СИНАГОГА

(SYNAGOGUE)

Синагога была тем местом, где евреи в новозаветный период собирались для наставления и для поклонения Богу. Греческое слово synagoge означает «собрание» и может относиться как к самому собранию людей (Иак. 2:2), так и к зданию, где они собираются (Лк. 7:5). Происхождение синагог неясно, но они, вероятно, появились еще в период Ездры. Во времена Нового Завета синагоги существовали по всей Римской империи в качестве местных центров для изучения Закона и для поклонения Богу. В таковом своем качестве они играли в жизни еврейского народа роль, отличную от роли Иерусалимского храма с его сосредоточенностью на обрядах жертвоприношений.

В синагогальную службу входят молитвы, чтение Писания и, как правило, проповедь, разъясняющая Писание. Главным должностным лицом был начальник синагоги (Мк. 5:22; Лк. 13:14; Деян. 13:15;

18:8, 17), которому помогал служитель, занимавшийся второстепенными деталями синагогальной службы (Лк. 4:20). Миряне допускались к отправлению службы, особенно к чтению молитв и Писания (Лк. 4:16-20). Гостящим в городе мудрецам могли предложить прочитать проповедь (Лк. 4:21; Деян. 13:15). Синагоги посещали как мужчины, так и женщины, а также имеющие страх Божий язычники, стремящиеся побольше узнать о Боге иудеев (Деян. 17:4, 12).

В Новом Завете синагоги иногда упоминаются просто в своей роли иудейских религиозных учреждений. Жители Капернаума, например, просили Иисуса за некоего сотника, говоря, что «он любит народ наш и построил нам синагогу» (Лк. 7:5). На совещании в Иерусалиме Иаков упоминает, что «закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» (Деян. 15:21). Павел на разборе своего дела у Феликса указывает, что его обвинители «ни в святилище, ни в синагогах, ни по городу... не находили меня с кем-либо спорящим или производящим народное возмущение» (Деян. 24:12). Кстати, в одном из ранних посланий к еврейским христианам Иаков даже называет их собрание «синагогой» (Иак. 2:2 {синод, «собрание»}).

Тем не менее в Новом Завете синагоги, как правило, фигурируют в более важном аспекте. В частности, синагоги нередко становятся местом, где осуществляются божественные откровения. В нескольких местах в Евангелии священнописатели, описывая служение Иисуса, говорят, что Он проповедовал или учил «в синагогах их» (Мф. 4:23; 9:35; Мк. 1:39; Лк. 4:15; ср. Лк. 4:44). Например, Иисус учил в синагогах в Назарете (Мф. 13:53-58; Мк. 6:1-6; Лк. 4:16-30) и в Капернауме (Мк. 1:21-22; Ин. 6:59), изгнал из одержимого человека нечистого духа в синагоге Капернаума (Мк. 1:23-27), исцелил человека с иссохшей рукой в неназванной Галилейской синагоге (Мф. 12:9-14; Мк. 3:1-6; Лк. 6:6-11), а еще в одной — исцелил женщину, которая восемнадцать лет была скорчена (Лк. 13:10-17). Более того, в рассказе Луки об эпизоде в Назарете содержится откровение Иисуса о самой сущности Его служения (Лк. 4:16-21).

Сходная ситуация имеет место в книге Деяний. Стефан побеждает в споре в «синагоге Либертинцев» в Иерусалиме (Деян.

6:9-10); Павел вскоре после своего обращения в веру проповедует в синагогах Дамаска (Деян. 9:20-22); а Аполлос смело и правильно говорит в синагоге в Ефесе (Деян. 18:26). В самом деле, Павел, с тех пор как начинает свои миссионерские путешествия, постоянно использует синагоги в качестве первоначальной трибуны для проповеди евангелия при своих перемещениях из одного города в другой. Как это было и в случае появления Иисуса в синагоге, описанном в главе Лк. 4, в рассказе Луки о благовествовании Павла в синагоге в Антиохии Писидийской содержится не только типологическая проповедь (Деян. 13:16-46), но и программное заявление Павла о его служении в качестве миссионера для язычников (Деян. 13:46-47). Итак, синагоги были местами, где евреи и язычники слышали Слово Божье, провозглашаемое избранными служителями Божьими.

И все же, несмотря на эти проявления божественной силы и на благовествование в синагогах, те, кто встречал в них Иисуса и Его апостолов, вели себя по-разному. В самом деле, люди в синагоге в Капернауме дивились учению Иисуса, признали Его необыкновенную власть и распространили весть о Нем (Мк. 1:22, 27-28). Но в синагоге Назарета первоначальное изумление обернулось сомнениями и удивлением уже Иисуса по поводу их неверия (Мф. 13:54-58; Мк. 6:2-6; Лк. 4:22-23). В повествовании Луки люди приходят в такую ярость, что хотят сбросить Иисуса с горы (Лк. 4:28-29). Рассказ Иоанна о синагогальной речи Иисуса в Капернауме о хлебе жизни тоже кончается тем, что многие обратились против Иисуса, хотя и не стремились при этом к насилию (Ин. 6:41-42, 52, 60-61). Два исцеления в синагогах были совершены в субботу, и это вызвало сомнения из-за того, как Иисус понимает заповедь о соблюдении субботы; после одного из исцелений начальник синагоги негодовал на Иисуса (Лк. 13:14), а в результате другого фарисеи немедленно стали совещаться, как бы им погубить Иисуса (Мф. 12:14; Мк. 3:6).

И снова в книге Деяний имеет место сходная ситуация. Благовествование Павла в синагогах часто приводит к тому, что евреи и язычники обращаются в веру (Деян. 13:42-44, 48 (Антиохия Писидийская); Деян. 14:1 (Икония); Деян. 17:1-4 (Фессалоника); Деян. 17:10-12 (Верия); ср. Деян. 18:4-8 (Коринф); Деян. 18:20 (Ефес)). Однако «некоторые из так называемой синагоги Либертинцев» начали препирательство со Стефаном, кончившееся его мученической смертью (Деян. 6:9-14); за первоначальным удивлением иудеев в Дамаске последовал заговор с целью убить Павла (Деян. 9:21-24); иудеи также противились синагогальным проповедям Павла в Антиохии Писидийской (Деян. 13:45), в Коринфе (Деян. 18:6) и в Ефесе (Деян. 19:9). Сопротивление иудеев было так велико, что в Коринфе и Ефесе Павел вынужден был продолжать свое благовествование вне синагог (Деян. 18:7; 19:9), а в Антиохии Писидийской он был даже изгнан из города (Деян. 13:50). Кроме того, как в Антиохии Писидийской, так и в Коринфе Павел в ответ на противодействие решает обратиться со своей проповедью к язычникам (Деян. 13:46; 18:6). Итак, синагоги были теми местами, где иудеи и язычники с верою откликались на проповедь Слова Божьего, но также такими местами, где иудеи противостояли ей. Синагоги, таким образом, сыграли некую временную роль, по мере того как благовествование, обращенное сначала к иудеям и чтящим Бога язычникам (в синагогах), изменило свою направленность на обращение в первую очередь к язычникам (вне синагог).

Сопротивление, с которым Павел столкнулся в некоторых синагогах, соответствует предупреждению Иисуса о том, что синагоги станут местом гонений. Иисус говорил Своим ученикам, что их будут приводить в синагоги к начальствам и властям (Лк. 12:11; 21:12), в синагогах их будут бить (Мф. 10:17; 23:34; Мк. 13:9), а то и изгонять из синагог (Ин. 16:2). До своего обращения в христианство сам Павел переходил из синагоги в синагогу в своем неустанном рвении заключать в темницы, бить и всячески преследовать христиан (Деян. 9:2; 22:19; 26:11).

Несмотря на эти предостережения и случаи гонений, некоторые начальники синагог в Новом Завете изображаются положительно. Иисус откликнулся на мольбу Иаира о воскресении его двенадцатилетней дочери из мертвых (Мф. 9:18-19, 23-25; Мк. 5:21-24, 35-43; Лк. 8:40-42, 49-56); начальники синагоги в Антиохии Писидийской пригласили Павла и Варнаву для проповеди (Деян. 13:15); а Крисп и его домашние принадлежали к малому числу тех иудеев в Коринфе, которые уверовали в Господа (Деян. 18:8). Однако один начальник синагоги пришел в негодование, когда Иисус исцелил скорченную женщину в субботу (Лк. 13:14), а еще один, Сосфен (который, возможно, позднее стал христианином; ср. 1 Кор. 1:1), был побит в Коринфе своими иудейскими соотечественниками (синод, «еллины»}, когда не удалась их попытка предать Павла властям (Деян. 18:17).

Некоторые завсегдатаи синагог были хуже их начальников. Иисус обличал тех, кто творит напоказ свою милостыню и молитвы, стремясь прославиться в синагогах своей религиозностью (Мф. 6:2, 5), и претендует в синагогах на почетные места (Мф. 23:6; Мк. 12:39; Лк. 11:43; 20:46). Такие люди в разных местах названы книжниками (Мк. 12:38; Лк. 20:46), фарисеями (Лк. 11:43), книжниками и фарисеями (Мф. 23:2), а также лицемерами (Мф. 6:2, 5). Эти обвинения не относятся ни к самим синагогам, ни к большей части посещающих их иудеев, однако они показывают, что синагоги могут использоваться не по назначению теми, кто озабочен лишь удовлетворением своего честолюбия.

Самые суровые слова о синагогах можно встретить в книге Откровения. В посланиях к семи церквам Иисус дважды говорит о синагоге сатаны {синод, «сборище сатанинское»} (Отк. 2:9; 3:9). Он указывает, что эти люди называют себя иудеями, но они не таковы; они лгут и злословят. Из-за подобных людей Смирнская церковь подвергнется гонениям (Отк. 2:10); они поклонятся пред ногами филадельфийской церкви и познают, что Иисус возлюбил ее (Отк. 3:9). Такие высказывания, по-видимому, свидетельствуют об углубляющейся пропасти между иудаизмом и христианством в конце первого столетия и о тенденции все шире применять по отношению к Церкви терминологию, ранее употреблявшуюся лишь применительно к иудеям (ср. Отк. 1:5-6; 7:3-17; 14:1-5; 21:9 -22:5).

Джозеф Л. Трафтон

См. также: ЦЕРКОВЬ; ИЗРАИЛЬ; ИУДЕИ; ФАРИСЕИ.

Литература: J. Gutman, ed., The Synagogue: Studies in Origins. Archaeology, and Architecture-. L. I. Levine, ed., Ancient Synagogues Revealed; idem. The Synagogue in Late Antiquity; E. M. Meyers and R. Hachili, ABD, 6:251-63; S.Safrai, The Jewish People in the First Century, 2:908-44.