РУКА
ДЕСНИЦА
(HAND, RIGHT HAND)
Слово рука чаще всего подразумевает владение, силу или власть, принадлежащие ее обладателю (отдельному человеку или народу). Это можно видеть в истории исхода из Египта. Рука Бога, названная «крепкою» (Исх. 3:19-20), пересиливает руку египтян (Исх. 3:8) благодаря казням, сверхъестественным по своему характеру, и чудесному разделению вод Чермного моря. Эти чудеса были осуществлены руками Моисея и Аарона, которые действовали в качестве орудий Божьего могущества, взяв в свои руки жезл Бога (Исх. 4:2; 14:16). Как символ Божьего могущества и спасения рука упоминается в связи с празднованием Пасхи, когда в руках следует держать посохи, а само историческое событие исхода названо «знаком на твоей руке» (Исх. 12:11; 13:9, 16).
Рука может символизировать собою все существо, подразумевая исполнение того, что было обещано устами (3 Цар. 8:15, 24). Поднятие руки может использоваться для благословения (множественное число в Лев. 9:22), для утверждения обета перед Богом (Быт. 14:22) или для утверждения Божьего обетования (Чис. 14:30; десница в Ис. 62:8). Помещение руки под стегно патриарха составляет часть обряда клятвы, которую дает Аврааму его раб (Быт. 24:2, 9). Рука человека, стремящегося к искуплению грехов, возлагается на голову животного, которое приносится в жертву (Лев. 1:4). В ходе особого обряда, при очищении всего человека, на большой палец его правой руки возлагается жертвенная кровь или елей (Лев. 8:23; 14:14-28). Эта символика перенесена в Новый Завет, где Иисус и апостолы исцеляют и очищают прикосновением руки (Мф. 8:3; Деян. 3:7).
Рука сопряжена и со множеством других ассоциаций. Рука Господня коснулась Елисея во время игры гуслиста и открыла ему пророчество (4 Цар. 3:15). Нееман уверен, что Елисей может вылечить его возложением руки (4 Цар. 5:11). Письмена на руке могут обозначать преданность или принадлежность (Ис. 44:5 — «напишет рукою своею»; Отк. 13:16). Скорбь может выражаться царапинами на руке (Иер. 48:37). Если «рука» любовника в Песни песней (Песн. 5:4) и является сексуальной метафорой, то она совершенно свободна от дополнительных ритуальных ассоциаций с этим фаллическим символом в Угаритской (и предположительно в ханаанской) религии. Рука Бога обычно понимается как метафора, однако в книгах пророков что-то вроде руки иногда действительно ощущается (Дан. 10:10) или видится — когда рука поднимает Иезекииля (Иез. 8:3), пишет на стене (Дан. 5:5), держит свинцовый отвес (Ам. 7:7) и испускает лучи (Авв. 3:4; ср. Отк. 1:20; 2:1, где Христос держит семь звезд).
Слово десница в поэтических текстах может выступать как взаимозаменяемое со словом рука (Суд. 5:26; Пс. 73:11). Место рядом с рукой Бога и в особенности — по правую руку, одесную, понимается также как место спасения, убежища и защиты (Пс. 15:8). Оно предпочтительно для первенца Иосифа, когда его подносят к Иакову для благословения (Быт. 48:13-18), для невесты царя (Пс. 44:10), для Избранника, сидящего одесную Бога, пока над землею вершится суд (Пс. 109:1; Иер. 22:24). Это относится к Иисусу (Мк. 14:62; 16:19). Он сидит одесную Бога, где в качестве Первосвященника заступничает за верующих (Рим. 8:34; Евр. 8:1) и владычествует над ангелами, властями и силами (1 Пет. 3:22). Апостолы подали Павлу руку общения (Гал. 2:9), в чем, возможно, просматривается древний обычай приветствия (2 Цар. 20:9). В других случаях те, чье место по правую руку, не имеют видимых преимуществ перед разместившимися по левую сторону (1 Пар. 6:39, 44; Иона 4:11). На иврите направление «на юг» обозначается тем же словом, что и «десница» (yamin).
Ричард С. Гесс
Литература: J. Bergman, W.von Soden, and P. R. Ackroyd, TDOT, 5:393-426; J.A.Soggin and H.-J.Fabry, TDOT, 6:87-98; W.Grundmann, TDNT, 2:37-40; E.Lohse, TDNT, 9:424-37; J.C.de Moor, An Anthology of Religious Texts from Ugarit.