ПОЛОВАЯ РАСПУЩЕННОСТЬ
(IMMORALITY, SEXUAL)
Межличностные взаимодействия, связанные с половыми отправлениями, в случае их несоответствия законам, раскрытым Богом и регулирующим сексуальность. В повествовании о творении (Быт. 1:1-28) репродуктивная активность включена в план развития творения существенной составной частью. Этой важной функции уделяется особое внимание в рассказе о сотворении женщины (Быт. 2:21-24). В ходе этого окутанного тайной процесса Бог взял некий физический аспект (еврейское sela неверно переводимое во многих случаях как «ребро») Адама и сформировал из него генетическое дополнение, специфически женское, соответствующее мужскому началу Адама для целей воспроизведения биологического вида. Таким образом, Адам и Ева равны между собой и взаимодополнительны, имея одинаковую физическую и генетическую организацию, за исключением небольших различий, обуславливающих специфическую природу мужских и женских гамет, половых клеток, соединяющихся при оплодотворении. Бог сказал людям: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28).
У нормальных мужчин половое влечение является мощной биологической и психологической побудительной силой, зачастую не поддающейся надлежащему контролю, особенно когда она выражается в агрессивной ипостаси. Но в древнейших писаниях, затрагивающих тему семейной жизни людей, нет специальных установлений относительно полового поведения, не считая утверждения о том, что муж Евы станет объектом ее плотского влечения (Быт. 3:16). По мере увеличения населения мира увеличивалось и развращение людей (Быт. 6:5-6), под которым, по-видимому, подразумеваются смешанные браки, а возможно, и половые извращения, хотя последние определенно и не упомянуты. В то же самое время существуют ситуации, сексуальные по своему характеру, которых приверженцам Господа следует избегать. Чувство стыда, связанное с обнажением мужских гениталий, и наказание, которое может постигнуть зрителей (Быт. 19:22-25), служат иллюстрацией к одной из форм запрещенной сексуальной активности. Здесь лежат корни позднейшей иудейской традиции, согласно которой нагота постыдна.
В патриархальный период гомосексуализм являлся характерной чертой ханаанской культуры, как это иллюстрирует происшествие в Содоме с участием Лота (Быт. 19:1-9). Половые извращения в этом городе были настолько необузданными, что в более поздние времена его название сделалось нарицательным для обозначения гомосексуального поведения. Суд Божий над подобными извращениями сексуальности состоял в уничтожении города и истреблении его распутных жителей.
Когда Бог на горе Синай установил с израильтянами отношения завета (Исх. 24:1-11), Его намерением было собрать и окружить заботой группу избранных людей, которые подчинялись бы Ему, поклонялись Ему, своему единственному и истинному Богу, и жили под Его руководством в своем сообществе как царство священников и народ святой (Исх. 19:6). Святость требовала приверженности определенным строгим правилам, касающимся поклонения Богу и поведения в целом, а также полного подчинения своей воли и всех побуждений заповедям Господним.
Ввиду необузданного промискуитета соседних народов, от подражания которым Израиль периодически предостерегался, Господь завета раскрыл через Моисея ряд строгих установлений, которые должны были регулировать сексуальность и нравственность Израиля. В случае соблюдения этих законов как отдельные люди, так и все сообщество могли рассчитывать на благословение Божье. Но если израильтяне собьются на безнравственные пути таких народов, как египтяне или хананеи, их ждет наказание. Пристальное внимание Бога к сексуальной чистоте Своего избранного народа преследовало две цели: продемонстрировать Израиль миру в качестве народа, удовлетворящего Божьим требованиям святости, и обеспечить, чтобы израильтяне при этом сохраняли физическое, душевное и нравственное здоровье.
Установления о половом поведении, данные Моисею в то время, как израильтяне стояли станом у горы Синай, приводятся в Книге Левит в двух разных местах (Лев. 18:6-23; 20:10-21). Следует помнить, что Книга Левит (то есть «книга для левитов») представляет собой техническое руководство для священников, в котором описываются установления, регулирующие поклонение Израиля Богу и поддержание святости в сообществе завета. Бог избрал народ завета, чтобы он служил для языческих племен примером того, что каждый человек может стать так же свят, как Бог, благодаря безоговорочной вере в Него и постоянному соблюдению Его заповедей. Излагая для священников указания, чему учить израильтян, Бог привел непосредственный перечень того, что является и что не является поведением, приемлемым в социальном, нравственном и духовном аспектах. В описаниях различия между чистым и нечистым, встречающихся в различных местах справочной книги священников, акцент делается на той чистоте жизни, которая должна характеризовать Божий народ. Такого рода предписания для древнего мира уникальны и особым образом иллюстрируют серьезность Божьих намерений позаботиться о народе, который сможет действительно вступить в духовное общение со своим Господом, потому что отображает в себе Его святость и чистоту, когда ходит по путям Его заповедей.
Теперь следует поближе познакомиться с установлениями, регулирующими сексуальное поведение. В Лев. 18:6-23 эти вопросы трактуются с помощью запретительных описаний аморального поведения. Они распадаются на две группы, в первой речь идет о плотских отношениях между людьми, близкими по крови (родственниками), а во второй регулируется половое поведение людей, связанных между собой вследствие брака (свойственников). Соответственно, мужчине запрещается совокупление со своей матерью или с любой иной женой своего отца; с сестрой, родной, единокровной или единоутробной; с невесткой или внучкой; с теткой по матери или отцу; с женщиной и ее дочерью или с дочерью ее сына либо дочери; с сестрой жены как ее соперницей; с женой ближнего и с женщиной во время месячных. Мужеложство порицается как нравственно порочное, также осуждается скотоложество в целом. Все, что запрещается, уже привело к нравственному осквернению соседних с Израилем народов, и за эти извращения их ждет Божий суд (Лев. 18:24).
Гомосексуализм, по описанию Моисеева закона, — когда мужчина ложится с мужчиной «как с женщиною» (Лев. 18:22; 20:13), то есть с целью полового сношения. Эта практика берет свое начало в отдаленном прошлом человечества и, по-видимому, была составной частью религиозных отправлений вавилонян. Хананеи считали своих мужчин и женщин, занимавшихся культовой проституцией, «святыми», имея при этом в виду их особую посвященность в служение богу или богине и вовсе не считая их образцом нравственной чистоты для общества. В то время как в Левите содержится общее осуждение гомосексуализма, ни в одной из языческих религий Ближнего Востока предписывать подобные ограничения не считалось ни необходимым, ни желательным, поскольку для них такие акты были частью нормальной религиозной жизни в храмах или в иных местах отправления культа.
В целом, гомосексуализм в Месопотамии не нашел никакого отражения в сохранившихся табличках, но о том, что в Среднеассирийский период (1300 — 900 г. до Р.Х.) эта проблема была актуальной, свидетельствует следующий факт: начиная с этого времени закон устанавливает, что нарушитель, будучи пойман, должен подвергнуться кастрации. Сравнение данной правовой санкции с иудейским предписанием смертной казни (Лев. 20:13) показывает, что в месопотамском обществе это нарушение считалось второстепенным гражданским преступлением. Хотя в жизни хеттов гомосексуализм, по-видимому, был общепризнанной практикой, их законы предписывают казнить человека в случае содомии со своим сыном.
Иудейская традиция, напротив, сурово осуждает всякое мужеложство, хотя некоторые израильтяне им грешили. Во Вт. 23:18 мужчины, занимающиеся культовой проституцией, а возможно, и гомосексуалисты, названы «псами», и такое же значение этого термина является наиболее вероятным в Отк. 22:15. Поскольку собаки вообще вызывали у евреев отвращение как животные нечистые, зачастую выполнявшие ту же гигиеническую функцию, что и стервятники (3 Цар. 22:38), презрительный характер данной метафоры очевиден.
Скотоложство, определяемое как половое сношение мужчины или женщины с животным (Лев. 18:23; 20:15-16), заклеймено в Моисеевых постановлених как осквернение для мужчины и половое извращение — для женщины. Представляется, что скотоложство в древности было довольно распространенной практикой (Лев. 18:24), ему предавались жители Месопотамии, египтяне и хетты.
В более коротком перечне запрещенных отношений Лев. 20:10-21 упомянуты многие из тех же самых преступлений, но в нем также предписываются наказания за эти нарушения нравственного закона Израиля. Так, мужчина, совершивший прелюбодеяние с женой ближнего своего, должен быть предан смертной казни, равно как и его партнерша. Такое же наказание полагается человеку, осквернившему жену своего отца или свою невестку (сноху), потому что такое совокупление представляет собой сексуальное отклонение от законов Божьих. Еще раз осуждается мужеложство, и половые извращенцы приговариваются к смерти. Женитьба мужчины на женщине и ее матери названа беззаконием, и нарушителей следует сжечь на огне, чтобы полностью истребить беззаконие из святого сообщества. За скотоложство, ранее осужденное как гнусность, назначена смертная казнь, предусмотренная также и для скотины.
Женитьба мужчины на своей сестре, в том числе единокровной или единоутробной, расценивается как совершенно безнравственный союз, и его участников следует предать смерти. То же самое относится к мужчине и женщине, совершившим половой акт во время менструальных кровотечений у женщины. Такая кровь считается чрезычайно оскверняющей, это грубое нарушение той чистоты, которую Бог желает видеть в социальном поведении Израиля. Серьезное отношение Бога к Своей святости отражено в суровости наказаний, предписанных за вышеперечисленные преступления. Выражение «кровь их на них» является эвфемизмом для смертной казни. Половые отношения между мужчиной и его теткой или между мужчиной и женой его брата считаются бесчестием для законного супруга и караются меньшим наказанием, бездетностью. В некоторых случаях, однако, это равноценно пресечению рода, а к подобной перспективе никто из евреев не смог бы отнестись с равнодушием. Во Вт. 25:5-10 закон позволяет мужчине жениться на вдове своего бездетного брата, с тем чтобы вырастить сына для продолжения рода своего брата, но это в корне отличается от женитьбы мужчины на жене брата, пока тот жив.
Существовали серьезные причины для включения этих установлений в древний иудейский закон. Нравственная чистота и духовная сосредоточенность должны были стать основополагающими качествами избранного народа, чтобы он мог нести людям свое особое свидетельство о могуществе и святости Бога. Такие запрещения служили подкреплением для традиционной заботы о сохранении чести семьи, так как семья была основной ячейкой общества. Ее следовало всячески защищать и поддерживать, иначе общество не смогло бы существовать. Любые браки в слишком замкнутом кругу родственников оказали бы губительное действие на солидарность общества, поскольку вызвали бы вражду семейных кланов, которая может длиться столетиями.
Серьезные проблемы возникли бы также из-за близкородственных браков, в результате чего земли и богатства сосредоточились бы в руках нескольких еврейских семейств. Однако с современной точки зрения куда более грозная опасность заключается в ухудшении генетического фонда из-за близкородственного скрещивания. Диапазон запрещенных законом половых отношений включает в себя прямых родственников в первом и втором поколениях, то есть кровосмешение с детьми и внуками. Половые отношения в рамках запрещенных степеней родства приводят к появлению генетических дефектов у потомства. Рецессивные гены нередко оказываются доминирующими и вызывают у плода врожденные отклонения и склонность к разнообразным заболеваниям. Такова, возможно, суть еврейского слова tebel, которое встречается только в Лев. 18:23; 20:12. Оно происходит от слова balal, означающего «смешивать», и выразительно описывает генетические сдвиги, которые происходят во многих случаях инцеста, поскольку нарушаются Божьи правила продолжения рода. Лишь в немногих случаях близкородственное скрещивание приводит к благоприятным последствиям — когда несовместимые с жизнью рецессивные гены удалены из генофонда (возможно, такое произошло в случае с династиями египетских фараонов.) Тем не менее даже в таких случаях близкородственное скрещивание ухудшает жизнеспособность популяции тех видов, которым в норме свойственен аутбридинг (неродственное скрещивание), чем лишний раз подчеркивается мудрость и авторитетность закона Моисеева.
Когда Бог установил с израильтянами взаимоотношения завета, он снабдил Свой народ определенными фундаментальными законоположениями, вырезанными на каменных скрижалях, что символизировало их незыблемость. Эти «десять заповедей», как их называют, содержат определенные предписания, нравственного характера, относительно прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства и жадности (Исх. 20:14-19). Последние три нарушения имеют социальный характер, в той или иной степени затрагивая все Божье сообщество. Но заповедь, запрещающая прелюбодеяние, связана с действиями, по своей природе чрезвычайно личностными, происходящими между взрослыми людьми и, как правило, по взаимному согласию, чем нарушаются брачные отношения «одной плоти».
Тот факт, что заповедь затрагивает именно эту форму поведения, свидетельствует, по-видимому, что прелюбодеяние среди древних израильтян было обычным делом. В общем случае, прелюбодеяние понималось как половое сношение между мужчиной и чужой женой или обрученной девушкой. Сходным образом, любой половой акт между замужней женщиной и мужчиной, не являющимся ее мужем, тоже считался прелюбодеянием. Однако в ветхозаветные времена эти строгие правила допускали определенные исключения. Мужчина не обвинялся в прелюбодеянии, если состоял в половых отношениях с рабыней (Быт. 16:1-4), с блудницей (Быт. 38:15-18) или со служанкой жены с разрешения законной супруги (Быт. 16:4). Не считалось также прелюбодеянием, если мужчина оказывался женат на двух женах.
Запрещающая прелюбодеяние традиция, выраженная в десяти заповедях, была глубоко почитаема в израильском обществе. Пророки предостерегали, что суд Божий падет на тех, кто прелюбодействует (Иер. 23:11-14; Иез. 22:11; Мал. 3:5). Для Притчей, однако, характерна скорее социальная, чем чисто нравственная трактовка прелюбодеяния, высмеивающая его как неразумное поведение, которым мужчина сам себя губит (Пр. 6:25-35). Пророки употребляли этот термин и в переносном смысле, обозначая им отсутствие у народа завета верности высоким идеалам горы Синай. Пророки сравнивали взаимоотношения завета с браком между Богом и Израилем (Ис. 54:5-8). Любое нарушение завета, следовательно, есть акт духовного прелюбодейства (Иер. 5:7-8; Иез. 23:37).
Иисус в Своем учении строго придерживается традиций Моисеева закона и пророков, называя прелюбодеяние грехом. Однако Он расширяет определение, распространяя его на любого мужчину, который мысленно вожделеет к чужой женщине, неважно, замужней или нет. Таким образом, не обязательно, чтобы имел место какой-либо физический контакт, коль скоро наличествует намерение (Мф. 5:28). В этих поучениях Иисус показывает, что в новом завете к побуждениям следует относиться с такой же серьезностью, как и к чисто механическим актам нарушения или соблюдения конкретного закона. Побуждения верующего всегда должны быть самыми чистыми, порождая послушание Божьей воле, которое идет от сердца и не вызвано лишь требованиями существующего закона.
В то время как ветхозаветные установления отводят женщине подчиненную, пассивную роль, Иисус в Своем учении о разводе и повторном браке считает, что она мужчине ровня. Вследствие этого женщина должна нести за прелюбодеяние равную ответственность. Ведется много дискуссий по поводу возвращения Иисуса к строгим идеалам брака из Быт. 2:24 (Мк. 10:6-8), а также по поводу пояснительного оборота «кроме вины любодеяния» (Мф. 5:32; 19:9), который не встречается ни в Мк. 10:11, нив Лк. 16:18.
Прежде чем приступать к обсуждению специальных терминов Нового Завета, важно осознать, что Иисус проповедовал Свое учение для нового века благодати, которая через Его смерть должна была отменить традицию ветхозаветного закона. Моисеев закон указывал на конкретные обстоятельства, при которых развод допустим. Если жена не найдет благоволения в глазах мужа, потому что он находит в ней «что-нибудь противное» или нечистое, тогда он имеет право развестись с нею. Иисус учит, что такая возможность допускалась Богом как послабление, ввиду человеческого жестокосердия (Мф. 19:8), хотя Творец и ненавидит разводы. Во времена Нового Завета только мужчина мог стать инициатором развода. В реальности, однако, это случалось достаточно редко, да и тогда было в основном прерогативой богатых, так как бедняк не мог себе позволить еще раз платить выкуп за невесту для следующего брака. Обвиненная мужем женщина находилась под защитой закона в том смысле, что обвинения ее супруга требовалось доказать. Поэтому некоторые ученые рассматривают пояснительное выражение у Матфея как указание на безнравственность, то есть единственное основание для развода, следуя современной раввинистической школе Шаммая, а не как некий чисто произвольный повод, чему учила школа Гиллеля. Если такое объяснение верно, то Иисус говорил о спорном для иудеев вопросе, который не имеет никакого отношения к Божьим идеалам брака в век благодати и был впоследствии проигнорирован Лукой и Марком, так как данное исключение оказалось неприменимо к их читателям — христианским верующим.
Наиболее распространенным в Новом Завете термином для обозначения половой распущенности является слово porneia и родственные ему формы pornos и рогпеид. Усилительная форма глагола екрогпеиб, «предающийся разврату», встречается в Иуд. 1:7. Эти слова переводились по-разному, {«блудник», «прелюбодей» и т.п.} Термин pornos относится к человеку, участвующему в совокуплении с pornē, то есть с проституткой. В пространном описании отъявленных нечестивцев в Рим. 1:24-32 упоминаются женщины, отвергшие естественные сексуальные отношения ради противоестественных, то есть предающиеся лесбиянству того сорта, который практиковался на Лесбосе в религиозных церемониях греческих язычников. Про мужчин говорится, что они разжигаются похотью друг на друга, что приводит их к непристойным и аморальным поступкам. В 1 Кор. 6:9 к сексуально безнравственным людям отнесены прелюбодеи, занимающиеся проституцией мужчины и мужеложники. В 1 Тим. 1:10 они исчерпывающе описаны как блудники и извращенцы.
В Новом Завете гораздо меньше поучений о половой распущенности, чем в Ветхом Завете, на котором основываются христианская нравственность и этика. Моисеев закон осуждает прелюбодеяние, однако меньше внимания уделяет запрету ряда других сексуальных грехов. В конце концов несоблюдение Моисеевых установлений погубило Израиль, поэтому для христианской церкви важно, наряду с прочими вопросами, находить точное различие между прелюбодеянием как грехом и porneia — гибельным извращением.
Новый Завет требует от верующих отвергать плотскую и духовную похоть в отношении людей и ложных богов и следить, чтобы их поведение соответствовало высокому нравственному и духовному уровню. Половая активность должна ограничиваться брачными отношениями, и коль скоро женатый мужчина или замужняя женщина вступают в половые отношения не со своей супругой или супругом, они совершают прелюбодеяние. Чтобы оказаться наиболее удовлетворительной для христиан, сексуальная активность должна отражать такие ценности, как самоотверженная любовь и духовное единство, к которым верующую чету приводит христианское примирение с Богом благодаря искупительным деяниям Иисуса.
Р. К. Харрисон
См. также: ЭТИКА; ГОМОСЕКСУАЛИЗМ.
Литература: D.S.Bailey, Sexual Ethics; H.P.Bell and M.S. Weinberg, Homosexualities: A Study of Diversity among Men and Women; H.Thielicke, The Ethics of Sex; H.L.Twiss, ed., Homosexuality and the Christian Faith.