СМИРЕНИЕ

УНИЧИЖЕНИЕ

(HUMILITY)

Библейское смирение основано на характере Бога. Бог Отец не отказывает в помощи бедным и страждущим (Пс. 112:4-9; ср. 137:6-7); воплотившийся Сын проявляет смирение от яслей до самой смерти крестной (Мф. 11:29; Деян. 8:32-33; Флп. 2:5-8). Двойное словоупотребление «кроток» (греческое praus) и «смирен (tapeinos, "униженный") сердцем» в Мф. 11:29 подчеркивает смиренность Иисуса перед людьми, для служения которым Он пришел (Мф. 20:28; Мк. 10:45; Лк. 22:27), и Его покорность Богу. Смирение и кротость зачастую неразделимы (2 Кор. 10:1; Еф. 4:2; Кол. 3:12).

Как признак истинной религиозности (Мих. 6:8) смирение необходимо для того, чтобы войти в Царство Божье (Мф. 5:3; 18:1-4) или быть в нем большим (Мф. 20:26-27; Мк. 10:43-44). Как отсутствие эгоизма (Мф. 10:38-39; Лк. 9:23-25) смирение — это нищета духа (Мф. 5:3), который не накапливает свои заслуги, но в спасении полагается единственно на праведность Бога (Лк. 18:9-14, 15-17). Оно может подразумевать молитвы (2 Пар. 7:14; Дан. 6:10; 9:3-20), пост (Лев. 16:29-32; 23:27-32; Езд. 8:21, 23; Пс. 34:13; Дан. 10:1-3, 12) и преклонение колен (Иез. 2:1; Дан. 6:10; Отк. 1:12-17) перед Господом. Поскольку Бог не приемлет лицемерное поклонение (Ис. 58:3-7; Мф. 6:5-8, 16-18) и ложное смирение (Кол. 2:18, 23), расположение сердца человека должно соответствовать внешним проявлениям (Ис. 57:15; Лк. 18:9-14; ср. Ис. 6:5; Мф. 11:29).

Смирение — предпосылка для прославления (Пр. 15:33; 18:12; 22:4; 29:23) и материальных благословений (Пс. 36:11; Мф. 5:5). Тесно связанное со страхом Господним (Пс. 24:9, 12-14; Пр. 15:33), оно может привести к богатству и жизни (Пр. 22:4); но даже когда благословения откладываются, дух смирения необходим (Пр. 16:18-19; ср. Рим. 12:14, 16-17). Это врата к жизни вечной (Мф. 5:3; 18:1-4), а не обязательно к материальному воздаянию (Мф. 5:10-12).

Бог дает благодать смиренным (или страждущим), а гордым противится (Пр. 3:34; Иак. 4:6; 1 Пет. 5:5). Независимо от социального или нравственного статуса (Лк. 1:48, 52-54; ср. Пс. 50:18-19) Бог нередко избавляет людей, смирившихся перед Ним, — будь то праведные цари (2 Пар. 32:24-26; 34:26-28), нечестивые властители (3 Цар. 21:27-29; 2 Пар. 33:12-13) или простой народ (2 Пар. 30:8-11).

Господь возвысит униженных (Мф. 23:12; Лк. 1:52; 14:11; 18:14; Иак. 4:10) в Свое время (1 Пет. 5:6). Человек должен не претендовать на честь для себя (Пр. 25:6-7; Лк. 14:7-11), но думать о себе непритязательно (Рим. 12:3). Учение и жизнь Иисуса иллюстрируют это в совершенной полноте. Он уничижил Себя, приняв образ раба (Ин. 13:1-16), даже до смерти (Ис. 53:7-8; Деян. 8:32-33) быв послушным Отцу (Флп. 2:5-8), Который высочайше превознес Его (Флп. 2:9-11).

Смиренных Господь вознаграждает мудростью (Пр. 11:2). Он не безразличен к положению униженных и трепещущих (Ис. 66:2-5), но утешает смиренных и сокрушенных сердцем (Ис. 57:15; 2 Кор. 7:6).

Христиане обязаны следовать поданному Иисусом примеру (Мф. 11:28-30; 2 Кор. 10:1) кротости и смирения. Смирение — это первое испытание для подлинно великого человека или правителя (Лк. 22:24-27). Сама жизнь и учение Павла (Деян. 20:18-21) подчеркивают и разъясняют смысл христианского смирения. Признавая, что он был первым среди грешников (1 Тим. 1:15) и наименьшим из всех святых и апостолов (1 Кор. 15:9; Еф. 3:8), Павел хвалится благодатью Божьей (1 Кор. 15:10; ср. 2 Кор. 12:9-10) и крестом Иисуса Христа (Гал. 6:14; 1 Кор. 1:18 - 2:5), а не своей праведностью (Флп. 3:3-9).

Грег У. Парсонс

Литература: J.Knox Chamblin, Paul and the Self: Apostolic Teaching for Personal Wholeness; H.-H.Esser, NIDNTT, 2:256-64; F. S. Fitzsimmons, New Bible Dictio nary, p. 500; R.E.O.White, EDT, p. 537.