СВЯЩЕННИК

СВЯЩЕНСТВО

(PRIEST, PRIESTHOOD)

Ветхозаветное священство. Основным словом, обозначающим в Ветхом Завете «священника», является еврейское существительное мужского рода kohen, этимология которого достоверно не известна. Оно встречается приблизительно семьсот пятьдесят раз и может указывать на священников единого истинного Бога или на священников других предполагаемых богов, которым поклонялись языческие народы, а иногда и сами древние израильтяне (об этом см., например, Быт. 41:45, 50; 4 Цар. 10:11, 19). Родственными словами являются глагол kalian, «быть (или стать) священником» (двадцать три случая), абстрактное существительное женского рода kehunna, «священство, священническая должность» (14 случаев, см. Исх. 29:9; 40:15; Чис. 3:10; 18:1, 7; 1 Цар. 2:36; Езд. 2:62; Неем. 7:64; 13:29, со ссылками на исключительность, вечность и ответственность Ааронова священства; ср. в Чис. 16:10 восстание Корея против исключительности Аарона и в Нав. 18:7 — о священстве колена Левиина в целом), а также арамейское существительное мужского рода kahen, «священник» (восемь случаев, все в Езд. 6 - 7). Еще одно еврейское слово, komer, «жрец», встречается в Ветхом Завете только три раза (4 Цар. 23:5; Ос. 10:5; Соф. 1:4), обозначая исключительно жрецов иноземных богов.

Первый случай употребления слова священник в Ветхом Завете — это упоминание доизраильского Мелхиседека, царя Салимского и священника Бога Всевышнего (Быт. 14:18). Иофор, тесть Моисея и священник Мадиамский, также был признан в качестве неизраильского священника истинного Бога, говорившего с ними на Синае, самим Моисеем, Аароном и старейшинами Йзраилевыми (Исх. 2:16; 3:1; 18:1, 10-12).

Священники и жрецы чужих богов в чужих землях, упоминаемые в Ветхом Завете, — это Потифер, тесть Иосифа, бывший жрецом Илиопольским (Быт. 41:45, 50;

46:20), целая жреческая организация в Египте (Быт. 47:22, 26), «жрецы Дагоновы» в области Филистимской (1 Цар. 5:5; 6:2), священники Хамоса в Моаве (Иер. 48:7) и священники Малхома в Аммоне (Иер. 49:3). К сожалению, существовали также жрецы чужих богов, которые отправляли свои культы в пределах Израиля, иногда даже под покровительством некоторых неверных израильских правителей (см. например, 4 Цар. 10:11, 19, 23; 23:5).

В 4 Цар. 23:4-20 упоминается пять видов священников и жрецов в древнем Израиле до реформы Иосии, они перечислены в порядке их близости к Иерусалимскому храму: 1) первосвященник (4 Цар. 23:4); 2) вторые священники (4 Цар. 23:4); 3) языческие жрецы в городах Иудейских и окрестностях Иерусалима (4 Цар. 23:5); 4 ) жрецы высот в городах Иудейских от Гевы до Вирсавии (4 Цар. 23:8-9); 5) жрецы высот в Самарии (то есть остаток жрецов бывшего Северного царства, 4 Цар. 23:20). Согласно этому тексту, важной чертой религиозной реформы Иосии было искоренение им всех жрецов (вместе с их культовыми объектами), за исключением священников, которые на законных основаниях совершали служение в Иерусалимском храме. Таким образом, только первые два вида священников из перечня 4 Цар. 23:4-20 остались при своей должности: первосвященник (4 Цар. 23:4, здесь это Хелкия) и «вторые священники» (4 Цар. 23:4, то есть потомки Аарона).

Царство священников. Одним из основополагающих принципов Синайского завета израильтян с Богом было то, что весь народ как целое должен был сделаться «царством священников» (Исх. 19:6). Предлагались самые разные толкования данного выражения. Некоторые ученые считают, что оно обозначает Израиль — как царство, управляемое священниками, как народ, цари которого являются в то же время священниками. Однако непосредственный контекст, как и все ветхозаветное богословие в целом, свидетельствует, что данное выражение связано, по-видимому, с двумя главными идеями, соответствующими соседним утверждениям о том, что Израиль в завете должен стать особым «уделом» Господа и «народом святым» (Исх. 19:5, 6).

Во-первых, ближайшей ветхозаветной параллелью является Ис. 61:6 (ср. Ис. 66:21), где народ Израиля назван священниками — посредниками для всех других народов земли, когда те в эсхатологическом будущем придут поклониться Господу на горе Сион. По всей видимости, отчасти этот же смысл вкладывался в Исх. 19:5-6, потому что Израиль должен был стать особым «уделом» Господа из всех народов. «Моя вся земля; а вы будете у Меня царством священников».

Во-вторых, церемонией утверждения завета в Исх. 24:3-8 ознаменовано, по сути дела, превращение Израиля в «царство священников», то есть в такой народ, который имеет прямой доступ к Богу благодаря Его присутствию в скинии, куда следует приходить для поклонения. Сама процедура состояла в том, что кровью жертвы всесожжения и мирной жертвы (Исх. 24:5) окроплялись и жертвенник (Исх. 24:6), и народ (Исх. 24:8). Прослеживается поразительное сходство между этим ритуалом в Исх. 24 и посвящением Ааронова священства, когда кровь жертвы посвящения была возложена на правое ухо, большой палец правой руки и большой палец правой ноги Аарона и его сыновей, а затем ею кропили вокруг жертвенника со всех сторон (Исх. 29:20; Лев. 8:23-24).

Различия ритуалов в Исх. 24:5-8 и Исх. 29:20 вызваны, в основном, одним или обоими обстоятельствами, упомянутыми ниже: 1) в Исх. 24 происходило освящение в качестве священников всех израильтян, поэтому смыслу обряда соответствовало общее кропление кровью всего народа; 2) в Исх. 24 специальные прикосновения Моисея к телам освящаемых были невозможны из-за большого количества участников. Более того, связь между Исх. 24 и Исх. 29 подтверждается тем, что в Лев. 14 описываются сходные манипуляции с кровью жертвы повинности в случае очищения от проказы (предположительно, одинаковые для всех прокаженных, независимо от того, священники они или нет). Ритуал здесь практически не отличается от ритуала освящения священников.

Значение данного обряда, как представляется, состоит в том, что прокаженный, поскольку он был отделен (из-за нечистоты) от «святого» сообщества (Лев. 13:46), должен быть освящен повторно (то есть снова сделан «святым») и тем самым вновь допущен в сообщество народа, святость которого изначально была установлена обрядом из

Исх. 24. Манипуляции с елеем в случае прокаженного (Лев. 14:15-18) тоже соответствуют обряду освящения священников (ср. Исх. 29:21 и Лев. 8:30), и это еще больше подкрепляет наше предположение, что с самого начала (с Исх. 24 и далее) Израиль был «царством священников» — то есть, «народом святым» (Исх. 19:6, сразу после «царства священников»).

И наконец, этот культ предоставлял всему народу привилегию регулярно разделять трапезу с Господом в соответствии с установлениями о мирной жертве в Лев. 3; 7:11-34. Таким образом, Израиль должен был представлять собой «царство священников» и в смысле его соборного участия в служении и поклонении Господу в святилище (Исх. 24:3-8), и в смысле его положения и служения по отношению к окружающим народам (Ис. 61:6).

Аароново священство. Моисей выступил в роли первого священника Израиля, изначально освятив 1) все царство священников (Исх. 24:3-8), 2) вечное священство Аарона и его преемников, которые в свою очередь должны были стать посредниками для этого царства священников (Исх. 29; Лев. 8), и 3) скинию (Чис. 7:1). Тем не менее некоторые тексты, по-видимому, свидетельствуют, что Аарон и его сыновья действовали в качестве священников Израиля еще до своего формального посвящения в Аароново священство (Исх. 19:24; 24:1; 32:3-6). Разумеется, будучи родными братьями и сыновьями Амрама с Иохаведой (Исх. 6:20), Моисей и Аарон оба происходили из колена Левиина через Каафа. Поэтому было вполне естественно, что Господь затем избрал для помощи семейству Аарона во всех священнических обязанностях остальных сынов Левия вместо первенцев Израилевых (Чис. 8:14-19).

Таким образом, хотя весь народ представлял собою «царство священников», Господь назначил потомкам Аарона вечно быть в Израиле священническим родом. Они несли совместную ответственность за поддержание правильных взаимоотношений народа с Господом в двух главных аспектах Моисеева завета: 1) управление святилищем и служение в нем; 2) хранение и отправление закона Моисеева.

Управление святилищем и служение в нем. Служение священства было сосредоточено главным образом на обязанностях управления и отправления культа в месте «пребывания» Господа (см. в особенности Исх. 33:14-15; Лев. 10:2) в соответствии с основополагающими принципами противопоставления священного несвященному (Лев. 10:10), чистого нечистому (Лев. 10:10), и искупления (Лев. 10:17). Соблюдение этих правил и обрядов было вопросом жизни и смерти для народа в целом (Лев. 15:31, «чтоб они не умерли в нечистоте своей, оскверняя жилище Мое, которое среди их»; ср. Исх. 32:35; 33:2-3, 14-15), и для самих священников в частности (см. про смерть Надава и Авиуда в Лев. 10).

Не только сыны Аарона, но и все левиты несли совместную ответственность за поддержание должной святости и чистоты святилища, где пребывал Господь (Чис. 18:1, «ты (Аарон — РА.) и сыны твои и дом отца твоего (то есть левиты — РА.) с тобою понесете на себе грех за небрежность во святилище»; отметим разъяснение касательно левитов в Чис. 18:2-6; ср. Вт. 18:5-8).

Первоначально обязанности левитов помогать священникам сводились к таким задачам, как переноска скинии (см. например, Чис. 3 - 4; 1 Пар. 15:2) и охрана входа в скинию (см. например, 1 Пар. 9:19, 22-27). Давид добавил им другие задачи касательно помощи священникам внутри святилища (например, соблюдение чистоты святилища, наблюдение за хлебами предложения и другими хлебными приношениями, распоряжение при славословиях Господа и пение под музыку, особые обязанности при праздничных всесожжениях и так далее, 1 Пар. 23:27-32; 25:1-8). Значение левитов для богослужения в святилище наглядно иллюстрируется их участием в реформах Езекии (2 Пар. 29 - 31) и Иосии (2 Пар. 34:9; 35:10-15).

С другой стороны, хотя левиты и помогали священникам, но на одних только священников, на Аарона и на его потомков (не на других левитов), возлагалась ответственность за непосредственные действия у жертвенника всесожжений и за все, что происходило внутри святилища и в Святом-святых (Чис. 18:1).

Во-первых, им надлежало распоряжаться различными приношениями и жертвами р скинии, исполнять ряд специфических обязанностей, касающихся собственно манипуляций с кровью, мясом, туком и другими особыми частями жертвы, с той долей приношения, которая составляла плату священнику за исполнение требуемого ритуала. Обязанности и прерогативы священников для каждого из основных обрядов подробно описаны в Лев. 6:8 - 7:36.

Существовали также ежедневные, еженедельные и ежемесячные приношения и приношения в дни календарных праздников, которыми священники должны были распоряжаться в рамках установленного порядка поклонения в скинии (Чис. 28 - 29). Регулярные обязанности на каждый день включали в себя слежение за светильником в скинии собрания, к которому нужно было подходить каждое утро и вечер, чтобы от вечера до утра он горел непрестанно (Лев. 24:3-4; ср. Исх. 27:20-21), поддержание неугасающего огня на жертвеннике всесожжений, что составляло часть ежедневного обряда утренней и вечерней жертвы всесожжения (Лев. 6:12-13; ср. Чис. 28:3-8). Отправляя еженедельные обязанности, надлежало каждую субботу заменять двенадцать «хлебов предложения» на столе в скинии собрания (Лев. 24:5-9; ср. Исх. 25:30) и приносить дополнительную субботнюю жертву всесожжения (Чис. 28:9-10).

В особые праздничные дни священники исполняли особые обязанности по вознесению предоставленных от народа жертв (Лев. 23:9-21, 25, 36-38). Помимо обычных установлений о приношениях и жертвах священники должны были производить оценку в случае искупления по обету и выкупа имущества, посвященного Господу (Лев. 27), распоряжаться при вознесении приношения ревнования (Чис. 5:11-31) и жертв повинности в случае обета назорейства (Чис. 6:1-21). Священники также трубили в трубы для созыва общества Израилева и князей и снятия станов при отправлении в путь (Чис. 10:2-6), для сбора собрания (Чис. 10:7-8), для возвещения тревоги на войне (Чис. 10:9), а также в дни праздников и при жертвоприношениях (Чис. 10:10).

Во-вторых, Аароново священство несло ответственность за сохранение святости и чистоты святилища (Лев. 10:10). Поскольку Господь физически присутствовал внутри физической структуры скинии среди израильтян, физическая чистота Израиля была важна для пребывания с ним Бога (отметим противопоставление очищения «плоти» с помощью ветхозаветных жертвоприношений и очищения «совести» благодаря жертве Христа в Евр. 9:8-10, 13-14).

Священники должны были обеспечить это, обучая народ законам о чистоте (Лев. 11:47; 12:7; 13:59; 14:56; 15:32) и выступая в роли регламентаторов в определенных аспектах общественной жизни, связанных с этими правилами.

Иногда это требовало от них отправления некоторых специфических ритуалов очищения, приуроченных к особым ситуациям: например, совершение жертвы всесожжения и жертвы за грех для женщины после родов (Лев. 12:6-8), сочетание жертвы двух птиц, жертвы повинности, жертвы за грех и жертвы всесожжения для очищения прокаженного (Лев. 14:4-20), жертвоприношение за грех и жертвоприношение всесожжения для мужчины или женщины, имеющих необычное истечение (Лев. 15:13-15, 25-30), приготовление пепла рыжей телицы для очищения прикоснувшихся к мертвому телу (Чис. 19:1-10). Кроме этого, священники должны были ставить диагноз и регулировать отлучение от сообщества и возвращение в него людей, имеющих инфекционные кожные заболевания (Лев. 13; ср. упомянутую выше процедуру очищения из Лев. 14), а также несли ответственность за то, чтобы смыть с народа кровь невинного в случае, когда на поле найден убитый и неизвестно, кто убил (Вт. 21:1-9; в особенности Вт. 21:5).

Хранение и отправление закона Моисеева. В Лев. 10:10 речь идет в первую очередь об отличии «священного от несвященного» и «нечистого от чистого». В следующем стихе говорится о руководстве в соблюдении закона Моисеева: «и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея» (Лев. 10:11). В Вт. 21:5 эта обязанность священников конкретизируется: «священники, сыны Левиины» назначены «благословлять именем Господа, и по слову их должно решить всякое спорное дело и всякий причиненный вред» (последняя часть цитаты — по изданию Российского Библейского общества}. Стандартная формула священнического благословения, приведенная в Чис. 6:24-26, была дана в качестве средства для того, чтобы призвать имя Господне на сынов Израилевых и чтобы Он мог благословить их во всех делах их (Чис. 6:27). Это могло быть особенно важно в тех случаях, когда требовалось очистить народ от вины, например, от вины за кровь, пролитую неизвестным убийцей (Вт. 21:1-9).

Последняя фраза во Вт. 21:5 высвечивает юридический аспект служения священников. Решение спорных дел не всегда достигалось в судах на местах. Поскольку священники из сынов Левииных были хранителями и учителями Моисеева закона (Вт. 17:18; 24:8; 31:9-13, 24-26; ср. 2 Пар. 15:3; 31:4; 35:3; Езд. 7:24-26), те, кто совершал служение в главном святилище, естественным образом составляли высший апелляционный суд Израиля (Вт. 17:8-18; 19:17).

Левиты разделяли с Аароновыми священниками не только обязанности в святилище (см. выше), но и их судейские обязанности (см. в особенности 2 Пар. 17:8-9; 35:3; Езд. 7:5-10; Неем. 8:1-2, 9-11; и так далее). Самуил выступает замечательным примером левита, который узаконенным образом совмещал и то, и другое (ср. 1 Цар. 1:1; 8:2 с 1 Пар. 6:28, 33-38). В свои молодые годы он был левитом, помогающим Ааронову священнику Илию в служении в скинии (1 Цар. 2 - 3). Позднее Самуил стал «судьею» Израиля (1 Цар. 7:15-17).

Первосвященники. Особые обязанности. Существовали особые обязанности, которые возлагались исключительно на первосвященников. В любой обычный день любой священник мог совершить обряд искупительного жертвоприношения, но только не в день искупления (Лев. 16). В этот день, и только в этот день, первосвященник должен был в одиночестве войти в Святое-святых, чтобы очистить его от нечистоты священников (Лев. 16:11-14) и народа (Лев. 16:15), покропив кровью жертвы за грех на крышку ковчега. После этого он очищал кровью другие части святилища (Лев. 16:16-19), совершал обряд отпущения козла (Лев. 16:20-22), приносил жертву всесожжения за себя, жертву всесожжения за народ и возлагал тук жертвы за грех на жертвенник всесожжения (Лев. 16:23-27). Таким образом, первосвященник ежегодно очищал (или «освящал») самого себя, других священников и весь народ общества (Лев. 16:30, 33), совершая их «искупление» (то есть «очищая» Святое-святых, все находящееся в скинии и жертвенник всесожжений (Лев. 16:33)).

Кроме того, на всех священников распространялся строгий запрет, повелевавший избегать осквернения из-за прикосновения к мертвому телу (за исключением ближайших родственников) или из-за женитьбы на разведенной женщине или бывшей блуднице (Лев. 21:1-4, 7). Первосвященник, однако, не мог осквернять себя даже прикосновением к умершему отцу или матери, а жениться мог только на девице (то есть ему была запрещена женитьба на вдове, не говоря уже о разведенной женщине и бывшей блуднице; Лев. 21:10-14). Более того, первосвященник нес ответственность за руководство всем священством во время праздников и отвечал за все происходящее в скинии (см. например, о руководстве Илия в 1 Цар. 1:9, 12-17), в том числе за действия других священников (см. например, о проблеме со священством негодных сыновей Илия в 1 Цар. 2:29). И наконец, еще одна широко известная и исключительная функция первосвященника заключалась в том, чтобы носить и применять урим и туммим, возложенные на «наперсник судный», который прикреплялся к ефоду первосвященника (Исх. 28:28-30). Первосвященник использовал урим и туммим, чтобы получать предсказания от Господа в случае особых обстоятельств для Израиля.

История. История ветхозаветных первосвященников сложна. После смерти Надава и Авиуда старшим из сыновей остался, по-видимому, Елеазар, он и стал следующим первосвященником (Чис. 20:22-29; 26:1-4; 27:21; Нав. 19:51), а его брат Ифамар был после него вторым. Некоторые тексты свидетельствуют, что Финеес сменил своего отца Елеазара (Чис. 31:6; Нав. 22:13, 30-32; Суд. 20:28). Линия наследования первосвященников, очевидно, сместилась от потомков Елеазара к потомкам Ифамара в период судей. Илий, первосвященник и судья Израилев в Силоме (1 Цар. 1:9), принадлежал к линии Ифамара. Некоторое время первосвященство передавалось по линии Илия (см. 1 Цар. 14:3, 18; 21:1; 22:19-20). Тем не менее суд Господень, произнесенный над Илием в 1 Цар. 2:22-36, в конце концов вернул этот сан потомкам Елеазара, когда Соломон сместил Авиафара (3 Цар. 2:27) и поставил первосвященником Садока (3 Цар. 2:35). Таким образом, Господень «завет священства вечного» с Финеесом был исполнен (Чис. 25:13).

Новозаветные первосвященники. Главным греческим словом в Новом Завете для обозначения «священника» является слово hiereus (тридцать два случая). Еще шесть слов происходят от него: глагол hierateuo, обозначающий служение Захарии «пред Богом» (Лк. 1:8), глагол hierourgeo, обозначающий миссию Павла «быть служителем у язычников», совершая священнодействие, дабы сие приношение язычников было благоприятно Богу (Рим. 15:16), и существительные — hierateia со значениями должность «священников», собратьев Захарии (Лк. 1:9), и «священство» сынов Левииных (Евр. 7:5), hierateuma, соответствующее «священству» Церкви (1 Пет. 2:5, 9), archieratikos, указывающее на тех, кто принадлежит к «роду первосвященническому» (Деян. 4:6), и в особенности archiereus («первосвященник», сто двадцать три случая). За единственным исключением (Деян. 14:13, жрец Зевса) все новозаветные упоминания священников и священства в некотором роде преемственны с Ветхим Заветом.

Первосвященники, старшие священники и священники. Ветхозаветная линия первосвященников — потомков Аарона и, в особенности, Садока — продолжалась в период между заветами приблизительно до 172 г. до Р.Х., когда сирийский (из династии Селевкидов) правитель Палестины Антиох IV (Епифан) начал ставить первосвященниками тех, кто в каждый данный момент был угоден ему по политическим или финансовым соображениям (2 Мак. 4). Не принадлежа к роду Садока, Маккавеи (Хасмонеи) по происхождению были священниками; они возглавили успешное восстание против сирийского господства и в конце концов стали не только политическими руководителями иудеев, но и выступали в роли первосвященников (начиная с Ионафана, около 152 г. до Р.Х., 1 Мак. 10:18-21). В этот период Кумранская община обособилась как анклав законного первосвященства по линии Садока в противовес первосвященству Хасмонеев в Иерусалиме.

В 37 г. до Р.Х. правлению Хасмонеев пришел конец, и династия Ирода Великого ввела в обычай назначение первосвященников из различных священнических семейств (опять же, не обязательно из рода Садока) на короткие сроки, иногда даже ежегодно (отметим в Ин. 18:13, «Каиафе, который был на тот год (РА.) первосвященником»). Это привело к возникновению олигархии нескольких привилегированных священнических семейств, которые добивались постов за взятки. В Новом Завете нередко упоминаются «старшие священники» {синод, «первосвященники»}, под которыми подразумевается, очевидно, группа священников, распоряжающихся отправлением культа и в большинстве своем принадлежащих к этим привилегированным семействам. Как представляется, в эту группу входил действующий первосвященник (Ин. 18:13), все ныне живущие бывшие первосвященники (Лк. 3:2; Ин. 18:19, 24) и те, кто принадлежал к роду первосвященническому (см. в особенности Деян. 4:6, 23). Три новозаветных первосвященника названы по именам: Анна (Лк. 3:2; Ин. 18:13, 24), Каиафа (Лк. 3:2; Ин. 18:13, 24) и Анания (Деян. 23:2; 24:1).

Разумеется, священники (то есть первосвященники, старшие священники и просто священники) были источником значительной оппозиции Иисусу и апостольскому распространению Евангелия. Тем не менее Павел подтверждает свое уважение к сану Анании после того, как по неведению оскорбил его (Деян. 23:2-5). Иисус отказывает в этом Анне (Ин. 18:19-24), однако во время Своего служения Он иногда подтверждал авторитет священства (см. например, в Мф. 8:4 об очищении прокаженного). Захария, отец Иоанна Крестителя, был священником (Лк. 1:5). Небезынтересно, что первосвященник Каиафа невольно предрек, что Иисус умрет за народ Израиля и за всех уверовавших, даже из язычников (Ин. 11:47-53; 18:14). Более того, спустя самый краткий срок «из священников очень многие покорились вере» (Деян. 6:7).

Иисус как священник и первосвященник. Хотя первосвященство Иисуса зачастую бывает обозначено исключительно в рамках своего соответствия чину Мелхиседека, в Евр. 2 - 4 значительное внимание уделено вопросу первосвященства Иисуса до упоминания Мелхиседека в Евр. 5:6. В Евр. 2:17 священнописатель Послания к евреям говорит, что Иисус — Тот, Кто пришел к нам на помощь в качестве нашего Первосвященника «для умилостивления за грехи народа». Подчеркивается, что Иисус, поскольку Он Сам испытал те же самые искушения, которым подвергаемся мы, смог стать нашим «милостивым и верным Первосвященником» (Евр. 2:17) и что в таковом Его качестве мы видим в Нем «Посланника и Первосвященника исповедания нашего» (Евр. 3:1). После продолжительного отступления, касающегося верности Иисуса и значения ответной верности Ему с нашей стороны (Евр. 3:7 - 4:13), священнописатель возвращается к прежней теме и призывает нас «твердо держаться» исповедания сострадающего нам Первосвященника (Евр. 4:14-16), потому что именно в Нем мы можем «получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16).

Этот довод о снисходительности и сострадательности нашего Первосвященника и Посредника углублен в Евр. 5:1-10. Ветхозаветные первосвященники могли сострадать народу, для которого являлись посредниками, потому что должны были и сами за себя приносить жертвы о грехах, прежде чем приносить жертвы за народ (Евр. 5:2-3; 7:27; и ср. Лев. 16:11-14 с Лев. 16:15-19). Иисус как наш новозаветный Первосвященник сострадает нам потому, что, хотя Он и Сын Божий, Сам испытал страдания перед лицом смерти (Евр. 5:7-8). И здесь впервые появляется Мелхиседек.

В первом случае употребления термина священник в Ветхом Завете упоминается доизраильский «Мелхиседек, царь Салимский... священник Бога всевышнего» (Быт. 14:18), которому Авраам отдал десятину. Мелхиседек вновь фигурирует в Пс. 109:4, где упомянут царственный священник из дома Давидова, «священник вовек по чину Мелхиседека». Этот текст, в свою очередь, становится образцом для раскрытия темы первосвященства Иисуса Христа по чину Мелхиседека в Евр. 5 - 7, поскольку, не будучи потомком Аарона, Он не мог быть первосвященником по чину Аарона (Евр. 7:11-14). Тем не менее как Аарон был призван к своему служению Богом, точно так же было и с Иисусом (Евр. 5:4-5), однако первосвященство Иисуса — «по чину Мелхиседека» (Евр. 5:6, 9-10).

Поэтому первосвященство Иисуса отличается от первосвященства Аарона с его преемниками и превосходит его в нескольких аспектах. Во-первых, Иисус сделался «Первосвященником навек» (Евр. 6:20). Аароновы священники умирали, и поэтому их священство было лишь временным (Евр. 7:23). Но Иисус пребывает вечным Первосвященником по чину Мелхиседека и поэтому имеет священство непреходящее, благодаря которому может спасать нас полностью и окончательно (Евр. 7:24-25).

Во-вторых, поскольку ветхозаветное левитское священство дало десятину Мелхиседеку, еще будучи «в чреслах» Авраама, этот чин священства уступает чину Мелхиседека (Евр. 7:4-10). В-третьих, если бы совершенство достигалось посредством Ааронова священства, не было бы нужды, чтобы восстал иной священник, по иному чину (то есть по чину Мелхиседека, Евр. 7:11). Более того, в связи с этим возникла необходимость в соответствующем переходе от прежнего обветшавшего завета, посредником в котором было прежнее священство (то есть от Моисеева завета с его сравнительно немощным и бесполезным законом, Евр. 7:11, 18-19; 8:13) к новому и лучшему завету, поручителем которого является лучший Священник (то есть к новому завету с его лучшими обетованиями, Евр. 7:22; 8:1-13).

Прямые упоминания Мелхиседека и Иисуса как Священника по чину Мелхиседека в противовес священству по чину Аарона ограничены текстом глав Евр. 5 - 7. Поэтому обсуждение первосвященства Иисуса в Послании к евреям и начинается (см. выше), и оканчивается без прямых упоминаний Мелхиседека. По сути дела, ссылки на (перво)священство Иисуса в Евр. 9:7-11; 9:24 - 10:25 сосредоточены больше на принесении Им Своей крови в жертву, нежели на Его священническом служении.

Однако в Евр. 10:13 священнописатель вновь косвенно упоминает стих Пс. 109:1, когда говорит о Христе как Священнике, Который принес Себя в жертву за нас и теперь ожидает, «доколе враги Его будут положены в подножие ног Его». Это, разумеется, мотив Царства. Здесь предполагается, что Иисус, подобно Мелхиседеку, является царем и одновременно священником. По сути дела, Давид, о котором, по-видимому, изначально и идет речь в Пс. 109, в каком-то смысле выступал в ряде случаев законным обладателем священнических прерогатив (см. в особенности 2 Цар. 6). Согласно мнению некоторых ученых, даже если псалом 109 написал Давид (о чем, по-видимому, свидетельствует его название), выражение «Господу моему» в стихе Пс. 109:1 может, тем не менее, быть формальным оборотом, означающим «мне» (что подразумевает перевод: «Господь сказал мне»; однако см. Мф. 22:41-46).

Священство верующих. Это (царственное) первосвященство Иисуса Христа связано с «царственным священством» верующих: «вы... царственное священство, народ святый» (1 Пет. 2:9). Самоочевидная ссылка на Исх. 19:6 подразумевает, что в нынешнем веке Церковь выступает в роли новозаветного Божиего царства священников, во многом подобной роли народа Израиля в Ветхом Завете. В таковом качестве мы обязаны в своем служении для мира «возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9).

Близкородственная идея (но без «царственных» ассоциаций) — это предшествующее описание Петром Церкви как сообщества верующих, из которых устраивается (перевод NIV) или которые должны дать устроить из себя (перевод NRSV) «дом духовный (в котором Иисус есть камень живой, избранный, сделавшийся главою угла (1 Пет. 2:4, 6-8 РАЛ, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2:5 {синод, «устрояйте из себя»}). Таким образом, как священники совместно с Иисусом, мы приносим Богу нашу жертву хвалы (Евр. 13:15), жертвы нашего благотворения и общительности (Евр. 13:16), а в конечном итоге — наши нынешние физические тела, чтобы преобразоваться в соответствии с Его волей (Рим. 12:1-2). Важно отметить, что здесь соборное священство Церкви переходит в священство отдельных верующих. Более того, наше служение благовествования может быть названо пожертвованием самой нашей жизни в священническом служении для Церкви, посредством которого мы сможем представить наше приношение из освященных людей в жертву, благоугодную Богу.

И наконец, общество израильское в Ветхом Завете исполняло свою роль царства священников как за счет того, что служило посредником между Богом и другими народами, так и за счет того, что отправляло богослужение Господу в святилище (Исх. 19:5-6). Сходным образом, священство Церкви имеет как черты посредничества, так и черты, соответствующие поклонению Богу в ветхозаветном святилище, черты, рассматриваемые иногда по отдельности, а иногда — совместно во всех тех разнообразных текстах Нового Завета, в которых речь идет о священстве верующих.

Ричард Э.Авербек

См. также: АЛТАРЬ; ПОМАЗАТЬ; ИСКУПЛЕНИЕ: ВОССОЕДИНЕНИЕ С БОГОМ; ЛЕВИТ: БОГОСЛОВИЕ КНИГИ; МЕЛХИСЕДЕК; ПРИНОШЕНИЯ И ЖЕРТВЫ; ЕЛЕЙ; ХРИСТОС КАК СВЯЩЕННИК; СКИНИЯ; ХРАМ.

Литература: J. Baehr, NIDNTT, 3:32-44; A. Cody, А History of Old Testament Priesthood; D. Guthrie, New Tes tament Theology, pp. 483-86; M.Haran, Temples and Ternpie-Service in Ancient Israel, R. A. Henshaw, Female and Male, The Cultic Personnel: The Bible and the Rest of the Ancient Near East, K.Koch, Shaarei Talmon: Studies in the Bible, Qumran, and the Ancient Near East Presented to Shemaryahu Talmon, pp. 105-10; J.Gordon McConville, Law and Theology in Deuteronomy, W. O. McCready, ISBE, 3:960-63; E.Merrill, Bib Sac 150 (1993): 50-61; W.J. Moulder, ISBE, 3:963-65; ABD, 4:297-310; J.R.Spencer, ABD, 1:1-6; R.de Vaux, Ancient Israel, 2:345-405.