СВЯТОЙ ДУХ
(HOLY SPIRIT)
Третье лицо Святой Троицы.
Ветхий Завет. Кое-кто доказывает, что ветхозаветные верующие были спасены и освящены Святым Духом точно так же, как верующие новозаветные. Но такое учение нигде в Ветхом Завете не встречается. Хотя люди могут быть оправданы Богом, ветхозаветная роль Святого Духа сфокусирована не здесь.
В древнейших писаниях Святой Дух как отдельная ипостась впрямую не упоминается. Еврейское слово со значением «дух» (гйа/г), может также означать ветер, дыхание или жизненную силу. Чаще называемый «Божий» или «Господень», Святой Дух проявляется как представитель Бога в творении (Быт. 1:2; Иов 33:4; 34:14-15), как средство Его взаимодействия с людьми (Быт. 6:3), Его представитель при откровении (Быт. 41:38; Чис. 24:2) и как действующее начало при укреплении избранных руководителей Божьего народа (Моисей и семьдесят старейшин — Чис. 11:17-29; возможно, Иисус Навин — Чис. 27:18; Вт. 34:9). Упоминания во всех этих значениях встречаются в Ветхом Завете повсюду, но одно из них остается для тех древнейших времен уникальным — обретение Веселиилом и Аголиавом разумений и искусств для сооружения скинии (Исх. 31:3; 35:31) — ближайшей к этому аналогией станет ниспослание даров Святого Духа в Новом Завете.
В Судей, 1 — 4 Царств постепенно все отчетливее видны некоторые черты дел Духа. Дух ниспосылается на определенных людей почти как чистая энергия, придавая руководителям физические силы и укрепляя их для военных побед. Это сказано в отношении четырех судей (Гофониил — Суд. 3:10; Гедеон — Суд. 6:34; Иеффай — Суд. 11:29; Самсон — Суд. 14:19; ср. с Амасаем в 1 Пар. 12:18). Эта сверхъестественная сила сочетается с вдохновением для призывных речей как древнейшая форма пророчеств, обычно считавшихся чем-то не вполне контролируемым, экстатическим (ср. «пророчества» Саула в 1 Цар. 19:20-23 с 1 Цар. 10:6, 10; 11:6; про Давида см. 2 Цар. 23:2). С установлением монархии пребывание в царе Духа Господня служит божественным подтверждением его монаршей легитимности. Когда Саул перестает быть Божьим избранником на престоле, Дух Господень отступает от Саула и почивает на Давиде (1 Цар. 16:13-14). При этом в 1 Цар. 16:13 подчеркнуто, что Давид получил Духа на постоянное пребывание — очевидно, в отличие от прочих персонажей Ветхого Завета. В 1 Пар. 28:12 Дух дает Давиду чертеж дома Господня. Ко времени разделенного царства Дух начал вдохновлять и укреплять пророков, направляя их в конкретные местности, где они провозглашали указанным слушателям весть про Божие спасение или суд (Илия — 3 Цар. 18:12; 4 Цар. 2:16; Михей — 3 Цар. 22:24; Азария — 2 Пар. 15:1; Иозиил — 2 Пар. 20:14; Захария, сын Иодая — 2 Пар. 24:20).
Из всей канонической литературы о мудрости Дух Божий однозначно упоминается только в Псалтири. В дополнение к упомянутым эпитетам Дух впервые назван «Святым» (Пс. 50:13) и «благим» (Пс. 142:10). Первое из этих мест иллюстрирует типичный в ветхозаветные времена страх; даже у Давида, занимавшего положение исключительное, не было характерной для позднейшего, новозаветного периода уверенности в неизменности Божьего присутствия. Второе место отражает развитие веры в роль Духа для личностного и нравственного руководства. В Пс. 138:7 содержится ключевой стих («куда пойду от Духа Твоего?») о вездесущности Бога.
В книгах пророков сохранены многие из прежних откровений о Святом Духе, однако здесь впервые начинает раскрываться наступление новой эры в служении Духа. Божий народ может надеяться на восстановление после плена и заключение нового завета, в котором Дух укрепит всех его участников для образования нового духовного сообщества.
Исайя развивает эту тему в нескольких текстах. Бог ниспошлет новый дух суда и огня (Ис. 4:4) — возможно, это текст, вдохновивший Иоанна Крестителя в Мф. 3:11. Этот Дух почиет на мессианской «отрасли», дух премудрости и крепости, ведения и благочестия (Ис. 11:2; ср. Ис. 42:1; 61:1, где Дух сходным образом будет положен на Раба, Который страдал добровольно Ис. 53:7, 11). Дух будет излит соборно на весь Божий народ, чтобы породить правосудие, праведность и мир (Ис. 32:15; 34:16), а также на всех его потомков отныне и до века (Ис. 44:3; 59:21). Только в Ис. 63:10-11 содержатся еще два упоминания «Святого Духа» в Ветхом Завете, когда напоминается, как Бог руководил Моисеем, и скитания в пустыне. Исайя также указывает, что его собственные пророчества вдохновлены Духом (Ис. 48:16; 59:21).
Для Иезекииля наиболее характерное свойство Духа — то, что Он «ставит» пророка, иногда распростертого в буквальном смысле (Иез. 2:2; 3:24), неоднократно переносит его на новые места (Иез. 3:12-14; 11:1; 37:1; 43:5), в том числе такие, которые доступны только в видении (Иез. 8:3; 11:24). В Иез. 11:5 Дух Господень прямо назван источником пророчеств Иезекииля. В Иез. 36:27 опять говорится о грядущем эсхатологическом обновлении. Бог даст израильтянам новый дух: Он вложит в них Свой дух и сделает так, что они будут соблюдать закон и получат исполнение всех Его обетований. Вновь мы видим соборное излияние духа, которое прежде не встречалось (ср. также Иез. 37:14; 39:29).
Возможно, наиболее важным пророческим текстом о Духе является Иоиль 2:28-32, который Петр цитирует в день Пятидесятницы (Деян. 2:17-21). Здесь пророк предвидит тот день, когда Бог изольет от Духа Своего на всех людей — независимо от их пола, возраста, социального положения и национальности, и многие из них будут удостоены особого дара пророчества. Другие мотивы тоже повторяются. В Мих. 3:8 подтверждается происхождение пророчеств от Духа. В Агг. 2:5 и Зах. 4:6 присутствие Духа Божьего должно придать силы для восстановления храма. В Зах. 6:8 исполнение воли Бога успокаивает Его дух.
Таким образом, Ветхий Завет сознательно завершается открытым финалом, в котором предвосхищается новая эра, когда Дух будет ниспослан большему числу самых разных людей, чтобы образовалось исполненное большей верой сообщество служащих Богу мужчин и женщин. Очевидно, они также будут больше укреплены Духом. Исполнение этих обетований в Новом Завете соответствует ветхозаветным пророчествам.
Новый Завет. Несмотря на то что Святой Дух сравнительно редко упоминается в Ветхом Завете, теперь Он начинает доминировать в богословии и практике основных новозаветных свидетельств. Термин Святой Дух (pneuma liagion) становится общераспространенным, хотя нередким остается и словоупотребление без эпитетов, а также встречаются выражения «Дух Божий/Господень» и даже «Дух Христов». Появляется отчетливая персонализадия Духа, а в конце концов — и прямое учение о Святой Троице.
Святой Дух выступает средством непорочного зачатия Марией Иисуса (Мф. 1:18, 20; Лк. 1:35). В христианском богословии это зачастую понимается как избранный Богом способ сделать природу Своего Сына одновременно полностью божественной и полностью человеческой. Иоанн Креститель, пророк, которому предстоит провозгласить мессианство Иисуса, «Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (Лк. 1:15). Это пророчество оповещает родителей Иоанна о его исключительности: в Ветхом Завете никто не исполнился Духа так рано. Иоанн пророчествует о Иисусе, что Он будет крестить Духом Святым и огнем (Мф. 3:11), будет очищать и судить Свой народ; классическое исполнение этого пророчества произошло в день Пятидесятницы, а окончательное произойдет в день последнего суда. Сам Дух нисшел и помазал Иисуса при Его крещении, чтобы приготовить Его к служению. Все четыре евангелиста одинаково описывают это нисхождение Духа в виде голубя (Мф. 3:16; Мк. 1:10; Лк. 3:22; Ин. 1:32); что под этим подразумевается в буквальном смысле, остается неизвестным. Символически же, голубь может олицетворять мир, новое творение, любовь. Излияние Духа не следует понимать так, что Иисус прежде не имел общения с Духом, скорее, в характерной для Луки манере под этим подразумевается ниспослание сил для смелого благовествования.
Однако Дух сразу же должен вести Иисуса к месту искушения Его дьяволом (Лк. 4:1). Поддастся ли Иисус соблазну воспользоваться Своей силою для возвеличения Себя или же будет нести Свой крест? Роль Духа здесь раскрывает две важных истины: Бог сохраняет верховное владычество над дьяволом, но Сам никого не искушает (ср. Иак. 1:13). Когда Иисус не поддался уловкам искусителя, Дух снова дал Ему силу для служения (Лк. 4:14), что Иоанн Креститель объясняет как дар без прежних ограничений (Ин. 3:34). Следовательно, все служение Иисуса руководится Духом, но к числу особенно важных проявлений относится исполнение пророчеств (Мф. 12:18, цитата из Ис. 42:1; Лк. 4:18, цитата из Ис. 61:1), изгнание бесов (Мф. 12:28) и чудеса в целом (Деян. 10:38; Рим. 15:19). Поскольку знамения и чудеса Иисуса наиболее явно свидетельствуют о силе Духа Божьего, приписывание их сатане подвергает человека риску совершить непростительный грех («хула на Духа Святого» — Мф. 12:31 — что, возможно, приравнивается к упорному и нераскаянному отвержению Христа).
Иисус согласен с ветхозаветными пророками в том, что Писание богодухновенно (Мф. 22:44, цитата из Пс. 109:1). Святым Духом Иисус радуется (Лк. 10:21). Христос произносит как часть Своего великого поручения формулу триединого крещения (Мф. 28:19), которая, даже если содержит литургические выражения более поздней Церкви (в отличие от Деян. 2:38), отражает аутентичное понимание Иисусом Своей исключительности в единстве с Отцом и Духом (ср. Мф. 11:26-27; 12:28-32).
Как Дух укрепил Иисуса, так и Иисус обещает, что таким же образом укрепит учеников. В Ин. 7:39 и Ин. 14:17 разъясняется, что грядущее излияние Духа полностью еще не произошло, несмотря даже на присутствие Иисуса, но ожидает Его прославления. Тогда Его ученики получат вдохновение свидетельствовать даже во враждебном окружении (Мф. 10:19-20). Дух будет превосходным благим даянием, о ниспослании которого они могут молиться (Лк. 11:13; ср. Мф. 7:11). Он сделает возможным новое рождение, которому так изумлялся Никодим (Ин. 3:5-8), Он животворит новую духовную жизнь (Ин. 6:63).
Наиболее полное и наиболее примечательное учение Иисуса о Духе содержится в пяти местах о Параклете, которые можно найти только в Евангелии от Иоанна. Слово parakletos можно разными способами перевести как «заступник», «увещеватель», «утешитель» или «советник». Это личный представитель и заместитель Иисуса, помогающий ученикам совершать служение, когда Христа нет на земле во плоти (Ин. 14:16). В этих местах можно выявить пять различных функций: Дух будет помогать последователям Иисуса, пребывая с ними вовек (Ин. 14:15-21); Он поможет им истолковывать слова Иисуса (Ин. 14:15-17); Он будет свидетельствовать миру о том, Кем был Иисус (Ин. 15:26 - 16:4); Он будет преследовать грешников, обличая их в их преступлениях (Ин. 16:5-11); Он будет и дальше раскрывать истину (Ин. 16:12-15), несомненно и такую, которая не высказана в новозаветном каноне в явном виде. Через неделю после Своего воскресения Иисус начал исполнять эти обещания, вдохнув Дух в одиннадцать учеников (Ин. 20:22); окончательное исполнение последовало спустя полтора месяца в день Пятидесятницы.
Лука развивает тему о делах Духа в нескольких различных направлениях. Наиболее характерны его ссылки на людей, которые «исполнились» Духа. Это постоянно приводит к тому, что такие люди сразу же начинают произносить вдохновенные речи или иным способом безбоязненно возвещать Слово Божье. В случае Елисаветы (Лк. 1:41), Захарии (Лк. 1:67) и Симеона (Лк. 2:25-27) Дух нисходит временно, как и в Ветхом Завете. Однако начиная с Пятидесятницы Дух приходит к Божьему народу в постоянные спутники, хотя верующие могут и повторно «исполниться Духа», для того чтобы с дерзновением свидетельствовать о Христе (сто двадцать учеников — Деян. 2:4; Петр — Деян. 4:8; все иерусалимские верующие — Деян. 4:31; Савл — Деян. 9:17; 13:9). С другой стороны, Лука приберегает выражение «исполненный Святого Духа» для описания зрелого, благочестивого характера (первые «диаконы» — Деян. 6:3, 5; Варнава — Деян. 11:24).
Свидетельство Деяний согласуется с евангелиями в том, что священнописатели Ветхого Завета вдохновлялись Духом (Деян. 1:16; 4:25; 28:25), равно как и Сам Иисус (Деян. 1:2). Слова Дух и Бог в некоторых контекстах взаимозаменяемы (Деян. 5:3-4). Очевидно, что Святой Дух — это личностное существо, Которому возможно противиться (Деян. 7:51) и лгать (Деян. 5:3). Он осуществляет личное руководство и наставление (для пренебрежения принятыми в обществе условностями — Деян. 10:19; 11:12; для избрания церковных руководителей — Деян. 13:1-4; 20:28; для принятия трудных богословских решений — Деян. 15:28; для составления планов путешествия/служения — Деян. 16:6-7). Он вдохновляет пророчества и прорицания (Деян. 11:28; 21:11), даже если они потенциально становятся предметом неправильного их истолкования пророками — так, как это не встречалось в Ветхом Завете.
Три места из Деяний представляются особенно противоречивыми. Предсказывается, что на Пятидесятницу (Деян. 2:1-41) Святой Дух «сойдет» на учеников (Деян. 1:8), но они также «исполнились» Им (Деян. 2:4), и Дух побудил их говорить на иностранных языках, которых они прежде не знали. Но этот феномен (Деян. 2:5-13) не был необходим для облегчения общения, ведь Петр позднее разъяснил все происходящее на обычном языке (Деян. 2:14-36). Скорее, это был знак, призванный удостоверить подлинность проповеди и служения учеников. Это исполнение и конец ветхого завета и начало нового. Дух, Который говорил в прежних пророчествах (Деян. 2:17-18), в том числе через Иисуса (Деян. 2:33), теперь делает Себя доступным в качестве «дара», вместе с прощением грехов, для всех, кто покаялся (Деян. 2:38) и повинуется (Деян. 5:32). Хотя крещение тесно связано с покаянием как свидетельство о нем, Петр, по-видимому, не считает его существенным для получения прощения и восприятия Святого Духа, поскольку следующая его проповедь, в высокой степени параллельная, заканчивается лишь призывом к покаянию (Деян. 3:19). Четыре элемента так называемого «набора Пятидесятницы» (покаяние, крещение, излияние Духа и прощение) образуют, тем не менее, парадигму для значительной части последующего новозаветного богословия (сравни неоднократные упоминания этого события самим Петром в местах, где говорится о Духе — Деян. 10:44; 11:15-16; 15:8).
Однако в двух местах в Деяниях этот «набор» кажется нарушенным. В Деян. 19:1-7 Павел встретился в Ефесе с последователями Иоанна Крестителя, которых Лука называет «учениками» (Деян. 19:1). Но в последовавшей беседе Павел обнаружил, что они никогда не слышали про Святого Духа (Деян. 19:2). Это подразумевает, что они были не евреи и что они имели весьма искаженное представление даже о проповеди Иоанна. Поэтому немыслимо, чтобы Павел мог счесть их истинно возрожденными верующими в Христа. Впрочем, они откликнулись на его проповедь о вере в Иисуса и после этого были крещены, причем они восприняли Святого Духа, говорили на иных языках и пророчествовали. По сути, «набор Пятидесятницы» был сохранен.
История в Деян. 8:4-17 оказывается более сложной. Самаряне «поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием» и крестились (Деян. 8:12); однако они не получили Святого Духа до тех пор, пока Петр и Иоанн не пришли из Иерусалима, чтобы узнать, что произошло (Деян. 8:14-17). Здесь правомерны как минимум три истолкования, и невозможно решительно предпочесть одно из них. Во-первых, упомянутая в Деян. 8:12 вера могла быть более умственной, нежели волевой, и поэтому — не спасительной. Тогда крещение, хотя и с самыми благими намерениями, оказалось преждевременным. Во-вторых, с учетом необычной враждебности между евреями и самарянами Бог мог избрать иной образ действий в этом случае — в начале миссии Церкви за пределами еврейских земель. Тогда прибытие еврейских апостолов помогло подтвердить спасение самарян и положило начало сглаживанию разделявшей их прежде ненависти. В-третьих, Дух мог и не появляться среди первых верующих безошибочно предсказуемым образом; Он обладает суверенной свободой действовать, как хочет (Ин. 3:8)! Впрочем, какое бы объяснение мы ни привели, эта история остается в чем-то аномалией, даже в Книге Деяний, и поэтому не может служить образцом для последующего христианского опыта.
Богословие Павла о Духе Святом является богатейшим из всех библейских свидетельств и наименее доступным для краткого изложения. Павел повторяет прежние мотивы, считая свои писания богодухновенными (1 Кор. 7:40), так же как и служение апостолов и пророков в целом (Еф. 3:5). Зарождающееся учение о Святой Троице появляется в благословениях 2 Кор. 13:13 (ср. также Еф. 2:18). Слову Божьему присуще динамичное, Духом вдохновенное могущество, которое превозмогает силы зла (Еф. 6:17), и Дух может принести освобождение в физическом смысле (Флп. 1:19).
Павел также открывает несколько сравнительно новых тем. Основополагающей характеристикой христианина является присутствие в нем Святого Духа (Рим. 8:9). Павел наставляет всех верующих постоянно, снова и снова «исполняться» Духом (Еф. 5:18), включая в число средств для достижения этого музыкальные службы Богу, благодарность и взаимное повиновение (Еф. 5:19-21). Дух — это Существо, воскресившее Иисуса из мертвых и вознесшее Его на небеса, удостоверив таким образом Его проповедь и служение (1 Тим. 3:16) и в силе открыв Его богосыновство (Рим. 1:4). Воскресение Христа служит залогом того, что все верующие тоже будут воскрешены Духом(Рим. 8:11). Наиболее примечательным богословским вкладом Павла выступает его концепция Духа как «залога» (2 Кор. 1:22) и «печати» (Еф. 1:13-14 — «запечатлены... Духом»). Присутствие Святого Духа в жизни верующих является обещанием большего в будущем, частичным осуществлением грядущих благословений и божественным залогом сохранения верующих Богом.
Дух служит представителем Бога в том, чтобы привести людей к Себе и помочь их духовному созреванию. Только благодаря Его силе может верующий впервые воспринять слово Бога как божественное Слово (1 Фес. 1:5-6). Тех, кто обратился в веру, Он «спас... банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3:5). Они «оправдались» Духом, очистившим их от греха (1 Кор. 6:11). Затем Он приступил к делу их пожизненного освящения (Рим. 15:16; 2 Фес. 2:13), открывая для них такие дары, как любовь, праведность, мир, радость и надежда. Их вполне можно коротко назвать «плод Духа» (Гал. 5:22-23).
С этим резко контрастируют дела плоти (Гал. 5:19-21), в чем выражается характерное для Павла противопоставление жизни под руководством Духа и попыток жить под властью своеволия, по-разному называемой властью плоти, тела, греха, закона (Рим. 2:29; 7:6; 8:1-14; 2 Кор. 3:1-18; Гал. 3:1-5; 5:16-26). Говоря вкратце, Павел закрывает дверь для прежней надежды на собственные силы (а в случае евреев, надо полагать, — надежды на их национальную принадлежность), несовместимой с новым заветом и дарованием Святого Духа. Напротив, верующие должны стремиться поступать по Духу (Гал. 5:25) в этой новой сфере существования, поскольку лишь Он обеспечивает истинную свободу, славу (2 Кор. 3:17-18) и господство над грехом (Рим. 6:1-14). Особые и характерные для каждого верующего формы служения описываются далее в качестве разнообразных «даров» Духа (Рим. 12:1-8; 1 Кор. 12 - 14; Еф. 4:7-14).
Дух также открывает для верующих неповторимые духовные озарения (1 Кор. 2:10-16). С учетом характерного для Писания словоупотребления здесь скорее подразумевается волевой (повиновение Богу), чем чисто познавательный аспект (простой способностью к точному установлению ряда истин о Боге обладают, фактически, даже многие неверующие!). Соборно Дух пребывает в Своей Церкви, чтобы сделать ее святой подобно прежнему храму (1 Кор. 3:16; ср. 1 Кор. 6:19) и выстроить ее подобно зданию (Еф. 5:23), побуждая к единению и общению бывших врагов (Еф. 2:18; 4:3-4; Флп. 2:1). А верующим Он, каждому по отдельности, помогает в их молитвах, принося им вновь обретенную близость с Богом (Рим. 8:15-16; Гал. 4:6).
Никакой другой новозаветный священнописатель не отводит Духу столь выдающейся роли. Дух — автор Писания (Евр. 3:7; 10:15), Он вселяет силы в Христа (Евр. 9:14) и верующих (Евр. 6:4), суверенно раздает дары (Евр. 2:4) и может быть оскорблен вероотступничеством (Евр. 10:29). Дух освящает (1 Пет. 1:2), вдохновляет пророков (1 Пет. 1:11-12; 2 Пет. 1:21), удостоверяет мессианство Христа (1 Пет. 3:18) и благословляет верующих (1 Пет. 4:14). Он служит залогом спасения (1 Ин. 3:24; 4:13), свидетельствует о Иисусе (1 Ин. 5:6-8) и учит истинной христологии (1 Ин. 4:1-3). Он служит отличительным знаком христиан (Иуд. 19), которые молятся Духом (Иуд. 20). Дух порождает состояние, в котором у Иоанна начинаются видения (Отк. 1:10; 4:2; 17:3; 21:10), служит источником послания к семи церквам (Отк. 2 - 3), является одним из голосов с неба, которые слышит Иоанн (Отк. 14:13; 22:17).
Библейское богословие Духа трудно резюмировать. Он суверенно действует, как хочет! В большинстве христианских традиций выделяются свидетельства определенных частей Писания (чаще всего Деяний или трудов Павла) за счет остальных. Однако сущностный итог должен включать в себя по меньшей мере то, что Дух — трансцендентное, вездесущее, духовное и локализуемое присутствие Божьего Существа и могущества, живущее во всех людях истинного Божьего народа и божественно укрепляющее их разнообразными предварительными способами, предвосхищающими полное обновление верующих, которое грядет в конце века.
Крейг Л. Бломберг
См. также: ХУЛА НА ДУХА СВЯТОГО; БОГ; ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА.
Литература: D.I. Block, JETS 32 (1989): 27-49;
W.Broniiley, ISBE, 2:730-46; G.M. Burge, The Anointed Community; J.D.G.Dunn, Jesus and the Spirit; D. Ewert, The Holy Spirit in the New Testament; M. Green, Believe in the Holy Spirit; D.Guthrie, New Testament Theology; G.F.Hawthorne, The Presence and the Power; W.E.Mills, The Holy Spirit: A Bibliography; G.T.Montague, The Holy Spirit; C.F.D.Moule, The Holy Spirit;
Miiller, NIDNTT. 3:689-709; L. Neve, The Spirit of God in the Old Testament; J. I. Packer, Keep in Step with the Spirit; W.Russel, Trinity J 7 (1986): 47-63; E.Schweizer, The Holy Spirit; idem, TDNT, 6:332-455; R.J. Sklba, CBQ 46 (1984): 1-17; R.Stronstad, The Charismatic Theology of St.Luke; L.J.Wood, The Holy Spirit in the Old Testament.