ПРАВДА
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
(JUSTICE)
Евр. sedeq, mispat; греч. dikaiosyne Бог, праведный Судия. Праведность присуща самой природе Бога (Ис. 40:14). Он беспристрастно вознаграждает доброе и не пропускает ничьи грехи (Пс. 32:4; 36:6, 28; 96:2; 98:4). Земным судьям в их суде следует вспоминать про Бога. Он неподкупен (Вт. 10:17) и не творит никакой неправды (Быт. 18:25; 2 Пар. 19:7).
В то же самое время, Бог редко вершит Свой праведный суд немедленно. Мир не выглядит справедливым, пока в нем так много зла, поэтому угнетенные умоляют Бога вступиться за них (Пс. 7:10; Пр. 29:26). Их молитвы могут даже принимать форму жалобы (Авв. 1:2-4), хотя люди не должны сомневаться в сущностной праведности Бога (Иов 40:3; Мал. 2:17). То, что в будущем Бог решительно вмешается, является упованием Библии.
Эта философская проблема теодицеи лежит в основе истории Иова. С одной стороны, выдвигается ложное предположение друзей Иова, что его бедствия, должно быть, соответствуют его преступлениям (Иов 8:3-7): Иов же, со своей стороны, заявляет, что стал жертвой несправедливости, и требует от Бога исправить положение дел (Иов 19:7; 27:2; 29:14; 34:5-6).
Праведность Бога подтверждается в Новом Завете (1 Ин. 1:9; Рим. 3:5-6; 9:14; Отк. 16:5-7; 19:11). Поскольку Бог праведен, Он никогда не проявляет пристрастности и лицеприятия (Мф. 5:45; Деян. 10:34-35; 1 Пет. 1:17; Рим. 2:6, 11; Еф. 6:9).
Человеческая справедливость основана на Божием Законе. Справедливый закон — это такой закон, в котором отражается Божья мораль (Быт. 9:5-6; Вт. 1:17), а не просто человеческое разумение (Авв. 1:7). В соответствии с заветом горы Синай судьи должны охранять закон Моисеев, оправдывая невиновных и осуждая виновных. Нарушением справедливости был бы приговор, который противоречит закону или не согласуется с установленными фактами (Исх. 23:1-9; Вт. 25:1-3).
В тех культурах, где приговор выносят не присяжные, а судьи, ложные обвинения, взяточничество и лицеприятие — весьма распространенные отступления от правосудия (Вт. 16:18-20; 1 Цар. 8:3; Пр. 17:23; 19:28; Ис. 5:23; Иер. 5:28; Иез. 22:29; Ам. 2:6-7; Зах. 7:9-10). Слишком часто их жертвами оказываются обездоленные и среди них — сироты, вдовы и пришельцы (Вт. 27:19; Пс. 81). Праведный судья не должен быть лицеприятен ни по отношению к богатому (Вт. 1:17), ни поотношению к нищему (Лев. 19:15); он всегда должен судить по правде.
При монархии царь является высшей инстанцией правосудия (2 Цар. 8:15; 15:3-4; 3 Цар. 10:9; Пр. 20:8). Цари остерегаются допускать несправедливость (Пр. 16:10; Иер. 21:12; 22:2-3; Мих. 3:1-3, 9-11). Мудрость Соломона сделала его справедливым царем (3 Цар. 3:11-12, 28; 2 Пар. 9:8).
В то же самое время справедливость не является добродетелью только судей и царей; весь Израиль должен «ходить путем Господним, творя правду и суд» (Быт. 18:19; Пс. 105:3; Пр. 21:15; Ис. 1:17; 59:8). Соблюдение в жизни правды более важно, чем религиозные обряды (Пр. 21:3; Мих. 6:8; ср. Мф. 23:23). Справедливость должна выражаться в честности, даже в таких приземленных делах, как торговля (Лев. 19:35-36; Ос. 12:7).
В Новом Завете любовь к справедливости является добродетелью (2 Кор. 7:11; Флп. 4:8), однако христианам не следует брать дело восстановления справедливости в свои руки (1 Фес. 4:6). Иногда лучше смириться с несправедливостью, нежели бросать тень на благовестив, сутяжничая с братом в суде (1 Кор. 6:7-8).
Божья справедливость и оправдание нечестивых. Благая Весть обещает избавление от праведного Божиего гнева на грех (Рим. 1:32). Земные судьи неправедно судили и казнили Спасителя (Ис. 53:8; Ин. 7:24; Деян. 3:14). Однако в глазах Бога смерть Иисуса соответствовала Божьей правде (Рим. 3:26). Точно так же Бог остается праведным Судией, когда оправдывает грешников, уверовавших в Христа (Лк. 18:14; Гал. 3:11-13).
Справедливость и Царство Божие. В Ветхом Завете предвосхищается время, когда Бог установит абсолютную справедливость во всем творении (Пс. 97:9; Ек. 3:16; Ис. 28:5-6; 29:19-21). В Новом Завете акцент делается на приближении последнего суда, когда все люди будут судимы по делам своим (Рим. 2:5; 3:5-6; Отк. 20:13).
Семьдесят первый псалом — это молитва о царе, который защитил бы обездоленных, псалом, который помимо Соломона предвидит также идеального праведного царя (Пс. 71). В Ветхом Завете и далее предсказывается, что Мессия будет вершить справедливость от имени Бога (Ис. 9:7; 11:3-4; 16:4-5; 28:17). В Новом Завете Иисус уже во время земного служения начинает устанавливать справедливость Отца (Мф. 12:18-21; Ин. 5:28-30), однако лишь в будущем Он исполнит Божью волю для всех (Деян. 17:31; Отк. 19:11).
Гэри Стивен Шогрен
См. также: ОПРАВДАНИЕ; ПРАВЕДНОСТЬ; ИСТИНА.
Литература: F. Biischel and V. Herntrich, TDNT, 3:921-54; R. D. Culver, TWOT, 2:948-49; C. Hodge, Systematic Theology, 1:416-27; G. Quell and G. Schrenk, TDNT, 2:174-225.