СЛЕДОВАТЬ
ПОДРАЖАТЬ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ
(FOLLOW, FOLLOWER)
Существительное follower («последователь») редко употребляется в Писании по отношению к людям народа Божьего, возможно, из-за его частого употребления по отношению к идолопоклонникам (Вт. 18:9; 3 Цар. 18:18) или к тем, кто следует злым желаниям (Иуда 16-18; Еф. 2:2-3). Слова, означающие «следовать», «подражать», используются в обоих Заветах для описания ученичества в различных его аспектах.
Для израильтян, людей обетования и завета, следование Богу было вопросом одновременно доверия и послушания (Чис. 14:24; Нав. 14:8). Это означало соблюдение заповедей (Вт. 33:3-4; 3 Цар. 14:8) и покорность слову пророков (Дан. 9:10).
Новозаветные верующие призывались следовать заповедям Господа (2 Ин. 1:6) и здравому учению (1 Тим. 4:6; 2 Тим. 1:13) — во многом подобно тому, как израильтяне увещевались соблюдать Закон. Основное развитие этой концепции происходит за счет буквального следования за воплощенным Сыном Божьим и того нового значения, которое оно придает ученичеству.
Ученичество началось с недвусмысленного повеления «идите за Мною» (Мф. 4:19). Все, кто хочет следовать за Христом, предстают перед тесными вратами Его верховной власти. Следовать — означает подчиниться Его личному владычеству.
Следование означает также безраздельное участие в жизни Иисуса. Отрешившись от своей семьи, родного дома и богатств (Лк. 5:11, 18:29), верующие должны приобщиться к жизни и служению Христа (Лк. 10:1-16). Под конец Иисус потребовал от них, чтобы каждый нес свой крест (Мк. 8:34-38).
В повествовании Иоанна описываются аспекты взаимоотношений при следовании верующих за Иисусом. Ученики окружены Его пастырской заботой (Ин. 10). Придав обратный смысл взаимоотношению «учитель-ученик», Иисус умыл ноги ученикам (Ин. 13:1-17), назвал их Своими друзьями (Ин. 15:13-15) и препоручил им Свои труды (Ин. 20:21-23). Следование означает не только подчинение и приобщение; оно также подразумевает близость.
Вознесение Христа могло бы привести к утрате этой близости, а также конкретности в следовании верующих за Ним. Однако ощущение близости сохраняется благодаря Святому Духу, Который для верующих есть все то, чем был для учеников Иисус (Ин. 14:15-26).
Конкретность ученичества выразилась в новых оттенках подражания. Верующие могут подражать Божьему милосердию, прощая друг друга (Еф. 4:31 - 5:1; ср. Мф. 18:23-35), или следовать примеру Христа, страдая от зла, но не причиняя его (1 Пет. 2:20-23).
Далее, Церковь обретает для себя помощь благодаря образцам совершенного и зрелого ученичества (Флп. 3:17). Христианские руководители зачастую служат примером для своей паствы (Евр. 13:17). Иногда малое сообщество верующих становится образцом для подражания остальной Церкви (1 Фес. 1:7; 2:14). Призыв Павла к его ученикам следовать за ним, как он сам следует за Христом (1 Кор. 11:1; 1 Фес. 1:6), является окончательным выражением сути христианского ученичества.
Словами следовать в евангелиях и подражать в посланиях описывается сущность ученичества в качестве подчинения владычеству Христа как Господа нашего, приобщения к Его крестному пути, близкого соучастия в делах Его Царства и причастности к его окончательному вознаграждению — жизни вечной (Лк. 18:30).
Люк Л. Кифермл.
См. также: УЧЕНИК.
Литература: G.Kittel, TDNT. 1:210-16; W.Micliaelis, TDNT. 4:659-74.