ПОСЛАННИЧЕСТВО
МИССИЯ
АПОСТОЛЬСТВО
(MISSION)
Базовое определение. Миссия — это божественное поручение посредникам, имеющим как сверхъестественную, так и человеческую природу, возвещать или исполнять волю Бога в целях осуществления Его замыслов суда либо искупления. Соответствующее библейское понятие выражается глаголами со значением «посылать», субъектом же действия обычно выступает Бог. Еврейский глагол salah и греческий apostellō акцентируют взаимоотношения авторитетного поручения. В Писании употребляются также другие слова того же корня — apostolos («апостол», посланник) и apostole («апостольство», функции апостола), указывающие на того, кто послан, и на его функции.
Библейская концепция «миссии» подразумевает авторитетность Того, Кто посылает; послушание того, кто послан; задачу, которая должна быть выполнена; силы для выполнения задачи; цель, обусловленную нравственным аспектом деяний Бога в завете, несущих суд или искупление.
Миссия в Ветхом Завете. В библейской истории первые упоминания о том, что Богом кто-либо послан, — это изгнание Адама и Евы из сада Едемского и поручение ангелам истребить Содом и Гоморру (Быт. 3:23; 19:13). Освобождение от египетского рабства и овладение землей обетованной имели свою оборотную сторону — суд над идолопоклонническими народами, от которых Израиль спасся и которые истребил. Однако сосредоточены рассказы Пятикнижия о миссиях все же на позитивной стороне деяний Бога. Помогая найти невесту для Исаака и сохраняя тем самым для следующего поколения надежду на выполнение обетований завета, Бог посылает перед рабом, старшим в доме Авраама, Своего ангела, чтобы путешествие раба было успешным (Быт. 24:7, 40). А в четвертом поколении появляется Иосиф, которого, как он говорит своим братьям, «Бог послал... перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением» (Быт. 45:7; ср. Быт. 45:5, 8; Пс. 104:17). В случае с Иосифом, не считая пророческих снов в его юности (Быт. 37:5-11), специального призвания к миссии не было. Однако, оглядываясь на прошлые опасности, Иосиф мог бы распознать, что Бог послал его в Египет для спасения избранного народа.
Моисей же совершенно явно был призван Богом, пославшим его к фараону, чтобы вывести Божий народ из Египта (Исх. 3:10). Бог услышал стенание угнетаемых египтянами сынов Израилевых и послал им Моисея — начальником и избавителем (Деян. 7:35). Дела Моисея и дела Божии так предельно сближены: в одних текстах сказано, что народ из Египта вывел Моисей (1 Цар. 12:8), а в других — что Бог (Нав. 24:5; Пс. 104:43; ср. Пс. 104:26; Мих. 6:4).
В других случаях избавление от египетского рабства понимается как ангельская миссия (Чис. 20:16). Ангел, в явлении которого вполне можно усмотреть христофанию (явление Христа), послан Богом, чтобы защищать народ во время его скитаний в пустыне и в силе Божьей сражаться на его стороне при завоевании Ханаана (Исх. 23:20-33; 33:2).
В Египте Бог послал Моисея сделать знамения и чудеса пред глазами всего Израиля (Вт. 34:11-12), в качестве средства для освобождения (Пс. 104:27) и для удостоверения его Богом данных полномочий (Чис. 16:28-29). Поручение Моисея — это квинтэссенция божественных миссий искупления в Ветхом Завете.
Во времена судей Бог вмешивается для избавления Израиля после цркла его вероотступничества, наказания, угнетения врагами и стенаний об избавлении, и это вмешательство проявляется в виде разнообразных миссий. Пророки посланы, чтобы разъяснять Израилю нравственные и духовные аспекты его страданий (Суд. 6:8). Бог посылает ангелов, чтобы возвестить родителям или самому судье о его будущей роли божественно посланного избавителя и поручить ему выполнение этой задачи(Суд. 6:11-12, 14; 13:8).
Череда пророков от Моисея до Самуила была послана от Бога ради избавления Израиля (1 Цар. 12:11). Самуил был послан от Бога для того, чтобы помазать двух царей (1 Цар. 15:1; 16:1). Самуил сообщил Саулу о его позитивной миссии избавления, которая должна принять форму возмездия амаликитянам (1 Цар. 15:18, 20). Все остальные миссии пророков перед царями и перед Израилем заключались в том, чтобы противостоять греху с помощью Закона Божиего, призвать к раскаянию и предостеречь о суде, коль скоро монарх или народ не обратятся снова к Богу (2 Цар. 12:1; 3 Цар. 14:6; 2 Пар. 25:15). По сути дела, в историческом обзоре восстания Северного царства против Бога, завершившегося ассирийским завоеванием и пленом, и в аналогичной картине падения Иудеи от руки вавилонян, явственно звучит, что Бог в Своем милосердии снова и снова посылал народу пророков (4 Цар. 17:13; 2 Пар. 24:19; 36:15; Иер. 29:19; 35:15; 44:4).
Среди всех ветхозаветных пророков наиболее отчетливо призвание их Богом к апостольской миссии выражено у Исаии и Иеремии (Ис. 6:8; Иер. 1:7). Первостепенная их миссия сводилась к тому, чтобы возвестить о суде непокорному народу, который, как им было сказано, не примет их (Ис. 6:9-12; Иер. 26:12, 15; 42:5-6; 43:1-2; ср. Иез. 2:3-4; в противоположность Агг. 1:12). Хотя их миссия должна была закончиться неудачей, не получив положительного отклика, порученное им предусматривало их абсолютное послушание Богу (Ис. 6:8; Иер. 1:7).
Когда пророки говорили о чаяниях грядущего избавления «в последние дни», они подразумевали следующие миссии: посланника Божиего, Илии, которого Бог пошлет приготовить путь пред Ним (Мал. 3:1); Раба-Мессии, помазанного проповедовать Благую Весть угнетенным, посланного Господом принести освобождение (Ис. 61:1); и остатка праведных, посланного благовествовать народам, — «они возвестят народам славу Мою» (Ис. 66:19).
Миссия в служении Иисуса. Искупительная миссия Христа, Сына Божиего, настолько важна, что Бог посылает ангела не только для того, чтобы возвестить о Его рождении (Лк. 1:26), но и чтобы возвестить о рождении Иоанна Крестителя, посланника, призванного приготовить путь перед Господом и свидетельствовать о Нем (Лк. 1:19; Мф. 11:10; ср. Мк. 1:2; Лк. 7:27; Ин. 1:6, 33).
Иисусом многое сказано о Его понимании Своей миссии. Он видит Свое предназначение в том, что послан Богом Отцом возвестить и завершить духовное избавление человечества (Лк. 4:43; Ин. 3:34; 8:42; 10:36). Он сознательно упоминает Ис. 61:1-2 как ветхозаветное пророчество, которое исполняется в Его служении (Лк. 4:18-19).
Иисус характеризует Свою миссию как засвидетельствованную и поддерживаемую пославшим Его Отцом (Ин. 5:37; 6:57; 8:18, 29). Более того — Иисус приходит с полной властью от Бога, так что Он есть представитель Бога во всей полноте, вплоть до взаимозаменяемости (Ин. 12:44-45). Поэтому Он может сказать Своим ученикам, когда посылает их на проповедь: «Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» (Мф. 10:40; ср. Мк. 9:37). В то же самое время Иисус выполняет Свою миссию в полном послушании воле Пославшего Его (Ин. 4:34; 5:30; 6:38-39; 7:18). Иисус говорит Его слова и совершает Его дела (Ин. 7:16; 8:26; 9:4; 12:49; 14:24).
Уверовать, что Бог послал Своего Сына Иисуса с этой спасительной миссией — важный, переломный момент для предназначения человека в вечности. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3; ср. Ин. 5:24; 6:29; 11:42; 17:21). Отвергая божественно посланных вестников и их весть, даже сыны Израилевы не смогут избежать справедливого наказания и лишатся благословений Царства на последнем суде (Мф. 22:1-14; Лк. 14:17).
Иисус признает Свою принадлежность к длинной череде посланных Богом, но отвергнутых человеком вестников — как прошлых, так и будущих. Это пророки, мудрецы, книжники и апостолы, которых Израиль отвергал и будет отвергать и даже убивать (Мф. 23:33-36; Лк. 11:47-51; 13:34; ср. Мф. 22:3-4; Лк. 14:17). С помощью притчей Иисус дает понять, что Он, Сын, принадлежит к их числу (Мф. 21:33-37; Мк. 12:1-6; Лк. 20:9-13).
В противовес всем тем людям, которых Бог послал с поручением ранее, Иисус начинает тоже посылать Своих последователей с миссиями, характеризующимися той же самой авторитетностью и теми же самыми задачами. Во время Своего земного служения двенадцать учеников Иисус избрал в качестве «апостолов» (Мф. 10:2; Лк. 6:13; Деян. 1:2). Иисус Сам дал им такое наименование, а Его наставления апостолам позволяют нам дополнить картину того, как Иисус понимал значение посланничества с особой миссией. Эта миссия подразумевает полную авторитетность облеченных ею. Апостолы, как явствует из возложенных на них задач, — полномочные представители своего Господа (Мф. 10:40). Они не только должны проповедовать ту же самую Благую Весть, что и Иисус, — «приблизилось Царство Небесное» (Мф. 10:7), но и получают от Него власть творить такие же чудеса — изгонять бесов и исцелять недужных (Мф. 10:1; Мк. 6:7; Лк. 9:1). Небезынтересно, что и объект апостольской миссии тот же — «погибшие овцы дома Израилева» (Мф. 10:6; 15:24). Посланные Иисусом апостолы, выполняя свою миссию, должны быть непорочными, безответными и неимущими (Мф. 10:9, 16; Мк. 6:8-11; Лк. 9:3-5). Они отправляются завершать дело, начатое другими, жать то, над чем не трудились (Ин. 4:38). Семьдесят учеников, посланных по двое, хотя они и не названы «апостолами», продолжают ту же самую фундаментальную миссию (Лк. 10:1-12). Они тоже получают от Иисуса полное удостоверение своих полномочий, так что слушающий их слушает Его (Лк. 10:16).
Образец посланничества, который Иисус установил, посылая Своих последователей во время Своего земного служения, был воспроизведен и дополнен Им во время Его явлений после воскресения, когда Он явственно формулирует поручение для всех следующих поколений до Его возвращения (Мф. 28:18-20). Однако ракурс их благовестил и аудитория, для которой оно предназначается, теперь иные. Воскресший Господь поручает Своим последователям проповедовать спасение, доступное во всей полноте благодаря Его смерти и триумфальному воскресению, без ограничений предлагая его всем, кто покаялся и готов его принять (Лк. 24:44-48). Иисус посылает их— «идите, научите все народы»... «и даже до края земли» (Мф. 28:19; Лк. 24:47; Деян. 1:8; 22:21; 26:17). Конкретное выполнение миссии теперь будет обусловлено надлежащим вниманием к вопросам обеспечения и защищенности (Лк. 22:35-38).
Это поручение распространяется не только на двенадцать апостолов. Согласно Евангелию от Иоанна, Иисус возлагает эту миссию на всех Своих учеников. Он в качестве Первосвященника обращается к Богу с молитвой: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» (Ин. 17:18). Явившись ученикам после воскресения, Иисус говорит: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20:21). В дальнейших Своих наставлениях Иисус указывает, что уподобление в данном случае подразумевает передачу посланникам всех полномочий. Отправляясь проповедовать Благую Весть о спасении, они получают для своего укрепления Святого Духа (Ин. 20:22).
Миссию Иисус также возлагает на Святого Духа. Святой Дух должен укреплять верующих христиан как свидетелей о евангелии спасения (Лк. 24:49; ср. Лк. 24:46-48; Деян. 1:8). Святой Дух принесет не только полное познание спасительной истины, содержащейся в учении Иисуса (Ин. 14:26; 15:26; это обещано особо двенадцати апостолам), но принесет и неверующему миру обличение о грехе, о правде и о грядущем суде (Ин. 16:7-11).
И наконец, Иисус говорит об ангелах, посланных от Него с поручением. Это не только ангел, посланный превознесенным Господом Иисусом к Иоанну, чтобы раскрыть, что будет в конце (Отк. 22:16), но и ангелы, которых Он в качестве прославленного, вернувшегося Сына Человеческого пошлет, чтобы собрать избранных Его (Мф. 24:31; Мк. 13:27), собрать «из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие» и подвергнуть этих последних вечному наказанию (Мф. 13:41-42).
Миссия в ранней церкви. Бог посылает спасение. Апостолы, размышляя о посланном Богом Спасителе, обращают внимание на побудительные силы, контекст, цели и итоги Его миссии. Возлюбивший нас Бог послал Иисуса (1 Ин. 4:9-10). Как и в случае Моисея и судей, Иисус послан к тем, кто порабощен — на этот раз, в духовном смысле, — для того чтобы через Него исполнились спасительные замыслы Бога (Гал. 4:3-5). Сравнение Иисуса и Моисея, первого Божиего «апостола-искупителя», и противопоставление их друг другу выявляют не только более возвышенную верность Иисуса, но также Его превосходство (Евр. 3:1-6).
Иисус достоин большей славы как устроитель дома веры и как Сын, управляющий им. В этих двух аспектах раскрывается Его роль как представителя Бога, полностью правомочного и поистине единосущного с Отцом.
В миссию Иисуса входит: быть Спасителем мира (1 Ин. 4:14), искупителем тех, кто под законом (Гал. 4:4), жертвой за грех и осуждением греха (Рим. 8:3); и умилостивлением (1 Ин. 4:9-10). Итогом этой избавительной миссии является не только искупление от наказания за грех, но и введение в вечную жизнь, то есть получение «жизни чрез Него» и получение наследия — «дабы нам получить усыновление» (1 Ин. 4:9; Рим. 8:1-4; Гал. 4:4-5).
Апостолы также очень хорошо знают о том, что в эти последние дни Бог пошлет Духа. Он придет, чтобы поддержать свидетельство о Евангелии (1 Пет. 1:12) и стать спасительным благословением, неся свидетельство о тесном единении верующих с Отцом (Гал. 4:6). Посредством Святого Духа Святая Троица становится всеведущей и вездесущей в мире (Отк. 5:6).
Посланы и ангелы. Они помогают верующим, а иногда даже служат целям чудесного божественного вмешательства, способствующего продолжению миссии (Деян. 12:11; Евр. 1:14). Они передают откровение о событиях конца истории (Отк. 1:1; 22:6).
Труд всех этих посланников не приведет ни к чему, если Слово, весть о спасении, не будет послано и воспринято (Деян. 10:36; 13:26; ср. Деян. 28:28 — спасение послано тем, кто услышит). Оно должно дойти до Израиля и до язычников. Божий замысел о продолжении миссии был настолько определенным, а человеческим посредникам отводилась в нем настолько важная роль, что духовно взыскующие язычники с помощью видения посланы пригласить еврейского христианского апостола, чтобы он проповедовал в их доме (Деян. 10:3-6, 20). Проповедники этой вести посланы божественно (Рим. 10:15).
Апостолы. Концепция «апостола» как божественно избранного проповедника Благой Вести о спасении, уходящая истоками в избрание и назначение Иисусом двенадцати апостолов, играет выдающуюся роль в представлениях церкви о «миссии». В узком смысле этот термин может употребляться применительно к апостолам-основоположникам из церкви первого поколения, к двенадцати. В побочных традициях, подразумевающих апостольскую преемственность церковного руководства, о любой передаче «апостольства» обычно говорится как об «апостольской функции», то есть основании церквей в результате миссионерских усилий. Хотя ядро библейского учения, несомненно, ограничено вышесказанным, данный термин может еще многое раскрыть нам относительно миссии.
Вот перечень тех категорий людей, которые в Новом Завете названы «апостолами»: двенадцать учеников (Лк. 6:13); люди числом от ста двадцати до пятисот, которые видели воскресшего Христа (1 Кор. 15:6-7; Павел (1 Кор. 15:8-9); миссионеры (Деян. 14:4; Рим. 16:7; 1 Кор. 9:5); посланники церквей (2 Кор. 8:23; Флп. 2:25). Один из критериев, чтобы быть причисленным к одной из этих категорий, — призвание человека воскресшим Христом, Который дал ему поручение. Если человек был лично призван воскресшим Господом в период между воскресением и вознесением, он относится к категории «двенадцати» либо «пятисот». Разумеется, двенадцать апостолов удовлетворяют указанному дополнительному условию: они были избраны Иисусом во время Его земного служения (ср. критерии и способ избрания для замещения Иуды, Деян. 1:21-26). Павел понимает, что не удовлетворяет критериям для причисления к категории «двенадцати» и даже «пятисот». Сравнивая себя с «неким извергом», он называет себя апостолом на том основании, что его лично призвал воскресший Господь, явившийся ему после вознесения (1 Кор. 15:8-10). Хотя свидетельства не слишком ясны, представляется, что существует библейский прецедент для причисления к «апостолам» миссионеров из церкви любого поколения, проповедующих Евангелие спасения и ощутивших внутреннее, субъективное побуждение или призвание исполнять апостольское служение по основанию первых церквей в чужих странах — призвание, в свою очередь подтвержденное «извне», поручением от Церкви (Деян. 14:4, 14; Рим. 16:7; 1 Кор. 9:5; ср. Деян. 9:17; 13:3; Рим. 10:15). Посланники церквей, названные «апостолами», совершают служение вследствие призвания их Церковью. Посланные от церквей люди совершают следующее духовное служение: удостоверяются в произошедшем распространении Евангелия (Деян. 8:14; 11:22); оповещают о решениях, принятых относительно доктрины и поведения (Деян. 15:27, 30, 33; 21:25); оказывают материальную помощь, укрепляющую единство (Деян. 11:29-30; 1 Кор. 16:3); выступают представителями апостолов в целях наставления и поощрения (Деян. 19:22; 1 Кор. 4:17; 2 Кор. 12:17; 2 Тим. 4:12). Тем не менее, поскольку они не представлены в качестве тех, кто был послан непосредственно от Отца или от Сына, труды их лежат вне границ нашего определения миссии.
Задачи апостолов до некоторой степени варьируются в зависимости от соответствующей категории. В первую и главную очередь апостолы — это миссионеры, посланные засвидетельствовать Евангелие спасения (Деян. 2:37-39; 20:24; Рим. 1:1; Еф. 3:2-6; 1 Тим. 2:7; 2 Тим. 1:11; 4:7). Когда они причисляются к категории «двенадцати» или «ста двадцати» или «пятисот», они предоставляют свое свидетельство очевидцев главного события в истории спасения, которое и сделало возможным провозглашение Благой Вести: воскресения (Деян. 1:21-22; 5:29; 1 Кор. 9:1; 15:7).
Двенадцати апостолам выпала совершенно особая задача — заложить доктринальный и организационный фундамент церкви (Лк. 22:14, 28-30; Еф. 2:20; Отк. 18:20; 21:14). Они — гаранты учения Церкви и ее миссии (Деян. 2:42; 8:14, 18; 15:2, 22; 2 Пет. 3:2; Иуд. 1:17; Еф. 2:20; 1 Тим. 2:7). Они были первыми руководителями церкви (Деян. 4:35-37; 5:2; 6:6; 9:27). Павел, хотя он и «некий изверг», тоже внес свой вклад в уникальную задачу восприятия Божиего откровения.
Укрепление Духом, которое испытывают апостолы, есть благодать, дар, ниспосланный ради их миссионерского свидетельства (Рим. 1:5; 1 Кор. 12:28-29; Гал. 2:8; Еф. 4:11). Это, как и знамения и чудеса (Деян. 2:43; 4:33; 5:12; 2 Кор. 11:5; 12:11-12), относится, по-видимому, только к апостолам, исполняющим особые функции доктринального и организационного характера, то есть к двенадцати апостолам и Павлу. И все же, любой миссионер, совершающий «апостольское служение», испытывает при своем свидетельстве укрепление Духом Божиим, поскольку плод его служения возрастает всегда у Бога (1 Кор. 3:7-9; 9:2).
Обстоятельства апостольского служения — противоречивая смесь почестей и бесчестия. Апостол — избранный представитель Иисуса Христа согласно воле и повелению Бога (1 Пет. 1:1; 1 Кор. 1:1; 2 Кор. 1:1; Гал. 1:1; Кол. 1:1; 1 Тим. 1:1; 2 Тим. 1:1; Тит. 1:1). В то же самое время он является «позорищем для мира, для Ангелов и человеков», подвергаясь поношениям и гонениям (1 Кор. 4:9; ср. Деян. 5:18, 40; Отк. 18:20). Этот парадокс создан греховным восстанием человечества, выражающимся в отвержении им Вести и Вестника. Поэтому всякий вестник попадает в средоточие битвы за души людей. И решающее значение имеет то, как человек откликается на миссию и на Весть. Этим предопределяется или окончательное искупление, или суд (2 Кор. 2:14-17).
Уильям Дж. Ларкин-мл.
См. также: БЛАГОВЕСТВОВАТЬ; СВИДЕТЕЛЬСТВО.
Литература: J.-A. Buhner, Exegetical Dictionary of the New Testament, 1:141-42,142-46; F.Hahn, Mission in the New Testament; R.E.Hedlund, The Mission of the Church in the World: A Biblical Theology, L. Legrand, Unity and Plurality: Mission in the Bible; К. H. Rengstorf, TDNT, 1:398-406; M.R.Spindler and P.R.Middlekoop, Bible and Mission: A Partially Annotated Bibliography 1960-1980; P. M. Steyne, In Step with the God of the Nations: A Biblical Theology of Missions.