СТЫД

ПОСРАМЛЕНИЕ

(SHAME)

Стыд есть следствие греха. Чувство вины и стыда — это субъективное признание объективной духовной реальности. Вина по своему характеру понятие правовое; стыд — относительное. Стыд, хотя и связан с виной, в первую очередь отражает влияние греха на самовосприятие. Греховные человеческие существа пред святым Богом уродливы, опозорены своей неспособностью в нравственной жизни быть достойными славы, уготованной для них Богом. Первым позывом согрешивших Адама и Евы было укрыться как от Бога, так и друг от друга (Быт. 3:7-8; ср. Быт. 2:25). Непорочная открытость Христа перед Отцом является одновременно образцом для подражания и средством смыть позор с человечества. Самовосприятие христиан преобразуется в восприятие себя «в Нем».

Слова, служащие для обозначения «стыда» (смутиться, устыдиться, разочаровывать, огорчать, посрамленный, в Ветхом Завете чаще всего встречаются в литературе о мудрости и в пророках (особенно у Исаии и Иеремии). Давид выражает типичные для Ветхого Завета взгляды, когда говорит: «Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде» (Пс. 30:18). Благочестивые израильтяне верят, что Бог не постыдит их (Пс. 118:31), и надеются, что Он поразит их врагов уже ныне, как окончательно сделает это в день последнего суда (Пс. 34:26; 43:8; 131:18). Кое-кто рассчитывал на свою богоизбранность, забывая про веру и послушание. Бог посрамил их и весь народ, обрекая его на поражение и рассеяние (Ис. 22:18; Иер. 2:26; 7:19; Иез. 7:18; Дан. 9:7-8). Остаток верующих израильтян в своих страданиях уповает на Бога (Ис. 49:23; 54:4). В день последнего суда нечестивые покроются стыдом из-за своего окончательного поражения (Ис. 47:3) и явного бессилия своих идолов (Ис. 42:17; 44:9, 11; Иер. 22:22; Ос. 10:6). Однако Израиль не во веки веков будет в посрамлении (Ис. 45:17; 61:7). В книге Притчей говорится о стыде и публичном унижении из-за глупого поведения (Пр. 13:18; 18:13; 25:8), в особенности применительно к семейным взаимоотношениям (Пр. 12:4; 17:2; 19:26; 29:15).

Новый Завет расширяет и углубляет представления о стыде. Ученики Христа, не стыдясь, свидетельствуют о Нем в мире, который считает крест (Евр. 12:2), пути Божьи (1 Кор. 1:27) и гонимых свидетелей Божьих (2 Тим. 1:8, 12) посрамленными. Те, кто постыдится Его сейчас, обнаружат, что Христос постыдится их в день суда (Мк. 8:38; Лк. 9:26). И наоборот, Бог не стыдится называть верующих «братиями» Христа (Евр. 2:11).

Страдания за имя Христа — это приобщение к Христу, не стыд, а слава (Деян. 5:41; 1 Пет. 4:16). Павел не стыдится благовествования, потому что это единственное противоядие от стыда за человека (Рим. 1:16). Тот, кто уповает на Христа, в конце концов ни в чем посрамлен не будет (Флп. 1:20; ср. Ис. 28:16; 1 Пет. 2:6; Рим. 9:33; 10:11). Однако, когда какой-то человек исповедовал Христа и открыто восстает против Него, он позорит дела Христа (Евр. 6:6). Христиане должны усердно отвергать постыдные дела, не поддаваясь на искушение скрыть их (2 Кор. 4:2).

Стыд — это побуждение к благочестию. Жизнь по доброй совести посрамляет нечестивых, открывая возможности для благовествования (1 Пет. 3:16; Тит. 2:8). Стыд верующих за прошлые дела побуждает их освободиться от греха (Рим. 6:21), отказаться от непослушания (2 Фес. 3:14) и служить делу благовествования (2 Кор. 4:2). Предвидение будущего стыда при возвращении Христа иногда становится необходимым средством для того, чтобы принудить верующих к благочестию (Отк. 3:18; 16:15). Павел чаще всего обращается к понятию стыда в своих посланиях к незрелым коринфским верующим, наставляя их не посрамлять ни самих себя (1 Кор. 4:14; 6:5; 15:34; 2 Кор. 9:4), ни его (2 Кор. 7:14; 10:8).

Не знающие стыда люди похваляются своим нечестием, забывая о Боге (Соф. 3:5), и слава их — в сраме (Флп. 3:19). И все же, в конце концов никто не останется не устыдившимся. Делающие «срам» получат должное возмездие, содержащееся в самом нечестии (Рим. 1:27). А в день последнего суда откроется нагота тех, кто не оделся в одежду праведности Христовой (Отк. 3:18; 16:15).

Брэдфорд А. Муллен

См. также: ВИНА; ГРЕХ.