РУКОВОДСТВО

УПРАВЛЕНИЕ

(LEADERSHIP)

Ветхий Завет. В древнейший ветхозаветный период руководство Божиим народом осуществляли главы семей или патриархи, которым Бог передавал Свое слово.

Общественные руководители. Ко времени исхода появляются старейшины родов. В Писании не сказано, как их назначали. Они выступали представителями всего народа (Исх. 3:16; 4:29; 12:21), но, очевидно, не обладали законодательной инициативой и государственной властью. Иногда Бог указывал Моисею собрать старейшин, чтобы передать им, а через них — всему народу Слово Божие (Исх. 3:16; 4:29; 12:21; 19:7; Нав. 24:1). Они помогали Моисею и Иисусу Навину выявить грехи Дафана и Авирона (Чис. 16:25), а также Ахана (Нав. 7:6). Моисей избрал семьдесят из старейшин с тем, чтобы они особо приняли Духа Божиего и помогали Моисею нести бремя народа (Чис. 11:16-17). В периоды судей и монархии в Израиле для принятия всенародных решений, таких как избрание царя, собирались старейшины. Были старейшины и на местах, в городах (Суд. 11:3-11; 1 Цар. 16:4; 30:26-31; 3 Цар. 21:8, 11). 1 Цар. 30:26-31 свидетельствует, что «старейшины Иудины» — это старейшины отдельных городов, хотя Иезекииль позднее говорит о «семидесяти мужах из старейшин дома Израилева» (Иез. 8:11-12). Городские старейшины, сидевшие у городских ворот, осуществляли правосудие (Вт. 22:15; 25:7; Руфь 4:1-11) в случае убийства (Вт. 19:11-13; 21:1-9) и в случае семейных конфликтов (Вт. 21:18-21; 22:13-21; 25:5-10).

В период плена старейшины в Иудее по-прежнему сохранялись (Иез. 8:11-12). Они противостояли Иоакиму и защищали Иеремию перед народом (Иер. 26:17). В самом плену также были старейшины, стоявшие во главе сообщества израильтян (Иер. 29:1; Иез. 8:1; 14:1; 20:1, 3). Старейшины возглавляли народ при восстановлении храма и даже во время переговоров с персидскими правителями (Езд. 5:9; 6:7, 8, 14). О существовании системы городских старейшин свидетельствует и решение Ездры отлучить от общества израильтян, взявших себе иноплеменных жен (Езд. 10:7-14). Во времена Неемии старейшин причисляют к знати (Неем. 2:16; 4:14, 19; 5:7; 7:5).

Стремление иметь над собою царя у народа возникло, когда подошло к концу правление судьи Самуила. Народ больше не устраивало, что над ним царствует Бог, и Бог счел, что тем самым народ отвергает Его (1 Цар. 8:7; 12:12). В конце концов Бог велел Самуилу поступить согласно требованиям народа. Пророк помазал Саула и объявил ему, что его помазывает Господь (1 Цар. 10:1; ср. 12:13). Три последовавших затем проступка Саула (1 Цар. 13; 14; 15) показали, что в сердце его поселилась гордость (1 Цар. 15:17) и он более не послушен Господу безраздельно. Господь пожалел, что сделал его царем, и царствование Саула не было упрочено навсегда, как то могло бы быть (1 Цар. 13:13). На престол Саула Бог через Самуила помазал Давида, «мужа по сердцу Своему» (1 Цар. 13:14). С ним Бог заключил вечный завет, который предусматривал, что Бог даст Давиду все блага, а всякое исправление будет осуществлять «ударами сынов человеческих» (2 Цар. 7:9-16). Еще в Книге Второзаконие было приведено заботливое предостережение для будущих царей, чтобы они не потворствовали сами себе, не надмевались перед братьями своими. Гордость ведет к ниспровержению. Позитивными предпосылками благоденствия были вера и послушание (Вт. 17:14-20). Так выглядели условия теократического правления. Сын Давида Соломон в начале царствования шел по стопам своего отца, но постепенно стал умножать свое богатство — коней, жен и серебро с золотом — то есть все три составляющих, предусмотренных Второзаконием. Чужестранные жены Соломона отвратили его от веры в Бога, и за это Господь сказал, что отторгнет от него царство и отдаст его рабу Соломона, оставив потомкам Соломона только одно колено израильтян ради отца его, Давида (3 Цар. 11:1-13; ср. 3 Цар. 12).

Священнописатель книг Паралипоменон с особой скрупулезностью отмечает, как потомки Давида нарушали условия теократического правления. Например, Аса получил через пророка предупреждение, что он, если будет искать Господа, то найдет Его, а если оставит Господа, то сам будет оставлен Им (2 Пар. 15:2). Езекия искал Господа от всего сердца своего — и благоденствовал (2 Пар. 31:21), до тех пор пока не возгордился (2 Пар. 32:25). Благодаря его последующему смирению гнев Божий во дни Езекии был отложен (2 Пар. 32:26), как это произошло и с Манассией в конце его нечестивого правления (2 Пар. 33:9-19). В целом, Бог снова и снова предостерегал царей от их неверия, посылая им Своих вестников, пророков; но цари ничего не слушали, и тогда, наконец, гнев Божий сошел на них, и суд Божий отдал их в руки вавилонян (2 Пар. 36:12-16).

Когда десять северных колен отложились от Иудеи, Давидов завет не имел силы для их царей, однако изложенное во Второзаконии требование послушания по-прежнему следовало соблюдать. Иеровоам, первый царь Израильский, установил культ тельцов в Дане и Вефиле. За это его дом был истреблен с лица земли (3 Цар. 13:33-34), а в конце концов и все царство отправилось в плен (4 Цар. 17:16-18). Цари, наследовавшие престол Иеровоама, упорствовали в таких же, как у него, нечестивых склонностях.

После того как Иерусалим пал перед вавилонянами, Иудеей управляли наместники, назначаемые из Вавилона, а затем из Персии, хотя по крайней мере часть из них были иудейской царской крови (Годолия, 4 Цар. 25:22; Зоровавель, 1 Пар. 3:10-19). Нельзя сказать, чтобы это существенно отличалось от того, как было перед самым падением Иерусалима, — тогда царей тоже назначали и смещали по указке чужеземных держав, например, Иоакима царь Египта предпочел его брату, а Седекия воцарился вместо его брата Иехонии по повелению из Вавилона (2 Пар. 36:4, 10 {синод. Седекия — брат Иехонии}). Происхождение Неемии не указано. Царь Персии назначил Неемию своим виночерпием за его верную службу и за заботы о своем народе в Иерусалиме. Вера и послушание по-прежнему оставались основой для Божиего благословения руководителей.

Харизматические лидеры. Непревзойденным ветхозаветным руководителем был Моисей. В отличие от других, с ним Бог говорил устами к устам (Чис. 12:6-8). В возрасте сорока лет Моисей надеялся, что народ признает его избранным Богом руководителем, который поведет израильтян к освобождению, но эта первая его попытка была преждевременно пресечена, и Моисею пришлось бежать из Египта (Деян. 7:23-29). Спустя сорок лет Моисей был бесспорно призван Богом, и на этот раз, вернувшись в Египет, он впервые получил поддержку старейшин Израиля (Исх. 4:29-31). Благодаря чудесам и знамениям его собственный народ, равно как и народ Египта, признал в Моисее Божиего человека. На горе Синай Моисею были даны закон и указания относительно скинии для того, чтобы он передал их народу. Моисей, действуя согласно Слову Божиему, ввел Аарона и его сыновей во священство. Иногда Бог находил нужным подтвердить перед народом право Моисея на руководство (Исх. 16; Чис. 12 - 13). Бог расценивал ропот израильтян на Моисея как ропот на Себя (Исх. 16:7-8). И наоборот, Моисей нес ответственность за то, что нарушал веру и не являл святость Божью перед очами Израиля (Чис. 20:12). Из-за этого ему не было позволено войти в обетованную землю. Он деятельно готовил себе преемника, Иисуса Навина, и подготавливал народ к тому, чтобы тот принял Навина как своего руководителя от Бога (Вт. 31:2-8). Служение Навина в качестве руководителя началось с повеления Бога быть твердым и мужественным. В случае неукоснительного повиновения его ждала победа в овладении землей Ханаанской, дарованная Богом (Нав. 1:2-9). Успешно выполнив эту задачу к концу своей жизни, Навин, очевидно, не нуждался в том, чтобы готовить себе преемника.

Судьи были харизматическими лидерами, которых Бог воздвигал (Суд. 2:16) для избавления Своего народа. Их задачи были как чисто военными, так и наставническими; хотя не все судьи участвовали в войнах, именно этот аспект широко представлен в библейском повествовании, и поэтому судьи наиболее известны как воители. Можно полагать, что собственно надзор судьи обычно начинали осуществлять после того, как одерживали военные победы (исключением здесь является Девора). По-видимому, гражданские дела вменялись судьям в обязанности; для четырех из них не приводится никаких упоминаний об участии в войнах. Юрисдикция судей распространялась только на известные части страны, охватывая иногда несколько колен, которые тогда еще не сплотились настолько, чтобы представлять один народ; очевидно, у Израиля могло быть по нескольку судей одновременно (например, Иеффай и Самсон, Суд. 10:7).

Хотя законом служение судей не предусматривалось, оно было одобрено Богом, и в Писании неоднократно указывается, что судей воздвигал Бог (Суд. 3:9, 15 и так далее), и по меньшей мере четверо из них были особо укреплены Святым Духом (Суд. 3:10;6:34; 11:29; 13:25; 14:6,19; 15:14).Ни один из судей не назначал себе преемников для продолжения своего дела. В двух случаях, когда сыновья попытались идти по стопам своих отцов, у них ничего не получилось (сын Гедеона Авимелех; сыновья Самуила).

В Иер. 18:18 говорится о священниках, пророках и мудрецах (советниках). При дворе Давида были постоянные официальные советники (1 Пар. 27:32-33). Эти люди пользовались признанием и избирались за свою мудрость. Про Ахитофела говорится, что его советы ценились так же, как наставления Бога (2 Цар. 16:23).

Пророки и пророчицы были устами Божиими, через них Бог говорил с народом — подобно тому, как Аарон был устами Моисея (Исх. 4:16). Пророки обращались к царям, князьям, священникам, лжепророкам, к Израилю и даже к языческим народам. Елисей отправился передать Слово Божие в Сирию (4 Цар. 8), Иона — в Ниневию, а Иезекииль проповедовал среди плененных в Вавилоне. Но по большей части в центре внимания пророков находился Израиль. Бог посылал пророков, чтобы возвестить предостережения, перед покорением Северного царства Ассирией (Амос, Осия, Исайя, Михей) и перед разорением Иудеи Вавилоном (Софония, Аввакум, Иеремия, Иезекииль). Поскольку эти пророки записали свои пророчества, будущие поколения не могли бы сетовать, что не были предупреждены.

То, как принимали пророков, — впрямую зависело от того, насколько склонялась к Богу их аудитория, в особенности правители. Авторитет Самуила среди народа был так высок, что Саул не осмеливался пойти против пророка. Давид склонил главу перед осуждением со стороны Нафана. Исайя и Езекия прекрасно сотрудничали, Иеремия оплакивал смерть Иосии, а Аггей и Захария помогали Зоровавелю восстанавливать храм. Но другие пророки встречали противодействие, например, Илия — со стороны Ахава и Иезавели, Амос — со стороны Иеровоама и Амасии, священника Вефильского культа тельца, а Иеремия — со стороны трех царствующих сыновей Иосии и его внука. Трудно вести народ, когда народ не хочет идти.

Религиозные руководители. Официальными религиозными руководителями Израиля были священники, возглавляемые первосвященником. Их должность была наследственной, старший из живых сыновей первосвященника занимал пост своего отца. Хотя Бог предназначил всему Израилю быть народом, совершающим священническое служение для остального мира (Исх. 19:6), для служения в скинии были избраны Аарон и его сыновья (Лев. 8). Церемония их посвящения продолжалась семь дней подряд — явное указание для всех израильтян, что Аарон и его сыновья особо избраны для священнического служения. У священников было несколько функций. В первую очередь они должны были служить посредниками между Богом и людьми. Совершая предписанные Богом жертвоприношения, священники руководили людьми, получающими искупление грехов. Во-вторых, самой личностью своей и своим одеянием священники представляли перед народом святость Бога. Их священные одежды предназначались «для славы и благолепия», особенно одежды первосвященника, носившего на кидаре золотую дощечку с гравировкой «Святыня Господня» (Исх. 28:2, 36). И наоборот, когда первосвященник предстоял за народ перед Богом в день искупления, он облачался в простые белые одежды. В число предъявляемых к священникам требований входили физическая безупречность и образцовое поведение (Лев. 21 - 22:9). В-третьих, священники должны были определять волю Божью посредством урима и туммима, которые первосвященник носил на своем наперснике (Чис. 27:21). И наконец, обязанностью священников было наставлять израильтян в различении священного и несвященного, чистого и нечистого (Лев. 10:10-11).

Со дня первой Пасхи в Египте все первенцы в каждом доме особым образом принадлежали Богу. После истории с поклонением золотому тельцу на призыв принять сторону Господа откликнулось колено Левиино (Исх. 32:26), и поэтому сыны Левия были избраны вместо всех первенцев (Чис. 8:14-19). При своем посвящении левиты были омыты и очищены подобно жертве потрясения, представляя собой своеобразное живое жертвоприношение.

Функция левитов была двоякой. Левиты должны были помогать своим собратьям священникам в служении при скинии — пока находились в возрасте от тридцати до пятидесяти лет (Чис. 4:3). Во-вторых, левитам вменялось в обязанность следить за скинией — фактически, нести ее охрану, начиная с одномесячного возраста, так как они жили рядом со скинией. Таким образом, их местообитание служило охранной зоной, не позволявшей другим израильтянам навлечь на себя гнев Божий, слишком близко подойдя к святилищу (Чис. 1:53; 3:28; 8:19).

Новый Завет. Новозаветные времена уже не знали таких светских руководителей, как при ветхозаветной теократии. Официальные религиозные руководители были, но их должность больше не являлась наследственной. Были и харизматические религиозные лидеры, хотя ни один из них не обладал статусом ветхозаветных пророков-судей. По-видимому, это объясняется тем, что при избрании официальных руководителей руководствовались их благочестием и имеющимися у них дарами, в чем заключалось коренное отличие от системы ветхозаветного священства. Иудейское священство сохранялось и в новозаветный период, однако церковь и ее руководство находились вне сферы иудаизма. По сути дела, Новый Завет словно бы избегает употреблять клерикальную терминологию по отношению к служителям Христовым.

Религиозные руководители. Двенадцать апостолов были избраны не благодаря признанию их особой духовной одаренности, а единственно по почину Иисуса. Их предназначением было сопровождать Иисуса, а затем отправиться проповедовать (Мк. 3:14) и совершать чудеса (Мф. 10:7-8). После вознесения эти двенадцать, которые были ближе всех к Иисусу во время Его земной жизни, сделались Его представителями и заняли влиятельное положение в христианском сообществе. Очень скоро они стали совершать учительское служение для новообращенных (Деян. 2:42). Они продолжали также совершать чудеса исцеления и изгнания бесов (Деян. 5:12; 2 Кор. 12:12). Административный аспект их деятельности состоял в надзоре за казной общины (Деян. 4:37 — пока эта обязанность не стала слишком обременительной и не была передана помощникам, Деян. 6:1-6). Иногда они занимались дисциплинарными вопросами (Деян. 5:1-11) и, вероятно, руководили причастием. Возникающие проблемы разрешались под их руководством, при участии старейшин. По мере роста церквей в других землях в ведение апостолов переходил и надзор за новыми общинами (Деян. 8:14; 9:32). Гал. 1:19 подразумевает, что большая часть апостолов находилась вне Иерусалима, по-видимому, в связи с миссионерским служением. Апостолы несли ответственность перед сообществом верующих, а не перед Петром.

Апостол на место Иуды был выбран по жребию под руководством Святого Духа и с тем условием, чтобы он являлся свидетелем дел Иисуса, начиная от крещения Иоаннова и до вознесения (Деян. 1:21-22). После этого никаких попыток избирать преемников для тех, кто умер, не предпринималось (Деян. 12:2).

Поскольку апостолы, миссионерствующие пророки и учители умирали или уходили в странствия, возникла необходимость иметь человека или нескольких людей, которые были бы средоточием жизни общины в местных конгрегациях верующих. Такие руководители назывались presbuteroi (старейшины) и episkopoi (надзирающие, блюстители, епископы). Павел говорил старейшинам в Ефесе, чтобы они пасли стадо, над которым Святой Дух поставил их блюстителями (Деян. 20:28), однако в Деян. 20:17 те же люди названы пресвитерами. По своему положению они были «старейшинами», а по обязанностям — блюстителями.

Пресвитеры впервые упоминаются в Деян. 11:30. В повествовании о совещании в Иерусалиме пресвитеры всегда упоминаются совместно с апостолами в качестве людей, принимающих решения (Деян. 15:2, 4, 6, 22-23). Они выполняли функции верховного суда для всей церкви. Вне Иерусалима в церквах, основанных Павлом и Варнавой, пресвитеры были избраны уже в первое их миссионерское путешествие (Деян. 14:23; ср. Тит. 1:5-9).

Епископство было иным служением, которого человек мог желать (1 Тим. 3:1), и которое должно было совершаться добровольно и ревностно, не ради выгоды. В Писании перечислены требования к епископам, хотя и не указаны их обязанности. На первом месте идут нравственные качества — епископу надлежит вести почтенный, даже примерный образ жизни и избегать крайностей. Далее, его семейная жизнь должна доказывать, что он обладает способностями руководить жизнью всей конгрегации, — большое значение придается тому, чтобы дом епископа был гостеприимным и хорошо управлялся. Епископ должен иметь способности к учительству. Он также должен быть зрелым христианином, не склонным к гордости, которая так легко овладевает теми, у кого все получается наилучшим образом. И наконец, епископ должен быть безупречен и по меркам нехристианского окружения — чтобы избежать нареканий.

При первом же упоминании людей, именуемых диаконами (Флп. 1:1), мы видим, что они каким-то образом связаны с епископами и следуют сразу после них. Требования к диаконам перечислены в 1 Тим. 3 вслед за требованиями к епископам. Наличие второго перечня подтверждает, что это две различные должности. Хотя многие требования совпадают, для диаконов отнюдь не обязательны способности к учительству, зато они не должны быть двоязычны и корыстолюбивы — качества, весьма полезные для людей, которые посещают многие дома и распоряжаются казной. Их способность к диаконскому служению — дар Божий (1 Кор. 12:28). Их обязанности, по-видимому, не противоречили первоначальному значению их наименования (didaskein, «печься о столах»), которое и подразумевается в Деян. 6:2. Двенадцать апостолов постановили, что конгрегация должна избрать семерых человек для выполнения этой задачи (хотя по крайней мере про Стефана и Филиппа известно, что они также были проповедниками и учителями Слова). Как представляется, церковь употребляла этот термин, чтобы попытаться выразить в общих чертах такую же любовь и заботу об окружающих. В ранней Иерусалимской церкви апостолы все еще исполняли обязанности будущих епископов и пресвитеров, и соответственно, должность диаконов оказалась первой вакансией в системе руководства церковной общиной.

Наряду с диаконами существовали также диакониссы — первой из них упомянута Фива (Рим. 16:1). Остается открытым вопрос, занимала ли она должность диакониссы, либо таким образом просто обозначено ее служение в церковной общине. Точно так же не вполне ясно, говорится ли в 1 Тим. 3:11 о диакониссах или о женах диаконов {синод, «жены их»}.

Харизматические лидеры. В Новом Завете жесткого разграничения между руководителями официальными и харизматическими не проводится, поскольку должности по самой своей природе предназначались для людей, которые, среди прочих качеств, были признанными носителями духовных даров.

Хотя пророки по своему значению почитались вторыми, уступая только апостолам (1 Кор. 12:28-31; Еф. 4:11), ни один из них не выступал в роли государственных мужей, какими были Самуил, Илия, Исайя и Иеремия. Пророческое служение заключалось в получении откровений (1 Кор. 14:29-32), в прорицании, в избрании людей для особого служения (Деян. 13:1-3) и в передаче им духовных даров, которые были бы полезны для выполнения их задач (1 Тим. 4:14). Пророчество предназначалось для целей назидания, увещания и утешения церковного сообщества (1 Кор. 14:3; ср. Деян. 15:32).

Богословское измерение понятия руководства в Библии. Писание указывает, что нет власти, которая была бы не от Бога (Рим. 13:1). Бог ставит властвовать над нами, кого хочет (Дан. 4:32; 5:21), с тем чтобы они были Его служителями для нашего блага. Моисей и Иисус Навин получили свою роль руководителей от Бога (Исх. 4; Нав. 1); Аарон и его сыновья были избраны Им во священство (Исх. 28:1); судей Израилевых тоже воздвигал Бог (Суд. 2:16). Саул был помазан Господом (1 Цар. 10:1); Давид и его потомки были избраны Богом (1 Цар. 13:14; 2 Цар. 7); пророков, как и апостолов, призывал Бог. Способность выполнять служение для церкви названа даром от Бога (1 Кор. 12:28). Возвышение, а значит, и падение, приходит не от востока и не от запада, но от Господа (Пс. 74:7-8).

Роль руководителя отведена не для самоудовлетворения человека, а для служения (Лк. 22:26). Соответственно, израильские цари не должны были возноситься над своими братьями (Вт. 17:20). Павел рассматривал свое апостольство как призвание к самоотверженному труду, а не как возможность прославиться благодаря высокому положению (1 Кор. 15:9-10). Пресвитеры должны пасти свое стадо — самоотверженно печься о душах верующих и давать отчет Богу (1 Пет. 5:2-3; Евр. 13:17). Дары должны использоваться для служения друг другу, как у добрых домостроителей Божьей благодати (1 Пет. 4:10). Корей, не захотев служить в отведенной ему роли второстепенного руководителя, был отвержен и осужден (Чис. 16:9-33). Сходным образом, Иакову и Иоанну надлежало усвоить смиренность служения (Мк. 10:35-45).

Руководители обязаны давать отчет Богу (Евр. 13:17). Принцип «от всякого, кому дано много, много и потребуется» (Лк. 12:48) нигде не проявляется с большей очевидностью, чем в случае непослушания Моисея у «вод Меривы» (Чис. 20:12). В Новом Завете тот же самый принцип прилагается к учителям (Иак. 3:1).

Дзвид Хильдебранд

См. также: АПОСТОЛ; ЦЕРКОВЬ; ДИАКОН; СТАРЕЙШИНЫ; ИЗРАИЛЬ; ЦАРЬ; БЛЮСТИТЕЛЬ.

Литература: H.W.Bevcr, TDNT, 2:81 93,599-622; K.O.Gangel, Chr Ed Jour 12 (1991): 13-31; E. F. Harrison, EDT, pp. 70-72; G.W.Knight, Сои Sem Rev. 1 (1975): 111-16; A. Lamorte and G. F. Hawthorne, EDT, 2:86-87; W. H. Mare, JETS 13 (1970): 229-39.