СОФОНИЯ
БОГОСЛОВИЕ КНИГИ
(ZEPHANIAH, THEOLOGY OF)
Софония, чье имя, означающее «Яхве осеняет/укрывает», свидетельствует о вере его родителей, и сам был верным вестником для Божьего народа. Он пророчествовал в царствование Иосии (Соф. 1:1; 640 - 609 гг. до Р.Х.), шестнадцатого царя Иудеи и одного из немногих ее добрых правителей. Верность Софонии Богу была оскорбляема в годы его взросления, пришедшиеся на конец нечестивого царствования деда Иосии, Манассии, и его отца, Амона. Чистосердечность его веры в Яхве явствует из его страстного призыва суда Божьего. Возможно, в книге благочестие Софонии подчеркивается также с помощью упоминания, что его родословная в четвертом поколении восходит к Езекии (Соф. 1:1), еще одному благочестивому царю Иудеи, бывшему также предком Иосии. Связь Софонии с этими благочестивыми царями подразумевает, по-видимому, что он разделяет их благочестие.
Неясно, когда именно во времена правления Иосии пророчествовал Софония. Поскольку им осуждаются языческие обычаи (Соф. 1:4-9), многие предполагают период ранее 621 г. до Р.Х., начала религиозных реформ Иосии, призывавших народ вернуться к поклонению истинному Богу. Однако это не обязательно соответствует действительности, ведь призыв к духовному обновлению и его осуществление — два разных и не всегда одновременных события. Эти пророчества могли появиться в более поздний период правления Иосии, убеждая израильтян послушаться того призыва к благочестию, на который уже откликнулся их царь.
С богословской точки зрения важно отметить, какие именно обычаи осуждает пророк. В сфере религии в их число входит вероотступничество (Соф. 1:4-5), поклонение иноплеменным богам и забвение единственно истинного Бога. Пророк также оплакивает нечистоплотность гражданских и религиозных руководителей, которые пользуются своим высоким положением в личных целях (Соф. 3:3-4).
Еще большее негодование вызывает равнодушие слишком многих. Подобно вину, скисающему на собственном осадке {синод, «на дрожжах своих»} (Соф. 1:12), слишком многие люди Божьего народа в своей вере словно умерли. На словах они не отрицают существование Бога, зато своими делами отрицают Его власть, предполагая Его бессилие, или по меньшей мере безучастность, в том, что касается истории Израиля и непосредственно их жизни. Это высшее оскорбление для Бога, Который создал из них народ и на протяжении всей истории Израиля Своими трудами оберегал их. Даже сердитое вопрошание Бога Аввакумом или Иовом лучше, нежели эта мучительная, леденящая апатия. Подобно тому, как многие браки разрушаются из-за утраты интереса, что нередко ведет к неверности, этими же двумя проявлениями кризиса отмечена жизнь народа, который был обручен с Богом.
Из-за этих, и многих других, провинностей Бог в Своем суде обратился против Своего народа. Как обманутый муж в конце концов отвечает на непрекращающееся вероломство, так Яхве выступает против Израиля. Этот день суда и возмездия, который называется «день Господень» или «тот день» — мотив, объединяющий различные пророчества (см. например Соф. 1:7, 14; 3:11, 16). Этот «день» не есть некое единое целое, он, скорее, многогранен. Согласно древнейшим представлениям израильтян, это должен был быть день благословения и благоденствия для них, как Божьего народа. Враги Бога будут уничтожены, а верные Ему получат награду (см. Ам. 5:18). Вскоре израильтяне обнаружили, что такие представления одновременно и верны, и ошибочны. Верны они были в том, что послушных Богу ждет благословение, а ошибочны — в предположении, будто бы из-за одного того, что Израиль у Синая вступил с Богом во взаимоотношения завета, его статус благословенного Богом народа навеки незыблем.
Хотя Бог верен Своему завету, у Израиля существуют обязанности, невыполнение которых приведет к суду и лишению благословений завета. Эти благословения обусловлены послушанием, а не историческим установлением взаимоотношений. Как указывала израильтянам их история, и как нам следует проповедовать сегодня, не бывает детей Бога во втором поколении. Верные завету предки — еще не гарантия, что следующее поколение будет включено в завет. Это может произойти только благодаря верности завету.
Однако этот день — не только день суда, но также, причем в то же самое время, день надежды и благословения. Израиль был прав. Благоденствие следует за верностью, и коль скоро восстановится второе, будет и первое. Таким образом, в дополнение к суровым предостережениям Софонии о суде (Соф. 1:2 - 3:8), появляются и обетования надежды (Соф. 3:9-20). Бог — это Бог справедливости и Бог святости, несущий суд тем, кто противостоит Ему, но также Бог любви и Бог милосердия, простирающий их на Своих верных приверженцев. Сыны Иуды призваны отказаться от своих обычаев, несовместимых с Его благим милосердием. Вместо того чтобы отрекаться от Бога, им надлежит искать Его (Соф. 2:3), вместо равнодушия и осквернения религии язычеством перейти к смиренной и праведной жизни.
День Господа придет для всего мира, а не для одной страны, потому что суд Божий падет и на другие народы (филистимляне, Соф. 2:4-7; моавитяне и аммонитяне из Заиорданья, Соф. 2:8-11; ефиопляне или египтяне, Соф. 2:12; ассирийцы, Соф. 2:13-15; в целом, см. Соф. 3:6-8). Все державы, великие и малые, находятся в сфере власти и прерогатив Бога. Это составляет резкий и парадоксальный контраст с тем, что этому Богу Его собственный народ отказывает в какой бы то ни было власти или заинтересованности в делах мира (Соф. 1:12).
В структуре книги Софонии еще более объемным понятием, чем день Господа, оказывается сам «Господь Яхве». Его имя упомянуто не только в первом предложении книги; это также последнее в ней слово, чем задается ее общий тон, определяющий предпосылки для толкования всего пророческого слова Софонии. Как пророчества Софонии в частности, так и все Писание в целом, являются теоцентричными.
Божественное имя Яхве, часто встречающееся у Софонии, имеет большое богословское значение. Анахронически переводимое как «Господь» в большинстве английских переводов, оно представляет собой личное имя Бога, раскрытое Им для Своего народа в завете с ним (Исх. 6:2-3). Это не всеобщий, безличностный «Бог», оно подразумевает близость и предназначено только для тех, кто вступил в личные взаимоотношения с Богом. Тем более оно важно в этих пророчествах суда и надежды. Суд следует за нарушением близких взаимоотношений с Богом, в которые люди и их предки вступили добровольно. Их Судия — не неизвестное безличностное существо, но Тот, с Кем они были близки, и Кого оскорбили лично. Несмотря на преступление и возмездие, которое должно за ним последовать, Бог по-прежнему раскрывает Себя израильтянам под именем Яхве, как их любящий Бог завета, хотя Он и вынужден наказывать отрекшийся от Него Израиль. Если бы только люди могли слышать, то само имя, под которым Он им раскрыл Себя в Своем суде, прозвучало бы как предложение неумирающей любви и надежды.
Дэвид У. Бейкер
См. также: ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ; БОГ; ИЗРАИЛЬ; ПРОРОК.
Литература: Е. Aclitmeier, Nahum Malachr, D.W.Baker, Nahum, Habakkuk. Zephaniah J. J. M.Roberts, Nahum, Habakkuk, and Zephaniah.