СИЛА И НЕМОЩЬ

(STRONG AND WEAK)

Слова сила и немощь зачастую встречаются в писаниях Павла вместе. Параллелизм этих двух терминов используется для того, чтобы выразить две основные идеи. Во-первых, немощь человеческая позволяет проявиться силе Божьей во всей ее полноте. Как говорит Павел, «ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12:10). Во-вторых, эти два слова употребляются в метафорическом смысле для указания на степень духовного развития верующего (Рим. 14:1-23; 15:1-8; 1 Кор. 8:7-13; 10:23, 32).

Слова сила и немощь служат рабочими терминами, которые употребляются в связи с такими концепциями, как Царство Божье, познание, любовь, совесть, свобода и суд. Особенности словоупотребления у Павла создают богословский контекст, который определяет и проясняет значение этих терминов. Те, кто наделен правильным пониманием Бога и Его царства и способен пользоваться своей христианской свободой, не вступая в конфликт с совестью, являются «сильными». Те, кому недостает такой ясности, кто не уверен в том, как им лучше распорядиться своей свободой во Христе, являются «немощными». Благодаря одному только знанию невозможно определить, как нам распорядиться своей христианской свободой; руководить нами должна любовь к Богу во Христе, и она подскажет нам, как строить царство Божье на земле.

Павел, когда ведет речь о силе и немощи, особо отмечает две области, в которых эти понятия проявляются: это питание и соблюдение святых дней. Сильные уверены, что можно есть мясо; другие же, «немощные в вере» (Рим. 14:1), считают, что им позволительно есть только овощи (Рим. 14:2). Сходным образом, немощные озабочены тем, чтобы соблюдать особые святые дни, в то время как сильные судят о всяком дне равно (Рим. 14:5). Немощные расценивают подобные вопросы как чрезвычайно важные для царства Божьего, а сильные так не думают.

Взгляды и обычаи немощных влияют на их понимание христианской свободы. В своей чрезмерной щепетильности они взваливают на свою совесть непосильные для нее задачи. Когда они видят, что сильные ведут себя совершенно по-иному, это является для них нравственным мучением (Рим. 14:14-15). Некоторые немощные люди начинают подражать поведению сильных, однако делают это со страхом и сомнениями (Рим. 14:23). Недоумение и сомнения немощных имеют для них серьезные последствия. Из-за того, что делают сильные, немощные претыкаются, это может даже погубить их (Рим. 14:20-12).

Сходную ситуацию можно обнаружить в вопросе относительно пищи, приносимой в жертву идолам (1 Кор. 8:1-13; 10:23-33). Сильные знают, что идол в мире ничто (1 Кор. 8:4-6). Они придерживаются своих взглядов на свободу совести и уверены, что все «позволительно» (1 Кор. 10:23). Однако немощные не имеют такого знания и, глядя на поступки сильных, переживают острый нравственный конфликт (1 Кор. 8:7-13).

Немощные понимают свободу сильных как отсутствие у них благочестия. Сильные посмеиваются над убеждениями немощных. Такие трения между верующими способны подорвать единство всей Церкви.

Павел говорит по этому поводу следующее. Поскольку Бог есть Творец всего сущего, нет ничего нечистого в себе самом (Рим. 14:14, 20; 1 Кор. 8:8; 10:26): пища и соблюдение святых дней просто не имеют ничего общего со спасением, это — adiaphora, нечто, лишенное духовного значения. Едим мы какую-то пищу, или нет, мы ничего не приобретаем и ничего не теряем, поскольку для Царства Божьего все это неважно. Именно по этой причине Павел в споре поддерживает сильных (Рим. 14:14; 1 Кор. 8:4-6; 10:25-27, 29-31). Павел знает, что в конечном счете важны лишь те духовные побуждения, на которых основано поведение верующих. Как сильные, так и немощные в этом отношении не правы. В поступках сильных не видно любви, из-за них немощные претыкаются и могут духовно погибнуть. Немощные сомневаются, что Бог способен восставить сильных. Однако и те, и другие присваивают себе прерогативы Бога, осуждая друг друга (Рим. 14:1, 4, 10-13).

Павел обращается к этому конфликту между сильными и немощными как в личностном аспекте, так и в аспекте сообщества. Верующие не должны спорить о вопросах личного благочестия (Рим. 14:1). Но они должны поступать по удостоверению своего ума и не делать ничего такого, что было бы противно их совести (Рим. 14:5, 14). Их личные убеждения о том, что позволительно, должны проистекать из искренней веры, которую каждый верующий имеет сам в себе, и не должны навязываться в качестве нормы для всего сообщества (Рим. 14:22-23).

На уровне сообщества должны проявляться согласие и взаимная терпимость, поскольку поступки и сильных, и немощных совершаются благодаря подлинной преданности Богу (Рим. 14:6-8). Иисус Христос — вот образец для осуществления свободы верующих внутри Церкви (Рим. 14:9, 15, 18). Нам запрещено делать все то, что могло бы повредить другим верующим или стать для них соблазном (Рим. 14:13, 15, 20-21; 1 Кор. 8:9-13). Все, что мы делаем, должно делаться в любви, ради взаимного назидания и мира (Рим. 14:19).

Уильям А. Симмонс

См. также: КОРИНФЯНАМ 1-Е И 2-Е ПОСЛАНИЯ: БОГОСЛОВИЕ; ЭТИКА; СВОБОДА.

Литература: С. Е. В. Cranfield, Romans: A Shorter Commentary; V. Furnish, The Love Command in the New Testament; P. W.Gooch, NTS 33/2 (1987): 244-54; idem, Crux 33/2 (1976): 10-20; V.Jack, Christian Brethren Review 38(1987): 35-47; R.J. Karris, CBQ 35/2(1973): 155-78; P.S.Minear, The Obedience of Faith: The Purposes of Paul in the Epistle of Romans; R.L.Omanson, ВТ 33/1 (1983): 106-14.