СВИТКИ МЕРТВОГО МОРЯ
(DEAD SEA SCROLLS)
Название, присвоенное свыше чем восьмистам древнееврейским рукописям, найденным в одиннадцати пещерах вдоль северозападного берега Мертвого моря.
Первая пещера, содержащая семь свитков, была случайно открыта в начале 1947 г. молодым пастухом-бедуином. Между 1952 и 1956 годами было обнаружено еще десять пещер, в которых находились свитки и сопутствующие материалы. Ученые датируют эти рукописи III в. до P. X. — I в. по P. X. Большинство из них оказались поврежденными, и ученым приходилось по кусочкам складывать, а затем пытаться прочесть тысячи фрагментов. Процесс этот чрезвычайно кропотливый и медленный; поэтому многие фрагменты текста остаются неопубликованными.
Около пещер, в которых были обнаружены свитки, располагается место археологических раскопок, известное под названием Кирбет Кумран. Археологи в период между 1951 и 1956 годами раскопали руины и обнаружили, что здесь начиная с середины второго века до Р.Х. и до 68 г. по Р.Х. обитала еврейская община. Было выявлено два основных периода заселенности. Первый период разбивался на две фазы. В первой фазе (ок. 141 — 107 г. до P. X.) постройки были скромными и временными, а вторая фаза (107 — 31 г. до P. X.) характеризовалась развернутым строительством, при котором установились внешние очертания и общий план поселения. После землетрясения и пожара в 31 г. до Р.Х. поселение было заброшено. Местность пустовала до 4 г. до P. X., когда начался второй основной период заселения (4 г. до Р.Х — 68 г. по Р.Х.), во время которого постройки были отремонтированы и восстановлены в соответствии с прежним планом. Признаки сильного пожара, а также наличие римских наконечников стрел и монет свидетельствуют о разрушении поселения римлянами во время еврейского восстания в 68 г. по Р.Х.
Кумранский комплекс включает в себя одно большое здание и несколько меньших по размеру. В большом здании имелись башня, кухня, склады, обширный резервуар и ряд других помещений, в одном из которых находились столы, скамьи и чернильницы, использовавшиеся, по-видимому, для копирования рукописей. Прямо на юг от главного здания располагалась большая зала собраний с примыкающей кладовой, в которой были обнаружены тысячи керамических осколков. В поселении имелись еще гончарный комплекс, зерновой комплекс, ряд закрытых резервуаров и небольших бассейнов, а также разветвленная система акведуков. За пределами поселения находились три кладбища, где было свыше тысячи могил. На главном кладбище хоронили только мужчин; на двух других — также женщин и детей. Одной милей южнее, в оазисе, был расположен небольшой поселок под названием Айн Фешка. Очевидно, это был сельскохозяйственный и промышленный центр Кумрана. В нем имелись ирригационная система, загон для скота и, по всей вероятности, кожевенная мастерская.
Вывод, что свитки принадлежали этой общине, можно сделать исходя из связи между свитками и руинами. Во-первых, пещеры находятся вблизи от поселения, по большей части на расстоянии в пять-десять минут ходьбы. От поселения до пещеры 4, в которой были обнаружены свыше пятисот из восьмисот свитков, можно было буквально добросить камнем. Во-вторых, манускрипты были переписаны именно в тот период, когда в поселении жили люди. В-третьих, керамика, найденная в развалинах, соответствует керамике, найденной в пещерах. В-четвертых, надписи на керамике из развалин поселения соответствуют надписям на керамике из некоторых пещер. И наконец, судя по характеру развалин, в поселении была вполне подходящая обстановка для ритуальных омовений, освященных трапез и копирования рукописей, что и сказалось на обилии найденных свитков. Вероятно, обитатели Кумрана прятали свитки в пещерах, предвидя приближение римских войск. Большинство ученых считают кумранскую общину группой ессеев, то есть членов монашеской иудейской секты, описанной такими древними авторами, как Иосиф Флавий, Филон и Плиний Старший.
В свитках можно обнаружить четыре разновидности текстов. Во-первых, это копии книг Ветхого Завета. В свитках отсутствует только Книга Есфирь. Во-вторых, наличествуют книги апокрифические. Некоторые из них, такие, как книги Товит и Юбилеев, были известны еще до обнаружения свитков, чего нельзя сказать о многих других книгах, таких, как Апокриф Бытия и Завет Амрама. В-третьих, есть книги, в которых описывается специфика учения и практики секты. Они состоят в основном из уставов, поэтических и литургических текстов, а также толкований Библии. И наконец, встречаются книги, которые нельзя отнести к какой-то конкретной категории, например, Медный свиток.
В данной статье мы сосредоточимся в основном на документах секты. Мы рассмотрим основные изложенные в них идеи, что поможет составить представление об этой иудейской общине, которая на поздних этапах существовала одновременно с Иисусом и ранней Церковью.
Хотя происхождение секты неясно, оно, по-видимому, было как-то связано с расхождениями между членами секты и руководством храма. Ключевой фигурой в ранней истории секты является Учитель Праведности — упоминавшийся лишь под этим именем человек, который при зарождении секты определил ее направление и цели. Сектанты верили, что Бог открыл Учителю Праведности тайны, касающиеся закона. Таким образом, лишь он один мог правильно истолковать закон; другие иудеи понимали закон неверно. Возглавляемые Учителем Праведности — а он был священником — члены секты отказались от богослужения в том виде, в каком оно практиковалось в Иерусалимском храме, а возможно, и вообще от института священства, посчитав его нелегитимным. Выполняя наказ Ис. 40:3 («в пустыне приготовьте путь Господу», ср. Мф. 3:3 (в Синодальном переводе мы находим другую синтаксическую структуру: «...вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу» вместо: «...вопиющего: в пустыне приготовьте путь Господу». В пользу последнего варианта говорит и параллелизм конструкций: «в пустыне приготовьте» «в степи сделайте»}), сектанты удалились в пустынную местность близ Мертвого моря, чтобы дожидаться там последней войны, в которой они, как истинный Израиль, с Божьей помощью должны были одержать победу, а затем восстановить правильное богослужение и истинное священство в Иерусалиме.
В общине были строгие правила приема новых членов, она руководствовалась детально разработанным кодексом поведения и имела жесткую иерархическую структуру, во главе которой стояли священники. Сектанты вели общинный образ жизни, делились собственностью, совместно трудились, совместно изучали Тору, собирались для церемоний и обсуждения текущих дел. Богослужения были важным аспектом жизни общины; сектанты считали себя участниками ангельского поклонения Богу. Особенно важны были священные трапезы. Регулярно совершались ритуальные очистительные омовения, и упор делался на использовании солнечного календаря вместо лунного, принятого в официальном иудаизме. Ввиду невозможности совершать жертвоприношения в нечистом Иерусалимском храме секта считала молитвы и послушание достаточными жертвами. К другим аспектам личного благочестия относились глубокое осознание человеческой бренности и греховности, а также благодарность Богу за Его благодать и сделанный Им выбор.
Одним из основных документов кумранской общины является «Наставление по дисциплине» (1QS) или «Устав общины». В «Наставлении» члены секты названы сынами света; все остальные являются сынами тьмы, от которых сектанты призваны обособиться. Они объединяются в Божью общину, вступившую в завет благодати. Они живут общинной жизнью, делятся между собой имуществом и трудовыми обязанностями, изучают закон и собираются для церемоний, таких, как совместные трапезы, и для обсуждения дел общины. В общине была жесткая организационная структура; практически все вопросы — от того, где кому сидеть, до того, кому после кого говорить, — определялись иерархическим рангом. Во главе стояли священники, сыны Садока. Дальше шли левиты или старейшины. И наконец, были люди, распределявшиеся по тысячам, сотням, полусотням и десяткам (ср. Исх. 18:25). Во главе всей общины стоял магистр. Каждого члена общины ежегодно экзаменовали, при этом его ранг мог быть повышен или понижен в зависимости от его поведения и проявленного им понимания.
Прием в члены общины тщательно регламентировался. Прозелит сначала произносил в присутствии всей общины клятву подчиняться закону в том его толковании, которое было принято в секте, и обособиться от людей лжи. Его экзаменовал магистр и, найдя достаточно дисциплинированным, допускал к завету для получения наставлений о правилах жизни в общине. В течение первого года вновь обращенный не участвовал в общинных трапезах, и его имущество было отделено от имущества общины. В конце первого года он держал еще один экзамен. Если его оставляли в общине, новообращенный проходил второй испытательный год, на протяжении которого его не допускали участвовать в общинных возлияниях, а его собственность поступала в распоряжение общины. В конце второго года новообращенный держал третий экзамен. Если новичка находили достойным, он становился полноправным членом общины, получая определенный ранг, а его имущество вливалось в общинное.
«Наставление» позволяет также ознакомиться с некоторыми основополагающими доктринами секты. Бог создал для людей двух духов, чтобы люди ходили в них до конца: князя света / ангела истины / духа истины — и ангела тьмы / духа лжи (ср. 1 Ин. 4:6). Те, кто поступает в согласии с князем света, обретут вечную жизнь, а следующие за ангелом тьмы обречены на вечные муки. К какому духу будет принадлежать человек, предопределено выбором Бога, а не его собственным. В гимне, которым заканчивается «Наставление», выражено глубокое ощущение человеческой греховности и зависимости от милости Божьей. В «Наставлении» также раскрыты мессианские чаяния секты. Предсказывается появление трех фигур: пророка и двух мессий — мессии Ааронова, предположительно священнического мессии, и мессии Израилева, предположительно царственного мессии.
Ряд изложенных в «Наставлении» концепций имеет удивительные параллели с Новым Заветом. Значимость священных трапез (и возлияний) сопоставляется в сознании с важностью тайной вечери для ранней Церкви, а описание кропления очистительной водой заставляет многих вспомнить о крещении. Некоторые аспекты организационной структуры (старейшины, надзирающие) напоминают то, что мы находим в пастырских посланиях. Зависимость от
Божьей благодати для многих ассоциируется с оправданием верой. Вдобавок мы встречаем перечень качеств, характерных для тех, кто идет по путям каждого из двух духов (ср. Гал. 5:19-23), призыв возлюбить сынов света (ср. Ин. 13:34) и ненавидеть сынов тьмы (ср. Мф. 5:43-44), а также определение секты в качестве пути (ср. Деян. 9:2 {синод, не «путь», а «последующиесему учению»}), ссылку на Ис. 40:3, которой объясняется уход в пустыню (ср. Мк. 1:2), представление о молитве как жертвоприношении (ср. Евр. 13:15) и истолкование краеугольного камня из Ис. 28:16 (ср. 1 Пет. 2:4-8).
Вторым важным сводом правил, излагающим законоположения и организационные принципы общины, является «Дамасский кодекс» (CD). В этом документе содержится также важная информация о происхождении секты, восхваление Учителя Праведности и хула на его главного противника — беззаконника или человека лжи. В «Дамасском кодексе», по-видимому, выражено чаяние только одного мессии, мессии Ааронова и Израилева, а не двух. Вдобавок, в нем предсказано явление Толкователя Закона и Князя всего сообщества. А в ожидании этого секта будет рассматривать себя в качестве сообщества Нового Завета.
«Правила конгрегации» (lQSa) представляют собой краткий документ, в котором изложены принципы руководства кумранской общиной в последние дни. Среди прочего здесь описано собрание совета, созванное священническим мессией, на которое явится мессия Израилев, а также ритуал мессианской трапезы. В этом документе существенно превознесение священнического мессии над царственным. В «Правилах конгрегации» содержится несколько примечательных параллелей с Новым Заветом. Их отказ допускать лиц, страдающих физическими недостатками, к участию в собрании совета (и, соответственно, в мессианской трапезе) разительно контрастирует с поучениями Иисуса в Лк. 14:12-14. Приводимое в обоснование этого отказа присутствие на трапезах ангелов сходно с одним из аспектов аргументации Павла о женщинах, покрывающих голову, в 1 Кор. 11:10. Замечания «Правил» о трапезе, которые являются наиболее обширным текстом свитка, по-видимому, связывают обычные общинные трапезы с эсхатологической мессианской трапезой — что делает и Иисус в Мф. 26:26-29.
«Храмовый Свиток» (11QT) представляет собой переопределение закона, данного Моисею. В нем законы, связанные общей темой, но рассеянные по всему Пятикнижию, собраны вместе, с тем чтобы образовать систематическое изложение. Кроме того, некоторые законы изменены, и добавлены новые. В частности, очевидные пробелы в Пятикнижии, касающиеся храма и царя, восполнены детальными правилами. Особая забота выражена о состоянии и чистоте храма, как и всего Иерусалима, и о циклах праздников и жертвоприношений в соответствии с солнечным календарем.
Военный устав» (1QM) представляют собой описание эсхатологической войны между сынами света (то есть сектантами) и сынами тьмы, иногда называемыми киттим (ср. Дан. 11:30). Сынов света возглавляет князь света, отождествляемый, очевидно, с архангелом Михаилом (ср. Дан. 12:1); сынами тьмы правит Велиал. Священники сохраняют свою руководящую роль; они ведут войска на битву, хотя сами не сражаются. Однако надежды общины возлагаются не на ее военное искусство, а на могущество Бога. Значительную часть «Военного устава» занимает описание оружия, военных принадлежностей и стратегии. На первый взгляд кажется, что «Устав» написан для того, чтобы изложить правила ведения последней войны. Настоящей же его целью, вероятно, было поддержать членов общины в их сектантских взглядах, подчеркнув, что их пребывание в пустыне не будет длиться вечно; Бог в конце концов дарует им победу над врагами и возвысит их до соответствующего положения в качестве Своих избранников.
Существуют параллели между «Военным уставом» и некоторыми частями Откровения Иоанна. Разумеется, идея последней войны, описываемой в терминологии мироздания, явно наличествует в обеих книгах (ср. Отк. 12:7; 16:13-16; 19:11-21). Общими для них являются также песни, воспевающие победу над врагом (ср. Отк. 18). Вызывает интерес роль труб (ср. Отк. 8 - 9), а также детали описания и драгоценные камни (ср. Отк. 21:12-21). Хотя и заслоняемая Христом, фигура архангела Михаила, тем не менее имеет большое значение в одном из мест Откровения (Отк. 12:7); кроме того, «Военный устав» упоминает царство Михаила, а в Откровении говорится о царстве Христа (Отк. 11:15). Употребление военной символики в контексте духовного противостояния параллельно с Еф. 6:13-17.
Вдобавок к правилам среди свитков имеется ряд поэтических и литургических текстов, из которых самый длинный — «Свиток благодарения» (1QH), собрание благодарственных псалмов и молитв. Темы, которыми проникнуты эти гимны, — глубокое ощущение человеческой бренности и греховности, подтверждение Божьей благодати и Его выбора, деление человечества на праведных и беззаконных, а также раскрытие Богом Его знаний сообществу завета. В одном из гимнов говорится о рождении чудесного советника, которого кое-кто из ученых интерпретирует в мессианском ключе; в иных описывается эсхатологическая война между Богом и Велиалом (то есть сатаной). Неясно, предназначалось ли это собрание для личного чтения или же было призвано играть в общинном богослужении литургическую роль.
«Песни субботнего жертвоприношения» (4QShir-Shabb) являются сборником из тринадцати литургических песен, по одной на каждую субботу в течение первой четверти года. По-видимому, в песнях отражены какие-то изменения в пределах этого тринадцатинедельного цикла: песни 1 — 5 сосредоточены на земном поклонении сообщества, в песнях 6 — 8 внимание переносится на небесное поклонение, причем подчеркнута роль числа семь, детально разработанная в 7-й песне с ее семью призывами к восхвалению, адресованными семи ангельским священствам; а в песнях 9 — 13 описаны небесное святилище и участники небесного поклонения. Эти песни могли предназначаться для того, чтобы ввести верующего в опыт ангельского поклонения и тем самым подкрепить понимание сектой самой себя в качестве верного и законного Божьего священства. Такое мистическое участие в небесном поклонении параллельно Откровению Иоанна и может быть подоплекой проблемы, которой посвящено Послание к колоссянам. «Благословения» (lQSb) представляют собой набор благословений, которые магистр адресует членам общины, первосвященнику, священникам, сынам Садока и князю конгрегации, эсхатологической фигуре, которая установит вечное Божье Царство и будет править в нем. «Беракот» (llQBer) является литургическим славословием, просящим у Бога природных благословений (например, дождя, хорошего урожая) на общину.
Одной из наиболее удивительных черт секты является ее особый способ толкования Ветхого Завета. Сектанты полагали, что книги Ветхого Завета полны тайн, которые сбываются в истории общины. Значение этих тайн было скрыто, пока Бог не раскрыл его Учителю Праведности и некоторым из его последователей; отсюда и нужда в истолковании. Одним из подходов при таком толковании было составление продолжающихся комментариев к следующим ветхозаветным книгам: Аввакум, Михей, Псалтирь, Исайя, Осия, Наум и Софония. Эти комментарии наполнены загадочными историческими аллюзиями, неявными ссылками на лиц, относящихся к истории секты, например, на Учителя Праведности, человека лжи, беззаконного священника и льва гнева. Более того, они иллюстрируют понимание сектой того, как в ней исполнился Ветхий Завет. Одним из примечательных примеров является толкование стиха Авв. 2:4 («праведный своею верою жив будет»), который был так важен в толковании Павлом оправдания верой во Христа(Рим. 1:17; Гал. 3:11): комментатор считает праведными тех, кто характеризуется соблюдением закона и верностью Учителю Праведности (его учению).
Еще один интерпретационный метод секты заключался в том, чтобы собирать и истолковывать ветхозаветные места в соответствии с конкретной темой. 4QTestimo nia (4QTestim) является, по-видимому, антологией мессианских текстов; 4QFlorilegium (4QFlor) представляет собой смесь эсхатологических текстов и их интерпретаций. В них, вместе взятых, предсказывается ряд эсхатологических фигур (пророк, звезда Иакова, скипетр Израиля, отрасль Давидова и толкователь закона), взаимоотношения между которыми в точности не ясны. В отличие от этого, в «Мелхиседеке» (HQMelch), собрании ветхозаветных текстов и их интерпретаций, относящихся к загадочному ветхозаветному персонажу, носящему это имя (ср. Быт. 14:18-20; Евр. 5:10; 6:20 - 7:17), Мелхиседек рассматривается в качестве ключевой фигуры в последнем из Юбилеев — тем, кто восстановит и обретет искупление для Сынов света и свершит Божий суд над Велиалом и его подручными.
С момента своего обнаружения свитки Мертвого моря вызывали множество разногласий. Многие делали сенсационные заявления о якобы доказанной связи между свитками и христианством. Длительная задержка с опубликованием всех фрагментов только усиливала разногласия, приводя к обвинениям ученых и руководителей Церкви в заговоре с целью утаивания фрагментов, которые могли бы повредить христианству и/или иудаизму. Подобные обвинения, конечно, ложны. И действительно, большинство предположений о какой бы то ни было прямой связи между свитками и ранним христианством (например, что Иисус и/или Иоанн Креститель в какие-то моменты были членами кумранской общины) не находят подтверждения. С другой стороны, свитки представляют собой важный фоновый материал для изучения Нового Завета и содержат множество речевых и смысловых параллелей с новозаветными книгами, особенно с Евангелием от Иоанна. И все же эти параллели не должны затушевывать различие между монашеской сектой иудеев, подчинявшихся учению мертвого Учителя, и миссионерским течением среди евреев и неевреев, проповедующих смерть и воскресение живого Господа.
Джп.1еф Л. Трафтон Литература: М. Black, The Scrolls and Christian Origins, idem, ed.. The Scrolls and Christianity, J.H.Charlesworth, ed., Jesus and the Dead Sea Scrolls; idem, John and the Dead Sea Scrolls; idem, Paul and the Dead Sea Scrolls; idem, The Dead Sea Scrolls; E.M.Cook, Solving the Mysteries of the Dead Sra Scrolls, F.M.Cross, The Ancient Library of Qumran and Modern Biblical Studies; R. de Vaux, Archaeology and the Dead Sea Scrolls; W.S. LaSor, The Dead Sea Scrolls and the New Testament; H. Shanks, ed., Understanding the Dead Sea Scrolls; K.stendahl, The Scrolls and the New Testament, G. Vermes, The Dead Sea Scrolls: Qumran in Perspective, idem, The Dead Sea Scrolls in English, J.C.Vander Kam, The Dead Sea Scrolls Today.