ПРОСЛАВЛЕНИЕ
(GLORIFICATION)
В Писании идея прославления относится к приобретению верующими окончательного совершенства. Слово прославление не употребляется ни в еврейском тексте Ветхого Завета, ни в греческом тексте Нового Завета, но понятие прославления вполне передается греческим глаголом doxazo («прославлять») и существительным doxa («слава»), точно так же, как и выражениями, в которых не встречается ни одно из слов этого корня. Хотя в Ветхом Завете эта тема может до некоторой степени предвосхищаться (Пс. 72:24; Дан. 12:3), Новый Завет раскрывает ее значительно полнее и глубже, недвусмысленно указывая, что верующие будут прославлены (Рим. 8:17, 30; 2 Фес. 1:12).
Несмотря на то что один из ключевых стихов (Рим. 8:30), по-видимому, относит прославление к прошедшему времени, во всех остальных местах оно предвидится в будущем, на него надеются и уповают (Рим. 5:2; Кол. 1:27), оно должно открыться (1 Пет. 5:1; Рим. 8:18) и будет достигнуто (2 Фес. 2:14; 2 Тим. 2:10). В частности, прославление совершится при втором пришествии Христа (Еф. 5:27; Флп. 3:20-21; Кол. 3:4; 2 Фес. 1:10), когда произойдет воскресение верующих (1 Кор. 15:43) и наступит день суда (Рим. 2:5-10). Слава эта будет вечной (1 Пет. 5:10; 2 Кор. 4:17; 2 Тим. 2:10).
Подобно другим граням спасения, прославление есть деяние Божье (Рим. 8:30). К славе верующие призваны (1 Пет. 5:10; 1 Фес. 2:12), приводятся к ней (Евр. 2:10) и предназначены для нее (1 Кор. 2:7). Бог одновременно приготовил нас к славе (Рим. 9:23) и приготовил славу для нас (1 Кор. 2:9). Она принадлежит нам как наследство (Рим. 8:17). Однако в то же самое время мы должны сыграть свою роль: славу надлежит искать (Рим. 2:7), и мы достигнем ее через наше долготерпение и страдания (Рим. 8:17; 2 Кор. 4:17; 2 Тим. 2:10-11).
Прославление заключается в первую очередь в освящении верующих, в их нравственном усовершенствовании (2 Фес. 2:13-14; Евр. 2:10-11), в котором верующие будут представлены прославленными,святыми и непорочными (Еф. 5:27). Это освящение совершается в нас уже сейчас (2 Кор. 3:18), переходя от одной ступени славы к другой до достижения окончательной славы.
Во-вторых, тело тоже участвует в прославлении (Рим. 8:23; 1 Кор. 15:43; Флп. 3:21), которое есть избавление и освобождение верующего (Рим. 8:21). В итоге прославленное тело становится бессмертным (Рим. 2:7), нетленным, сильным и духовным (1 Кор. 15:43-44). Более того, само творение участвует в этом аспекте прославления (Рим. 8:21).
В-третьих, прославление означает приобщение к Царству Божьему (1 Фес. 2:12) — вплоть до того, что мы будем царствовать вместе с Христом (2 Тим. 2:10-12).
И наконец, прославление — это в каком-то смысле участие в славе Божьей (1 Пет. 5:10; Рим. 5:2; 1 Фес. 2:12; 2 Фес. 2:14).
Дэвид К. Хуттар
См. также: СПАСЕНИЕ; ПРАЗДНОВАНИЕ.
Литература: S.Aalen, NIDNTT, 2:44-52; R.B.Dillard, BEB, 2:869-70; M.R.Gordon, ZPEB, 2:730-35; E.F.Harrison, EDT, pp.443-44; idem, ISBE. 2:477-83; B.L.Ramm, BEB, 1:869-70.