СЛУГА, РАБ

(SERVANT, SERVICE)

В New International Version слова servant («раб»), service («рабство», «служение») и serve («служить») встречаются в своих разнообразных формах свыше 1100 раз. Люди бывают рабами других людей или рабами Бога.

В Ветхом Завете еврейское слово, обозначающее «раба», ebed, подразумевает по меньшей мере две главных составляющих: действие (раб — это «работник») и послушание. Рабы безраздельно принадлежат своим хозяевам (Быт. 24:35; Исх. 21:21) и выполняют для них различные работы.

В Ветхом Завете названы «рабами» многие люди, среди них Авраам (Быт. 26:24), Иаков (Быт. 32:4), Иисус Навин (Нав. 24:29), Руфь (Руфь 3:9), Анна (1 Цар. 1:11), Самуил (1 Цар. 3:9), Иессей (1 Цар. 17:58), Урия Хеттеянин (2 Цар. 11:21), Иоав (2 Цар. 14:20), Исайя (Ис. 20:3), Даниил (Дан. 9:17), Венадад, царь Сирийский (3 Цар. 20:32) и Навуходоносор (Иер. 25:9). Моисей назван так около сорока раз, а Давид — свыше пятидесяти.

В книге Исаии содержатся так называемые «песни Раба» (Ис. 42:1-4; 49:1-6; 50:4-9; 52:13 - 53:12). В них под Рабом может подразумеваться Израиль как целое, Израиль по духу или посредник в спасении (Мессия Израилев). Рабу приписываются многие выдающиеся личные качества. Хотя Раб зачастую назван просто «Израиль», надо полагать, что в виду имеется кто-то более великий. Подобно Давиду, Он будет править и утвердит на земле правосудие (Ис. 42:1, 4). Но Он будет также страдать. Страдания, смерть и новая жизнь Раба нашли свое исполнение в Новом Завете через Христа (Ис. 52:13 и Деян. 3:13; Ис. 61:1 и Деян. 4:27; Ис. 53:7-8 и Деян. 8:32-33; Ис. 53:4-5, 7, 9 и 1 Пет. 2:22-24).

В Новом Завете слово doulos часто используется для обозначения раба некоего хозяина (раба, принадлежащего человеку), но также — для обозначения последователя Христа («раба Христова»). Этот термин указывает на отношения абсолютной зависимости, в которых хозяин и раб находятся на противоположных полюсах — первому принадлежат все права, а на второго возложены все обязанности. Раб не может действовать по своей воле или по собственной инициативе.

Слово doulos употребляется по отношению к нескольким фигурам из Ветхого Завета, в том числе к Моисею (Отк. 15:3) и пророкам (Отк. 10:7). Павел (Тит. 1:1) и Иаков (Иак. 1:1) называют себя рабами Божьими; Павел также называет себя рабом Иисуса Христа (Рим. 1:1; Флп. 1:1).

Христос принял «образ раба» (Флп. 2:7). Верующие, бывшие прежде рабами греха, стали рабами праведности (Рим. 6:17-18).

Еще один употребительный новозаветный термин, diakonos, происходит от глагола, обозначающего «прислуживать за столом, служить». Иисус, как Сын Человеческий, «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу

Свою для искупления многих» (Мф. 20:28; Мк. 10:45).

В Новом Завете diakonos проявляет гостеприимство (Мф. 8:15), раздает еду (Деян. 6:1), накрывает на стол (Ин. 12:2), исполняет диаконское служение в Церкви (1 Тим. 3:10) или служение согласно своим духовным дарам (1 Пет. 4:10-11). В Новом Завете идея «служения у стола» обобщается до идеи «служения святым» (1 Кор. 16:15). Павел называет сборы денег для Иерусалимской церкви «служением» (2 Кор. 8:4; 9:11-13), таким же, как проповедь или служение духовное.

Небезынтересный случай изменения словоупотребления в Новом Завете по сравнению с Ветхим связан с группами слов latreia и leitourgia. В то время как в Ветхом Завете они употреблялись главным образом в культовом смысле, обозначая служение священников и левитов в святилище, в Новом Завете они редко имеют подобное значение. В Новом Завете говорится, что Христос — наш Первосвященник, Который служит в небесной скинии (Евр. 8:10). Но чаще эти слова используются для указания на поклонение Богу (Деян. 24:14), на служение благовествования (Рим. 1:9), на тех, кто служит «Богу духом» (Флп. 3:3).

Уолтер М. Даннетт

См. также: РАБ ГОСПОДЕНЬ; ПОКЛОПЕНИЕ.