СОЮЗ CO ХРИСТОМ

(UNION WITH CHRIST)

Согласно Новому Завету, религиозный опыт самых первых христиан происходил от Христа и основывался на Нем. Христианский опыт — это нечто большее, нежели подражание жизни Христа и следование Его учению. Это переживаемая в настоящем времени реальность воскресшего Христа, Духом пребывающего в сердцах верующих. Труды как Иоанна, так и Павла, описывая эту реальность, указывают на всеобъемлющую и соборную сущность Христа.

Словоупотребление. Павел чаще, чем любой другой новозаветный священнописатель, сочетает предлог «в» (еп) с каким-либо именем Христа. Выражение «во Христе» и родственные ему встречаются в писаниях Павла около двухсот раз. Апостол употребляет это словосочетание в более чем одном смысле, и ученые пытаются истолковать его представления множеством различных способов (например, как мистические, экзистенциальные, сакраментальные, локальные, эсхатологические и экклезиологические). В некоторых местах слова «во Христе» могут быть поняты просто как еще один способ указания на христианина (Еф. 1:1; Флп. 1:1; Кол. 1:2; 1 Фес. 4:16). Идея действия или причинной связи — другой возможный смысл этого выражения (Рим. 14:14; 2 Кор. 3:14; Гал. 2:17; Флп. 4:13). Очевидно, однако, что словосочетание «во Христе» имеет для Павла и сотериологическое значение (Рим. 8:1; 2 Кор. 5:19; Еф. 1:20). Пребывание «во Христе» представлено как единственное основание для оправдания и прославления (Кол. 1:27). Это не мистицизм поглощения, растворения человеческой индивидуальности в божественной, а тесное сближение с Богом через Христа.

Павел ссылается на индивидуально воспринимаемое действие Христа с помощью термина во Христе. Это излюбленное выражение апостола для описания личностных и живых взаимоотношений верующего с Христом, оно появляется в разнообразных контекстах. Его можно обнаружить восемь раз в Послании к галатам, тридцать четыре раза в Послании к ефесянам и восемнадцать раз в Послании к колоссянам. Ряд этих случаев словоупотребления не имеет ничего общего с концепцией объединения, они, скорее, связаны с инструментальным аспектом. В Послании к ефесянам, например, превалирует употребление выражения «во Христе» в инструментальном смысле, описывающее Христа как средство, с помощью которого Бог осуществляет Свою волю, избирает, искупает, прощает, благословляет, дает новую жизнь и строит Церковь. Иногда эта формула, однако, имеет описательный характер (Рим. 9:1; 1 Кор. 3:1). В таковом качестве она имеет значение «быть христианином» (Рим. 16:11; 1 Кор. 7:39; 2 Кор. 12:2; Флп. 1:1; Флм. 1:16) и указывает на определенные опознаваемые черты, которые христианина характеризуют. Эта формула применяется также к взаимоотношениям тех, кто принадлежит к Церкви (Рим. 16:12; Гал. 3:28; Кол. 4:7; 1 Фес. 1:1). Таким образом, выражение «во Христе» иногда служит указанием на объединяющую связь в сообществе верующих.

Существуют, однако, такие случаи словоупотребления, в которых формула «во Христе» используется в местоуказательном смысле, смысле местонахождения, подразумевая идею объединения (Рим. 8:1; 16:7; 16:7; 1 Кор. 15:22; 2 Кор. 5:17; Флп. 3:8-9). В этом смысле Христос описывается как средоточие жизни верующего. Если этот предлог (ел) толковать в местоуказательном, пространственном смысле, а слово Christos понимать мистически, как Дух прославленного Господа, тогда подразумевается тесный союз Христа и христиан (2 Кор. 5:17). «Во Христе» — это проявление тесной взаимосвязи, подобной соотношению с воздухом, которым дышат: он находится в человеке, но в то же самое время человек находится в нем. Таким образом, употребление Павлом этого сочетания сходно с его концепцией крещения «во Христа» (Гал. 3:27), предполагающей тесную духовную общность с Христом. Те, кто крестился во Христа, пребывают «в Нем». Существует, однако, и эсхатологический аспект этого словосочетания, указывающий на активное влияние Христа на христиан, соединившихся с Ним.

Союз со Христом — это результат божественного акта благодати, крещения Святого Духа. Крестившись во Христа, верующие инкорпорируются в тело Христа (1 Кор. 12:13). Это новое состояние, «во Христе», является исполнением обетования Иисуса ученикам: «в тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Ин. 14:20). Фраза «во Христе», таким образом, имеет также соборное значение: «те, кто принадлежит к сообществу Христову». Приобщение к Христу с необходимостью предполагает социальный аспект, участие в жизни Его тела. Данное сообщество характеризуется своим соотношением с представляющим его главой. Итак, пребывание «во Христе» — это новая жизнь в сообществе тех, кто связан с Христом.

Средоточием богословия Павла является союз со Христом (Рим. 8:1; 1 Кор. 6:17; Гал. 2:20). Хотя внимание богословов нередко отвлекается на его концепцию оправдания верою, представления Павла о духовной жизни во Христе имеют центральное значение для того, как понимается апостолом религиозный опыт. Соединение со Христом предстает в качестве синонима спасения, которое достигается верою и обретает свое завершение в любви. Христа «для нас» надо понимать совместно с Христом «в нас». Союз со Христом органически связан как с оправданием, так и с освящением (Рим. 5:8-10), и поэтому жизнь «во Христе» — сущность проповеди и опыта Павла. Эта концепция, однако, встречается и в учении Иисуса: «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20); «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» (Ин. 15:4). Итак, эта концепция не принадлежит исключительно Павлу, но подразумевается евангельскими высказываниями Иисуса, подчеркивающими Его единство с Божьим народом (Мф. 18:20; Мк. 8:38; Ин. 15:1-11).

Павел уделяет особое внимание теме «во Христе» в своем Послании к ефесянам. Особенно это заметно по Еф. 1:3-14, где данная фраза (или ее варианты) встречается свыше десяти раз. В большинстве случаев в Послании к ефесянам Бог упоминается как Бог, действующий во Христе. Те, кто «во Христе», присутствуют в мыслях и в предвечном замысле Бога (Еф. 1:3, 4, 9, 11; 2:6, 10; 3:9-11). Святые избраны «во Христе» (Еф. 1:3-14). Не только избрание верующих происходит через Христа (Еф. 1:5), но и Христос назван первым избранным (Еф. 1:9). Избрание совершается «во Христе», и это значит, что замысел Божий осуществляется в Его Сыне и чрез Него. Перейти во Христа означает присоединиться к Его телу. Те, кто * во Христе», становятся членами семьи Бога (Еф. 1:5; 2:19). С учетом соборного характера формулы «во Христе» у Павла, избрание «во Христе» предполагает Божью благодать этого выбора, соборное избрание, родственное избранию Сына. Благословения искупления запечатлены Богом «во Христе» (Еф. 1:3, 6, 7, 13). В Посланни к ефесянам эта фраза употребляется также по отношению к повседневной христианской жизни и духовному опыту (Еф. 1:1, 3) и для описания самой сути Божьего замысла соединить все небесное и земное (Еф. 1:10; 2:21) — замысла, осуществляющегося ныне для тех, кто «во Христе» (Еф. 2:13, 15, 21; 3:6).

В других трудах Павел использует эту фразу для описания такого существования, при котором верующие мыслят себя в единстве со смертью и воскресением Христа (Рим. 6:11); приобщаются к Его мудрости и святости (1 Кор. 1:30); и получают новое существование, новую жизнь (2 Кор. 5:17). В Послании к колоссянам это выражено с помощью мотива «полноты» Христа, обретаемой «в Нем» верующими (Кол. 2:8-15).

Во Христе, в Котором «обитает вся полнота Божества» (Кол. 2:9), верующие имеют полноту (Кол. 2:10). Они обрезаны «обрезанием Христовым» (Кол. 2:11), «погребены с Ним в крещении», в Нем «и совоскресли верою» (Кол. 2:12). Таким образом, благодаря верности-союзу со Христом для верующих возможно перейти в новую сферу существования, отличающуюся «полнотой», участием в новом завете и воскресением.

Для апостола его пребывание «во Христе» равносильно тому, что «живет во мне Христос» (Гал. 2:19-20). По сути дела, тема «Христос в вас» является раскрытием Божьей «тайны» и «упования славы» для верующих (Кол. 1:27). Через веру и любовь верующий приобщается к Своему Господу. Представленный Духом Господним, Христос обитает в верующих и делает возможным их усыновление Богом (Рим. 8:14-16; Гал. 4:6). Дух Христа дается верующему и преображает его по подобию Христову. Итак, ключом к пониманию концепции общения с Христом является выражение «в Духе». Новый Завет учит, что Дух опосредует для верующего присутствие Христа. Павел углубляет эту связь, отождествляя пребывание «во Христе» с пребыванием «в Духе» (Рим. 8:9). В восприятии апостола христиане существуют в Духе и имеют Духа внутри себя. Делая Христа реальностью для христиан, Дух создает среду обитания, в которой верующие живут «во Христе».

Союз со Христом — это результат акта Божьей благодати, крещения Святого Духа. Крестившись во Христа (Гал. 3:27), верующие инкорпорируются в тело Христово (2 Кор. 12:13). Это соединение описывается в Библии с помощью разнообразных метафор: виноградная лоза и ветви (Ин. 15:1-6), глава и тело (Еф. 1:22-23; 4:15-16; 5:23); брак Христа с Церковью (Еф. 5:23-32). Итогом самоотождествления во Христе выступает органическое единство с Ним и духовная жизнь. Хотя в литературе Иоанна такое объединительное проникновение взаимно и симметрично, Навел больше сосредотачивается на пребывании верующих во Христе, нежели на пребывании Христа в верующих. Однако когда у Павла речь идет о Духе, возникает обратная картина. Больше внимания уделяется тому, что в христианах обитает Святой Дух, нежели тому, что христиане живут в Духе. Итак, для Павла обитает в христианах, главным образом, Дух.

Приобщение и последний Адам. Выражение «во Христе» указывает на глубокое личностное приобщение к Христу, выступающее основой спасения и новой жизни. Это тесно связано с концепцией соучастия в смерти и воскресении Христа (Рим. 6:1-11; 8:17; Гал. 2:20; Кол. 2:12; 3:1). В подоплеке этих представлений лежит понятие корпоративной, соборной личности. Верующие благодаря вере инкорпорируются в своего Главу, представляющего новое человечество, во второго {синод, «последнего»} Адама. Для Павла соединение со Христом означает личное приобщение к результатам жизни, смерти, воскресения и прославления Христа. Соучаствуя в этих событиях, верующий переживает их как подлинную реальность. Таким образом Христос начинает жить в человеке и через него.

Вместо того, чтобы толковать данное словосочетание как указание на изолированное мистическое переживание, правильней рассматривать его в качестве описания духовной реальности, пронизывающей всю жизнь верующего и обретающей свое выражение в соборном теле Христовом. Так, фразу «умереть и совоскреснуть с Христом» следует понимать в объективном смысле, как соучастие в смерти и воскресении исторического Иисуса. Эту реальность Павел описывает с помощью параллели, проводимой между Адамом и Христом (Рим. 5:12-21; 1 Кор. 15:21-22). Деяния и будущность двух этих «корпоративных личностей», как представителей старого и нового человечества, являются парадигмой для всех, кто ими представлен.

Христос совершил Свое искупление «за нас» посредством Своих страданий, смерти и воскресения (Рим. 5:6-8; Гал. 1:4; 3:13). То, что произошло «во Христе», делает возможным наши с Ним взаимоотношения нашего пребывания «в Нем» (2 Кор. 5:17). Применительно к верующим следствия как прошлого, так и будущего аспекта Его искупительных свершений описываются фразой «со Христом». Верующие определяются как те, кто умер и совоскрес со Христом (Рим. 6:5; Кол. 2:12-13, 20; 3:1, 3), кто посажен с Ним на небесах (Еф. 2:6) и явится с Ним во славе (Кол. 3:4). Отношения христиан с Христом — это отношения веры, а не мистического поглощения. Когда апостолы Иоанн и Павел говорят о пребывании «во Христе», они подразумевают присоединение к корпоративной личности. Точно так же, как человечество пребывает «в Адаме», а Израиль является детьми Божьими (или рабом Яхве), новый Израиль пребывает «во Христе». Те, кто верует в Христа и крестился в Него, принадлежат к новому человечеству; они инкорпорированы в корпоративную, соборную личность Христа. Библейское учение о представителях человечества выступает также основой для понимания выражений «Христос в вас» (Рим. 8:10; 2 Кор. 13:5; Кол. 1:27), высказываний о вселении Христа в Его учеников (Еф. 3:17) и о Его пребывании или обитании в них (Ин. 14:20; 15:4, 7; 17:23, 26; 1 Ин. 3:24).

Отождествляясь с распятым и воскресшим Спасителем, верующие умирают для прежнего человечества и приобщаются к новому человечеству, что стало возможным благодаря последнему Адаму. «Во Христе» появляется «новая тварь» (2 Кор. 5:17), верующий переходит в совершенно новую сферу существования. Союз со Христом, таким образом, означает укрепление силою Его воскресения, жизнь в сфере Духа. Присутствие Христа прямо связано с эсхатологическим даром Духа. Во Христе действием Духа осуществляется замысел Бога об искуплении. Этот замысел вкратце описан Павлом в 2 Кор. 5:14-21. Иисусом Христом Бог примирил мир с Собою. Не только Им, но и «в Нем» совершается искупление и примирение. Именно благодаря единству с Христом, как последним Адамом, человечеству открыта возможность обновления (Рим. 5:14; 1 Кор. 15:21-22, 45; Кол. 1:18). Павел отождествляет эту новизну существования верующих с пребыванием в них Духа Иисуса. Восславленный Христос живет в Своих последователях Духом Своим (Рим. 8:9-11; Гал. 4:6). В Нем, в Главе нового человечества, пребывает жизнь вечная.

В тесной связи с этой параллелью «Адам — Христос» находятся положения Павлао «ветхом» и «новом» человеке (Рим. 6:6; Еф. 4:22-24; Кол. 3:9-10). Эта терминология не только описывает статус человека до и после его обращения в веру, но и указывает на изменение, которое уже осуществилось в смерти Христа (Рим. 6:6 — «зная то, что ветхий наш человек распят с Ним»). На кресте прежнее осуждено и предано смерти (Рим. 8:3). Соучаствуя в этой смерти, верующие умирают для своей прежней сущности (Рим. 6:2; Кол. 3:3) и освобождаются от тирании греха. «Во Христе» они переходят к новому способу существования, к жизни «нового человека». Итак, под «ветхим» и «новым» человеком подразумевается нечто большее, нежели личностная и этическая перемена, их следует также понимать как термины, обозначающие прежнее и новое человечество в панораме истории спасения.

Приобщаясь к смерти Христа, верующие совлекаются «ветхого человека». Через отождествление с воскресением Христа, они, соответственно, облекаются в нового человека. Такое соединение с Христом делает возможным новое творение, обновление по образу Создавшего их (Кол. 3:10). Пребывая «в Адаме», прежнее человечество объединяется с ним в грехе и смерти. Однако «во Христе» становится возможным сотворение нового человечества, которое объединяется с Ним в праведности и жизни (Рим. 5:18-21). Итак, точно так же, как человечество носит образ первого Адама благодаря корпоративному отождествлению, те, кто соборно пришел во Христа, созданы вновь по образу последнего Адама (Еф. 2:10). Корпоративный характер этого отождествления подчеркивается Павлом в его рассуждениях по поводу нового творения, подразумевающих, что все тело Христа представляет собой «одного нового человека» (Еф. 2:15).

Пребывание «во Христе» — не только основа личного и соборного самоотождествления христиан, оно служит также основой для преображенных взаимоотношений (Гал. 3:26-29). Те, кто «во Христе», не только семя Авраамово и наследники по обетованию (Гал. 3:29), они также предназначены для того, чтобы проявлять единение, независимое от их национальной принадлежности, социального положения и пола (Гал. 3:28). Концепция пребывания «во Христе» предусматривает кроме аспекта взаимоотношений верующего по вертикали (верующие — «сыны Божии», которые «во Христа облеклись», Гал. 3:26-27) еще и его повседневные взаимоотношения по горизонтали («нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского», Гал. 3:28). «Все», кто уверовал во Христа Иисуса (Гал. 3:26) и крестился «во Христа» (Гал. 3:27), есть «одно» (Гал. 3:28). Соединение со Христом благодаря приобщению к Его смерти и воскресению предполагает превращение в члены Тела Христова. Слиться с соборным Христом — означает стать частью органического целого под главою Христом (1 Кор. 6:15; 12:12-13; Гал. 3:28; Еф. 1:22-23; 2:14-16; 3:6; 4:4, 12-16; 5:23, 30; Кол. 1:18; 2:19; 3:15). Этот принцип соединения поясняется Павлом также с помощью метафоры храма. Христос — его основание и краеугольный камень, в то время как верующие представляют собой камни храма, они сложены в единое целое, и в них вселился Бог (1 Кор. 3:16-17; 6:19; 2 Кор. 6:16; Еф. 2:20-22).

Итак, сущность христианина Павел описывает с помощью формулы «во Христе». Для апостола это означает, что те, кто уверовал во Христа, отождествляют себя с Ним, как Главой нового человечества. В данной формуле заключается социальная концепция; приобщение к этому новому человечеству предстает в виде принадлежности к Церкви, истинному Божьему сообществу. Однако в то же самое время то, как Павел понимает пребывание «во Христе», предполагает близкие личные взаимоотношения с Христом. Хотя соборный смысл формулы важен, это не исключает того акцента, который апостол делает на личном союзе веры и на общении со Христом. Тема такого союза встречается и вне свода писаний Павла, особенно в трудах Иоанна (Ин. 14:10-11; 15:4-5, 7; 17:21-23; 1 Ин. 2:5-6, 24, 27; 3:6, 24; 4:4, 12-13, 15; 5:20). В этих местах говорится о том виде взаимоотношений, который выражается в терминах взаимопребывания — пребывания верующего во Христе, и наоборот.

Христианский мистицизм и союз с Богом. Учение Павла о союзе со Христом нередко называют христианским «мистицизмом». Этот термин уместен, если понимать его в ограниченном смысле. Павел считает эту общность с Богом даром Божьей благодати, который получен не упражнениями духовного опыта, но благодаря самораскрытию Бога (Гал. 1:16). Итак, союз со Христом есть то, что воспринимается верою, а не то, что достигается благодаря человеческим усилиям. Также, пребывание «во Христе» не предполагает ни утрату индивидуальности, ни растворение индивидуума в Божьем Духе (Рим. 8:14, 16; Гал. 2:20), а предполагает совершенствование индивидуальных качеств и способностей. Кроме того, пребывание «во Христе» есть нечто большее, нежели мистический союз; оно подразумевает нравственное единство, порождающее этический вектор христианской жизни. Это нечто большее, чем евангелие этического идеала (недостижимого), это пребывание в нас Христа, предоставляющего нам побудительную силу, чтобы жить в послушании Богу.

Для Павла быть «во Христе» означает быть «в Святом Духе». Павел различает Христа и Духа, но считает назначением Духа опосредование Христа для верующих. Как посредник Бога, трудящийся над христианской жизнью, Дух никогда не действует отдельно от Христа. Итак, Христос и Дух, хотя и являются раздельными сущностями, воспринимаются совместно и предоставляют средства для того, чтобы люди могли вступить во взаимоотношения с Богом. Однако мистицизм Павла является общинным или соборным мистицизмом. То, как употребляется фраза «во Христе», ассоциировано с тем, как Павел понимает совместное пребывание христиан в теле Христовом. Приобщение к этому телу совершается верою в Иисуса Христа. Отождествляя себя со смертью и воскресением Христа, тело укрепляется Его духом для того, чтобы свидетельствовать миру о присутствии Христа. Христиане пребывают в живом союзе со Христом, соборно выражая любовь к Христу, лично воспринятую верою. Союз со Христом — это союз с Богом. Богословие Павла, хотя и сосредоточено на Христе, опирается на ту посылку, что «Бог во Христе» (2 Кор. 5:19). Общение со Христом — это общение с Богом (Рим. 8:11; ср. 1 Ин. 1:3). Хотя союз с Богом основан на почине Божьей благодати, он требует также отклика со стороны человека (Еф. 2:8). В центре представлений Павла о пребывании «во Христе» находится факт веры. Это непременное условие спасения — упование человека на Бога, раскрытого в Иисусе Христе. Такая вера является основой для тесного союза со Христом, поскольку это самоотвержение искупленных ради Искупителя. Вера-союз, таким образом, обретает свое средоточие в смерти и воскресении Христа. В то же самое время пребывание «во Христе» имеет эсхатологическое значение. Союз с Ним предполагает взгляд, устремленный из настоящего в будущее. Хотя верующие уже приобщены к Христу, они чувствуют стремление к более близкому знанию и более тесному общению (Флп. 1:23; 3:10). Нынешний союз со Христом — это все равно «устраненность от Господа» (2 Кор. 5:6), поэтому он ожидает своего завершения в грядущем пришествии или «присутствии» (parousia) Христа.

Заключение. Понятие союза со Христом в своем богословском значении объемлет множество аспектов. Верующие «во Христе» приобщаются к Его смерти (Рим. 6:3, 5-11), Его погребению (Рим. 6:4), Его воскресению (Кол. 3:1), Его вознесению (Еф. 2:6), Его царствованию (2 Тим. 2:12) и к Его славе (Рим. 8:17). В итоге определенные черты личности и характеристики дел Иисуса усваиваются теми, кто к Нему приобщился. Формула «во Христе» является, таким образом, всеобъемлющим термином, объединяющим сотериологические, пневматологические и экклезиологические аспекты христианского опыта. В то же самое время это концепция мистическая, так как союз со Христом переживается «в Духе». Данное выражение имеет также этическое измерение, что нашло свое отражение в идее нового человечества, рождение которого стало возможным в единении с последним Адамом. И последнее, но немаловажное — выражение «во Христе» имеет эсхатологический смысл, описывая состояние верующего, чья жизнь преображается благодаря приближению Царства Божьего, переживаемого во Христе.

Р. Дэвид Райтмаиер

См. также: ЦЕРКОВЬ; НОВОЕ ТВОРЕНИЕ; СПАСЕНИЕ; ОСВЯЩЕНИЕ; ДУХОВНОСТЬ.

Литература: M.Barth, Ephesians; М. Bouttier, Christianity According to Paul; E.Best, One Body in Christ; F.F.Bruce, Paul: Apostle of the Heart Set Free; W.D.Davies, Paul and Rabbinic Judaism; J. D.G.Dunn, Jesus and the Spirit; A. Fitzmeyer, Paul and His Theology: A Brief Sketch; W.Grossouw, In Christ; A.M. Hunter, The Gospel According to St.Paul; R. N. Longenecker, Galati ans; idem, The Ministry and Message of Paul; C.F.D.Moule, The Origin of Christology; P.OBrien, Co lossians, Philemon; J.K.S.Reid, Theology Today 17 (1960): 353-65; A. Richardson, An Introduction to the The ology of the New Testament; H. Ridderbos, Paul: An Outline of His Theology; A. Schweitzer, The Mysticism of Paul the Apostle; J.S.Stewart, A Man in Christ; V.Taylor, Forgiveness and Reconciliation.