ПРОВИДЕНИЕБОЖИЕ
(PROVIDENCE OF GOD)
Слово провидение происходит от латинского providentia (греч. pronoia) и означает по своей сущности предвидение и предусмотрительность, а также обеспечение чего-то загодя. В человеческом измерении оно может употребляться в положительном смысле, как в том случае, когда Тертулл хвалит Феликса, говоря «тебе... обязаны мы многим миром, и твоему попечению благоустроенней сего народа» (Деян. 24:3), или же в отрицательном, когда Павел увещевает нас: «попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:14). Применительно к Богу эта идея обретает гораздо большее значение, потому что Бог не только заглядывает в будущее и стремится предусмотреть все необходимое для Своих целей, но и непогрешимо осуществляет все, что вознамерился сделать. И поскольку речь идет о Божием правлении, здесь учитывается все сущее, от сотворения мира до его конца, в том числе — каждый аспект человеческого бытия и предназначения.Провидение,таким образом, представляет собой суверенное божественное руководство всем сущим, направляющее все сущее к его божественно предопределенной цели в согласии с сотворенной природой сущего и служащее основанием для восхваления и прославления Бога. Это божественное, суверенное и благодатное управление всем сущим является основополагающей предпосылкой для всего того, чему учит Писание.
Концепция провидения встречается в иудейском и греческом мышлении периода между заветами, равно как и в Писании. Иудейское мышление этого периода приближается мышлению ветхозаветному, оно признает свободу Бога следовать Своему замыслу (1 Мак. 3:60) и даже пользуется термином провидение. Книга Премудрости Соломона отождествляет провидение Божие с Его волей и мудростью, заверяя нас, что человек может без опаски пускаться даже в самое рискованное плавание, потому что
Бог властвует надо всем (Прем. 14:3-5). В этой книге говорится также о непостижимости Божиего провидения и о тщетных попытках укрыться от всевидящего Божиего взора со стороны беззаконных, названных «узниками тьмы», которые «скрывались от вечного Промысла» (Прем. 17:1-3). Во времена Иисуса этот вопрос трактовали по-разному. Иосиф Флавий, например, пишет следующее: «Фарисеи говорят, что некоторые события, хотя и не все — это работа судьбы, а некоторые из них находятся в нашей власти, и что судьба управляет ими, но не является их причиной. Ессеи утверждают, что все обусловлено судьбой, и с нами не происходит ничего, что не было бы предопределено. Саддукеи отрицают судьбу, отказываются признать ее существование, утверждая, что события человеческой жизни ей не подчиняются. Все наши поступки подвластны нам самим, и мы сами являемся причиной всего того, что есть добро, а страдаем от того, что есть зло, из-за нашего собственного безрассудства» («Иудейские древности» 13.5.9, см. также «Иудейская война» 2.8.13).
В греческом мышлении наиболее развитую форму данной концепции можно обнаружить в учении стоиков, сущностной чертой которого является многобожие. Бог понимался ими как имманентное разумное начало вселенной (Логос), выстраивающее миропорядок в соответствии с рациональными принципами, философской системе стоиков был присущ детерминизм, пусть и определяемый в оптимистическом и рациональном ключе.
Фундаментальное различие между иудейским (и библейским) пониманием провидения и взглядами стоиков заключается в том, что греческое мышление привержено представлениям о безличностной, хотя и рациональной, природе имманентного божественного начала, которое может быть постигнуто с помощью человеческого разумения, в то время как иудейскому мышлению свойствен личностный подход, при котором Бог рассматривается как Личность, призывающая нас к вере, а не к умозрительным построениям. Важнейшим вкладом Иисуса здесь является Его откровение о том, что Бог — наш небесный Отец, Который бесконечно заботлив по отношению к Своему беспомощному творению. Мы должны любить Бога и доверяться Ему, не обязательно понимая все, что Он делает.
Основополагающие идеи. Провидение — это концепция, весьма распространенная в Писании, из-за чего ее трудно описать сжато. Тем не менее, существует ряд общих положений, которые можно высказать до рассмотрения частных аспектов этого понятия. Любое обсуждение данного понятия должно базироваться на следующих фундаментальных принципах. Во-первых, Бог — верховный Владыка нашей вселенной, и Ему полностью подвластно все сущее (1 Пар. 29:11-12; Пс. 23:1; 113:11; 134:6). Ничто не может устоять перед Ним, противиться Ему или сделать то, что в конечном счете нарушит Его замысел. Это верно не только по отношению к земле; это верно и по отношению к так называемым богам. Собственно говоря, никаких других богов нет, есть только идолы; лишь Господь есть Бог во всей вселенной (Вт. 4:35, 39; Ис. 45:5-6; 1 Кор. 8:4-6; 1 Тим. 1:17), и для Него нет ничего невозможного (Иер. 32:27; Лк. 1:37). Во-вторых, единственный Бог сотворил этот мир; поэтому мир принадлежит Ему и подчиняется Ему (Вт. 10:14; Иов 9:5-10; Пс. 88:12; 94:3-5; 1 Кор. 10:26). Невозможно, чтобы что-нибудь или кто-нибудь, будь то на небе или на земле, сверхъестественное существо, царь или простой земледелец, представляли себе, будто бы они самодостаточны или ответственны только перед самими собой (Ис. 45:11-12; Иер. 32:17-23; Дан. 4:32; Отк. 20:11-13). В-третьих, Бог, Который един и Который сотворил этот мир и управляет им, имеет для него предвечный замысел. Этот замысел — не просто то, что Бог желает осуществить, но он является фактически самой сутью бытия этого мира и его объяснением (Пс. 32:11; Пр. 19:21; Ек. 3:14; Ис. 14:24-27; 46:8-11). В-четвертых, воля Божья и Его замысел исполняются в Иисусе Христе и через Него (Еф. 1:9-10; 3:11). Воля Божья не есть реализация некоего безличного абстрактного начала, как в греческом мышлении, это личностная, ведущая к спасению воля небесного Отца. Бог непосредственно участвует в наших делах, и мы знаем благодаря откровению (один лишь разум никогда бы не смог раскрыть этого), что Он стал с нами един через воплощение Своего Сына ради нашего искупления. Это входило в предвечный замысел, существовавший еще до начала этого мира, и свершилось в избранный Богом момент истории. Он решил, что время пришло, и осуществил задуманное. На этой основе Бог распределяет Свои благодеяния между всеми эпохами и однажды соберет все сущее во Христе, «ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим. 11:36). И наконец, хотя Божий замысел частично нам раскрыт, в своей полноте он остается запредельной тайной. Мы не способны уразуметь, что он в конечном счете означает, потому что Бог в конечном счете нам трансцендентен (Иов 11:7-9; 26:14; 36:26; Ек. 3:11; 11:5; Ис. 40:28; 55:8). Такая наша ограниченность предусмотрена Богом не для того, чтобы унизить нас, но чтобы сделать нас смиренными, чтобы помочь нам понять наш статус сотворенных существ и найти свое место в Его схеме мироздания. Мы — не Бог. Нам никогда не постичь глубину Бога. Это должно побудить нас верить в Бога и доверять Ему, и научить нас подчиняться Ему, понятны ли нам намерения Бога или нет. Нашей глубочайшей молитвой должны, как учил нас Иисус, стать слова «да будет воля Твоя и на земле» (Мф. 6:10).
Подытоживая эти общие положения, составляющие основу библейской концепции провидения, мы заключаем, что вечный Бог, сотворивший нашу вселенную и управляющий ею, лично совершает для нее благодеяние через служение Своего Сына Иисуса Христа. Через Христа Бог совершает искупление для мира во все его эпохи, от начала до конца. В глубинах тайны Божиего бытия Он составил благодетельный всеобъемлющий замысел, который ныне осуществляется. Это должно вызывать у нас не любопытство и умозрительные построения, а веру, восхваления и послушание. Может быть, мы однажды узнаем кое-что из этих тайн; может быть, нет. Но как бы то ни было, «Бог — Свой собственный толкователь, и Он разъяснит это», как сказал Каупер.
Сфера провиденциального. Говоря попросту, провидение охватывает все аспекты сотворенного миропорядка. От начала до конца, от неба до земли, от одушевленного до неодушевленного, от отдельных людей до народов, от мгновений до веков, от семени до колоса, от рождения до смерти, от катаклизма до покоя — все это перед лицом небесного Отца охвачено Его любовью и заботой. В Своей мудрости, силе, праведности и любви Он неторопливо споспешествует исполнению Своего предвечного замысла, несущего Ему славу и нам — вечное добро. Так как эта тема в Библии столь всеобъемлюща, мы сможем сделать лишь выборочный, хотя и представительный обзор о том, чему учит Писание.
Участие Бога в естественном миропорядке. Как уже указывалось, сотворенный миропорядок целиком происходит от Бога. Не существует ничего (кроме Бога), что не было бы создано Богом. В сотворенном мире сверхъестественного, зачастую именуемом просто «небесами», само собой разумеется, что исполняется воля Божья (Мф. 6:10). В захватывающем видении престола Божиего из Отк. 4 - 5 открывается картина нескончаемого Божиего прославления и служения, совершаемых всеми обитателями небес. Днем и ночью, громогласно и бесконечно, все небесные существа восклицают: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель». Бог также осуществляет Свою волю в мире материального. Солнце, луна и звезды (Пс. 103:2, 19; Ис. 40:26; Иер. 31:35; Мф. 5:45), астрономические события (Иов 9:7; Иез. 32:7-8; Ам. 8:9), облака (Иов 37:15-16; Пс. 134:7), роса (Быт. 27:28), иней (Пс. 147:5), град (Иов 38:22; Пс. 147:6), молнии (2 Цар. 22:13-15; Иов 36:30, 32; Иер. 10:13), дожди (Вт. 28:12; 3 Цар. 18:1; Иов 5:10), снег (Иов 37:6), гром (Исх. 9:23 {синод, «молнии»}) и ветер (Пс. 147:7; Иез. 13:13) — все подчиняется Его повелению. Все покорно Его распоряжениям, как в обыденных, так и в чрезвычайных обстоятельствах, будь то поддержание заведенного на земле порядка для продления жизни на ней или же суд над злом. Сама земля тоже участвует в этом. Бог осуществляет Свою волю с помощью землетрясений (Иов 9:6; Ис. 13:13), голода (Лев. 26:18-20; Ам. 4:6), засух (Пс. 106:33-34; Ам. 4:7-8), пожаров (Иез. 20:45-48; Ам. 7:4), мора и язвы (Исх. 9:1-4; Иез. 38:22), потопов (Быт 6:17) или естественного поступления воды (Пс. 103:10-13; 106:35). Все силы природы подчиняются верховным указаниям Бога, осуществляющего с их помощью Свою волю.
Бог управляет также растительным и животным миром. Все растения, деревья, травы, цветы и злаки охвачены благодетельной заботой Бога (Пс. 64:10-14; 103:14-16; Ис. 41:19; Мф. 6:28-30). Птицы (Мф. 6:26; 10:29), рыбы (Иона 2:1; Мф. 17:27), животные (Пс. 146:9; Ос. 2:18; Иоиль 2:21-22) и поистине все живые твари принадлежат Богу (Иов 12:10; Пс. 144:13-16), на свой лад все они хвалят Бога (Пс. 148:3, 4, 7-10).
Участие Бога в истории Израиля и народов. Бог распоряжается участью всех народов земли в целом и Своего народа Израиля в частности. Это соответствует Его благодетельному замыслу привести их всех к спасительному познанию Себя (Деян. 17:24-28). Израилем как народом, из которого должен был прийти Искупитель, Бог управлял особым образом. Сюда входит призвание Авраама (Быт. 12:1-3), жизнь патриархов (Быт. 17:3-8; 28:20-21; 49:22-25), порабощение в Египте (Быт. 15:13), освобождение из Египта (Вт. 5:15), руководство и поддержка в пустыне (Исх. 13:21-22; Неем. 9:19; Пс. 104:39-41; 135:16), вход в обетованную землю (Исх. 15:13-18; Вт. 4:37-38; Ам. 2:10) и история израильтян в целом (1 Пар. 29:10-13; 2 Пар. 32:22; Ис. 43:1, 15), равно как и случаи суда над ними (Вт. 32:15-26; Иер. 52:3; Мал. 3:5). Бог также руководит предназначением всех народов земли. Он — их царь и владыка (Иов 12:23; Пс. 21:28-29; 46:8-10; Ис. 14:24-26; Иез. 29:19-20). Он предвидит все, что произойдет с течением времени (Ис. 22:11; 44:7), распоряжается национальной судьбой всех народов земли (Ам. 9:7), использует их для служения Себе (Иов 12:23; Ис. 10:5-14; Иер. 27:3-7) и выбирает тех, кому придется совершить необходимое для осуществления Его замысла (Ис. 49:1-7; 54:16; Дан. 2:21; 4:31-32).
Участие Бога в человеческой жизни. Все аспекты человеческой жизни охвачены провиденциальным руководством Бога. Точно так же, как обстоит дело с возникновением, развитием, существованием, благосостоянием и окончательной участью мира в целом, всех народов земли и Израиля в частности, обстоит оно и с отдельными людьми. Бог формирует нас в чреве матери (Иов 10:8-12; Пс. 138:13-14; Иер. 1:5), предписывает, какой будет жизнь каждого человека (Пс. 138:15-16), ведет нас по нашему жизненному пути (Иов 5:18; Пр. 3:5-6; Деян. 18:21; Иак. 4:13-15), удовлетворяет наши текущие потребности (Лев. 26:4-5; Иов 36:31; Мф. 5:45; Деян. 14:16-17), посылает нам благополучие и бедствия (Иов 36:11; Ис. 45:7; Пл.И. 4:5, 11) и в конечном счете забирает нас с этой земли в назначенное Им время для смерти (1 Цар. 2:6, 25; Иов 14:5; 2 Пет. 1:13-14). Все это никоим образом не должно нас тревожить. По сути дела, мы извещены обо всем этом для того, чтобы нас ободрить и укрепить в превратностях нашей жизни. Мы должны помнить, что нашими жизнями распоряжается Бог — наш небесный Отец. Его знание и любовь к нам бесконечны; даже волосы у нас на голове сочтены (Мф. 10:30). Тот, Кто так красиво одевает траву полевую и цветы, позаботится также и о нас (Мф. 6:25-32), и ничто не оставлено на произвол случая. Небесный Отец управляет нашей жизнью.
Не следует также впадать при этом в фатализм или детерминизм. Бог не есть слепая и деспотичная сила, подминающая под себя человеческую волю; напротив, несколько таинственным образом Бог, как заботливый и суверенный Отец, осуществляет Свою волю в нашей воле и через нее. Здесь предусмотрено даже то зло, которое замышляют сотворить люди (Быт. 50:20); в сущности, здесь предусмотрено все (Рим. 8:28). В некоторых случаях Бог действует в русле человеческих намерений и через них (1 Пар. 5:26; 2 Пар. 36:22-23; Флп. 2:13); иногда Он превозмогает их (Быт. 45:5-8; 2 Цар. 17:14; Пс. 32:10; Ис. 10:5-7); но в любом случае намерения Бога главенствуют и в конечном счете исполняется Его замысел (1 Цар. 2:4-8; Пр. 16:1, 9; 19:21; Ис. 14:26; Иер. 10:23).
Существует особое провидение для тех, кто всем сердцем уповает на Бога. Наши сроки находятся в Его руке (Пс. 30:16), и Он направляет наши шаги (Пс. 39:5; 72:23-24). На протяжении всей нашей жизни нам ниспосылается особое избавление от зла и горестей (Иов 5:17; 19:21; Пс. 31:7; 32:18-20; 55:14; 90:9-10; 2 Тим. 4:18), исцеление и помощь в бедственное время (Пс. 29:3; 36:40; 53:6; 102:2-5; Евр. 4:16), охрана и защита (Пс. 36:28; 137:7; Пр. 3:25-26; 14:26; 18:10; Ис. 43:1-2), благословение и укрепление (Пс. 64:5; 83:12; Рим. 10:12; 2 Кор. 4:7; 2 Тим. 4:17).
Вечное предназначение всех человеческих существ находится в руках Бога. Искупленные знают, что именно Бог в Своей неизъяснимости составил и осуществил замысел их спасения (Еф. 1:3-8, 11-12). К Богу должны возносить хвалу за спасение все те, кто искуплен. Положение погибших более проблематично, но никто, даже те, кто не искуплен, в конечном счете не оказывается вне пределов воли Божьей (Пр. 16:4; 1 Пет. 2:7-8; Рим. 9:14-18). Их не заставляли стать нечестивыми, однако, предпочтя отвергнуть предложение Божиего милосердия, они никоим образом не освободились от власти Бога. Даже их отрицание входит в предвечный замысел Бога. В этом, возможно, и заключено самое худшее для них. В своей попытке освободиться от Бога, отвергнув Его даже ценой собственной души, они обнаруживают, что это невозможно. Невод Божиего провидения охватывает даже тщетные попытки выйти из этого невода.
Замысел Божий сквозь зло и страдания. В Писании нигде не сказано, что Бог заставляет людей грешить или что зло может каким-то образом обернуться добром или диалектически соединиться с добром, так что будет нейтрализовано или окажется необходимым. Зло всегда остается злом, и как таковое никак не может быть отнесено к Богу. Тем не менее то зло, которое совершают люди, Бог способен встроить в Свой замысел, чтобы, ничем не поступаясь, использовать его для Своих благих целей. Высшим примером здесь выступает смерть Иисуса Христа ради спасения всего мира. Он — Агнец, закланный от создания мира (Отк. 13:8) по определенному совету и предведению Божью (Деян. 2:23), во исполнение пророчеств, издревле данных Богом (Ис. 53:4-10). Однако те, кто распял Христа, ответственны за совершенное ими зло, как, в сущности, и всякий, кто совершает зло (Иак. 1:13-17). Бог, Который в силах превратить худшее, на что способны люди, в лучшее из всего возможного, — это Бог, Который, имея дело со всей гаммой человеческих поступков, от добрых и нейтральных до безудержного зла, реализует Свои благие цели. Во исполнение Своего замысла Бог иногда позволяет злу осуществиться (Ос. 4:17; Деян. 14:16; Рим. 1:24, 26, 28), иногда направляет зло (Быт. 45:8; Ис. 10:5; Деян. 4:27-28), а иногда ограничивает его (Иов 2:6; Пс. 123:1-3; 1 Кор. 10:13) и не дает ему совершиться до конца (Быт. 20:6; Ос. 2:6-7). Несомненно, великая тайна кроется в том, что святой Бог, не выносящий даже вида зла (Евр. 1:13, ср. Пс. 5:6-7), может осуществлять Свою волю через зло, но о том, что Он это делает, ясно учит Писание. Если бы что-нибудь смогло оказаться вне окончательной воли Бога, оно стало бы богом для себя и соперником Бога. Это невозможно. Бог един; других богов нет.
Бог осуществляет Свою волю и через человеческие страдания. Иногда между грехом и страданием существует связь (Пс. 54:20; 118:75), а иногда — нет (Лк. 13:1-5; Ин. 9:1-3), но в любом случае Бог может использовать страдание для воспитания (Вт. 8:5), вразумления (Иов 5:17), наставления правде (Ис. 26:8-9), учения (Пс. 118:67, 71), для привлечения нас к Себе (Ис. 26:16; Ос. 5:14-15), испытания (Ис. 48:10) и нашего укрепления (Евр. 12:4-11). Во всех наших скорбях Бог утешает и поддерживает нас (Ис. 66:13; Пл.И. 3:19-28; 2 Кор. 1:3-7), чтобы мы не были сокрушены без меры. Ничто во всем творении не может отлучить нас от любви Божьей во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8:37-39).
Уолтер А. Элуэлл
См. также: ИЗБРАНИЕ; ОТЦОВСТВО БОГА; БОГ; ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ; СТРАДАНИЯ.
Литература: G. С. Berkouwer, The Providence of God; A.B.Davidson, The Theology of the Old Testament; W.Eichrodt, Theology of the Old Testament, 2:167-85; W.Elwell, TAB, pp. 189-221; B.W.Farley, The Providence of God; P. Helm, The Providence of God.