СИРОТЫ
(ORPHAN)
Люди, которые лишились родителей. Значение слова наглядно поясняет Пл.И. 5:3: «Мы сделались сиротами, без отца; матери наши — как вдовы». Поскольку материальное благополучие семьи на древнем Ближнем Востоке зависело в основном от отца, отсутствие главы семьи ставило его вдову и детей в особенно уязвимое положение (4 Цар. 4:1-7). Соответственно, в Библии, как и на всем древнем Ближнем Востоке, сироты и вдовы обычно упоминаются вместе, как олицетворение нищей и отверженной части общества personae miserabiles.
Ветхий Завет. Первое упоминание сирот в Библии встречаем в самом раннем кодексе законов древнего Израиля, в законах завета (Исх. 21 - 24). В этих установлениях, данных недавно освобожденным рабам, Господь страстно призывает не обижать сирот: «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечем, и будут жены ваши вдовами, и дети ваши сиротами» (Исх. 22:22-24}). Иметь сострадание к беззащитным, которых олицетворяют сироты, означает иметь те же самые устремления, что и Бог, известный, в частности, как «помощник» беспомощному сироте (Пс. 9:35, Иов 29:12 {синод, «спасал... сироту беспомощного»}).
Соответственно, мера, которою меряют израильское общество обличающие его пророки, — это его стремление защитить и обеспечить тех, кто совсем беззащитен, главным примером таких людей выступают сироты (Ис. 1:23; 10:2; Иер. 5:28; Иез. 22:7; Мал. 3:5). Подлинное покаяние предполагает справедливость по отношению к сиротам (Ис. 1:17; Иер. 7:6; 22:3; Зах. 7:10).
Израильтяне использовали слово сироты, метафорически обозначая свое происхождение. Не имеющий отца Израиль был усыновлен Яхве и стал Его первенцем (Исх. 4:22). Иезекииль изображает Израиль в виде младенца, брошенного его родителями умирать; однако Яхве сжалился над «дщерью Иерусалима» и принял ее в Свою семью (Иез. 16). Когда Яхве судит людей, они уподобляются сиротам без отца (Пл.И. 5:3). Но в то же самое время они могут надеяться на спасение, ведь у Яхве «милосердие для сирот» (Ос. 14:4).
Новый Завет. Сироты прямо и недвусмысленно упомянуты здесь только дважды. В Иак. 1:27 подтверждается ветхозаветное учение. Суть подлинной религии состоит в том, чтобы «призирать сирот и вдов в их скорбях». Помощь беспомощным лежит в основе всего, что означает «быть религиозным», как это было и в Ветхом Завете.
Встречается также метафорическое словоупотребление. Христос говорит ученикам на последней вечере, что не оставит их сиротами, но придет к ним через Своего Духа (Ин. 14:18). Именно этот Дух позволяет христианам взывать «Авва, Отче» (Рим. 8:15). Они больше не духовные сироты и могут начинать молитву словами «Отче наш» (Мф. 6:9).
Стивен Дж. Демпстер
Литература: F. С. Fensham, JNES 21 (1962): 129-39; D.E.Gowan, Int 41 (1987): 341-53; R.Patterson, BSac 130 (1973): 223-34; H.Ringgren, TDOT, 6:477-81; H. E.von Waldow, CBQ 32 (1970): 182-204.