СЛУХ

СЛЫШАТЬ

(HEAR, HEARING)

Большая часть ветхозаветных слов, означающих «слух/слышать», происходит от корней sm «слышать», и zn, «прислушиваться», хотя иногда встречается и qsb, «обращать внимание», «внимать». К новозаветным словам относятся akouo, «слышать», вместе с несколькими родственными и сложносоставными словами, а также ous, «ухо», с его уменьшительными otion и otarion.

В Писании часто упоминается ухо в анатомическом смысле (Быт. 35:4; Исх. 29:20; Вт. 15:17; Мк. 7:33; Лк. 22:50; 1 Кор. 12:16) или физическая способность слышать (Вт. 31:11; 1 Цар. 15:14; Мк. 7:35), но больше значения придается переносному смыслу этих слов. В Писании Бог слышит; Он внемлет Своему народу. Его народ должен, хотя и не всегда это делает, слушать Бога. Посредством слуха Сын Божий и Его ученики воспринимают Слово Божье.

В Ветхом Завете Бог слышит и как Его народ стонет от невзгод (Быт. 16:11; Исх. 2:24; 3:7; 6:5; Пс. 68:34; 101:21), и как народ ропщет на Него (Исх. 16:7-9; Чис. 14:27). Во всем Писании говорится, что Бог слышит молитвы Своего народа (3 Цар. 8:31-53; Пс. 33:16, цитируется в 1 Пет. 3:12; свыше пятидесяти раз в Псалтири; Ис. 59:1; Мф. 6:7-8; Лк. 1:13; 1 Ин. 5:14). В противоположность этому, идолы, в физическом смысле, имеют уши, но не способны услышать своих поклонников (Пс. 113:14; 134:17).

Поскольку Бог слышит Свой народ, то и Его народ должен слушать Его. Пророки часто призывают Израиль «услышать слово Господне». Даже язычники способны услышать о чудесных делах Бога и проникнуться благоговением (Нав. 2:10-11; 2 Пар. 9:1-8). В Книге Второзаконие Моисей часто призывает Израиль слушать особенно в Шма (Вт. 6:4-5; ср. Вт. 4:1; 5:1; 9:1; 20:3; 27:9).

Хотя Иов описывает свое непрямое и неполное понимание характера Бога словами «я слышал о Тебе слухом уха» (Иов 42:5), чаще под «слухом» подразумевается понимание более глубокое. Божий народ должен «слушать» (выслушать) Пророка, подобного Моисею, Которого воздвигнет Господь (Вт. 18:15-20; ср. Деян. 3:22). Павел знает человека, который на «третьем небе» слышал «неизреченные слова», открывающие то, что нельзя пересказать (2 Кор. 12:2-4). Восстановление слуха у глухих служит признаком приближения мессианского Царства (Ис. 29:18; 35:5-6; ср. Мф. 11:5; Мк. 7:37). Услышав глас Сына Божьего, мертвые оживут (Ин. 5:25-29).

Некоторые среди Божьего народа «имеют уши», чтобы услышать Его голос, а другие — нет. Бог упрекает Свой народ, когда тот отказывается иметь уши, чтобы услышать Его (Ис. 6:9-10, цитируется в Мф. 13:14-15 и параллельных местах, также в Деян. 28:26-27). Как до(Мф. 11:15; 13:9, 43 и параллельные), так и после (Отк. 2:7, 11, 17, 29; 3:6, 13, 22) Своего воскресения Иисус взывает к тем, кто имеет духовный слух, чтобы услышать Его.

Ветхозаветное выражение «приклони ухо твое» подразумевает человека, подавшегося вперед, чтобы внимательно слушать. Те, у кого уши и сердца обращены к Богу (Ис. 55:3; ср. Пр. 5:1), молятся, чтобы и Бог приклонил к ним ухо Свое (Пс. 30:3; 70:2; Дан. 9:18).

Благодаря Своей исключительности Сын Божий слышит слово Отца и передает его (Ин. 3:32; 8:40; 15:15), а Отец, в Свою очередь, слышит молитвы Сына (Ин. 11:41-42; Евр. 5:7). Ближайшие ученики Иисуса свидетельствуют о том, что видели и слышали как во время Его служения, так и после воскресения (Деян. 4:20; 22:15; 1 Ин. 1:3, 5).

Посредством слуха Слово Отца воспринимает Сын, а от Него — ближайшие ученики, и также посредством слуха Слово воспринимает и каждый верующий. Павел говорит: «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17; ср. Деян. 4:4 и еще много раз в Деяниях). Святого Духа получают через «наставление в вере», которое надо услышать (Гал. 3:2, 5; ср. Деян. 2:37-41). Те, кто стали верующими, должны духовно возрастать, а не быть «не способными слушать» (Евр. 5:11) и не оставаться только слышателями истины (Иак. 1:22-25; ср. Рим. 2:13; Мф. 7:24-27 и параллельные; Мф. 13:19 и параллельные). Верующие особенно должны опасаться того, чтобы отвратиться от истины, прислушавшись к ложным учителям, которые «льстили бы слуху» (2 Тим. 4:3-4).

Следуя за Иисусом, верующие должны наблюдать, как они слушают (Лк. 8:18), стараясь, чтобы истина, которую они уже имеют, не отнялась у них. В своих взаимоотношениях они должны быть «скоры на слышание» (Иак. 1:19), должны всегда быть готовы выслушать, что говорят другие.

Карл Б. Бриджесмл.

См. также: ПОКОРНОСТЬ.

Литература: J.Horst, TDNT, 5:543-59; G.Kittel, TDNT, 1:216-25.