ТВОРЕНИЕ
(CREATE, CREATION)
Кто создал вселенную и поддерживает ее существование? Для чего она создана? Какова природа отношений между Творцом и творением? На вопросы такого рода отвечает Библия, когда речь заходит о творении. Эти проблемы имеют, в сущности, богословскую природу. И поэтому, как полагают некоторые современные толкователи, сопоставление библейских утверждений о сотворении мира с научными данными и теориями, касающимися происхождения вселенной, зачастую приводят к бесплодному сравнению различных, хотя и относящихся к одной теме, областей знания. Рискуя излишне упростить проблему, можно все-таки сказать, что в Писании речь идет о вышеупомянутых вопросах: «кто?», «для чего?» и «какова?», а наука исследует, когда и как наблюдаемая вселенная возникла и почему продолжает существовать.
Чтобы уяснить себе, что говорится в Библии о творении, следует выйти за пределы семантики соответствующих слов и изучить определенные места Писания в их историческом, литературном и богословском контексте. При таком подходе обнаруживается некоторое сходство между Библией и предшествующей ближневосточной литературой. Хотя маловероятно, что ветхозаветные авторы непосредственно обращались к этому корпусу текстов, они, скорее всего, были знакомы с различными традициями о сотворении мира у окружающих народов. Этим могут объясняться черты сходства. Однако взгляды на вселенную и ее происхождение, выраженные в Библии, глубоко отличаются от того, что говорится в других источниках того же времени. Чем дольше их сравниваешь, тем очевидней становится, что священнописатели намеревались одновременно высказать определенные утверждения о сотворении мира и опровергнуть некоторые представления об этом вопросе, распространенные в те дни.
У вечного Творца не было равных. Утверждение о том, что Творцом является один вечно существующий Бог патриархов и их потомков, наверняка должно было, хотя бы отчасти, служить контраргументом против пантеонов богов у других народов — жителей Месопотамии, Египта, Ханаана, с которыми израильтяне имели контакты. У этих народов в мифах о сотворении мира нередко содержатся сюжеты о происхождении богов и ссорах между ними. Соперничество богов зачастую образует контекст, в котором происходит сотворение мира и устанавливаются естественные природные ритмы.
У Творца не было соперников. Неоспоримое верховенство Бога Израиля, царящего над всеми царствами вселенной и населяющими их существами, еще больше подчеркивает Его уникальность по сравнению с богами других народов. Владения богов в типичном случае ограничены, и боги эти вынуждены бороться с соперниками; власть же Бога безраздельна. Автор Бытия всячески стремится показать своим читателям, что вселенная отнюдь не наполнена божествами и духами, которых нужно как-то умилостивить и расположить к себе, но находится под властью единого Творца (Быт. 1). Богу нет нужды бороться с природой, чтобы покорить ее Своему замыслу и привести в соответствие со Своими целями, и Его творящее Слово не является разновидностью магических заклинаний, которые в египетской мифологии приписываются богам Птах и Ра. Одно простое слово всемогущего Бога, которое, будучи высказано, производит желаемый результат. Более того, первичный океан — это не богоподобное чудовище, как Тиамат, которое нужно было рассечь, чтобы разделить небо и землю, но безличностная часть вселенной, над которой носится могущественный ветер/Дух Божий (Быт. 1:2). И действительно, гигантские морские чудовища, которые резвятся в морских глубинах вместе с мириадами других существ, являются Его творениями (Быт. 1:21; ср. Пс. 103:25-26). Моря, эти остатки первоначального водяного хаоса, упираются в пределы суши (Быт. 1:9-10; ср. Иов 38:8-11; Пс. 103:5-9; Пр. 8:29). Солнце и луна не удостаиваются быть названными своими обычными именами на иврите (semes и yareah), поскольку это могло бы напомнить о боге солнца Шамаше и богине луны Яри. Вместо этого они названы большим и меньшим светилом. Эти «светильники», как и звезды, считаются не божествами, управляющими человеческой судьбой, а просто составными частями Божьего творения, которые выполняют предписанную роль освещения и составляют основу для упорядочения календаря (Быт. 1:14-18). Плодородие — это не сила, которую нужно боготворить, как, например, в ханаанской религии, а способность, данная Богом (Быт. 1:11-12, 22, 28).
Творец устанавливает порядок. В Быт. 1 сотворение мира начинается с той же исходной сцены, что и в других древних религиях, — с панорамы водного хаоса (Быт. 1:2; ср. Пс. 23:1-2). Ссылку в Быт. 1:1 на создание упорядоченной вселенной (именно это и подразумевается выражением «небо и земля»), видимо, не следует толковать как описание первого акта творения, за которым последовало хаотическое состояние, а затем возвращение порядка. Скорее, стих 1 может служить обстоятельством времени (то есть: «сначала, когда Бог создавал» или: «когда Бог начал создавать»), а Быт. 1:2 тогда, по всей вероятности, является вводным оборотом, расположенным между стихами 1 и 3, которые следует понимать как главное предложение (то есть: «(что касается земли, то она была безвидна и пуста) ...Бог сказал»). В другом возможном варианте толкования стих 1 считается независимым утверждением, обозначающим тему и вводным по отношению ко всей главе 1 (ему аналогичен первый стих в главе 2, так же обобщенно выражающий мысль). При данном понимании Быт 1:2 служит придаточным предложением, уточняющим смысл стиха 3 (то есть: «В начале сотворил Бог небо и землю. Когда/так как/поскольку земля была безвидна и пуста... Бог сказал...»).
В любом случае, завеса, скрывающая исходное прошлое, поднимается в какой-то момент, отделенный от абсолютного начала творения, поскольку водный хаос уже существует. Творение в Быт. 1:1 - 2:3 связано скорее с упорядочением хаоса и заселением пустоты, нежели с созданием материи вообще. Это не означает, что данный текст противоречит идее о создании Богом всей материи. Просто этот вопрос, по-видимому, не был актуален для ветхозаветного священнописателя и его современников. Тайны изначального происхождения вселенной касаются дальнейшие откровения, в которых раскрывается, что абсолютно все, даже предшествовавшая появлению мира бездна, должно происходить от Бога (Неем. 9:6; Пс. 89:3; Пр. 8:22-31; 2 Мак. 7:28; Евр. 11:3). Учение о creatio ex niliilo (о сотворении из ничего) может опираться лишь на полное признание безграничной власти Бога.
Семь дней творения. Изображением сотворения мира в виде работы, выполненной в течение недели, было порождено множество литературных, хронологических и богословских проблем, слишком широких, чтобы даже сколько-нибудь поверхностно коснуться всех их в данной статье. Однако следует высказать несколько важных соображений по этому поводу.
Первое заключается в том, что фабула семи дней творения является художественной и предназначена для передачи в первую очередь богословской, а не чисто научной информации. Свидетельств тому имеется в избытке. Во-первых, само понятие недели сочетается с акцентом священнописателя на числе семь и кратных ему числах в Быт. 1:1 - 2:3. Например, семь слов в еврейском оригинале вводного стиха Быт. 1:1; семь абзацев, соответствующих семи дням творения и следующих за вводным стихом; четырнадцать слов в стихе 2; семь раз использована формула, обозначающая осуществление того, что сказал Бог («и стало так»); семь раз использована формула одобрения, утверждающая, что увиденное Богом было хорошо; семь раз используются слова свет и день в первом абзаце (Быт.
1:2-5); семь упоминаний воды во втором и третьем абзаце (Быт. 1:6-13); три последовательных предложения, по семь слов каждое, в Быт. 2:2-3, являющихся частью седьмого абзаца (Быт. 2:1-3), в котором говорится о седьмом дне; тридцать пять слов в седьмом абзаце; тридцать пять раз используется слово Бог и двадцать один раз — слово земля во всем повествовании. В Библии число семь и кратные ему зачастую связаны с завершенностью, всеобщностью, полнотой и совершенством.
Во-вторых, в шести днях творения укладываются восемь созидательных деяний, каждое из которых предваряется формулой wayydmer •elohim («и сказал Бог»), Аналогом такого выстраивания фактов в заданной повествовательной форме является изложение Матфеем родословной Иисуса в виде трех периодов по четырнадцать поколений в каждом. Однако чтобы добиться подобной симметрии, евангелист не задумываясь опускает некоторые имена в согласии с еврейской традицией формирования родословных (например, отсутствуют Охозия, Иоас, Амасия между Иорамом и Озией/Азарией в Мф. 1:8-9 (ср. 1 Пар. 3:11-12) и Иоаким между Иосией и Иехонией (ср. 1 Пар. 3:15-16 {в Синодальном переводе в этом месте перечни совпадают})).
В-третьих, существуют различия в том, что касается последовательности и продолжительности событий, при сравнении Быт. 1:1 - 2:3 с Быт. 2:4-25. В то время как в первом рассказе создание людей описывается в качестве последнего акта творения, во втором сначала сотворен мужчина, а затем женщина. Более того, в первом отрывке творение описывается в виде трудов на протяжении шести дней, а во втором единственное указание на то, сколько времени это заняло, встречается в Быт. 2:4: «когда Господь Бог создал землю и небо». Благодаря сопоставлению двух текстов, имеющих такие явные хронологические расхождения, становится очевидно, что здесь речь не идет об абсолютной хронологии актов творения.
В-четвертых, отсутствие в Быт. 2:1-3 рефрена, касающегося вечера и утра седьмого дня, по-видимому, не случайно и подразумевает, что священнописатель намеревался охарактеризовать его в качестве дня, не имеющего конца. Тот факт, что он не называет впрямую этот день субботой, может, в частности, соответствовать его намерению подчеркнуть, в каком смысле этот день отличен от Моисеевой субботы (хотя благодаря ссылке в Быт. 2:2-3 на отдых Бога от трудов эта связь становится очевидной). Возможно, священнописатель хотел также не допустить ассоциации субботы с sabattu или sapattu, как вавилоняне и ассирийцы назвали день полнолуния — пятнадцатый день месяца, в который совершалось поклонение богу луны.
Представление о седьмом дне как о дне, не имеющем конца, предположительно является одним из оснований для упоминания автором Послания к евреям эсхатологического субботнего отдыха для уверовавших (Евр. 4:1-11). Иисус, по-видимому, также не расценивал седьмой день творения в буквальном смысле, если принять во внимание Его ответ в Ин. 5:16-19 на обвинения, что Он нарушил закон, исцелив паралитика в субботу. Иисус оправдывает Свои поступки тем, что Его Отец «доныне делает» (Ин. 5:17) и что Он творит только то, что творит Отец (Ин. 5:19). По-видимому, этот довод означает, что деятельность Иисуса в Моисееву субботу вполне законна, потому что соответствует активности Отца в продолжающуюся субботу творения. Эта суббота творения, которая отметила конец недели в Быт. 1:1 - 2:3, но не прекращение дел Отца, несомненно расценивается Иисусом в качестве всего исторического периода после шести дней в Быт. 1. Такой взгляд полностью согласуется с пониманием семи дней творения как литературного образа.
Если представление о семи днях творения — художественный образ, каково же его значение? Ответ на этот вопрос, несомненно, следует искать в соотношении творения и субботы. Антропоморфный образ недели творения образует контекст для богословия субботы. Небезынтересно отметить, что древние ассирийские календари отмечали 7-й, 14-й, 21-й и 28-й дни месяца (а также 19-й, в который истекает семинедельный срок от начала предыдущего месяца) в качестве несчастливых дней, когда не следует браться за важные дела. В противовес этому Бог Израиля установил каждый седьмой день в качестве святого дня, когда следует отложить все обычные дела и сделать остановку, заново сосредоточившись на своих отношениях с Творцом (Быт. 2:3; Исх. 20:8-11; 31:12-17). Суббота, следовательно, символизирует тот факт, что ценность и предназначение человека являются производными не от его свершений, а от этих взаимоотношений. Тем самым человеческие усилия не обесцениваются, ведь Бог возложил на людей обязанности и ответственность еще до грехопадения (Быт. 1:26-29; 2:15, 19-20). Тем не менее именнотогда, когда люди удаляются от дел ради общения с Богом, будь то в субботу или в какой-то иной день (Рим. 14:5-6; 1 Кор. 16:1-2; Отк. 1:10), они обретают полноту.
Второе соображение, касающееся структуры семи дней творения, сводится к тому, что события Быт. 1:1 - 2:3 изложены в логическом, но не обязательно в хронологическом порядке. Благодаря свершениям первых шести дней этой недели, описанных в параллельных триадах, преодолевается состояние пустоты и безвидности, упомянутое в Быт. 1:2. Главное действие в первые три дня — это отделение (то есть отделение света от тьмы (Быт. 1:4-5), отделение вод, которые над твердью, от вод, которые под твердью (Быт. 1:6-8), вод под небом от суши (Быт. 1:9-10)), а в дни с четвертого по шестой — наполнение (наполнение небес светилами (Быт. 1:14-16), наполнение мира водными и летающими созданиями (Быт. 1:20-21), животными и людьми (Быт. 1:24-27)). Существует также взаимосвязь между триадами, поскольку сферы, разграниченные в первые три дня, в следующие три наполняются созданиями. Так, светила (день 4-й) соответствуют свету и тьме (день 1-й), водные и крылатые творения (день 5-й) — морю и небу (день 2-й), а животные и люди (день 6-й) — суше (день 3-й). Дополнительные черты сходства усматриваются в том, что растительность, созданная на 3-й день, отдана в пищу для животных и птиц на 6-й день. Священнописатель еще больше выделяет эти два дня с помощью удвоенного использования формул творения (Быт. 1:9, 11, 24, 26), исполнения (Быт. 1:9, 11, 24, 30) и одобрения (Быт. 1:10, 12, 25, 31). Такая симметрия построения свидетельствует, что целью богодухновенного священнописателя было дать богословское изложение темы в той же манере, которую использовали новозаветные евангелисты, а не просто зафиксировать события в порядке, в котором они происходили.
Венец свершений Творца. Центральной темой обоих повествований о творении в Бытии является человек как вершина Божьего творения. Этот мотив противостоит некоторым мифологическим сюжетам, где род человеческий сотворен напоследок, чтобы избавить богов от черной работы и обеспечить им пропитание. В Быт. 1 первенство человека подчеркивается его появлением в повествовательной последовательности в качестве последнего творения Бога, ссылкой на создание его по образу и подобию Божию, троекратным использованием глагола Ьйга в описании этого акта творения (Быт. 1:27), а также властью, данной человеку над землей и всеми тварями в качестве представителя Бога. В Быт. 2 превосходство человека подчеркивается созданием мужчины раньше всех остальных живых существ, поручением ему следить за райским садом, его привилегией дать имена всякой душе живой, а также появлением женщины в качестве последнего из творений Бога, при этом отличающейся, подобно мужчине, от всех остальных видов живых существ.
Важность ссылки на создание человека по образу и подобию Божию долго обсуждалась библеистами. Этот образ Божий, что бы под ним ни подразумевалось, недвусмысленно отделяет человека от остального творения. Поскольку в Быт. 1:26 он связан с повелением владычествовать над всем сотворенным миропорядком, кое-кто отождествляет его с ролью представителя Бога. Однако и сама эта роль кажется следствием или функцией божественности образа. Как указывалось ранее в замечаниях относительно субботы, способность к уникальным и личным взаимоотношениям с Творцом, очевидно, входит в сущность самой сотворенности по образу Божьему. Наверное, наиболее ясно это проявляется в Быт. 2:4-7, где центральной темой выступает происхождение человека, поскольку там использовано имя, с помощью которого Бог, как правило, представляется тем, с кем Он заключает завет, — то есть Яхве (в большинстве переводов переданное как Господь). Хотя о завете в Быт. 1 - 2 впрямую не говорится, он подразумевается тем участием, с которым Бог заботится о паре первых людей, а также ожиданиями Бога относительно них. Первоначальное послушание людей, которым запрещалось есть плод с дерева познания добра и зла и которое позволило им ознакомиться с благами жизни в завете, служило человеческим признанием того, что одному лишь Богу как Творцу принадлежит право устанавливать абсолютные нравственные нормы и утверждать, что правильно, а что — нет. Непослушание людей впоследствии, которое привело к расторжению завета и к смерти, представляло собой попытку узурпировать эту божественную прерогативу. Вся последовательность событий типична для взаимоотношений между сюзеренами и их вассалами в древности. Такие взаимоотношения кодифицировались в сохранившихся до настоящего времени договорах, структура которых отражена в библейских формулировках Ветхого Завета.
Творение хорошо. Другой важной темой Быт. 1 является то, что Божье творение хорошо. Этот эпитет прилагается к различным аспектам творения (Быт. 1:4, 10, 12, 18, 21, 25), в то время как целое «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Эти утверждения должны показать не только то, что Бог все устроил и сотворил в соответствии с мировым законом, отражающим Его славу и саму Его природу (ср. Пс. 18:1-12; 96:6; Рим. 1:20), но также и то, что грехопадение человека, описанное в Быт. 3, не может быть объяснено каким-либо изъяном в творении. Очевидно, Адам и Ева не могут найти оправдание своему проступку в том, что им не было создано соответствующих условий, поскольку условия эти были совершенны и в изобилии обеспечивали любую их потребность (Быт. 1:29; 2:8-16, 20-25). Но нельзя и перекладывать вину на Бога, ведь несмотря на то, что змей, выступивший в этом эпизоде в роли искусителя, являлся творением Бога (Быт. 3:1), он был творением подчиненным, над которым человек должен был владычествовать (Быт. 1:26-28; 2:19-20). Таким образом, грех людей есть следствие того, что они не исполнили наказ творения.
Общение хорошо. Примечательно, что во всем повествовании о событиях перед грехопадением одиночество человека — единственное обстоятельство, про которое впрямую сказано, что оно не выглядит хорошим (Быт. 2:18). Этим засвидетельствовано, что люди — существа социальные и имеют врожденную потребность в общении. Эта потребность была удовлетворена, когда Бог создал женщину — позднее названную Евой, матерью всех живущих (Быт. 3:20), потому что все остальное человечество появилось на свет благодаря ей. Брачные отношения (Быт. 2:24-25) символизировали все остальные формы человеческого сосуществования, предназначенные для того, чтобы удовлетворить первичную потребность в общении.
Следует отметить, что книга Бытия указывает на духовное равенство и взаимозависимость супружеской пары первых людей (Быт. 1:26-28; 2:18-23). Это кратко выражено словом kenegdo («соответствующий ему», Быт. 2:18, 20), использованным по отношению к спутнику, которого Бог решил дать человеку. Термин 1ēzer («помощник», Быт. 2:18, 20), по своей сути не означает подчиненного, потому что нередко используется для обозначения Бога в Его отношениях с человеком (например, Исх. 18:4; Вт. 33:7; Пс. 32:20; 69:6; 113:17, 18, 19; 145:5; см. также: 1 Цар. 7:12; Пс. 26:9; 39:18; 45:2; 62:8; 93:17). Упоминание о том, что женщина была создана из ребра мужчины, выявляет существование между женщиной и мужчиной такого родства, которое невозможно между человеком и другими творениями. И подчеркивается это радостным возгласом мужчины, увидевшего приведенную к нему Богом женщину: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 2:23).
Хотя вышесказанное затрагивает только горизонтальное, человеческое измерение в общении, Писание упоминает также о вертикальном, устремленном к Богу измерении. Оба измерения присутствуют уже в Быт. 1:27, в сообщении, что человечество, мужчина и женщина, были сотворены по образу Божьему. И действительно, Библия в значительной мере является рассказом о Божьем установлении сообщества верующих и Его делах в нем. Предполагается, что это сообщество ответит Богу преданностью и поклонением и будет существовать в условиях, когда Бог помогает ему, наставляет и исправляет.
Творение и искупление. Фундаментальная тема, с которой увязывается тема творения, особенно в книге Исаии, — это искупление. В Ис. 43:1 Бог утверждает, что Он и сотворил, и искупил Израиль (ср. Ис. 44:2, 21, 24; 45:9-11; Мал. 2:10 с Ис. 41:14; 48:17; 49:7). Выражением искупительного провидения Яхве в Ветхом Завете является освобождение Израиля от египетского рабства при Моисее. Неудивительно поэтому, что образ исхода используется при описании последующих деяний Яхве во искупление Израиля. У Исаии в этом отношении показателен образ второго исхода — возвращения Израиля из вавилонского плена (Ис. 43:14-21).
Через Своих пророков Творец Яхве объявляет ныне о Своей верховной и абсолютной власти над вселенной и над ее историей. Более того, Он заверяет израильтян, что, вопреки их предположениям, Он осведомлен о их бедственном состоянии (Ис. 40:12-28). В отличие от идолов вавилонских, Он заранее объявляет о разрушении Вавилонской империи Киром Персидским и о последующем освобождении Израиля из плена. Яхве выкупит его, отдав Персии во владение другие народы. Он заботливо проведет бывших пленников через пустыню между Вавилоном и Иудеей, обеспечив им в дороге все потребное, и приведет в их возрожденную землю.
Новое творение. В теме первоначального творения вырисовывается еще одна важнейшая богословская концепция: новое творение. Формируется данная концепция как в смысле духовного возрождения, так и в смысле эсхатологического обновления. В связи с первым из этих смыслов вспоминается мольба псалмопевца, который, будучи обременен собственными беззакониями, искренне просит Бога сотворить в нем чистое сердце (Пс. 50:12). Сходным образом в разных местах Нового Завета говорится о христианах и Церкви как о новом творении во Христе (2 Кор. 5:17; Гал. 6:15; Еф. 2:10, 15). Другие места рисуют образ нового человека, созданного по образу и подобию Творца (Еф. 4:24; Кол. 3:10).
Благодаря переходу к эсхатологическому измерению представление о новом творении завершает полный круг развития. Ожидаемое в будущем является возвращением идиллического состояния первоначального творения — и это не что иное, как новые небеса и новая земля. Последствия грехопадения будут преодолены, и восстановятся плодородие и жизнерадостность, изначально присущие вселенной и райскому саду (Ис. 65:17-25; 66:22; Иез. 47:1-12; Иоиль 3:18; Ам. 9:13; 2 Пет. 3:7, 10-13; Рим. 8:18-23; Отк. 21:1 - 22:5). Тем не менее Писание предупреждает, что лишь те, кто испытал духовное возрождение, смогут войти в эсхатологический Едем (Отк. 21:1-2, 6-8, 27; 22:14-15).
Роберт Дж. В. Гиберт
См. также: АДАМ; ЕВА; БЫТИЕ: БОГОСЛОВИЕ КНИГИ; БОГ; ЛИЧНОСТЬ; ОБРАЗ БОЖИЙ; СУББОТА; ЖЕНЩИНА.
Литература: В. W. Anderson, Creation in the Old Testament,; H. Blocker, In the Beginning; W. Brueggemann, Genesis; U.Cassuto, A Commentary on the Book of Genesis; H.H.Esser, NIDNTT, 1:378-87; T. Frymer-Kensky, BA 40 (1977): 147-55; J. H. Gronbaek, J SOT 33 (1985): 27-44; G.F.Hasel, Andrews University Seminary Studies 10 (1972): 1-20; idem, EvQ 46 (1974): 81-102; C.Hyers, The Meaning of Creation; D.Kidner, Genesis; J. B. Pritchard, Ancient Near Eastern Texts Relating to the Old Testament; А. P. Ross, Creation and Blessing; J. Skinner, A Critical and Exegetical Commentary on Genesis; E.A.Speiser, Genesis; H.J. Van Till, The Fourth Day; H.J. Van Till et al., Portraits of Creation; G.Von Rad, Genesis;
K.Waltke, BSac 132 (1975): 25-36, 136-44, 216-28, 327-42; 133 (1976): 28-41; G.J.Wenham, Genesis 1 15;
Westermann, Genesis: A Practical Commentary.