ПРАВИТЕЛЬСТВО

АДМИНИСТРАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ

(GOVERNMENT)

Управление жизнью в организованном обществе, а также корпус чиновников, осуществляющих этот процесс. На ранних стадиях своей истории люди обнаружили, что общество, в котором «каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 21:25), пребывает в состоянии нестабильности, дезорганизованное™, что нередко чревато опасностью, поскольку эгоистичные интересы и непросвещенность берут верх над заботой о других гражданах.

Соответственно, возникло то, что называется «теорией общественного договора». Это означает, что люди договорились жить вместе в качестве свободных граждан и вести себя таким образом, чтобы при этом не нарушать интересы друг друга. В результате выработанные с течением времени правила поведения стали общепризнанными механизмами обеспечения общественного блага. Некоторые из таких древнейших социальных установлений были обнаружены археологами в Месопотамии, они содержат правила, регулирующие имущественные права, возмещение ущерба и тому подобное.

Самые древние из известных городов-государств находятся в Месопотамии, некоторые из них возникли не позже, чем за 4500 лет до P. X. Один из них, Эриду, является древнейшим примером оседлых поселений, обнаруженных к настоящему времени в Ираке, это поселение датируется 4000 г. до P. X. Тысячелетием позже шумеры, высокоцивилизованный народ неизвестного происхождения, утверждали, что история началась, когда «царствование опустилось с небес» на город Эриду. Когда шумеры вторглись на территорию Ирака, они обнаружили, что здесь уже существует слабоорганизованная система из групп деревень и маленьких городов, — система, которую они стали развивать и укреплять. Агрессивные и суеверные шумеры разработали хитроумные установления для гражданской жизни и продолжили закладку фундамента современного знания. Они верили, что в дополнение к власти царя боги ниспослали на землю набор гражданских законов, регулирующих всевозможные социальные ситуации.

При шумерах такие поселения, как Эриду, Ур и Лагаш, стали городами-государствами, каждое из которых сохраняло независимость от других и состояло из собственно поселения и прилегающих к нему пастбищных и пахотных земель. Иногда эти города-государства налаживали социальное сотрудничество, но чаще они пытались подчинить себе соседей, и именно из-за такой угрозы вражеского вторжения установилась традиция, что царь (lugal) одновременно являлся главой вооруженных сил города. Хотя со временем этот пост стал наследственным, главной задачей царя была оборона города-государства, а не управление им. Со временем подобная организация города-государства стала типичной и для других регионов древнего Ближнего Востока.

Самым примечательным зданием в городе был главный храм, служивший культовым центром, а также складом, где жрецы хранили запасы продовольствия и утварь, необходимую в храмовом хозяйстве. Несмотря на широко распространенное в обществе влияние жрецов, гражданская власть находилась под контролем правителя (ensi), который, естественно, время от времени вступал в конфликт с храмовыми жрецами. Когда требовалось принять важное решение, ensi в рамках стандартной административной процедуры приписывал свободных граждан к одной из двух категорий. К первой категории принадлежали старейшины общества, образующие, так сказать, «верхнюю палату», в то время как во вторую категорию или в «нижнюю палату» входили молодые люди, собиравшиеся для защиты города при угрозе нападения со стороны соседей, либо сами осуществлявшие агрессивные действия против потенциального противника. Такая сложная «двухпалатная» структура, обеспечивавшая общественный контроль, а также систему сдерживаний и противовесов, необходимую для функционирования власти, пережила тысячелетия и процветает в современных демократиях.

Законность и справедливость в общественной жизни были первостепенной заботой для шумеров, а позднее и для месопотамцев, поскольку они верили, что от соблюдения этих принципов зависит жизнеспособность государства. Законами ведали гражданский правитель и его заместители; многочисленные таблички, найденные при раскопках в слоях, датируемых 2500 г. до Р.Х. и более поздних, показывают, какой объем работ они выполняли. Тяжбы разбирал суд из трех судей, обычно жрецов, которые учитывали как письменные, так и устные показания, причем последние давали под присягой.

Судебные решения были обязательными для исполнения, однако при выявлении новых существенных обстоятельств подлежали пересмотру. Если дело оказывалось незначительным, судьи могли приказать истцу и ответчику решить его в ходе рукопашного судебного поединка. Победителем в схватке выходил тот, кто первым срывал с противника пояс. Нравственные качества Божьего Борца описаны в Ис. 11:5, где Он препоясан правдой и истиной.

Пока шумеры формировали свои города-государства, в сирийской Эбле процветало другое мощное государственное образование такого же типа. На вершине своего расцвета, около 2300 г. до Р.Х., это был оживленный торговый центр, где производили ткани, изделия из металла, полудрагоценных камней и керамики, а также разводили скот и выращивали зерно. Это государство вело торговлю с месопотамцами, египтянами, сирийцами и палестинцами и в пору расцвета было одним из сильнейших среди подобных образований на Ближнем Востоке.

Раскопки на этом месте (Тель-Мардих) показали, что управляли Эблой и ее владениями царь и члены его семьи. В верхней части города располагалось четыре административных центра: царский дворец, из которого, без сомнения,координировали действия остальных учреждений; городской дворец, где, очевидно, занимались гражданскими делами; конюшни, управитель которых регулировал импорт и экспорт товаров; и дворец работ, где, вероятно, нанимали работников и распоряжались работами.

В двух первых дворцах десять чиновников имели до шести помощников, а в двух других под началом восьмидесяти чиновников состояло около сотни служащих рангом ниже. Четыре района застройки в нижней части Эблы находились в ведении главного инспектора, и еще порядка десяти — двадцати чиновников пользовались услугами помощников, числом от тридцати до сотни, в зависимости от состояния хозяйства Эблы. Из уцелевших табличек явствует, что при населении, оцениваемом в 250 000 человек, Эблой управляли приблизительно 6 000 административных служащих. Огромная цифра для царства, относящегося к третьему тысячелетию до Р.Х., сопоставимая только со сложностью современных государственных структур.

Правитель Эблы считался хозяином этого огромного города вместе с прилегающими к нему полями и виноградниками, — их обрабатывали арендаторы. Небезынтересно, что царь носил шумерский титул еп или сирийский титул malik, причем последний сходен с еврейским melek («царь»). Сыновья царя помогали ему управлять этим огромным городом-государством — в некоторых табличках указывается, что старший царевич занимался внутренними делами, а младший ведал внешними сношениями. Государственные чиновники рангом ниже царской семьи назывались lugal или diku, последний термин означает «судья». Нам не слишком много известно о других аспектах государственной жизни, поскольку попытки перевода с чрезвычайно сложного языка наталкиваются на непреодолимые трудности.

Дополнить картину удалось благодаря раскопкам в Мари — городе XIX в. до P. X. на берегу Евфрата. Там было обнаружено свыше 20 000 табличек, затрагивающих религиозные, административные, правовые, экономические и другие вопросы. Как и в случае с Эблой, структура управления этим большим аморитским городом-государством была сложной и высокоорганизованной, вплоть до того, что некоторые важные посты занимали женщины. По-видимому, население в Мари было менее однородным, чем в Эбле, и состояло из полукочевых племен и оседлых аккадцев.

Ситуация усугублялась еще и тем, что кочевники были родственны йаминитам — народу, прозванному «сыны юга». Рассеянные на обширных территориях Месопотамии и части Сирии, они разводили крупный и мелкий скот и обрабатывали землю. Чтобы успешно заниматься скотоводством, этим племенам приходилось подыскивать пастбища в степной зоне, а потом возвращаться на зимние стоянки. Они всячески сопротивлялись попыткам управлять ими из столицы, предпочитая более привычную для кочевников систему племенных вождей. Эти главы родов занимались такими вопросами, как местные конфликты, союзы и торговля, а когда центральные власти созывали их для консультаций, выступали в качестве представителей своих племен. Уследить за их передвижениями было обычно трудно, и еще труднее — взыскать с них налоги. Вероятно, они имели собственного «царя» или «царей», ното были скорее военные предводители как у шумеров, нежели собственно цари городов-государств.

В Мари происходило заключение договорных соглашений (заветов), однако в отличие от хеттских договоров они по большей части сводились к символическим обрядам и не сопровождались ратификацией письменных обязательств. В царстве Мари существовала своя каста судей, которые не просто принимали юридические решения на основании свидетельств, а приближались по статусу к наместнику провинции. Соплеменники, по-видимому, высоко чтили судью, и он в таком качестве был правомочен вести от имени своего народа переговоры с центральным правительством.

В архивах Мари особенно интересны договоры, касающиеся усыновления, так как они подразумевают передачу собственности. Закон запрещал продажу наследуемой собственности и оговаривал, что таковая может передаваться только законным путем в случае смерти ее владельца. Однако за соответствующую плату «усыновлен» мог быть и посторонний человек, и к этому прибегали, чтобы обойти закон. В некоторых договорах об усыновлении оговаривается, что первенец получает двойную долю наследства, причитающегося членам семьи (ср. Быт. 15:2; Вт. 21:15-17). В других правовых вопросах, таких как царская перепись для составления списков, обряды ритуального очищения и уложение о наказаниях, терминология повторяет терминологию Исх. 30:13-14.

Выдающиеся шумерские правители, отождествляя себя с законом и справедливостью, пытались бороться с коррупцией среди администрации своих городов-государств. Древнейшими государственными реформаторами были цари Урукагина (ок. 2350 г. до P. X.) и Ур-Намму (ок. 2070 г. до Р.Х.), составившие установления, фрагменты которых дошли до нас. Однако самым знаменитым царем-законодателем древности был Хаммурапи из Вавилона (ок.

1792 — 1750 г. до Р.Х.). Этот выдающийся правитель, военачальник и законодатель проявлял замечательную заботу о благополучии своих подданных и зачастую самолично разбирал жалобы на коррумпированность своей администрации. Чиновники, ответственные за управление, хотя таковые и существовали, в сохранившейся дипломатической переписке упоминаются редко. Главным вкладом Хаммурапи в социальную жизнь было составление так называемого кодекса законов Хаммурапи — сборника постановлений, регулирующих гражданские, уголовные, административные и другие вопросы. Частично он основывался на более ранних шумерских источниках, однако значительно их превосходил как самый исчерпывающий древний документ такого рода. Он сохранился в виде разрушенной стелы из черного диорита,с основанием чуть более шести футов (180 сантиметров) и высотою более семи футов (210 сантиметров). Памятник был обнаружен в Сузах в 1902 г. и позволяет составить представление о законодательстве времен царя Хаммурапи. Однако остается неясным, применялись ли эти законы в его царстве или же они служили лишь подспорьем для принятия царем судебных решений.

Евреи во времена Авраама были по большей части полуоседлыми, зимой они обитали в зимних постройках, а весной пускались со своими стадами на поиски новых пастбищ, сохранив этот обычай еще на несколько столетий (см. Быт. 37:13-17). Основной ячейкой патриархального общества являлась семья, которая постепенно разрасталась в род, состоящий из нескольких семей. Главы семей становились вождями рода, это были старейшины, соблюдавшие законы обычного права, заключавшие договоры и вступавшие иногда в военные союзы с другими племенами.

Авраама и его потомков можно рассматривать в качестве теократического сообщества, поскольку они считали себя обязанными подчиняться Богу. Эта концепция приобрела драматизм,когда двенадцать колен под руководством Моисея изъявили у горы Синай свою преданность Богу и среди других привилегий получили в дар землю, которую им было заповедано очистить от ее обитателей. Благодаря этому обязательству перед Богом (Исх. 24:7) племена, привычные к стихийному и нерегулируемому образу жизни, превратились в теократическое сообщество, а закон, данный им в рамках синайского завета, содержал специфические установления, которым они должны были следовать, чтобы сделаться народом святым (Исх. 19:6). Для кочевого народа необходимость жить согласно жестко регламентированным правилам, часть из которых напоминала законы Хаммурапи, сама по себе была строгой аскезой, оказавшейся тяжким бременем даже в более поздний оседлый период.

Божье правление Израилем было правлением Царя, Который в каждом конкретном случае передает Свою волю через старейшин или военных вождей, таких как Моисей и Иисус Навин, а также через священство, ответственное за соблюдение строжайшей чистоты религиозных обрядов. Когда Ханаан был покорен, различные колена осели на землях, которые Бог обещал им через Моисея (Чис. 34:2-15), и основали небольшие поселения. Переход к теократическому государству совершился в рамках церемонии обновления завета (Нав. 8:30-35), когда завет был заключен в расширенной форме, включавшей установления из Второзакония.

С ослаблением власти после смерти Иисуса Навина и усилением влияния языческих обычаев хананеев на жизнь израильтян, завет перестали уважать, и старейшины утратили контроль над своими общинами. Древние идеалы кочевников, преследующих в жизни свои личные цели, возобладали над представлениями завета о социальной и духовной солидарности, что выразилось в требовании избрать царя для наведения порядка (1 Цар. 8:5). Этот языческий обычай противоречил концепции теократии и вызвал неодобрение Бога. Тем не менее Бог позволил Самуилу помазать Саула в качестве первого израильского «царя» (по сути дела, Саул был скорее харизматическим лидером, нежели царем языческого типа). Предполагалось, что такие люди будут править под руководством Бога, но с концом Соломонова царствования цари на севере Израиля сделались абсолютными монархами. Это означало, что они не признавали никаких ограничений и исключений и самовластно распоряжались как своими подданными, так и их собственностью. Давид установил систему теократического правления, передав многие полномочия людям, называвшихся царскими «слугами». Роль старейшин и знати сохранялась (3 Цар. 21:8, 11), старейшины исполняли свои обязанности в качестве судей у городских ворот, а знатные люди состояли советниками в царском суде.

Давид установил множество бюрократических должностей, таких как должность дееписателя (1 Пар. 18:15), могущественного распорядителя архивов, контролировавшего также значительную часть придворной жизни; писца (1 Пар. 18:16), который вместе со своими помощниками вел официальные записи; священника (1 Пар. 18:16), который, очевидно, служил царю и в качестве советника; распорядителя работ, ведавшего податями (2 Цар. 20:24), который отряжал пленников и прочих работников на выполнение царских работ; начальствующего над дворцом (3 Цар. 18:3), высокопоставленного царского чиновника; и еще одного чиновника, отвечавшего главным образом за сбор податей.

Соломон принял египетскую систему администрирования и разделил царство на двенадцать областей, управляемых наместниками, которые несли ответственность за ежемесячные поставки продовольствия для царского двора. В целях государственной обороны Давид поставил искусных воинов во главе формирований различной численности (4 Цар. 1:9-14), которые дополнялись специально обученными войсками (2 Цар. 10:7, 9; 11:17) и чужеземными наемниками (2 Цар. 8:18; 15:18). Лучники входили в состав израильского войска, а вот колесницы не участвовали в битвах вплоть до воцарения Соломона (3 Цар. 10:29).

В этот период израильтяне все больше и больше вовлекались в договорные отношения с соседними народами. Иногда это сближение принимало форму союза, как в случае с иудейским царем Асой и Венададом (3 Цар. 15:18-20), но существовали и мирные договоры, и коалиции против общего врага (4 Цар. 3:6-9). Когда Соломон занялся международной политикой, среди его жен появилось немало чужеземных царевен, и эти браки, по-видимому, были составной частью процедуры ратификации разнообразных договоров (3 Цар. 3:1; 11:1-3). В поздний период монархии стало традицией назначать специально отобранных придворных на посты послов (ср. Ис. 18:2; Иер. 49:14) и царских представителей. Эти необыкновенно сложные процедуры в той или иной степени сохранялись до покорения Иудеи в 581 г. до P. X.

Возвращение из вавилонского плена сделало возможным вернуться к подлинной теократии. В рамках храмового поклонения Богу население Иудеи обрело организованность под руководством первосвященника и подчиненных ему священников. Поскольку Палестина являлась частью Персидской державы, она подпадала под юрисдикцию наместника провинции, «заречного областеначальника» (Езд. 5:6). Одним из таких областеначальников был Зоровавель (Агг. 1:1, 14), но он правил в Иерусалиме (Езд. 5:9; 6:7) совместно с иудейскими старейшинами, которые отстраивали второй храм. Когда Неемия в 446 г. до Р.Х. прибыл в Иерусалим, то прибыл он в качестве правителя и назначил этот город быть столицей Иудеи. Для нужд управления страна была разделена на округа (Неем. 3:9-18), находившиеся под властью князей (sar).

Персы как правители отличались терпимостью, поэтому иудеи пользовались широкой автономией, чем были обязаны официальной политике, поощрявшей местные культуры и религии. Неоценимый вклад в подлинную теократию внес Ездра, потребовавший, чтобы закон Моисея лег в основу всей духовной жизни. Первосвященник сделался важной в религиозном и политическом отношении фигурой, в то же время уважение к закону повысило значение писцов (книжников) как толкователей речей Моисея. Это могущественное религиозное объединение постепенно расширилось за счет появления саддукеев и фарисеев, которые ко времени завоевания Палестины римлянами имели большое влияние на жизнь евреев.

Принципы теократии еще более укрепились благодаря возникновению института синагог, истоками которого было поклонение Богу в вавилонском плену. В каждом маленьком городке была своя синагога, где люди по субботам собирались, чтобы поклониться Богу и услышать пояснения к Закону. Во главе таких собраний стоял «управляющий», следивший также за деятельностью трех распорядителей — «старейшин».

Синагога не только выполняла чисто религиозные функции, но стала также местом, где можно было собраться для обсуждения дел общины. Однако наиболее важным органом управления в иудаизме после египетского пленения был синедрион (Мф.

26:59; Деян. 5:21). Происхождение его неясно, но вполне вероятно, что возник он в греческий период, последовавший за правлением персов. В это время евреи создали совет старейшин, который был признан законным представителем иудаизма. При владычестве римлян синедрион отвечал за управление Иудеей и во времена Христа считался высшим судебным органом (Мф. 26:59; Ин. 11:47). В Иудее было также и несколько местных синедрионов, возглавляемых старейшинами, однако высшей властью обладал иерусалимский синедрион.

Концепция синедриона или «совета» по происхождению могла быть саддукейской, поскольку саддукеи принадлежали к священнической знати. Однако в римский период в иерусалимский синедрион вошли также фарисеи и книжники. В иудейской республике значение поста первосвященника постоянно возрастало. В греческий период (331 — 65 г. до P. X.) первосвященник приобрел влияние в качестве лица, уполномоченного взимать налоги в Иудее и обеспечивающего их собираемость. Очень скоро пост первосвященника сделался политическим, что обернулось неприятностями как для иудеев, так и для римлян, когда Маккавеи после 167 г. до P. X. восстали против попыток секуляризации еврейской культуры.

Во времена Нового Завета описанная ситуация все еще сохранялась. Так, Иисусу была знакома бюрократия истеблишмента, которую Он неоднократно критиковал. Он признавал статус оккупационных римских властей и учил мятежных евреев платить надлежащую подать (Мф. 22:16-21). Признавая верховное владычество Бога, Он, во исполнение божественного замысла о спасении человечества, подчинялся власти иудейских начальников (Мф. 26:57-66). Однако синедрион не располагал полномочиями казнить Иисуса, поскольку это было прерогативой римлян. Подчинение властям, характерное для поступков Господа, объясняется тем, что государство понималось как дар Божий ради безопасности и благополучия людей. Идеальным государством было бы государство теократическое, но до наступления Царства Божьего образоваться оно не могло. До тех пор власти предержащие нужно было воспринимать как заместителей Бога, а значит не подчиняться им было то же самое, что не подчиняться Богу (Рим. 13:2). Миролюбивое поведение граждан будет в должное время вознаграждено, а злодеяния — наказаны, потому что это — одна из важнейших обязанностей государства (Рим. 13:4).

Павел учит своих слушателей, что независимо от качеств руководителей государства авторитет властей все равно нужно признавать, потому что проистекает этот авторитет в конечном счете от Бога. Павел подал пример для всех верующих, подчинившись законам Римской империи, что в любом случае было вопросом нравственных обязательств, так как он являлся римским гражданином. Следуя букве закона, он заручился защитой государства, когда фанатичные евреи замышляли убить его (Деян. 23:12-13), и, кроме того, к нему неплохо относились римские должностные лица — Феликс и Фест, и даже Агриппа, происходивший из династии Ирода и своим титулом «царя» (Деян. 25:24) обязанный римлянам.

Замечательный период мира и процветания, известный как Pax Romana («Римский мир») и установившийся при императоре Августе, укрепил власть и авторитет императора, но одновременно перенес политический центр тяжести на императорских подданных, половина из которых были рабами. И руководители христиан, такие как Петр, совершенно справедливо требуют от верующих: «Будьте покорны всякому человеческому начальству», будь то сам верховный царь или посылаемые от него правители (1 Пет. 2:13-14). Хотя официальное поклонение императору несовместимо с признанием своим Господом Иисуса, царя необходимо почитать ввиду его статуса начальствующего под рукой Бога (1 Пет. 2:17).

Новый Завет не запрещает христианам занимать государственные посты, что приемлемо постольку, поскольку позволяет евангельской закваске попасть в секулярное общество. Что бы христиане ни думали о природе и целях государственного правительства, они призваны усердствовать ради таких изменений, которые послужат к общественной пользе и славе Христовой. Гражданское же неповиновение, независимо от намерений его участников, навлекает на них кары со стороны государства и вполне может помешать продвижению к тем же целям, которое осуществлялось легально, хотя на первый взгляд пусть и неприметно. Все, что разрушительно для государства, неизбежно приводит к социальному хаосу и тем самым противоречит наставлению Господа делать все со смирением и надлежащим образом.

Р. К. Харрисон

См. также: ИЗРАИЛЬ.

Литература: R. D. Culver, Towards a Biblical View of Civil Government; C. F. H. Henry, ed., Aspects of Christian Social Ethics; K. A. Kitchen, The Bible in Its World; A. N. Sherwin-White, Roman Society and Roman Law in the New Testament; W.Temple, Citizen and Churchman.