СЛАВА

(GLORY)

Природные объекты. По отношению к природным объектам «слава» может означать сияние небесных светил (Деян. 22:11; 1 Кор. 15:41), плодородие лесов (Ис. 35:2; 60:13), грозный конский храп (Иов. 39:20) или красоту роскошных одеяний (Лк. 7:25).

Люди. О славе применительно к людям говорится по отношению к множеству внешних проявлений и состояний, по отношению к аспектам, имеющим внутренний характер, и по отношению к сущностным чертам природы человека. Когда речь идет о внешних проявлениях и состояниях людей, «слава» может свидетельствовать о положении, богатстве, о силе и о продолжительности жизни.

Славой Иосифа (Быт. 45:13) является занимаемое им в Египте положение, а Давида (Пс. 20:6) и Иоакима (Иер. 22:18) — их царское величие в Иудее; у Иисуса Навина — его авторитет среди народа Божьего.

В смысле богатства, у Иакова его слава (Быт. 31:1) заключается во множестве рабов, рабынь и скота (Быт. 30:43). Славой может быть богатство неправедных людей (Пс. 48:17), точно так же, как и достаток в доме трудолюбивой добродетельной жены (Пр. 31:24-25). А «богатство народов» составляет славу возрожденного Иерусалима (Ис. 66:11-12).

«Слава юношей — сила их» (Пр. 20:29), и слава, понимаемая как сила или крепость, иллюстрируется примерами праведного Иова (Иов 29:20), надменного царя Ассирийского (Ис. 8:7) и долгой жизни праведников (Пр. 16:31).

На несколько более глубоком уровне слава может быть усмотрена в различных чертах человеческого характера, например, в готовности снисходительно прощать чужие проступки (Пр. 19:11) или в стремлении избегать ссор (Пр. 20:3).

И далее, возможно, что Евр. 2:7 («Ты... славою и честию увенчал его») указывает на славу людей, сущностную в еще более глубоком смысле, их прирожденную славу, связанную с тем, что человек был создан по образу Божьему (ср. 1 Кор. 11:7). Хотя люди, возможно, еще не совсем утратили вследствие своего грехопадения эту дарованную Богом славу, их приверженность безрассудству показывает, что они не соответствуют своему почетному призванию (Пр. 26:1). Более того, эта честь человеческая, которую зачастую можно считать качеством положительным или по крайней мере нейтральным, может также перешагнуть все пределы и сделаться выражением независимости от Бога (Ис. 10:12) и гордости (Пр. 25:27).

Бог. Наиболее значительное приложение понятий славы и величия — это использование их применительно к Богу. В этой связи иногда можно встретить формулу: Божья слава есть внешнее проявление Его существа. Божья слава — то, что является (Исх. 16:10), что может быть раскрыто (Ис. 40:5) или увидено (Чис. 14:22). Существует также более фундаментальное значение, и в этом смысле Бог обладает славой прежде всякого ее внешнего проявления. В этом отношении важным является место Исх. 33:18-23, свидетельствующее, что хоть и существуют такие аспекты природы Бога, которые были открыты Моисею (Его имя, вид «сзади»), есть и другие ее аспекты, которые открыты не были (Его слава, вид «лица»). Таким образом, Божья слава существует прежде любых своих проявлений и отдельно от них.

Это же положение подразумевается в Ин. 17:5, где Христос упоминает о славе, которую имел у Отца прежде бытия мира. В Пр. 25:2 слава Божья усматривается в облечении тайной, а не в исследовании и раскрытии. Более того, такие именования Бога, как «слава моя» (Пс. 3:4) и «величие на небесах» (Евр. 1:3; 8:1), подсказывают тот же вывод — что слава Божья в своей сути не зависит от своих внешних проявлений.

В соответствии с этим положением, о славе говорится применительно к царствованию Бога (Пс. 144:11-12) и Его присутствию (Пс. 95:6), Он облечен ею (Иов 40:5; Пс. 92:1 — «величием»; 103:1), и она превыше небес (Пс. 8:2; 112:4; 148:13).

Однако верно и то, что у славы Божьей свои проявления. Ее видят в буре (Иов 37:22; Пс. 28:3), а еще чаще — в событиях и установлениях, связанных с исходом из Египта. Так, слава Божья усматривается в казнях египетских и других чудесах (Чис. 14:22), в облачном столпе (Исх. 16:10), в богоявлении на горе Синай (Исх. 24:17; Вт. 5:24), в скинии (Исх. 29:43; 40:34-35; Чис. 14:10; 16:19, 42; 20:6), в огне, ознаменовавшем установление обряда жертвоприношений (Лев. 9:23), а также в ковчеге завета (1 Цар. 4:21-22) и в Соломоновом храме (3 Цар. 8:11; 2 Пар. 7:1-3). Ее присутствие предсказывается в возрожденном Сионе (Пс. 101:16-17; Ис. 60:19; Зах. 2:5), она воссияла при рождении Христа (Лк. 2:9) и окончательно утвердится в небесном Иерусалиме (Отк. 21:11, 23).

Вдобавок к упоминаниям собственно славы Божьей этим же словом иногда обозначается признание Его славы. Это само собой разумеется, когда мы читаем о воздаянии славы Богу или о Его прославлении. Ничего добавить к Его славе мы не можем; мы просто признаем и подтверждаем ее. Во многих местах трудно решить, означает ли «слава Божия» собственно Его славу или признание ее людьми. Так обстоит дело, например, когда в Писании сказано, что земля полна славы Божьей (Ис. 6:3).

Дэвид К. Хуттар

См. также: БОГ; ПРОСЛАВЛЕНИЕ; ЧЕСТЬ.

Литература: S.Aalen, NIDNTT, 2:44-52; R.B.Dillard, BEB, 2:869-70; M.R.Gordon, ZPEB, 2:730-35; E.F.Harrison, EDT, pp. 443-44; idem. ISBE, 2:477-83; B.L.Ramm, BEB, 1:869-70.