СОН
(SLEEP)
В Писании слова, обозначающие сон, употребляются как в прямом, так и в переносном смысле. Когда данное слово понимается буквально, что не редкость, оно обычно обозначает сон как простой факт человеческого существования (Быт. 28:16; Дан. 8:18; Мф. 25:5). Даже в этом нашем состоянии мы не отдаляемся от провиденциального действия Бога, Который не дремлет и не спит (Пс. 120:4). ночная тьма светла, как день (Пс. 138:11-12). Бог иногда использует наш сон, чтобы дать нам во снах откровение и указания (Быт. 20:6-7; Суд. 7:13-15; 3 Цар. 3:5; Мф. 1:20; 2:12-13, 22). В Ветхом Завете сладкий сон может рассматриваться как Божье благословение (Пс. 4:9; 126:2; Ек. 5:11).
Слово сон употребляется также метафорически, для указания на духовную слепоту, праздность или недостаток понимания. В книге Притчей лень, праздность и сонливость упоминаются в морализаторском смысле, для описания безответственного человека, который отказывается признать необходимость вести разумную жизнь (Пр. 6:9-11; 19:15; 20:13; 24:33-34); его неизбежно ждут плачевные последствия. В стихе Ис. 29:10 и во многих местах Нового Завета (Мк. 13:36; Рим. 13:11; Еф. 5:14; 1 Фес. 5:6-9) эта терминология относится к духовному оцепенению, которое необходимо стряхнуть с себя, чтобы бодрствовать в этом злом веке. В таком смысле это слово часто появляется в эсхатологическом контексте, напоминая нам о бдительности, чтобы мы различали знамения времен.
Слово сон метафорически употребляется также в значении «смерть». Это типично для Ветхого Завета (Иов 7:21; 14:12; Пс. 12:4; Иер. 51:57; Дан. 12:2). Выражение «почил с отцами своими» (например, 3 Цар. 11:21) — это неизменная формула, обозначающая смерть; она встречается в Ветхом Завете свыше 35 раз. До новозаветных времен эта формула не сохранилась, в отличие от метафорического обозначения смерти как сна. Относительно данной метафоры в Новом Завете можно высказать шесть соображений.
Во-первых, нигде не говорится, чтобы Иисус уснул или опочил. В конце Его земной жизни не произошло никакого облегчения страданий. Во-вторых, про неверующих не говорится, что они уснули. К ним смерть тоже оборачивается своей жестокой и бесприютной стороной. Для них смерть — не блаженный сон, но последнее вечное небытие. Отличие от Иисуса, разумеется, заключается в том, что неверующий умирает за свои собственные грехи, а Иисус умер за грехи других и воскрес для торжествующей жизни. В-третьих, про смерть верующих говорится, что они почили (1 Кор. 15:6, 18, 20; 1 Фес. 4:13, 15), а в одном случае — почили «в Иисусе» (1 Фес. 4:14 {синод, «умерших в Иисусе»}). Хотя про верующих иногда по-прежнему говорится, что они умерли, для них смерть — приобретение (Флп. 1:21); она утратила свое жало (1 Кор. 15:54-57). Смерть приносит блаженство и покой (Отк. 14:13) и явственное чувство соединения с Христом (2 Кор. 5:8). Смерть, по существу, уже не смерть, и те, кто верует в Иисуса, на самом деле никогда не умрут, хотя они могут по-прежнему испытать нечто, раньше именовавшееся смертью (Ин. 11:25-26). Так что метафора сна подчеркивает, что нам не следует бояться смерти больше, чем мы боялись бы уснуть. В-четвертых, о верующих никогда не говорится, что они почили в смерти Иисуса; скорее, мы умерли с Ним (Кол. 2:20; 2 Тим. 2:11) или сораспялись с Ним (Гал. 2:19). Только благодаря смерти Иисуса и нашей смерти с Ним смерть больше не внушает ужас, сделавшись вместо этого спокойным сном и блаженством (Отк. 14:13). В-пятых, даже когда Господь наказывает верующих временной смертью, это уже не смерть, а сон (1 Кор. 11:30). И наконец, верующие не только уже никогда не испытают смерти (в ее старом смысле), хотя и могут пройти через то, что метафорически называется сном; есть такие, кто не испытает и этого — то единственное поколение верующих, которое будет жить во время второго пришествия Христа (1 Кор. 15:51); они не уснут, но мгновенно преобразятся для своей новой, не имеющей конца жизни.
Уолтер А. Элуэлл См. также: СМЕРТЬ; ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ 1-Е И 2-Е ПОСЛАНИЯ: БОГОСЛОВИЕ.