РАБОТА

ТРУД

ДЕЛО

(WORK)

Для современного человечества значение и сущность труда отделены от религии и определяются главным образом в рамках мирских идеологий, марксистских или капиталистических. В этом заключается коренное отличие от библейской концепции труда, исполненной богословского смысла. Затрата физических и умственных усилий для производства средств существования и культурных ценностей, то, чем большая часть человечества занимается большую часть времени (Августин), приобретает в обоих Заветах глубокое религиозное содержание, вдохновляется и направляется Богом. Библейское свидетельство подтверждает, что человеческие существа в своих трудах должны руководствоваться волей Божьей. Без такого руководства все труды, в конечном счете, окажутся тщетными.

Ветхий Завет. Творение. Всякий труд человеческий основан на аналогии с трудом Бога, создавшего мир, как это изложено в классическом повествовании глав Быт. 1 - 2. Здесь описывается, как Бог без видимых усилий использовал Свое могущество, «из ничего» творя вселенную во всем совершенстве ее красоты. Материальная, пространственно-временная вселенная создана за шесть дней творения. Повествование достигает своей кульминации в поэтическом описании появления человека, созданного по образу и подобию Божьему (Быт. 1:27). Эта поэтическая кульминация, как и взгляд Бога на завершенное творение (Быт. 1:31), подразумевает некую вдохновенную радость Бога, довольного совершенством Своей работы. На седьмой день Бог почил от всех дел Своих, благословляя их плоды.

В этом повествовании о творении человек получает наказ трудиться, что тесно связано с его подобием образу Божьему (Быт. 1:26). Люди, как носители этого образа, должны в трудах управлять и распоряжаться творением. Как Бог проявил в Своих трудах Свою трансцендентность по отношению к сотворенному мирозданию, так и человек, созданный по подобию Бога, владычествует над творением (Быт. 1:26-28). Сфера трудов, таким образом, становится чрезвычайно широкой, однако средоточием ее остается богословский вектор: человеческие существа призваны к imitatio dei («к подражанию Богу») в своих трудах. Это не кабала, но слава. Разумеется, предпосылкой здесь выступает то, что труд совершается в соответствии с волей Божьей.

В то время как в первом рассказе о творении развертывается всеобъемлющая панорама деяний Бога, второй рассказ (Быт. 2:4-25) сосредоточен на вершине дел Божьих, на сотворении человека. Творец изображается как горшечник или зодчий, созидающий род человеческий. Этот рассказ тоже завершается поэтической кульминацией, сотворением женщины (Быт. 2:23). Одна из главных задач, возложенных Богом на Адама и Еву — возделывание земли и учет видов животных (Быт. 2:5, 15, 20).

Эти повествования о творении предполагают в труде святость. Бог соучаствует в труде, будучи его первопричиной, raison detre. Человеческим существам передана ответственность и привилегия — воспроизводить суть трудов Божьих. Люди являются сотворцами и соправителями Бога, наполняя землю и владычествуя над ней. Такое положение фундаментально отличается от всего, что можно обнаружить на древнем

Ближнем Востоке. У соседей Израиля в рассказах о сотворении мира дела богов не служат предметом благоговения, так как вселенная появляется в результате либо борьбы между богами (Месопотамия), либо осквернения (Египет). Труд считался тяжким бременем. В сущности, боги создали род человеческий в качестве рабов, чтобы избавиться от тягот по содержанию мироздания (Месопотамия). Хотя люди в некоторых египетских текстах по своему образу сходны с богами, по существу они — «скот бога Ра» (Мерикара).

Грехопадение. В результате грехопадения извратился человеческий труд. Суд Божий затронул материальный мир: усилия Адама заработать средства к существованию будут наталкиваться на препятствия и будут стоить ему пота (Быт. 3:17-19). Мировоззрение человечества тоже изменилось. Глаза первых людей открылись для взгляда на зло (Быт. 3:7) и закрылись для взгляда на Божьи дела и волю Божью. Именно поэтому они пытались скрыться среди творения от лица Творца; это объясняет также, почему их первенец, Каин, оказался способен уничтожить венец трудов Божьих, сам образ Божий, в лице своего брата (Быт. 4:8).

В последующих главах книги Бытия некоторые ученые усматривают критику первых строителей цивилизации. Подобное заключение ошибочно. И Каин, и Авель владычествовали над землей в качестве земледельца и скотовода соответственно. Бог не предпочитает один род занятий другому; все дело в послушании. Более того, потомки Каина, можно сказать, выделяются своими достижениями в области трудов человеческих — в области земледелия, металлургии, музыки и ремесел — но это все, чем они известны. Они утратили себя в своей работе, отождествляя самих себя с этими достижениями. Родословие Каина завершается мрачным образом Ламеха, поющего свою «песнь меча» (Быт. 4:23-24). В истории развития древнейших ремесел нет ссылок на создание Богом орудий истребления (ср. Ис. 2:4). Не познав дела Божьи, люди направляют свои усилия на смерть, а не на жизнь.

Главным занятием в человеческом обществе до потопа являлось насилие (Быт. 6:11, 13). Творение, о котором в начале было не раз сказано, что «это хорошо», теперь наполнилось злодеяниями и распрями. То, что некогда доставляло Богу сердечную радость, ныне вызывает у Него скорбь (Быт. 6:6).

В это время родословная линия Сифа (Быт. 5) доходит до Ноя, избранного Богом для осуществления божественного замысла посредством человеческих усилий. Труд Ноя мог показаться его современникам бессмысленным, однако он принес творению искупление. Труд человеческий, направленный не на служение собственному «я», а на служение Богу, спасает. Смиренный, послушный раб Божий Ной разительно отличается от героических воителей той эпохи.

После потопа человеческим существам снова дана власть над окружающей природой, однако последствия грехопадения не исчезли. Ноя опьяняют плоды его виноградарских трудов, что приводит к сексуальному греху. В итоге потомки Хама прокляты и обречены на рабство. Род человеческий использует свои силы и возможности на то, чтобы построить гигантскую башню — монумент человеческой гордости и амбиций (Быт. 11:1-9). Вавилон — труд человеческий в служении собственному «я» — становится символом хаоса и суда, когда Бог смешивает языки, чтобы расстроить этот замысел коллективного самовластия.

Патриархи. Труд Божьей благодати, выразившейся в призвании Авраама, совершается на фоне неспособности людей достичь спасения собственными усилиями (Быт. 12:1-3). Авраам и Сарра знаменуют собою начало нового спасительного Божьего труда в истории, который должен через их потомков принести благословение всему мирозданию. Труды Авраама состоят в том, чтобы просто верить и подчиняться, принять в качестве дара свои новые взаимоотношения с Богом, а также обетования земли и потомства. Вместо строительства башни до небес Авраам и его близкие постоянно создают жертвенники в знак Божьего владычества над новой землей (Быт. 12:7-8; 21:33; 28:18).

Египет. В повествовании об Иосифе (Быт. 37 - 50) описывается переселение Израиля в Египет. Преданный Богу Иосиф благословен во всем, что делает, живет ли он на родине, служит ли своему господину или распоряжается хозяйством в темнице. В силу этого благословения он в конце концов достигает вершины должностной лестницы в Египте и ему удается употребить свои дарования на то, чтобы спасти не только египтян, но и другие народы от стихийных бедствий. Иосиф, несомненно, выступает образцовым примером человека, который предан Богу. В первую очередь раб Божий, он преуспевает в разнообразных «призваниях» .

Спустя долгое время Израиль начали угнетать египтяне (Исх. 1 - 3), которые показали все жестокости рабства израильтянам, вынужденным строить земные города для фараона. Для Израиля, стонущего под непосильным бременем изнурительных работ, труд превратился во что-то сатанинское. Никакие человеческие усилия не могли принести ему избавления. В этой гнетущей ситуации Израиль получает свободу благодаря делам одного только Бога.

Синай. У горы Синай Израиль становится единым народом и получает свою конституцию и законы (Исх. 19 - 24). Изложенные в Законе Божьи намерения предопределяют отношение Израиля к труду. С рабами надлежит обращаться достойно, а в каждый седьмой год израильских рабов следует отпускать на волю (Исх. 21:1-11, 26-27). Беглым рабам будет предоставляться убежище (Вт. 23:15-16). Каждые пятьдесят лет земельная собственность возвращается первоначальному владельцу (Лев. 25:8-13). Обогащаясь, не следует забывать о бедных (Вт. 24:17-22). Плату наемным работникам надлежит отдавать вовремя и сполна (Вт. 24:14-15). С отданного взаймы израильтянам долговые проценты взимать нельзя (Исх. 22:25; Вт. 23:19-20). Более того, залог долга необходимо возвращать бедным людям в конце дня, в случае, если это означает, что им придется провести холодную ночь без одежды (Исх. 22:26-27).

Основные предпосылки для такой заботы содержатся в десяти заповедях. В книге Исхода указано, что в основе заповеди о субботе лежит пример трудов и отдыха Бога из книги Бытия (Исх. 20:8-11). Израильтяне, таким образом, должны подражать Богу в чередовании своих трудов и отдыха. Параллельная заповедь в десятословии книги Второзакония обосновывает отдых по седьмым дням недели иной причиной (Вт. 5:12-15). Израильтяне должны соблюдать субботу, особо вспоминая египетский гнет, когда они работали до смерти. Здесь акцент перемещен на то, что отдых является избавлением от трудовой кабалы. Как Бог Своими искупительными деяниями избавил Израиль от тягот непосильных работ, так и Израиль каждую неделю должен давать отдых всем, кто живет в его пределах. Даже животные и земля должны отдыхать от трудов.

Субботние циклы устанавливаются не только по дням, но и по годам. Каждый седьмой год должен быть годом отдыха для земли и годом освобождения израильских рабов (Исх. 23:10-12). Цикл из семи субботних годов завершается юбилейным годом, означающим не только отдых и освобождение, но и прощение долгов, и возвращение собственности первоначальным владельцам (Лев. 25). Божья воля явственно указывает ограничения для труда, который в падшем мире быстро может превратиться в тягость и эксплуатацию. Хотя собственные достижения людей важны, они должны служить божественному замыслу. Израиль должен постоянно вспоминать, что Бог — Господь народа, времени, земли и трудов. Когда Израиль подчиняет свои труды Божьему руководству, он снова начинает владычествовать над творением, как и было уготовано человеку Божьим замыслом.

Результаты труда недвусмысленно отнесены к сфере религии. Закон о десятине является признанием того, что силы трудиться дает один только Бог, как дает Он и плоды возделываемой земли. Более того, это также признание необходимости поделиться плодами труда с менее удачливыми, особенно с пришельцами, вдовами и сиротами (Вт. 14:22-29; 26:12-15).

Израиль сооружает скинию, чтобы в ней мог пребывать Бог, чтобы, так сказать, приблизить небо к земле (Исх. 25 - 40). Этот символ Бога в средоточии человеческой жизни многое значит для отношения к труду. Когда Израиль стоит на пороге земли обетованной, в словах Шма (Вт. 6:4-9) ему напоминается сохранять любовь к Богу в самом средоточии своего существования, во всем, что он делает. Любовь к Богу должна быть не только повязкою над глазами (то есть властвовать над взглядом), но и знаком на руке (то есть побуждать к действиям). Данные богословские принципы применимы ко всякому роду занятий без ограничений.

Божий дар земли обетованной предполагает для народа многие благословения, но в основном они сводятся к возможности строить дома, насаждать виноградники, возделывать поля и добывать руду. Когда в средоточии всего находится Бог, всякое дело рук Израиля благословенно. Однако наряду с благословением присутствует и постоянная опасность — идолопоклоннически обоготворить плоды своего труда, свое преуспеяние и таким образом увериться, будто бы это изобилие приносят человеческие усилия сами по себе или же языческие боги плодородия соседних народов (Вт. 8:17; ср. Вт. 32:15). Такая мысль гибельна, ведь коль скоро доксологическое средоточие утрачено, все труды Израиля будут тщетны: «напрасно будет истощаться сила ваша, и земля ваша не даст произрастений своих, и дерева земли не дадут плодов своих» (Лев. 26:20; Вт. 28:33).

Овладение землей и монархия. Земля обетованная провозглашена Божьим даром Израилю, однако он должен еще потрудиться для овладения ею. Коль скоро народ не хочет послушаться Бога и овладеть землей, целое поколение будет скитаться в пустыне и умрет в ней (Чис. 13 - 14). Поколением позже, завоевание Иерихона служит ярким примером упования на дела Божьи (Нав. 6 - 7). Город взят в субботу, после того как Израиль семь раз обходит вокруг него. Стены города обрушились благодаря руке Божьей. Израиль сражается, однако Бог тоже сражается за него. Все завоевания — это плоды трудов Божьих ради Израиля (Нав. 11:22). Израиль получает города, которых не строил, виноградники, которых не насаждал, поля, которых не возделывал (Нав. 24:13). В ответ Израиль должен использовать этот дар как мудрый Божий домоправитель. Израиль подобен новому Адаму и Еве, вступающим в райский сад.

Псалмы. При поклонении сообщество также не теряет из виду труды человеческие. Трудиться велел человечеству Творец (Пс. 103:23). Это подразумевает осуществление над мирозданием владычества, подобного Божьему (Пс. 8). Однако работа, которая совершается без сосредоточенности на Боге, равносильна строительству дома втуне и напрасному бодрствованию стража (Пс. 126:1-2). Вся сила сильных и могущественных бесполезна без веры в Яхве (Пс. 19:8-9; 32:16-19; 146:10-11). Учитывая краткость и бренность человеческой жизни, необходимо молить Бога, чтобы всякое дело рук человеческих было успешно (Пс. 89:12, 16-17).

Литература о мудрости. Главная предпосылка книг о мудрости состоит в том, что при творении Бог установил в мире определенный порядок. Труд и отношение к труду являются его важными аспектами. Лень ведет к бедности и даже к смерти (Пр. 10:4; 21:25). И напротив, прилежный труд дает жизнь (Пр. 13:4;ср. Пр. 12:11). Преступная жизнь, краткий путь к богатству, осуждается как нравственное самоубийство (Пр. 1:9-20; 16:8). Всегда надлежит помнить, что истинное обогащение приходит с благословением Господним; без этого никакие труды обогатить не могут (Пр. 10:22).

В то время как в книге Притчей представлен позитивный взгляд на труд, в книге Екклесиаста рассматриваются и негативные стороны. В итоге проклятия Богом человеческой жизни почти невозможно определить, какие дела — Божьи. Поэтому дела человеческие могут быть охарактеризованы как тяжкий труд. Смерть раскрывает суетность человеческой жизни, из-за нее труд даже кажется бесполезным (Ек. 2:18-20). Что пользы работающему от трудов его, если со смертью он лишится всего (Ек. 3:9)? Несмотря на все наши усилия, с собой мы не можем взять ничего. Мы трудимся, пытаясь поймать ветер, и что же мы получаем? Это тяжкий недуг (Ек. 5:15). Указано также, что многие люди трудятся лишь из-за зависти и жадности (Ек. 4:4; 6:7). Если же человеком движут более возвышенные религиозные побуждения, ему доступны радости жизни: «нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться; это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем» (Ек. 8:15).

Пророки. Книги пророков характеризуются высокой социальной ответственностью. Последствиями эгоизма и идолопоклонства всегда являются угнетение и страдание людей, тех обездоленных, которых затаптывают в безумной погоне за богатством. Амос говорит о богачах своих дней, что они смешивают бедных с грязью (Ам. 2:7) и с нетерпением ждут конца субботы, чтобы снова обманывать своих малоимущих покупателей (Ам. 8:5). Михей обличает богатых в том, что они отбирают поля и дома, когда только захотят (Мих. 2:2). Но Бог — не сторонний наблюдатель. Пророки предрекают Его суд, Его «необычайное дело» в истории (Ис. 28:21). Поэтому все труды и усилия человеческие, не имеющие Его своим средоточием, оказываются тщетны.

После плена вернувшиеся на землю израильтяне вскоре забыли о значении Бога. Они углубились в свои собственные дела и забросили строительство храма. Из-за этого пострадали их труды (Агг. 1:2-11), люди не могли даже найти себе пропитание (ср. Мал. 3:6-12). После завершения строительства храма Израиль благоденствовал, пока религиозная чистота снова не была утрачена (Мал. 1 - 4).

Эти представления о делах Божьих как средоточии человеческой жизни и о соответствующем благословении трудов человеческих великолепно проиллюстрированы в эсхатологических видениях пророков. В конце времен центром мира станет храм, и все народы устремятся в Иерусалим. Здесь они получат наставления в Законе Яхве, и в результате труд человеческий преобразится. Орудия, раньше применявшиеся для уничтожения, для войны, будут переделаны в орудия для плодотворного труда, для земледелия (Ис. 2:1-4; Мих. 4:1-6). Наступит всеобщий мир, и поток Божьей жизни потечет из храма и исцелит все народы (Иез. 47).

Из вышеизложенного явствует, что ветхозаветное учение о труде человеческом не связано с конкретным родом занятий; всякий человеческий труд является благословением жизни, коль скоро вдохновляется Богом.

Новый Завет. Иоанн Креститель был послан, чтобы приготовить путь для Иисуса. Перед лицом грядущих великих Божьих трудов суда и спасения Иоанн призвал людей покаяться. Это означает, что каждый должен изменить свое поведение в предвидении близящегося божественного вмешательства. Тем, чья профессия печально славилась мздоимством и злоупотреблениями, сказано не оставлять своих занятий, а лишь изменить свои поступки (Лк. 3:12-14). Дело было не в профессии, а в человеческом сердце.

Иисус для Своих трудов был укреплен силою Святого Духа. В качестве нового Адама Он также подвергается искушениям сатаны, в которых постоянно затрагиваются вопросы преданности и служения (Мф. 4:1-11). Использует ли Иисус Свою власть для превращения камней в хлебы, чтобы утолить Свой голод? Станет ли Он искушать Бога, чтобы прославиться в качестве Его особого вестника? Примет ли Он неправедную власть, чтобы завершить Свою миссию? Все ответы отрицательные. Иисус лишь исполнит волю Отца. Поэтому Иисус, новый Адам — возрожденный божественный образ — становится высшим примером в любой сфере человеческой деятельности. Труд должен совершаться в послушании воле Божьей. Иначе он быстро сделается извращением из-за эгоизма (Мф. 4:3), из-за стремления к земной славе (Мф. 4:6) и к власти (Мф. 4:8-9).

Чтобы человеческие существа могли возродиться для своего истинного призвания хозяев вселенной, а не ее пленников, каждый человек должен уповать на Иисуса Христа, на труд Божий, а не на самого себя. Некоторым придется оставить свое занятие, чтобы стать апостолами (Мк. 1:14-20; 2:13-17). Все должны отказаться от прежнего образа жизни, средоточием которого не была воля Божья. Это предполагает совершенно новое отношение к труду. Всякая работа должна вдохновляться любовью к Богу и к ближнему. Только тогда человеческая деятельность освободится от бремени забот, от идолопоклонства, лености и равнодушия.

Заботами человеческое бытие отравлено из-за конкурентной борьбы за средства существования. Ученики Христа должны учиться у сотворенной Богом природы: у птиц нет житниц, и цветы не трудятся, однако Бог щедро одаряет всем необходимым эти существа, не созданные по Его образу! Следовательно, насколько же беззаботней могут заниматься своим главным делом ученики, зная, что их любящий Отец тоже даст им все необходимое. Однако это подразумевает радикальное переопределение приоритетов. Основой должно стать исполнение воли Божьей прежде всего остального (Мф. 6:33). Марфа в своей чрезмерной озабоченности домашними хлопотами забыла о главном; ее сестра, Мария, не забыла (Лк. 10:38-42).

Если чрезмерные заботы весьма характерны для трудов человеческих, то не меньше характерно и идолопоклонство. Труд и его плоды становятся целью, а не средством. Иисус недвусмысленно осуждает это в таких высказываниях как «не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24). Это означает, что коль скоро чей-то труд мешает исполнению воли Божьей, от него нужно отказаться — это идол. Предполагаемые ученики, которые ссылаются на свои занятия в качестве предлога для того, чтобы не следовать за Христом, подвергаются осуждению (Лк. 14:15-24). Более того, другие, которые, отвергая требования Христа, собирают себе сокровища, суть неразумные богачи. Они тоже обречены (Лк. 12:13-21).

Лень и равнодушие тоже могут встречаться в качестве отношения к труду. Притча Иисуса о талантах подразумевает, что отказ использовать свои дары и таланты для Бога — это недопустимый ответ на Его благодать (Мф. 25:14-30). Ученичество само по себе есть труд. Оставившие Иисуса — те, кто, возложив руку свою на плуг, озираются назад (Лк. 9:62); они начали строить башню, но не могли окончить (Лк. 14:28-30). Ученикам необходимы трудолюбие, старательность и предусмотрительность.

Иисус провозглашает Свою весть о спасении в словах, взятых из будничной трудовой жизни. Сеятель выходит сеять семена (Мф. 13:1-9). Купец находит драгоценную жемчужину (Мф. 13:45-46). Женщина кладет закваску в три меры муки (Мф. 13:33). Рыбаки закидывают невод и вытаскивают его (Мф. 13:47-50). Но самое главное, у Бога найдется работа для каждого: тех, кто не нашел себе дела, Он продолжает призывать к Себе — вплоть до последнего часа! Однако все получат одинаковое вознаграждение. Найти свое дело — благодать, трудиться — благодать, и награда — благодать (Мф. 20:1-16). Дела Закона — это невыносимое бремя по сравнению с тем легким игом, которое предлагает Иисус (Мф. 11:28-30). Труд, который требуется от учеников — исполнять волю Божью. Если Иисус творил дела Божьи, то и Его ученики могут творить их, коль скоро уповают на своего Господа (Ин. 14:12; 15:5). Эти дела начинаются в книге Деяний, при рождении Церкви. Как Иисус был крещен Духом и предстал в качестве нового Адама, так и Церковь была крещена и призвана в качестве нового человечества творить дела Божьи. Пятидесятница отменила проклятие Вавилона. В Вавилоне люди, возгордившиеся своими собственными достижениями и пренебрегавшие Богом, разучились понимать друг друга после того, как Бог послал смешение языков, из-за чего весь их труд кончился крахом. В день Пятидесятницы с излиянием Святого Духа все языковые барьеры исчезли, и каждый человек мог услышать о великих делах Божьих на своем языке (Деян. 2:11). В итоге началось строительство нового города Божьего, нового общества, члены которого помогают друг другу в своих нуждах, и материальных, и духовных (Деян. 2:43-47). Или, прибегая к другой метафоре, это новое сообщество можно понимать как истинное тело Христово, предназначенное к тому, чтобы исполнять на земле волю своего главы (Христа) силою Святого Духа (1 Кор. 12 - 14). Когда различные части тела трудятся в общей гармонии, возникает любовь и совершаются величайшие дела Божьи (1 Кор. 13).

Эти чувства братской любви и любви к Богу определяют позицию Церкви по отношению к занятиям и социальному статусу ее членов. Все оценивается в свете Божьего действия во Христе. Преступное поведение совершенно недопустимо. Бывшие воры должны начать трудиться, собственными руками зарабатывая средства для честной жизни и для помощи нуждающимся (Еф. 4:28). Точно так же, лень для христиан неприемлема (1 Фес. 4:11-12; 2 Фес. 3:6-13). Все работающие должны своими делами служить Богу, а не только своим земным хозяевам; а те, в свою очередь, должны служить Богу в том, как обращаются со своими работниками (Еф. 6:5-9). Рабы и их господа могут быть даже названы «братьями» во Христе (Гал. 3:28; Флм. 1:15-16). Эти новые взаимоотношения между верующими преображают их восприятие труда и побуждения к нему. Верующих можно даже рассматривать как рабов с умывальницей и полотенцем (Ин. 13). Вражда и отчуждение между работниками и хозяевами убиты на кресте (Еф. 2:16). Человеческие существа возрождаются в подобие образа Божьего, чтобы осуществлять владычество над творением (Еф. 4:23-24). Поскольку смерть побеждена, никакой труд не тщетен (1 Кор. 15:58).

Новый Завет завершается уникальным видением живого Бога, действующего в истории, доводящего исторический процесс до его завершения. В книге Откровения многократно прославляются дела Божьи. Поддельная сатанинская антиимитация Троицы (сатана, зверь и лжепророк) обманчива и гибельна. Вавилон, ее творение, где люди, поклоняющиеся образу зверя, трудятся для собственного обогащения, исчезнет с лица земли (Отк. 18). Иерусалим, творение Божье, где люди трудятся во имя своего Искупителя и Спасителя, пребудет вечно. В конце концов совершится возвращение в Едем, где новые Адам и Ева, увенчанные славою и честию, наконец возродятся, как царь и царица нового творения, в своем истинном образе, в сияющем образе Божьем, и будут царствовать в служении и любви (Отк. 22:1-5).

Стивен Дж. Демпстер

См. также: ДЕНЬГИ; ВОЗДАЯНИЕ; ПЛАТА; БОГАТСТВО.

Литература: J.-M.Aubert, Theology Digest 30 (1980); 7-11; В. Birch, What Does the Lord Require? The Old Testament Call to Social Witness ; J.Ellul, Cross Currents 35 (1985); 43-48; G.Goosen, A Theology of Work; H.-C. Hahn and F. Thiele, NIDNTT 3:1147-59; G. Mendenhall, Biblical Archaeologist Reader, pp. 3-24; J.Murray, Principles of Conduct; E. Nash, Modern Churchman 29 (1986): 23-27; I.G.Nicol, Scottish Journal of Theology 33 (1980): 361-73; R.T.Osborn, Quarterly Review 5 (1985): 28-43; J.Pritchard, ed., Ancient Near Eastern Texts Relating to the Old Testament ; G.von Rad, Wisdom in Israel; H. C. Shank, WTJ 37 (1974): 57-73; J. H. Stek, Calvin Theological Journal 13 (1978): 133-65; V.Westhelle, Word and World 6 (1986): 194-206; R.de Vaux, Ancient Israel; H.W.Wolff, Anthropology of the Old Testament; M. H. Woudstra, New Perspectives on the Old Testament , pp. 88-103; C.J. H.Wright, An Eye for An Eye: The Place of Old Testament Ethics Today .