический контекст для понимания Бога в настоящее время (Вт. 4:29-39; 1 Пар. 16:11-12). Вследствие этого знание Бога зачастую основано на свидетельстве других людей, которым Бог раскрыл Себя (Пс. 43:1-4; Ис. 51:1-2). Только те, кто знает Бога, могут искать Его. В Новом Завете, например, первый шаг к такому знанию заключается в принятии Христовой вести (Ин. 7:16-17; 12:37-46; 20:30-31). Только тем, кто готов уверовать, что Иисус исполняет волю Отца, дается свет, позволяющий им увидеть, что Он — Сын Божий. По этому пути верующий будет приведен к полной истине. В ином аспекте, грешники приходят к знанию Бога через суд и покаяние. В покаянии человек признает святого Бога, требующего праведности: страх Господень есть начало мудрости (Пс. 24:14; 110:10; Пр. 1:7; 2:5; 9:10).

В отличие от того, как мы получаем другие виды знания, к Богу мы привлечены (Ин. 6:44). Когда мы покоряемся Ему и признаем Его в качестве нашего Господа, Он указывает нам «путь, по которому... идти» (Пс. 142:8; Ин. 14:6). Библейские термины, сопряженные со знанием Бога, такие как доверие, разумение, признание в качестве Господа и другие (1 Пар. 28:9; Пс. 35:11; 78:6; Ис. 43:10; Ос. 6:3), имеют связанный с заветом контекст. В итоге, знание Бога подразумевает не просто гносеологические представления о Боге, но и предстояние перед Ним и принятие Его в качестве Господа (Пс. 24:4, 12; 118:104), так что Бог становится средоточием наших стремлений, любви и знания.

Павел подчеркивает эти взаимосвязи, объединяя любовь, знание и славу Иисуса Христа: христиане уразумели эту любовь, утверждены в ней (Еф. 3:16-19) и воспринимают славу Божью в лице Иисуса Христа (2 Кор. 4:6). Знание Христа верующим — это живые взаимоотношения (Ин. 7:29; 10:14; 11:25), когда Христос пребывает в верующем и преображает его (Ин, 14:17; 17:3; 1 Ин. 3:2).

Коль скоро знание Бога — это для нас «путь жизни», оно должно проявляться в наших богоугодных взаимоотношениях с окружающими (Мф. 7:17-20; Ин. 10:27; 1 Кор. 12:31 - 13:2; Флп. 4:9; Кол. 1:23). «А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди» (1 Ин. 2:3). Те, кто знает Бога, с готовностью исполняют Его волю и, отражая тем самым Его характер, защищают дело бедного (Иер. 22:16; Ос. 6:6). Вдобавок, идущий путями Божиими становится соработником у Бога в построении Божиего Царства (Ис. 43:10-12).

В соответствии с мессианским обетованием познания Бога (Иер. 24:7; 31:33-34) христианскому знанию Бога присуща окончательность (Мф. 11:27; Рим. 14:24-26; Еф. 1:9-10; Кол. 1:26-28). В Христе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3). Более того, в отличие от обычного исторического знания, это знание Бога является самоподтверждающимся. Бог лично встречает каждого человека в Слове (1 Ин. 2:27; 2 Кор. 4:6), предвосхищая грядущее, когда в учении больше не будет нужды (Иер. 31:34).

С другой стороны, знание верующим Бога в Иисусе Христе — это лишь предварительное знание. Его достаточно для того, чтобы узнавать объект веры и уповать на него (Ин. 17:3; Рим. 10:9): «... знаю Моих, и Мои знают Меня... овцы Мои слушаются голоса Моего» (Ин. 10:14, 27). Не отвечая на все наши вопросы, это знание дает достаточно света для странствующего в темном месте (2 Пет. 1:19). Но это знание есть лишь предвосхищение грядущего познания Бога «лицом к лицу» (1 Кор. 13:12), «доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Пет. 1:19).

Тимоти Р. Филлипс

См. также: БОГ.

Литература: J.Bergman and G. J. Botterweck, TDOT. 5:448-81; R.Bultnmnn, TDNT. 1:689-719; C.H.Dodd, The Interpretation of the Fourth Gospel; E. A. Martens, Gods Design: A Focus on Old Testament Theology. W.Elwell, TAB. pp. 39-41, 564-67.