СМЕРТЬ ХРИСТА

(DEATH OF CHRIST)

Ее роль в евангелиях. Из тех рассказов о Христе, которые предоставляют нам евангелия, очевидно, что смерти — как и воскресению — Христа в них отводится первостепенное значение. Отчет о событиях последних нескольких дней Иисуса, имеющих своей кульминацией распятие, занимает значительную часть каждого из евангелий (Мф. 21 - 27; Мк. 11 - 15; Лк. 19 - 23; Ин. 12 - 19), а рассказ о входе в Иерусалим незадолго до распятия начинается, соответственно, в Мф. 20:17; Мк. 10:32; Лк. 9:51; Ин. 11:7.

В каждом из синоптических евангелий Иисус три раза недвусмысленно предсказывает Свои страдания и смерть (Мф. 16:21; 17:22-23; 20:17-19; Мк. 8:31; 9:31; 10:32-34; Лк. 9:21-22; 9:44; 18:31-33). Приближение смерти подразумевается также Его словами в Вифании о том, что Его помазание есть приготовление к погребению (Мф. 26:12; Мк. 14:8; Ин. 12:7), притчей о злых виноградарях (Мф. 21:33-3; Мк. 12:1-12; Лк. 20:9-17), преображением, когда Моисей и Илия говорили с Ним «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31), словами о женихе, который отнимется (Мф. 9:15; Мк. 2:20; Лк. 5:35), а задолго до этого — словами Симеона к Марии о ждущих ее страданиях (Лк. 2:35). У Иоанна встречается ссылка на разрушение храма Иисусова тела (Ин. 2:19-22) и неоднократное упоминание «часа» (Ин. 8:20; 12:23, 27; 13:1; 16:32; 17:1) Его «вознесения» (Ин. 3:14; 8:28; 12:32, 34), часа Его распятия, к которому неуклонно вело все служение Иисуса.

Причины. Учитывая, что евангелия были написаны для ранней Церкви и имели прямое отношение к ее жизни и миссии, мы можем выявить три чрезвычайно важные причины того, что смерти Христа придается такое значение.

Центральное место распятия — и воскресения — в проповеди Благой Вести о Иисусе.

Центральное место смерти — и воскресения — в поклонении Церкви, особенно в связи с заповедями крещения и вечери Господней.

Центральное место страданий и смерти Христа для смысла христианского ученичества.

Проповедь ранней Церкви. Новый Завет очень ясно указывает, что смерть Христа имела основополагающее значение для христианской проповеди. Павел вполне мог сказать христианам Коринфа: «Я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2:2). Благая Весть для него была «словом о кресте», хотя и представляла собой «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1:18, 23). Он подводит итоги тому, что узнал сам и передает другим: «Я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию» (1 Кор. 15:3-4). Галатам же Павел говорит: «Вас, у которых пред глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый» (Гал. 3:1).

В рассказах, которые приведены в Деяниях апостолов о проповеди апостолов Петра и Павла, мы находим, что смерти Христа всегда отводилось место первостепенной важности (Деян. 2:23; 3:13-15, 17-18; 4:10; 5:30; 7:52; 8:32-35; 10:39; 13:27-29; 17:2-3). В этой проповеди ответственность людей за смерть Христа возлагается на иудеев, голосовавших за то, чтобы распять Его, и Пилата, приговорившего Его к смерти, однако поясняется также, что все это произошло во исполнение намерений Бога, выраженных в Писании (Деян. 3:18). Убили Христа «Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного» (Деян. 2:23). Его враги сделали только то, «чему быть предопределила рука... и совет» Бога (Деян. 4:28).

Упомянутые в евангелиях противники. Возвращаясь к евангелиям, мы обнаруживаем, что в них с чрезвычайной ясностью указано: смерть Христа с человеческой точки зрения была кульминацией встреченного Им противостояния. Большой отрывок из Марка (Мк. 2:1 - 3:6) одним из первых в евангелиях поясняет некоторые причины этого противостояния, и кончается он словами: «Фарисеи, вышедши, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его». Лука рассказывает о покушении на жизнь Иисуса, произошедшем в Назарете, по-видимому, на одной из самых ранних стадий Его служения (Лк. 4:29). Позднее Лука рассказывает, что Ирод хотел убить Его (Лк. 13:31). В Евангелии от Иоанна много говорится о постоянном противоборстве между «иудеями» и Иисусом в связи с Его отношением к субботе и конкретными заявлениями Иисуса о Себе (Ин. 5:16, 18; 8:59; 10:31-32). В Ин. 7:1 сказано, что Он «по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его». Затем произошел случай, когда «послали фарисеи и первосвященники служителей — схватить Его» (Ин. 7:32), но не сумели этого сделать. Все четыре евангелия повествуют о замыслах, которые в конце концов были осуществлены иудейскими лидерами, о роли Иуды и о том, как схватили и судили Иисуса.

Замысел Божий исполнился. В проповедях из Деяний апостолов и еще более в евангелиях поясняется, что причиной смерти Иисуса отнюдь не были происки Его врагов сами по себе. Таков был замысел Божий. Слова, сказанные Иисусу при Его крещении (Мф. 3:17; Мк. 1:11; Лк. 3:22), и Его отношение к искушениям, а затем, неоднократно, и к Своему служению свидетельствуют, что Иисус сознавал Свое мессианское предназначение, равно как и то, что исполнить его Он должен был в роли Страдающего Раба. Поэтому, как только Петр в присутствии других учеников исповедал Его в качестве Христа, Иисус «начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мк. 8:31; ср. Мф. 16:21; Лк. 9:22).

Постоянно также подчеркивается, что исполнилось сказанное в Писании. Особенно это справедливо в отношении самого повествования о страстях Иисуса. В Мф. 26:52-56 отмечается, что при взятии Иисуса у Его учеников существовала возможность не допустить этого. Более того, можно сказать, что в Его распоряжении было «более, нежели двенадцать легионов Ангелов» (Мф. 26:53), но возражением Иисуса на предложения о человеческом или ангельском противостоянии происходящему были слова: «Как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Мф. 26:54). Фактически, Он мог бы сказать: «Все это должно произойти, чтобы могло сбыться написанное пророками». В Лк. 24:26-27, 44-47 воскресший Христос говорит недоумевающим ученикам, ссылаясь на Писание: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» Затем Он начинает просвещать их, изъясняя им то, что сказано в Писании. «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима». В Евангелии от Иоанна также постоянно подчеркивается, что исполнилось сказанное в Писаниях и что Бог «прославится» в «вознесении» Иисуса после смерти на кресте (Ин. 12:23-24, 32-33; 13:31-32; 17:1-4). Пророчество Каиафы, причем таким способом, о каком первосвященник и представления не имел, совпадает с замыслом Бога, который обязан был исполниться: «чтобы один человек умер за людей» (Ин. 11:50-52; 18:13). Когда Иисус, сразу после того как был приговорен Пилатом к распятию (Ин. 19:11), говорит Пилату, что у того не было бы власти распять Его, «если бы не было дано... свыше», Он подразумевает не просто политическую власть, данную Богом (в смысле Рим. 13), а то, что поступки Пилата по сути дела не противоречат воле и власти Бога. (В Деяниях подчеркивается, что Христос принял смерть во исполнение Писания — см. Деян. 3:18; 8:32-35; 13:27; 17:2-3; 26:22-23.)

Смерть Христа и прощение грехов. Если проследить, что сказано в Новом Завете о смысле и предназначении смерти Христа, мы обнаружим, причем выражено это множеством различных способов, что она особым образом связана с прощением грехов.

Проще всего и без каких бы то ни было дальнейших пояснений об этом очень часто говорится, что Он «умер за нас», «за всех» и «за других». Смерть Христа является крайним выражением любви Бога и любви Самого Иисуса (Ин. 15:13; 1 Ин. 3:16; 4:10; Рим. 5:8; Еф. 5:2, 25). Говоря словами Ин. 10:11, Иисус — это Пастырь Добрый, Который полагает жизнь Свою за овец. Он умер вместо нас (Мф. 20:28; Мк. 10:45), и это означает, что Он умер смертью грешника, чтобы нам не пришлось этого делать. Встречается множество мест, где просто сказано, что Он «умер за грехи наши» или ради нас, когда мы были грешниками (1 Пет. 3:17-18; Рим. 4:25; 5:6-8; 1 Кор. 15:3; 2 Кор. 5:21; Гал. 1:4). О смерти Христа как искуплении грехов говорится в явном виде в Евр. 9:28: «Христос, однажды принесши себя в жертву, чтобы подъять грехи многих». В 1 Пет. 2:24 об этом сказано: «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо»; то, что неявно подразумевается ссылкой на крест в качестве «древа» (ср. Деян. 5:30; 10:39; 13:29), сделано явным в Гал. 3:10-13. Все мы, не соблюдающие закон Божий, находимся под «клятвою» — не в нашем современном понимании этого слова, а так, как сказано во Второзаконии: «Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона». Но «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, — ибо написано: "проклят всяк,висящий на древе"».

Мысли, изложенные такими словами, возвращают нас к евангелиям. В частности, нам трудно даже попытаться понять смертные муки нашего Господа Иисуса Христа в Гефсиманском саду и Его слова о ждущей Его «чаше» иным образом, нежели как результат осознания Им приближающегося — осознания не просто физической боли и позора распятия, но реальности того, что означало для Него стать Рабом, Который «страдал добровольно», Который «изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши», причем «Господь возложил на Него грехи всех нас». (Ис. 53:5-6). То же самое может быть сказано в отношении крика с креста: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46; Мк. 15:34).

Блага, принесенные смертью Христа для тех, кто верует, описываются множеством различных способов. Это и прощение грехов (Деян. 5:31; 13:38; 26:18; 1 Ин. 1:9; 2:12; Рим. 4:7; Еф. 1:7; Кол. 1:14; Евр. 9:22), и наше очищение от греха (1 Ин. 1:7, 9; Еф. 5:26; Евр. 9:14; 10:22), наше исцеление (1 Пет. 2:24), наше спасение (1 Кор. 1:18), наша жизнь (Ин. 6:51-56; 12:24; 1 Фес. 5:10), наше оправдание (Рим. 5:9; 8:33) или обретение праведности перед Богом в качестве дара благодати (2 Кор. 5:21), наше освящение или обретение святости (Евр. 13:12).

Примирение. Божье прощение означает, что непокорное человечество примирено с Богом. В Рим. 5:1 об этом сказано так: «Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа», что и означает, что через Него «мы получили ныне примирение» (Рим. 5:11). Более выразительно Павел говорит об этом во 2 Кор. 5:18-20. А кратко это выражено в Кол. 1:22: «Ныне примирил в теле плоти Его, смертью (Его)». Это примирение — «чрез Него, Кровию креста Его» (Кол. 1:20). Та же тема развивается в Еф. 2:11-22, где поясняется, что мир с Богом и мир друг с другом через Христа взаимосвязаны. «Он есть мир наш», «разрушивший стоявшую посреди преграду» между евреями и неевреями, устроивший мир и «в одном теле» примиривший «обоих с Богом посредством креста» .

Это в свою очередь ведет к мысли о том, что мы «имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф. 2:18; ср. Рим. 5:2) или, как сказано в 1 Тим. 2:5-6, что если «един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех». Этот открытый доступ к Богу символически выражен тем, что в самый момент смерти Иисуса разодралась завеса в храме (Мф. 27:51; Мк. 15:38). Таким образом, в 1 Пет. 3:18 говорится о том, что Христос умер, «чтобы привести нас к Богу». Сходным по существу образом результат смерти Христа описан в Евр. 10:19-22, где сказано, что мы имеем «дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу». И автор послания заключает: «Имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем...» Здесь мы встречаемся с терминологией священства — доминирующей темой Послания к евреям, которая вкратце выражена в Евр. 4:14-16: «Итак, имея Первосвященника великого... да приступаем с дерзновением к престолу благодати».

Жертвоприношение. Представление о священстве неизбежно связано с понятием жертвоприношения. В ветхозаветных обрядах жертвы приносились для искупления грехов, при заключении завета и в связи с празднованием Пасхи (праздника опресноков). Все эти случаи упомянуты в Новом Завете при разъяснении смысла смерти Христа.

Целью, ради которой Иисус вошел в нашу человеческую жизнь, было «умилостивление за грехи народа» (Евр. 2:17), и это Он совершил «однажды, принесши в жертву Себя Самого» (Евр. 7:27). В Послании к евреям эта тема развивается детально, там показано, что смерть Христа была исполнением и замещением жертвоприношений ветхозаветных времен. Когда в различных местах новозаветного свидетельства мы находим ссылки на «Кровь» Христа, это слово указывает на Его жертвенную кровь (например: 1 Пет. 1:2; 1 Ин. 1:7; Рим. 5:9; Еф. 1:7; 2:13; Кол. 1:20; Отк. 1:5; 5:9). Павел глубже проникает в значение этой жертвенной смерти, когда говорит о ней как об «искупительной жертве» (NIV: sacrifice of atonement; KJV {и синодальный перевод} — «жертва умилостивления», Рим. 3:25). Христос понес наши грехи и нет более «прощения грехов», соделанных прежде, зато свершениями Христа на кресте Бог явил Себя «праведным и оправдывающим» тем, кто имеет веру в Христа. Грехи человеческие не просто отбрасываются как не подлежащие наказанию; Божье правосудие проявляется в том, что грехи несет на Себе безгрешный Сын Божий, и поскольку Он их несет, те, кто верит в Него, оправдываются (Рим. 3:24-26). Те же самые слова об умилостивлении встречаются в 1 Ин. 2:2; 4:10.

Мы уже отмечали значение, которое в Послании к евреям придается пониманию того, что жертва Христа сделала возможным установление нового завета, личных взаимоотношений с Богом на основе прощения. Такое понимание восходит к Самому Иисусу, в частности, к тому, что Он говорил при установлении тайной вечери: «Сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:28; ср. Мк. 14:24; Лк. 22:20; 1 Кор. 11:25; Евр. 13:20).

Когда о Иисусе говорят как об Агнце Божьем (Ин. 1:29, 36), не совсем ясно, должны ли мы при этом вспомнить о жертвоприношении агнца, которое ежедневно совершалось в храме, или же об агнце, закалывавшемся на Пасху. Тем не менее совершенно очевидно, что совершение Пасхи занимало главное место в мыслях Самого Иисуса, приближающегося к Своей смерти (это явствует из рассказов всех евангелий о распятии — см. Мф. 26:1-2, 17-19; Мк. 14:1-2, 12-16; Лк. 22:1-2, 7-16; Ин. 11:55; 12:1; 13:1; 19:14), поэтому представления ранних христиан выражались следующими словами: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5:7).

Изложенное связано, в свою очередь, с терминологией искупления, поскольку праздник опресноков символизирует искупление народа из египетского рабства и отмечается с надеждой на новое и большее искупление. Об «искуплении Кровию Его» говорится в Еф. 1:7, и это «искупление» (Рим. 3:24; Гал. 3:13) означает освобождение от греха и зла и от власти смерти (Гал. 1:4; Тит. 2:14; Евр. 2:14-15; Отк. 1:5). Ибо смерть Христа — это победа над злом и над всеми силами зла (Кол. 2:15). Ссылаясь на Свою приближающуюся смерть, Иисус говорит в Ин. 12:31: «Ныне суд миру сему;

ныне князь мира сего изгнан будет вон». Таким образом, победа означает искупление, однако в Новом Завете говорится также о дорогой цене нашего искупления (1 Пет. 1:18-19). Иисус говорит, что Сын Человеческий отдает душу Свою «для искупления многих» (Мф. 20:28; Мк. 10:45), а Павел упоминает о том, что мы «куплены дорогою ценою» (1 Кор. 6:20; 7:23; ср. Деян. 20:28; Отк. 5:9; 14:4), хотя при использовании этой метафоры никогда не уточняется, кому заплачена цена.

Смерть Христа и ученики. Всеми перечисленными выше способами плюс еще несколькими о смерти Христа говорится как о пути к спасению, о нашем согласии с Богом, о прощении и примирении. Его смерть также указывает путь и ученикам. Иисус неоднократно говорит, чтобы те взяли крест свой и следовали за Ним (Мф. 10:38; 16:24-25; Мк. 8:34-35; Лк. 9:23; 14:27). Крещение выражает решимость верующего умереть (со Христом) для прежней греховной жизни (Рим. 6:2-7). «Я сораспялся Христу», — говорит Павел (Гал. 2:19); члены прежней земной жизни преданы смерти (Кол. 3:5-8; ср. 1 Пет. 4:1; Гал. 5:24). Это означает также готовность пострадать, как страдал Христос. Деяния апостолов указывают на многие параллели между муками первых христиан и муками Христа (Деян. 7:56-60; 9:5; 12:1-4; 21:13). «Я каждый день умираю», — говорит Павел (1 Кор. 15:31; ср. 2 Кор. 1:5; 4:10-12). Павел может даже говорить о своих страданиях как о чем-то в определенной степени восполняющем «недостаток в плоти моей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь» (Кол. 1:24). Также это смерть для собственного я: «А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор. 5:15); и это смерть для мира, как говорит апостол: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14).

Таким образом, смерть Христа является примером для христиан. И все же ни в одном месте Нового Завета смерть и муки Христа не ставятся в пример без сопроводительного упоминания, что же именно Его смерть означала «для нас». Евангельские таинства высвечивают образ жизни, к которому призваны христиане, но они также указывают и напоминают (требуя ответного покаяния и веры), что однажды свершил Иисус Христос для всех нас Своею смертью и воскресением. Причастие Господне есть не что иное, как постоянное провозглашение смерти Господа, доколе Он придет (1 Кор. 11:26). Крещение же есть объединение со Христом в Его смерти и воскресении, говорящее о всем образе жизни христиан как умирании (во имя Христа) для себя и жизни для Того, Кто возлюбил нас и предал Себя за нас (Гал. 2:20). Жизнь, коль скоро она продолжается на земле, должна быть прожита во славу распятого и воскресшего Господа, а слава небесная — это «Агнец закланный», достойный «принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (Отк. 5:12).

Фрэнсис Фоукс

См. также: ИСКУПЛЕНИЕ: ВОССОЕДИНЕНИЕ С БОГОМ; КРЕСТ; ИИСУС ХРИСТОС; АГНЕЦ.

Литература: Е. Brandenburger, NIDNTT, 1:389-403; J.Denney, The Death of Christ; M.Hengel, The Cross of the Son of God; L. Morris, The Apostolic Preaching of the Cross; idem. The Cross in the New Testament; J.Schneider, TDNT, 7:572-84; J.Stott, The Cross of Christ; R.S.Wallace, The Atoning Death of Christ.