СЛОВО
РЕЧЬ
ГЛАГОЛ
(WORD)
Евр. dabar; греч. logos и rhema Богословское значение понятия слово в Писании охватывает широкий богословский спектр. С точки зрения божественного, здесь подразумевается то или иное откровение Бога о Себе, выраженное через Его Слово, Которое окончательно и совершенно воплощено в Его Сыне, Иисусе Христе. В более широком смысле речь идет о самом Писании. И напротив, в человеческих словах отражается состояние человечества: его ограниченность, греховность и зависимость от Божьего вмешательства для возрождения и самого существования.
Слово Божье. Ветхий Завет. Концепция Слова Божьего — одна из главных тем Ветхого Завета. Она подчеркивает совершенную уникальность религии Израиля, основанной на личном общении с Яхве — трансцендентным, суверенным, творящим Богом.
Это средство, с помощью которого Бог создал все сущее. В главе Быт. 1 неоспоримо установлено господство Бога над всем творением. Бог создал все сущее посредством сказанного Им слова. Псалмопевец провозглашает: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» (Пс. 32:6); «ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось» (Пс. 32:9; ср. Пс. 103:7). Его слово по-прежнему безраздельно властно над всем творением (Пс. 147:4-7). Творение, в свою очередь, возносит слова хвалы своему Творцу (Пс. 18:2-5).
Оно раскрывает Бога Его творению. Бог, хотя и есть Божество полностью трансцендентное и ни с чем не сравнимое, обращая Свое слово к людям, раскрывает им истины о Себе. Валаам, например, говорит как «слышащий слова Божьи, имеющий ведение от Всевышнего» (Чис. 24:16; ср. Нав. 24:27; 3 Цар. 18:31; Иез. 3:10-11). Слово Божье — это важное средство божественного откровения; в Силоме Господь продолжал открывать Себя Самуилу через Свое слово (1 Цар. 3:21). Иногда Слово Божье упоминается почти как синоним Его существа (1 Цар. 15:23, 26; 28:15; Пс. 137:1-2).
Его свойства характеризуют Бога для Его творения. Тесная связь между Богом и Его словом означает, что свойства, присущие Божьему слову, описывают также личностные свойства Бога. В Ветхом Завете слово Божье способно творить (Пс. 32:6), оно благотворно (Мих. 2:7), свято (Иер. 23:9), законченно (Иер. 26:2), чисто (2 Цар. 22:31; Пс. 11:7; 17:30; Пр. 30:5), насущно (Вт. 8:3; Ис. 50:4; Иер. 15:16), неизменно (Ис. 31:2; 45:23; Иер. 44:28), право и всегда исполняется (Суд. 13:12, 17; 1 Цар. 3:19; Пс. 32:4; Ис. 55:11), оно понятно (Вт. 4:10, 12, 36; Неем. 8:12), действенно (Ос. 6:5), всевластно (Пс. 67:12-15; 147:4-7), несокрушимо (Иер. 23:29), верховно (Пс. 16:4), вечно (Пс. 118:89; Ис. 40:8), оно дает жизнь (Вт. 32:46-47), мудро (Пс. 118:130) и непреложно (2 Цар. 7:28; 3 Цар. 17:16). Поэтому и Бог воспринимается сходным образом.
Оно раскрывает Божий замысел о творении. Бог раскрывает Свой замысел о творении через Свое слово. Распространенное ветхозаветное выражение «и было слово Господа» указывает, что божественное пророчество было ниспослано и воспринято. Оно встречается один раз в Пятикнижии (Быт. 15:4), множество раз в исторических книгах и довольно часто в пророках. Эта передача Божьего слова осуществляется Духом (Зах. 7:12) и зачастую происходит в видениях (Чис. 24:15-16; 1 Цар. 3:1; 3 Цар. 22:19); она изображается так, что Бог простирает Свою руку и касается уст пророка (Иер. 1:9). Во времена суда Бог нередко воздерживается от того, чтобы посылать Свое слово Своему народу (1 Цар. 3:1; Ам. 8:11; также 1 Цар. 28:6; Мих. 3:4, 7). Слово Божье непреложно исполнится в соответствии с божественным замыслом (Пс. 104:19; Пл.И. 2:17; Иез. 12:28). Бог провозглашает: «Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось» (Иер. 1:12). Слово Божье пребывает в совершенной гармонии с Его волей и с Его замыслом о творении (2 Цар. 7:21; Пс. 102:20-21; Пл.И. 2:17).
Оно известно творению. Люди узнают истины о трансцендентном Боге через Его слово. Валаам — муж, «слышащий слова Божьи, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего» (Чис. 24:16). Израиль, как народ, отличается тем, что к нему были обращены «слова живого Бога, Господа Саваофа» (Иер. 23:36). Для израильтян слово Божье было равнозначно Закону (Ис. 1:10). Таким образом, Божье слово требует соответствующего отклика человека; его надлежит исполнять (Чис. 15:30-31; Вт. 11:18-21; Иез. 33:32), бояться (Исх. 9:20-21; Езд. 9:4; Пс. 118:161; Ис. 66:2, 5), восхвалять (Пс. 55:5, 11), верно сохранять (Иер. 23:36) и провозглашать другим людям (Вт. 5:5; 1 Цар. 3:21 - 4:1; Неем. 8:14-15; Иер. 11:6).
Оно дается на благо творению. Божье слово иногда приходит к творению как суд, однако так бывает лишь в результате Божьего ответа на непокорство. Изначально оно предназначалось и применялось для блага творения. Слово Божье равносильно Божьему избавлению. Оно приносит исцеление (Пс. 106:20; Иез. 37:4-14) и свежесть (Вт. 32:1-2). Для тех, кто отвергает его, оно становится неприятно (Иер. 6:10) и бессмысленно (Ис. 28:13), а в день суда придет на них подобно яростному огню и подобно молоту, разбивающему скалы (Иер. 23:29). Однако тем, кто принимает его, оно дает жизнь и провиденциально поддерживает ее (Вт. 8:3). Слово Божье подобно живой воде, текущей на благо творения из Всевышнего Источника (Иер. 2:13).
Оно всевластно для всего творения. Так как Бог — высшее божество, Его слово — это слово высшей власти. Выражение «Господь изрек слово сие» (Ис. 24:3) подразумевает непревзойденное могущество. Слово Божье неоспоримо. Никакая сила не может опровергнуть его или воспрепятствовать ему. Оно всевластно для всего творения.
Новый Завет. В Новом Завете повторяются ветхозаветные описания слова Божьего как божественного средства для создания и провиденциального поддержания всего сущего (2 Пет. 3:5-7; Евр. 11:3), как божественного откровения (1 Пет. 4:11; Рим. 3:2) и глагола пророческого (Лк. 3:2; 2 Пет. 1:19). В Евр. 4:12-13 его высшая сила выразительно подытожена следующим образом: «слово Божье живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого», оно способно открыть пред Богом даже самые потаенные помышления.
Однако Новый Завет значительно углубляет ветхозаветные представления благодаря идее Воплощения. Благодаря жизни и свершениям Иисуса слово Божье теперь особым образом связано с высшей Божьей вестью о спасении для всех людей, с благовестием Иисуса Христа.
Соответственно, в Новом Завете Благая Весть разнообразно названа: «слово» (Деян. 8:4; 16:6; 1 Кор. 15:2 {синод, «преподанное»}), «слово Божье» (Деян. 6:7; 12:24; 1 Пет. 1:23; Евр. 13:7), «слово Господне» (Деян. 8:25; 13:48-49), «слово благодати Его (Бога)» (Деян. 20:32), «слово Христово» (Рим. 10:17 {синод, «слово Божье»}; Кол. 3:16), «слово истины» (Иак. 1:18; Еф. 1:13; Кол. 1:5), «слово веры» (Рим. 10:8) и «слово жизни» (Флп. 2:16).
Как и в Ветхом Завете, слово Божье в виде благовестия должно сохраняться без искажений (2 Кор. 4:2) и должно быть проповедано во всей своей полноте (Кол. 1:25). В него надлежит уверовать (1 Пет. 3:1) и покориться ему (Деян. 6:7; 1 Ин. 2:25). Евангелие, как спасительная весть Иисуса Христа — это живое и пребывающее вовек слово Божье (1 Пет. 1:18-23). Оно непреложно и всевластно, так как неотделимо от личности и сущности пославшего его суверенного, любящего, творящего Бога.
Христос. Хотя Ветхий Завет никогда не обращается к понятию слово в связи с ожидаемым пришествием Мессии, в Новом Завете богословское содержание этого ветхозаветного понятия получает значительное развитие за счет отождествления «слова Божьего» с личностью и свершениями Иисуса Христа. Хотя внебиблейские представления могли до определенной степени повлиять на новозаветное понимание Иисуса как Слова, главным источником такого влияния является сам Ветхий Завет. Неизвестно, когда в точности ранняя Церковь стала понимать Иисуса таким образом, однако нет необходимости считать, что это произошло сравнительно поздно (то есть ближе к концу первого столетия). Ведь все предпосылки для установления этой связи, как указывает Евангелие от Иоанна, присутствовали, собственно, в учении, деяниях и самопонимании Иисуса.
В этом отношении наиболее показательны первые два слова Евангелия от Иоанна. Фраза en arche («в начале») напоминает о первых словах Ветхого Завета в Быт. 1:1. Это сделано намеренно. С самого начала Евангелия священнописатель устанавливает, какое понимание личности и деяний Иисуса, о которых пойдет речь в книге, он хочет вызвать у читателя. Однако основания для этого заложены самой жизнью Иисуса.
Согласно главе Быт. 1, Бог создал все сущее, произнеся Свое слово. Формула «И сказал Бог: да будет (то и то); и стало так» — это образец того, как Бог творит в каждый из дней творения. Слово Божье обладает высшим могуществом, оно способно творить ex nihilo («из ничего»).
Начальные стихи Евангелия от Иоанна явным образом связывают созидающее слово Божье с личностью и деяниями предвоплощенного Иисуса (Ин. 1:1-3). В пользу этого христологического тезиса свидетельствует само служение Иисуса. Четвертое Евангелие перечисляет семь знаменательных чудес Иисуса (Ин. 2:1-11; 4:46-54; 5:1-9; 6:5-14, 19-21; 9:1-7; 11:1-44). В качестве «знамений» эти чудеса подразумевают важность того, что совершает Иисус, а также понимание Его как предвоплощенного слова Божьего. Иисус творит эти чудеса с помощью сказанного Им слова. Его новое творение явно повторяет прежнее творение Отца. Слова Иисуса всемогущи и способны творить «из ничего».
Новый Завет видит в воплотившемся Иисусе именно олицетворение ветхозаветного слова Божьего (Ин. 1:14). Воплощение Слова было пришествием в смирении. Иисус пришел «во плоти» (sarx) и физически пребывал с человечеством, в «земной скинии». В Ветхом Завете можно найти близкое подобие этого акта Божьей любви и благодати. Яхве тоже приходит по Своему почину и пребывает среди Своего народа в «земной скинии», в бренном жилище, не соответствующем Его божественной сути (ср. Исх. 25:8; Лев. 26:11-12). Кто видел Иисуса, тот видел Бога. Как «образ ипостаси Его», Иисус провиденциально держит все «словом силы Своей» (Евр. 1:3). Слова Иисуса дают жизнь (Ин. 6:63, 68), и в них надлежит уверовать (Ин. 2:22). Слова, которые Он говорит — от Отца (Ин. 12:49-50; 14:10-24; 17:8). Его слова никогда не прейдут (Мф. 24:35; Мк. 13:31; Лк. 21:33) и могут дать все (Мф. 7:24, 26; Лк. 6:46-49; Ин. 8:51-59; 12:47-48; 15:7), даже вечную жизнь (Ин. 5:24). Через воплощение осуществляется ниспослание Богом Его спасающего и созидающего Слова: в Своем Сыне Бог «из ничего» сотворил то, что имеет непреходящую ценность (ср. Ин. 3:16-18; Отк. 1:2, 9; 20:4).
Более того, Иисус, как Слово жизни, вечной жизни, пребывал в полноценном общении с людьми (Ин. 1:14; 1 Ин. 1:1-3). Сила высшей христологии Иоанна состоит в том, что она имела своим источником земную жизнь Иисуса и обосновывалась показаниями очевидцев (Ин. 19:35; 20:30-31; 21:24-25). Лука в предварении к своему Евангелию упоминает, что опирается на достоверную традицию, которую передают «бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова (то есть жизни и деяний Иисуса)» (Лк. 1:2). Иисус также обещает прислать Духа Святого, чтобы помочь апостолам в точности вспомнить и понять события Его жизни и Его учение (Ин. 14:26; 16:14-15; также Ин. 2:22).
Итак, в согласии с ветхозаветными представлениями о слове Божьем Новый Завет понимает Иисуса как окончательное средство, с помощью которого Бог творит, раскрывает Себя и воплощается для творения. Иисус, как Слово Божье, раскрывает творению Божий замысел о его спасении, помогает творению познать Бога, Он засвидетельствован творением, приходит во благо творению для его спасения и равен Отцу в высшем владычестве над всем творением.
Проповедовать Благую Весть Иисуса Христа — означает проповедовать слово Божье во всей его полноте. Таким образом, согласно самому проникновенному видению, когда в конце истории Иисус вернется, Он будет «облечен в одежду, обагренную кровию. Имя Ему: Слово Божье» (Отк. 19:13).
Человеческие слова. В обоих Заветах слова человеческие составляют резкий контраст со словами Бога. В то время как слово Божье созидательно, совершенно, всевластно, слова человеческие ограничены, преходящи, греховны. И все же, несмотря на падшее состояние человечества, благодаря Святому Духу они могут уподобиться истинному слову Бога.
Человеческие слова могут быть истинны или лживы. Они могут быть проверены (Быт. 42:16, 20), особенно в правовом смысле, как показания свидетелей (Вт. 19:15-19). Соблюдение данного человеком слова высоко ценится (Пс. 14:4), как и исполнение клятв и обетов (Чис. 30:2-3; Суд. 11:30, 36); но нарушение слова, особенно обетов, данных Богу, является серьезным преступлением, влекущим для виновного самые тяжкие последствия (ср. Вт. 23:21-23; Ек. 5:1-7). С учетом этих положений Ветхого Завета, для священнописателя Евангелия заявление об истинности и достоверности своего свидетельства звучало чрезвычайно весомо (Ин. 21:24; ср. Зах. 8:16-17). В сущности, он утверждает, что его книга правдива в юридическом, судебном смысле, и что она истинна как клятва перед Богом, потому что истинен Тот, о Ком в ней говорится (ср. Ин. 3:33; 7:28; 8:26).
Слова также раскрывают подлинную сущность человека. Они свидетельствуют, кем на самом деле является человек: «ибо от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34); «что исходит из него, то оскверняет человека» (Мк. 7:15). Праведные говорят истинно и мудро в похвалу и во славу Божью (2 Цар. 22:1; Иов 33:3; Пс. 14:2; 18:15; Пр. 16:23), но нечестивые говорят глупо и лживо (Пр. 12:23), хулят Бога (4 Цар. 19:6) и Его Духа (Мф. 12:31-32). По этой причине слово становится достаточным основанием для суда над тем, кто произнес его. В день суда Бог спросит с людей за то, что они говорили: «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37). В этом смысле язык имеет власть над жизнью и смертью (Пр. 18:21): уста глупого приведут его к погибели (Пр. 10:14; 13:3), но тот, кто укрощает свой язык, мудр и добродетелен (Иак. 3:1-12).
При помощи Бога человеческие слова могут обрести непреходящую ценность. Дух вдохновляет речи рабов Божьих и укрепляет их, когда они защищают веру (Лк. 12:11-12; ср. Деян. 4:8), провозглашают Благую Весть (Еф. 6:19; 1 Фес. 1:5), наставляют и увещевают других верующих (1 Кор. 14:6, 26; 1 Фес. 4:18; Евр. 13:22). Такое божественное укрепление в силе и отличает христианскую проповедь от обычной человеческой мудрости и убедительной риторики (1 Кор. 1:17; 2:4, 13). Христианин становится тем, кто, некоторым образом, говорит «слова Божьи» (1 Пет. 4:11; 2 Пет. 1:21).
Писание. Слово Божье говорит и о самом Писании. В Ветхом Завете слова, которые Бог дал Моисею на Синае, стали писаным законом (Исх. 24:3; Вт. 4:10-14; 27:3; 31:24-29). Десять заповедей названы «словами завета» (Исх. 34:27-28); а все Божье откровение Моисею называлось «словами (книгой) закона» (Вт. 28:58; 31:24; Нав. 8:34; 4 Цар. 22:13), «словом Господним» (2 Пар. 34:21) и «словом истины» (Пс. 118:43). После могущественного Божьего избавления Израиля от египетского порабощения Бог дал эти постановления, законы и заповеди в качестве непреходящего письменного свидетельства для Израиля и всех народов о Его сущности, о Его присутствии и Его делах (Вт. 4:5-8, 32-40). Книга Закона, таким образом, есть не что иное, как раскрытое и записанное слово Божье. Это слово оставалось для Израиля действительным. Израиль и его потомки должны были стремиться к нему, изучать и исполнять его (Вт. 4:6; Неем. 8:13; Пс. 118:11). В таковом своем качестве оно стало руководством для праведной жизни (Пс. 118:9) и сделалось синонимом «книги Закона» (ср. Вт. 31:24, 26). Об этом говорится в псалме Пс. 118. Ветхозаветное слово Божье, как сохраняемое писание, представляет «все (законы) {синод, «суды»} уст» Божьих (Пс. 118:13). Во времена Даниила пророческие слова тоже записывались и хранились (ср. Дан. 9:2).
К эпохе Нового Завета «Божье слово», понимаемое как Писание, означает весь Ветхий Завет — это Закон Моисеев, пророки и Псалтирь (ср. Мф. 15:6; Мк. 7:13; Ин. 10:35). Представление о том, что все Писание «богодухновенно» (2 Тим. 3:16) предполагает, что весь Ветхий Завет представляет раскрытое свыше слово Божье и является высшим авторитетом в вопросах веры и практики. В какой момент ранняя Церковь стала рассматривать в таковом качестве некоторые новозаветные писания, остается неясным. Но учитывая, что Церковь проповедовала Иисуса и Благую Весть как «слово Божье» и рано признала достоверность апостольского учения, можно предположить, что ко многим новозаветным книгам начали относиться таким образом задолго до конца первого столетия.
Итак, на основе слова Божьего вся природная и человеческая реальность была сотворена, провиденциально поддерживается, получает искупление и будет приведена к завершению. Подобно Дающему, то, что дается, непоколебимо и непреложно: «слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис. 55:11). Слово Божье, как Его созидающая сила и откровение, совершенно и вседостаточно, особенно в лице Его Сына, Иисуса Христа. Наше отношение к Богу и наш отклик на Его откровение через Своего Сына, запечатленное в Писании, должны быть поэтому такими же, как у царедворца, который сразу поверил слову Иисуса (Ин. 4:50).
Г.Дуглас Бакуолтер
См. также: БИБЛИЯ: АВТОРИТЕТНОСТЬ И ДОСТОВЕРНОСТЬ; БИБЛИЯ: БОГОДУХНОВЕННОСТЬ; ИИСУС ХРИСТОС: ИМЯ И НАЗВАНИЯ; ИОАНН: БОГОСЛОВИЕ КНИГ.
Литература: A. Debrunner, et al., TDNT. 4:69-136; H.Haarbeck, et al., NIDNTT. 3:1078-1146; D.H.Johnson, Dictionary of Jesus and the Gospels, pp. 481-84; E. Linneinann, Historical Criticism of the Bible, pp. 81-159; H.D. McDonald, EDT, pp. 1185-88; S.Wagner, TDOT, 1:228-45.