РАБ ГОСПОДЕНЬ
(SERVANT OF THE LORD)
Рабы Господни — это те, кто служит Богу и исполняет Его волю, нередко в роли выдающихся руководителей. Таких людей, как Авраам (Быт. 26:24), Моисей (Исх. 14:31; Вт. 34:5), Давид (2 Цар. 7:5, 8) и Исайя (Ис. 20:3), называли рабами Господними, потому что они в послушании ходили пред Господом. Встречается несколько ссылок на «рабов Моих, пророков» (4 Цар. 17:13; Иер. 7:25; 26:5), которых Бог посылал к Израилю, чтобы призвать его к покаянию и обновлению завета. К несчастью, пророков зачастую отвергали, а иногда и убивали (Лк. 11:47-51), несмотря на то, что они несли Божье слово. Во второй половине книги Исаии ученые выделяют четыре так называемых «песни Раба», описывающие свершения и страдания Того, Кто назван Рабом Господним (Ис. 42:1-7; 49:1-6; 50:4-11; 52:13 - 53:12). Возможно, Ис. 61:1-3 представляет собой еще одну такую «песнь Раба». Хотя Исайя иногда называет Раба «Израилем», новозаветные цитаты и ссылки определенно отождествляют служение Раба с первым пришествием Христа и Его искупительной смертью.
Отождествление Раба. В некоторых местах представляется совершенно ясным, что «раб» обозначает народ Израиля в целом. В Ис. 41:8-9 этот раб назван так: «Израиль» и «Иаков», «семя Авраама, друга Моего». Поскольку этот народ зачастую оказывался невосприимчив к слову Господа, в Ис. 42:19 сказано, что раб «слеп» и «глух». Страдания и скорби, вызванные грехом Израиля (Ис. 1:5-6), весьма сходны с тем, что испытывает Раб в Ис. 53:4-5. По-видимому, концепция «раба» иногда связана также с теми израильтянами, которые входят в духовный остаток праведников, сохраняющих верность Господу. В Ис. 42:5-6 и Ис. 49:8 раб служит «заветом для народа» и способствует восстановлению земли после вавилонского плена. Хотя раб и назван «Израилем» в Ис. 49:3, уже в Ис. 49:5 он отличен от Израиля, так как этот раб собирает Израиль к Господу. Начиная со стиха Ис. 54:17 и кончая стихом Ис. 66:14 встречается несколько упоминаний «рабов» Господа, и множественное число может быть еще одним способом для обозначения остатка праведных.
Внимательное чтение четырех «песней Раба» привело, тем не менее, многих ученых к выводу, что раб тождествен с неким индивидуумом, воплощающем в себе все то, чем должен был бы быть Израиль. Этот индивидуум — идеальный Израиль, праведный и верный раб, который страдает без вины и умирает во искупление грехов человечества. Г. Г. Роули утверждает, что в главе Ис. 53 эта персонификация становится персоной. Тот, Кто «как овца, веден был... на заклание», умер, возложив на Себя «грех многих» (Ис. 53:7, 12), и Ему был назначен «гроб со злодеями» (Ис. 53:9). Подобное описание не слишком хорошо подходит к народу или даже к части народа, однако оно, безусловно, может относиться к индивидууму. В некоторых отношениях Раба можно сравнить с мессианским царем из дома Давидова. Оба избраны Богом, и оба творят суд и правду (Ис. 9:7; 42:1, 6). Дух Божий укрепит и Раба и Царя (Ис. 11:1-4; 42:1), и в конечном итоге Раб, Который страдал добровольно, будет превознесен и возвеличен (ср. Ис. 52:13; 53:12) и по своему положению станет Царем. «Отрасль» или «ветвь» от корня Иессеева (Ис. 11:1) ассоциируется с описанием Раба как «отпрыска» (Ис. 53:2).
Свершения Раба. В отличие от народа Израиля Раб Господень слушает слово Божье и произносит слова утешающие и исцеляющие (Ис. 42:2-3; 50:4-5). Однако речи Его властны и авторитетны, и в качестве судьи Он занимается осуществлением суда и правды (Ис. 42:1, 4; 49:2). Дважды Раб назван «светом для язычников» (Ис. 42:6; 49:6), а «свет» представляет собой явную параллель со «спасением». Раб способствует восстановлению народа Израиля (Ис. 49:5-6). Он — «завет для народа» (Ис. 42:6; 49:8) в качестве того правителя, который был обещан в завете с Давидом (2 Цар. 7:16), и Того, с Кого начнется новый завет. Раб откроет глаза слепых и выведет узников из темницы (Ис. 42:7; ср. Ис. 61:1).
Страдания Раба. Чтобы принести спасение Израилю и народам, Раб должен умереть во искупление греха, и этот мотив страдания и смерти становится все яснее по мере развертывания «песней Раба». Сначала нам сказано только, что Он «не ослабеет и не изнеможет» (Ис. 42:4), но позже Раб встречает сильное противодействие и, по-видимому, терпит поражение (Ис. 49:4). Он презираем и поносим всеми, подвергаясь оплеванию, побоям и другим унижениям (Ис. 49:9; 50:6-7). В последней «песни Раба» (Ис. 52:13 - 53:12) мы узнаем, что лик Раба «был обезображен паче всякого человека» (Ис. 52:14), и Он «предал душу Свою на смерть» в качестве жертвы умилостивления во искупление греха (Ис. 53:10, 12). Его заместительная смерть принесла мир и исцеление человечеству и оправдание для многих (Ис. 53:5, 11). В качестве совершенного жертвоприношения за грех смерть Раба была согласна с волей Божьей и в конечном итоге привела к Его победе и вознесению. Тот, Кто умер, ныне жив и ходатайствует за верующих (Ис. 53:10, 12).
Цитаты в Новом Завете. Хотя количество цитат из «песней Раба» в Новом Завете на удивление невелико, здесь встречается несколько важных ссылок на Христа, как раба Божьего (.pais theous). Самая длинная выдержка содержится в Мф. 12:18-21, где почти весь текст Ис. 42:1-4 процитирован в связи с исцелением Христом множества народа. В Мф. 8:17 тоже говорится о способности Христа исцелять больных и изгонять злых духов как исполнении пророчества Ис. 53:4: «Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни». Павел цитирует Ис. 52:15 в связи со своей миссией благовествования для язычников (Рим. 15:21), а стих Ис. 53:1 Павел и Иоанн цитируют применительно к неуверовавшим иудеям (Рим. 10:16; Ин. 12:38). Павел также обращается к Ис. 49:6 как к заповеди о том, что его благовествование должно быть «во свет язычникам» (Деян. 13:47). Из евангелистов только Лука вспоминает главу Ис. 53 в рассказе о страданиях и смерти Христа: «и к злодеям причтен» (Ис. 53:12; Лк. 22:37). Лука же описывает и встречу Филиппа с Ефиопским евнухом, читавшим Ис. 53:6-7 (Деян. 8:32-33). Отвечая на вопрос евнуха, Филипп «благовествовал ему об Иисусе», разъяснив это место об Агнце, ведомом на заклание (Деян. 8:34-35).
Для укрепления страждущих верующих Петр приводит несколько стихов из главы Ис. 53. Послушание Христа, страдающего от несправедливости, описано в стихе Ис. 53:9 (1 Пет. 2:22), а заместительная сущность смерти Христа выводится из стихов Ис. 53:4, 11 (1 Пет. 2:24). Мы исцеляемся ранами Его, которые Христос претерпел за нас, как Пастырь добрый, отдающий Свою жизнь за овец блуждающих (Ис. 53:5-6; 1 Пет. 2:25).
Косвенные ссылки в Новом Завете.
Образ Христа, как Раба, Который страдал добровольно, подразумевается во многих других местах. В книге Деяний слово Раб (pais) четыре раза употребляется по отношению к Иисусу в связи с Его смертью (Деян. 3:13, 26; 4:27, 30 {синод, везде «Сын»}). Два раза Христос назван «Праведником», возможно, по ассоциации со словами «Праведник, Раб Мой» в Ис. 53:11 (Деян. 3:14; 7:52). Иоанн Креститель называет Иисуса «Агнец Божий» (Ин. 1:29, 36), а в день Пятидесятницы Петр говорит, что Иисус был распят «по определенному совету и предведению Божию» (Деян. 2:23). Слова Павла о том, что Христос воскрес для оправдания нашего, соответствуют греческому переводу стиха Ис. 53:11 (Рим. 4:25), и тем же стихом может быть обусловлена фраза «сделаются праведными многие» (Рим. 5:19). Ключевое высказывание Марка о том, что Сын Человеческий пришел для того, «чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45), возможно, тоже восходит к главе Ис. 53.
Герберт М. Вольф
См. также: ИСАИЯ: БОГОСЛОВИЕ КНИГИ; ИИСУС ХРИСТОС; МЕССИЯ; ИИСУС ХРИСТОС: ИМЯ И НАЗВАНИЯ.
Литература: R.Т.France, Туп Bui 19 (1968); M.D.Hooker, Jesus and the Servant; F. D. Lindsey, The Servant Songs, C. R. North, The Suffering Servant in De■ utero Isaiah, H. M. Wolf, Interpreting Isaiah; W. Zimmerli and J. Jeremias, The Servant of God.