ПРОЩЕНИЕ

(FORGIVENESS)

Терминология. Существует несколько слов на иврите, соответствующих английскому понятию to forgive, «прощать», как оно определено ниже. Три наиболее распространенных слова — это глаголы (употребляемые как переходные): salah, kapar и nasa. В Новом Завете прощение чаще всего обозначается словом aphiemi (существительное — aphesis). Глаголы charizomai (например, 2 Кор. 2:7) и apoluo (например, Лк. 6:37) выражают то же понятие.

Божественное прощение. Восстановление Богом взаимоотношений, за которым следует снятие объективной вины. Так, синонимичны выражения: простить оскорбление святости Бога и простить нанесшего это оскорбление. Прощение может относиться как к народам (особенно к Израилю), так и к отдельным людям.

Ветхий Завет. В Ветхом Завете Бог изображен милосердным. О Нем говорится, что Он «милосердый, долготерпеливый и многомилостивый» (Исх. 34:6; Чис. 14:18; Неем. 9:17; Пс. 85:15; 102:8; 144:8; Иоиль 2:13; Иона 4:2). Бог мягок со Своим народом, не обращается с ним так, как того заслуживают его грехи (Езд. 9:13-15; Пс. 77:35-38; 102:8-10), и склонен прощать вину, преступление и грех (Исх. 34:7; Чис. 14:18).

Существует, однако, некая особенность в том, как характер Бога описан в Ветхом Завете, поскольку в сочетании с упоминанием о Божьем милосердии дается предостережение, что Бог, будучи праведен, не простит грех или по крайней мере не оставит грех безнаказанным (Исх. 34:7; Чис. 14:18; Наум 1:3). Хотя Он предрасположен быть милосердным, Он, тем не менее, Бог ревнитель (Исх. 20:5; 34:14; Вт. 4:23-24; 5:9; 6:15; Нав. 24:19-20; Наум 1:2). В Ам. 7:1-9 характер Бога изображается как одновременно милостивый и праведный: Бог дважды прощает и раскаивается, что покарал Израиль, но после этого, когда израильтяне не возвращаются к Нему, Он больше не будет щадить их. Эта особенность в природе Бога проявляется в Его отношениях с народами — особенно с Израилем — и с отдельными людьми.

Прощение народов. В одном случае Бог прощает другой народ, не Израиль, и не наводит на него кару, которую хотел навести. Бог, будучи праведен, вынужден был осудить Ниневию, но будучи милостив, послал Иону, чтобы предупредить ее жителей о близящемся суде. Жители Ниневии, во главе с царем, уверовали и раскаялись в своих злых путях и в насилии рук своих (Иона 3:8). В итоге милосердный Бог воздержался от кары, которую собирался на них обрушить. Это иллюстрация общего принципа отношений Бога с народами (Иер. 18:7-8).

Израиль отличается от прочих народов, будучи избран из всех народов земли в качестве особой собственности Бога (ср. Исх. 19:5; Вт. 7:6; 14:2; 26:18; 3 Цар. 3:8; 1 Пар. 16:13; Пс. 32:12; 104:6; 105:4-5; 134:4; Ис. 41:8; 43:10; 44:1-2). Богоизбранность Израиля вытекает из завета Бога с Авраамом, обновленного с Исааком и Иаковом, благодаря чему отношения Бога с этим народом построены на основах безусловности (Быт. 12:1-3; 15:18; 17:8, 21; 22:17; 26:3-5; 28:13-15; 35:11-12; Исх. 2:24; 6:4; 13:5, 11; 32:13; 33:1; Вт. 1:8; 4:37; 7:8; 10:11; 26:15; 34:4; Нав. 1:6; 21:43-44; 3 Цар. 8:40; 1 Пар. 16:16-18; 2 Пар. 20:7; Неем. 9:7-8; Пс. 104:8-11). Итак, несмотря на непокорность Израиля, Бог, после того как наказал народ, намерен обращаться с израильтянами милостиво — благодаря завету, установленному с их отцами, и благодаря Своей любви к ним (Лев. 26:42; Вт. 4:31; 9:26-27; 4 Цар. 13:23; Пс. 105:40-46; Иер. 33:25-26; Мих. 7:20).

Хотя Бог заключил завет с патриархами, от поколения Исхода тоже потребовалось вступить в завет с Ним. У горы Синай народ согласился исполнять все, что записано в книге завета (Исх. 24:1-8). Спустя примерно сорок лет дети поколения Исхода обновили этот завет (Вт. 27 - 30). Завет, который заключили эти два поколения израильтян, в отличие от завета с патриархами, содержал в себе в качестве условий их послушание. Бог благословляет их на процветание в земле, обетованной их праотцам, пока они будут соблюдать закон, раскрытый через Моисея; в противном случае на них должны будут обрушиться проклятия завета. Существенно, что в Исх. 19:5 статус Израиля в качестве особой собственности Бога обусловлен его послушанием. К сожалению, восстание в пустыне сделало невозможным для поколения Исхода исполнение обетований, данных праотцам (Чис. 14:23, 30; 32:11; Вт. 1:35); неудивительно, что во Второзаконии следующему поколению израильтян наставления даются с учетом условности их статуса (Вт. 6:18; 11:8-9; 30:19-20; ср. Иер. 11:1-5). Другими словами, заключенный с Моисеем завет должен был постоянно обновляться в каждом поколении израильтян.

Таким образом, возникло расхождение между декларативной и императивной составляющими жизни Израиля перед Богом: Бог безусловно обещал землю и процветание на этой земле патриархам и их потомкам (Авраамов завет). Однако потомки могли получить обещанное только при условии их подчинения закону (Моисеев завет), а после того как согрешили, могли вернуться к состоянию процветания и благополучия на обетованной земле только при условии всенародного раскаяния (Вт. 30:1-10; 31:14 - 32:47; 3 Цар. 8:33-40, 46-51; 2 Пар. 6:24-31, 36-39; 7:13-16). Бог, будучи милосердным, дал безусловное обетование Аврааму и его потомкам, но будучи праведен, Он требует соблюдения Торы в качестве условия для того, чтобы эти обетования могли исполниться в каждом новом поколении.

Прощение отдельных людей. Бог, будучи праведен, требует послушания от каждого отдельно взятого израильтянина; соблюдая все заповеди Бога, каждый человек будет жив (Лев. 18:5; Неем. 9:29). Лишь за некоторые нарушения Торы можно было получить прощение, и для этого необходимо было выполнить требования культа.

В Торе намерения нарушителя не имеют значения при решении вопроса, требует ли проступок искупления; любое нарушение Торы делает человека виновным. Разъяснение смысла жертвы за грех сводится, фактически, к тому, чтобы обеспечить искупление для тех, кто согрешил по ошибке (Лев. 4:2). Акцент делается на том объективном состоянии, в котором человек или общество оказываются перед Богом. Даже непроизвольные состояния, такие как роды (Лев. 12:1-8) или кожное заболевание (Лев. 14:1-32), требуют от человека очищения. В некоторых случаях должны очищаться даже сущности, не наделенные нравственностью, такие как жертвенник (Лев. 8:15) или дом (Лев. 14:53).

Тем не менее сохраняется понимание того, что между намеренным и ненамеренным нарушением Торы существует разница. За исключением воровства или обмана ближнего (Лев. 6:1-7; Чис. 5:5-8), безрассудной клятвы (Лев. 5:4-5) и незначительного распутства (Лев. 19:20-22) намеренное нарушение Торы не может быть прощено; нарушитель будет убит или истребится из народа своего. В Чис. 15:22-31 проводится четкое различие между тем, кто грешит ненамеренно и может быть очищен священником, и тем, кто грешит намеренно и должен быть наказан смертью. Тот, кто грешит «дерзкою рукою», хулит слово Господа.

Культ предусматривает способы очищения в случае тех нарушений Торы, которые могут быть прощены. Для искупления служат три вида жертвоприношений, которые могут совершаться отдельным человеком (Лев. 1 - 7): жертва всесожжения, жертва за грех и жертва повинности. Обычно в книгах Левит и Числа священник благодаря жертвоприношению очищает приносящего жертву, и нарушитель получает прощение. Одна из таких жертв может быть также принесена за грех общества (ср. Чис. 15:22-26; 2 Пар. 29:24).

Эти очистительные жертвоприношения, которые могут совершаться отдельным человеком, составляют также часть ежедневных, еженедельных и ежемесячных жертвоприношений, как и специальных жертвоприношений во время праздников. В трех местах говорится, что искупление совершается для всех членов общества благодаря публичному жертвоприношению, сводящемуся к одной из таких очистительных жертв (Чис. 28:22, 30; 29:5). Поэтому возможно, что все эти публичные жертвоприношения, про которые впрямую не говорится, что благодаря им совершается искупление, служат и такой цели тоже.

День очищения был еще одним средством получить прощение личных грехов. В Лев. 16 Аарону (или его преемнику) указывается во время этого ежегодного праздника сначала очистить себя и свой дом. Затем, взяв двух козлов, одного из них — выбранного по жребию — Аарон приносит в жертву за грех для очищения святилища (Лев. 16:16), в то время как над другим козлом он исповедует все беззакония сынов Израилевых и все их преступления — их грех — и отсылает этого козла в пустыню. Отпущенный в пустыню козел несет на себе все беззакония. Таков был общенациональный обряд, предназначенный для того, чтобы искупить индивидуальные преступления против святости Бога.

В отношениях Бога с отдельными израильтянами Его милосердие находится в постоянной коллизии с Его праведностью. Бог не относится к грехам отдельных людей так, как они того заслуживают, но прощает и смягчает наказание.

День очищения, по-видимому, предназначен для того, чтобы искупить все грехи отдельного человека — даже те, в результате которых он бы должен «истребиться из народа своего». Во избежание непоследовательности надлежало бы требовать, чтобы к нарушениям Торы, искупаемым во время Дня очищения, относились только невыявленные и простительные нарушения, совершенные индивидом на протяжении прошедшего года. Однако в Лев. 16:21 указано, что Аарон исповедует над козлом «все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их»; тот факт, что эти три термина используются совместно для обозначения греха в его совокупности, подразумевает, что в этот день прощаются даже непростительные нарушения Торы. А на возражение, что прощалось лишь то, что позволяла прощать Тора, можно ответить, что про Бога говорится — «прощающий вину и преступление и грех» (Исх. 34:7).

Вдобавок, Бог прощает людей, которых прощать не следовало бы; ради милосердия Бог нарушает условия Своего завета и нередко действует мягче, чем то позволяет Тора. Давид убил Урию и совершил прелюбодеяние с Вирсавией (2 Цар. 11); и то, и другое наказывается смертью, так что и Давида, и Вирсавию следовало бы предать смерти. Вместо этого Бог прощает Давида (и, по-видимому, Вирсавию), хотя тот и подвергается наказанию за свои дела (2 Цар. 12). В 50-м псалме, последовавшем, как в нем сказано, в ответ на упреки Нафана, Давид умоляет Бога простить его (Пс. 50:3-4) и выражает уверенность, что Бог не презрит его жертву духа сокрушенного и сердца смиренного (Пс. 50:18-19). Соломон заходил так далеко, что поклонялся иным богам, в том числе мерзостному богу Молоху (3 Цар. 11). Хотя Бог в наказание отобрал царство у его сына, Соломон не был осужден в соответствии с Торой, которая требует смерти для тех, кто отвращается от поклонения и служения Богу (Вт. 17:2-7). В отношении Бога к последующим царям Израиля и Иудеи тоже проявилось намного больше мягкости, чем дозволено Торой. Несмотря на все содеянное Ахавом зло, Бог не истребил его, как то требовалось по его греху соучастия в убийстве Навуфея. Поскольку Ахав раскаялся, Бог даже не навел наказание на его дом (3 Цар. 21:27-29), как хотел первоначально.

Раскаяние — вот что побуждает Бога отклониться от стандартов Торы. Отдельный человек здесь понят по аналогии с народом, то есть, как к народу после раскаяния возвращается благоволение Божье, так и к отдельному человеку. Хотя пророки по большей части обращаются к Израилю, как к народу, в Иез. 18:21-23, 27 речь идет об отдельном израильтянине, который может получить безусловное («если обратится») Божье прощение. Раскаянием после наказуемого смертью нарушения Торы можно побудить Божье милосердие.

Эсхатологическое разрешение коллизии. Коллизия между милосердием и праведностью Бога, проявляющаяся как на общенациональном, так и на индивидуальном уровне должна быть разрешена Богом во время эсхатологического обновления Израиля. Пророки часто говорят о времени, когда народ будет возвращен в свою землю и прощен. В это время Бог также сделает так, что каждый отдельный израильтянин сможет удовлетворять условиям Моисеева завета, и коллизия между условными и безусловными обетованиями Бога (между заветами Моисея и Авраама) утратит тогда значение: поскольку у каждого израильтянина в сердце будет послушание Богу, весь народ станет послушным. Об этом возрождении нередко говорится как о еще одном (эсхатологическом) завете, который проявится одновременно в прощении и в духовном преображении и зачастую связывается с ниспосланием Святого Духа (Иер. 31:31-34; 32:27-41; 50:5, 20; Иез. 16:59-63; 36:24-32). С этим эсхатологическим разрешением коллизии связан и Раб из книги Исаии, Который назван служителем завета (Ис. 42:6) и Чья смерть является искуплением (Ис. 53).

Новый Завет. Коллизия в отношениях Бога к людям, выражающихся в Его милосердии и Его праведности, находит свое разрешение в Новом Завете. То, что эсхатологические обетования прощения и духовного преображения стали реальностью благодаря явлению, смерти, воскресению и возвеличению Иисуса Христа, подразумевается во всем Новом Завете. Это эсхатологическое разрешение коллизии относится к народу, отдельным людям — представителям этого народа и к язычникам.

Иоанн Креститель обещает народу эсхатологическое прощение при условии покаяния (Мк. 1:4; Лк. 3:3). В его проповеди нашла свое выражение коллизия между милосердием и праведностью Бога, как это явствует из того факта, что Иоанн отвергал некоторых людей, которые не приобрели плод покаяния, прежде чем стремиться к его «крещению покаяния для прощения грехов». Он, очевидно, считает Израиль сообществом евреев, верных завету. Однако Иоанн Креститель указывает на разрешение этой коллизии, когда говорит, что Идущий за ним будет крестить Святым Духом (Мф. 3:11; Мк. 1:8; Лк. 3:16).

Иисус проповедует Царство Божье и предлагает Своим слушателям возможность войти в это Царство при условии раскаяния. Он является посредником эсхатологического спасения, которое включает в себя и прощение (Мф. 9:3-6; Мк. 2:7-12; Лк. 5:21-25; 7:36-50). Как и Иоанн Креститель, Иисус требует, чтобы предлагаемое эсхатологическое спасение принималось каждым человеком в отдельности; чтобы войти в Царство, нужно уподобиться ребенку, пассивно принимая эсхатологическое Божье прощение. Именно по этой причине Иисус говорит Своим противникам: «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21:31).

Предложение Иисусом Царства для всех покаявшихся повлекло за собой обвинение, что Он дружит с мытарями и грешниками, а это Его противники сочли оскорбительным для Божьей праведности (Мф. 9:10-13; 11:19; Мк. 2:15-17; Лк. 5:30-32; 7:34; 15:2). Оскорбление, по-видимому, усматривалось не в том, что согласно учению Иисуса Бог прощает раскаявшихся, а в том, что Иисус неустанно ищет грешников и предлагает им возможность эсхатологического прощения. По мнению противников Иисуса, грешники должны были сами проявлять инициативу.

Следует помнить, что для иудеев покаяние представляло собой нечто большее, чем просто сожаление о содеянном; оно подразумевало нравственное преображение. Этим объясняется, почему в некоторых из высказываний Иисуса подчеркивается необходимость быть праведным для того, чтобы войти в Царство Божье. Тот же самый акцент на одновременных милосердности и праведности Бога, который делался во времена Ветхого Завета, встречается в учении Иисуса о Царстве. Сам тот факт, что Иисус требует покаяния в качестве необходимого условия вхождения в Царство, достаточен, чтобы сделать такой вывод. Однако между этими двумя аспектами в учении Иисуса нет коллизии, поскольку Он считает Свою эпоху временем эсхатологического спасения, временем разрешения коллизии между милосердием и праведностью Бога в Его отношениях с человечеством. Иисус провозглашает Царство Божье, а позднее учит, что Его смерть станет средством для осуществления нового завета. Он также учит, что после Его возвращения к Отцу будет излит Святой Дух (Ин. 7:39; 14 - 16). Если принять во внимание эсхатологические обетования Ветхого Завета, Иисус по сути дела сказал, что для Израиля пришло время эсхатологического прощения и духовного преображения.

Проповедь Иисуса о Царстве Божьем повлекла за собой Его арест и казнь. Это повлекло за собой два последствия. Во-первых, в ответ на вызванный этим кризис Его миссии, Иисус включил в Свою проповедь факт Своего отвержения и близящейся смерти. Он истолковал Свою смерть в качестве заместительной жертвы и искупления, в качестве средства, с помощью которого Израиль и другие народы обретут эсхатологическое прощение и обновление несмотря на то, что Израиль отверг вестника Царства. Иисус рассматривал Свою смерть в свете предназначения Раба, отдающего душу Свою для искупления многих (Мф. 20:28; Мк. 10:45; Лк. 22:37). Он также истолковывает на тайной вечере Свою близящуюся смерть как жертвоприношение эсхатологического Пасхального Агнца, благодаря которому возникнет возможность прощения и заключения нового завета (Мф. 26:26-28; Мк. 14:22-24; Лк. 22:19-20). Во-вторых, в силу отвержения Иисуса возникло мессианское сообщество, Церковь (ekklesia). Поскольку Иисус требовал личного покаяния в качестве необходимого условия для вхождения в Царство Божье, существовала возможность отличить остаток верных от тех, кто не раскаялся и непокорствовал. Над теми, кто отверг Его, должен был свершиться суд, в то время как уверовавшим в весть Христа предстояло воспринять Дух и составить мессианское сообщество, для которого должны будут осуществиться некоторые из эсхатологических обетований (Деян. 1:8; 2:1-13). Кроме того, частью этого сообщества должны были стать бывшие язычники, воспринявшие Святой Дух (Мф. 28:18-19; Деян. 10). Однако Иисус по-прежнему предвидит для народа Израиля будущее (Лк. 21:24; Деян. 10), когда Бог дарует эсхатологическое спасение на национальной основе. Павел пишет, что посредством смерти Иисуса эсхатологическое прощение приходит не только к евреям, но и к язычникам (Гал. 3:7-9; ср. Деян. 3:25). Подобно Иисусу, он считает, что коллизия между милосердием и праведностью Бога разрешается благодаря осуществлению эсхатологических обетований прощения и духовного преображения.

В Новом Завете есть несколько мест, в которых крещение предполагается необходимым условием для эсхатологического прощения (Деян. 2:38; 1 Пет. 3:21; Рим. 6:3-4; Кол. 2:12). Это тема противоречивая; достаточно сказать, что крещение связано с получением эсхатологического прощения по крайней мере очень сложным образом.

В 1 Иоанна говорится о прощении после получения эсхатологического прощения. Священнописатель говорит, что всякий, пребывающий в Нем (во Христе) или рожденный от Бога, не согрешает постоянно (1 Ин. 3:6, 9); этому человеку дан Дух (1 Ин. 3:24). Однако Иоанн признает, что эпизодические грехи неизбежны и требуют умилостивления (1 Ин. 1:7 - 2:2). Умилостивление происходит посредством исповеди в грехах, после чего грешник очистится от всякой неправды благодаря искупительной жертве Иисуса.

В Новом Завете встречаются упоминания грехов, не имеющих прощения. Иисус говорит о хуле на Святого Духа, которая не простится никогда (Мф. 12:31-32; Мк. 3:28-29; Лк. 12:10). Автор Послания к евреям также допускает возможность совершения «верующими» грехов, за которые не будет прощения (Евр. 6:4-8; 10:26-31), а в 1 Иоанна говорится о грехах, ведущих к смерти (1 Ин. 5:16-17). Эти места трудны для истолкования, но по всей вероятности их следует понимать так, что речь идет о вероотступничестве, проявляющемся в грехах, для которых не существует раскаяния. Более того, вероотступник никогда истинно не приобщался к эсхатологическому Божьему спасению.

Людское прощение. В молитве «Отче наш» получение прощения от Бога сопряжено с нашим прощением других людей (Мф. 6:12; Лк. 11:4). В притче Иисуса о немилосердном должнике указывается, что люди обязаны прощать, потому что Бог прощает их (Мф. 18:23-25). Фактически, сказано, что прощение нас Богом обусловлено тем, чтобы мы прощали окружающих (Мф. 6:14; 18:35; Мк. 11:25-26; Лк. 6:37). Иисус говорит, что нет предела, до скольких раз мы должны прощать ближнего своего, коль скоро он раскаялся и просит его простить (Мф. 18:21-22; Лк. 17:3-4).

Бэрри Д. Смит

См. также: ИСКУПЛЕНИЕ: ВОССОЕДИНЕНИЕ С БОГОМ; ХУЛА НА ДУХА СВЯТОГО; СМЕРТЬ ХРИСТА; ВЕРА; ПОКАЯНИЕ.

Литература: A.Biichler, Studies in Sin and Atonement; P. Garnet, Salvation and Atonement in the Qumran Scrolls; M. Hengel, The Atonement; G. E. Ladd, A Theology of the New Testament; E. A. Martens, Gods Design: A Focus on Old Testament Theology; J.Milgrom, Cult and Conscience: TheAsham and the Priestly Doctrine of Repentance; G.F.Moore, Judaism in the First Centuries of the Christian Era; G.F.Oehler, Theology of the Old Testament; E.P.Sanders, Paul and Palestinian Judaism; B.D.Smith, Jesus Last Passover Meal; V.Taylor, Jesus and His Sacrifice.