ТИМОФЕЮ

1-Е И 2-Е ПОСЛАНИЯ: БОГОСЛОВИЕ

(TIMOTHY, FIRST AND SECOND, THEOLOGY OK)

Эти два послания, написанные Павлом для Тимофея, обычно ассоциируются не столько с богословием, сколько с церковной организацией и практикой. Следует, однако, отметить, что многие доктрины христианской веры находят свое подтверждение в ключевых стихах этих посланий. Начнем с библиологии — главной цитатой о богодухновенности Писания является 2 Тим. 3:16-17. Здесь сказано, что все Писание вдохновлено Богом, «богодухновенно»,и поэтому «полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». Эти стихи указывают, что все, носящее название «Писания», вдохновлено Богом и происходит от Бога, и поэтому является Его Словом. Как таковое, оно надежно и достоверно, и должно быть непогрешимым. Поэтому Павел пишет также, что мы должны всячески стараться представить себя Богу достойными, чтобы не пришлось стыдиться себя, должны верно преподавать слово истины (2 Тим. 2:15). Павел далее пишет, что священные слова Писания могут дать мудрость и привести к спасению верою в Иисуса Христа (2 Тим. 3:15). Следовательно, для Павла Писание, как Слово Божье, было незыблемым и непогрешимым камнем, на котором покоятся все остальные христианские доктрины и этика.

Богословие. Что касается собственно доктрины Бога, два послания к Тимофею вносят самый большой вклад в наше понимание атрибутов Бога. Павел воздает Ему славу, как Царю «веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу» (1 Тим. 1:17). О Его единственности снова говорится в 1 Тим. 2:5, где Павел указывает, что «един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус». Снова выделяя те же самые характерные особенности, Павел называет Бога: «блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:15-16).

Относительно дел Бога в творении Павел утверждает, что «всякое творение Божье хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим. 4:4-5). Очевидно, тогда существовали лицемеры, запрещающие брак и настаивающие на воздержании от определенной пищи, то есть отвергающие то, что Павел расценивал как хорошее творение Божье, предназначенное для праведного удовольствия. В еще одном тексте, связанном с творением и обосновывающем мнение Павла относительно места женщины в Церкви, апостол указывает, что «прежде создан Адам, а потом Ева» (1 Тим. 2:13). Отсюда явствует, что Павел считал Адама и Еву историческими лицами и верил, что порядок, в котором Бог их создал, свидетельствует о желании Бога, чтобы мужчина был главой в семье и в Церкви.

Доктрина греха. Что касается доктрины греха, Павел считает первый грех Адама и Евы источником всякой греховности в человеке, от корыстолюбия до греха вероотступничества, и это особо им подчеркнуто в 1-ми 2-м послании к Тимофею. Представляется, что вину за первый грех Павел снимает с Евы и возлагает непосредственно на Адама. Он указывает, что «не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» (1 Тим. 2:14). По мнению некоторых ученых, Павел здесь подразумевает, что Ева просто не могла совладать с собой, но Адам согрешил сознательно, с широко открытыми глазами. Как бы то ни было, род человеческий, согласно утверждениям Павла в Рим. 5:12-21, совершил грехопадение в лице своего главы, Адама, а не в лице Евы.

В контексте, в котором апостол говорит о благочестии и довольстве, как великом приобретении, и о том, что мы не можем ничего унести с собой из этого мира, когда умираем, он объявляет, что «корень всех зол есть сребролюбие», и что некоторые даже уклонились от веры из-за своей жадности к деньгам (1 Тим. 6:10). Павел не говорит, что такие собственнические стремления являются единственным источником или корнем всех зол, а только одним из источников, но притом немаловажным. Они сначала заставляют людей быть алчными, потом — грабить и воровать, лгать, брать заложников, убивать и даже отступаться от Христа.

Еще одним акцентом в этих посланиях является предостережение Павла об опасности вероотступничества и отпадения от веры. Будь то отпадение от благодати и утрата спасения, или отказ от благодати, частью которой человек никогда и не был, Павел считает эту опасность вполне реальной и чрезвычайно серьезной, предупреждая о ней Тимофея и настаивая, чтобы тот предостерег других. В последние времена некоторые отпадут, отступят от веры (1 Тим. 4:1). Другие, согласно Павлу, уже уклонились и оставили веру (1 Тим. 6:21). В 2 Тим. 2:17-18 Павел даже называет по именам двух таких отступников, Именея и Филита, и описывает ересь, которую они проповедовали. Они утверждали, что воскресение уже было; из-за этого была разрушена вера некоторых христиан. Еще один человек, который, возможно, совершил такой же грех вероотступничества, — это Димас; возлюбив этот мир, он оставил Павла (2 Тим. 4:10). Как, по-видимому, необходимо отметить, не сказано, что он оставил Христа; он только оставил апостола.

Христология. В доктрине Христа у Павла подчеркивается как божественная, так и человеческая сущность Христа. Вера Павла в Божественность Христа проявляется в том, что он называет Иисуса «Христос Иисус, Господь наш» (1 Тим. 1:2, 12; 2 Тим. 1:10 {синод. «Спасителя нашего»}) и «Господь наш Иисус Христос» (1 Тим. 6:3, 14). С другой стороны, о человеческой сущности Христа говорится в ряде иных стихов из посланий Павла к Тимофею. Согласно

Тим. 2:5-6, у нас есть «посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» . Он «явился во плоти» (1 Тим. 3:16), и по Своему человеческому родословию происходит «от семени Давидова» (2 Тим. 2:8). В дополнение ко всему этому, в данных, довольно коротких, посланиях упомянуты также три величайших события из земной жизни Иисуса. О смерти Христа сказано в

Тим. 2:11, о Его воскресении — в 2 Тим. 2:8, и о Его вознесении — в 1 Тим. 3:16. Кроме того, имеется ссылка на Его второе пришествие для суда над живыми и мертвыми (2 Тим. 4:1).

Пневматология, учение о Духе. Небезынтересно отметить, что Павел, твердо веривший в учение о Святой Троице и немало сказавший в других своих посланиях об ипостаси Святого Духа, в посланиях к Тимофею о Духе почти не упоминает. В обоих посланиях в приветствиях прославляются Бог Отец и Бог Сын, но ничего не сказано о Боге Духе Святом. Все-таки Павел один раз ссылается на откровение Духа относительно грядущего, указывая: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры» (1 Тим. 4:1). Таким образом, откровения Духа, обсуждаемые в других посланиях Павла, не обойдены вниманием и в пастырских посланиях.

Все же, несмотря на то, что ипостась Духа в данных посланиях не рассматривается, в них не забыто Его действие освящения, то есть обособления верующих от греха для святой жизни. Впрочем, даже обращаясь к этой теме, Павел больше внимания уделяет ответственности в этом вопросе самого человека, нежели делам Духа. Это явствует, например, из таких указаний апостола: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2 Тим. 2:19); человек должен быть «чист от сего» (2 Тим. 2:21) — от мирского пустословия, от непотребства, от подобных раку речей еретиков, упомянутых в 2 Тим. 2:16-17; юноша наставляется: «похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира» (2 Тим. 2:22). Важно помнить, что для освященной жизни, которой учит Библия, необходимо действие Бога и содействие самого христианина. В богословие Библии входят как провозглашение деяний Бога, так и требования Писания относительно наших обязанностей. Именно о последних и идет речь в 1-м и 2-м посланиях к Тимофею.

И даже обращаясь к темам вечной жизни и духовных даров, Павел в данных посланиях больше говорит об обязанностях человека в этом вопросе, нежели о Божьих обетованиях. Отметим 1 Тим. 6:12, где Павел призывает Тимофея держаться вечной жизни, к которой тот призван. Хотя дар вечной жизни уже дан Тимофею, Павел призывает Тимофея держаться этого дара, пользоваться им, жить в его свете, реализовать его применительно к своей жизни. В 2 Тим. 1:6 Павел напоминает Тимофею «возгревать дар Божий», который пришел к нему через рукоположение Павла. Тимофей получил дар, а теперь должен активизировать его, развивать то, что было дано ему от Дух;|. Этот духовный дар, Божья charisma, здесь не описан, однако явно ассоциируется с харизмами, с духовными дарами, которые раздаются Святым Духом и перечислены в главе 1 Кор. 12. Подразумевается, что то, чем мы не пользуемся, мы можем утратить.

Сотериология, учение о спасении. Доктрина спасения рассматривается в 1-м и 2-м послании к Тимофею под разными углами. В нескольких стихах дается общий взгляд на искупление, дарованное Богом человечеству. В 1 Тим. 1:15 Павел объявляет, что Христос Иисус пришел в этот мир, чтобы спасти грешников, из которых сам Павел является одним из худших. Павел также пишет, что Бог хочет, чтобы спаслись все люди, а не часть из них (1 Тим. 2:4). В 1 Тим. 4:10 встречаем необычное утверждение о том, что Бог живой есть Спаситель всех людей, и в особенности верных. Последний стих истолковывают по-разному. Ясно одно: Бог не будет спасать все человечество; для остальных в Писании выдвинуты требования, которые должны быть удовлетворены, чтобы предназначенное для всех людей спасение смогло реализоваться в их жизни. По мнению других, этот стих означает, что Бог хочет спасти все человечество и предлагает спасение всем, но оно становится доступно только для тех, кто его приемлет. Возможно, наилучшее объяснение состоит в том, что Божье спасение — это единое спасение, включающее в себя многие благословения всеобщей благодати, дарованные всем и предназначенные для того, чтобы привести всех к покаянию. Но даже при такой точке зрения, спасение не может стать действительным, пока эти благословения не будут восприняты с верою.

Наряду с этим акцентом на ответственность человека встречаются определенные места, в которых говорится о спасении для тех, кого Бог призвал «званием святым», «по Своему изволению и благодати» (2 Тим. 1:9), и для тех, кого Он избрал, чтобы «и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою» (2 Тим. 2:10). Таким образом, и свободным выбором человека, и суверенным владычеством Бога обусловлено это спасение людей, как его понимает Павел в 1-м и 2-м послании к Тимофею.

Важным сотериологическим мотивом в данных посланиях, который можно обнаружить и в других писаниях Павла, является то, что мы спасаемся не благодаря нашим добрым делам, а благодаря стремлению делать добро. Этот мотив, встречающийся, например, в Еф. 2:8-10 и во всех посвященных практическим делам разделах посланий Павла, особо выделен в 1-м и 2-м послании к Тимофею. Павел ясно указывает, что Бог спасает нас «не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати» (2 Тим. 1:9). О том, что осуществляет это спасение Бог, говорится в 1 Тим. 4:10 и 2 Тим. 1:8-9, а в 2 Тим. 1:10 сказано, что это Иисус Христос, Который назван «нашим Спасителем».

Вместе с указанием, что человечество не может само спасти себя, акцентируется также тот факт, что наше спасение обусловлено стремлением к добрым делам; и это одна из главных тем в 1-м и 2-м послании к Тимофею. Зачастую это выражается в форме закона или заповеди. Например, Павел наставляет Тимофея «соблюсти заповедь», вероятно, имея в виду христианский образ жизни в целом (1 Тим. 6:14). Павел призывает Тимофея увещевать богатых, чтобы они «богатели добрыми делами» (1 Тим. 6:18). Кроме этого, сказано «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2 Тим. 2:19). Мы должны также очищать себя от мирского пустословия, чтобы стать «сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело» (2 Тим. 2:21). Наряду с этим приведена заповедь «юношеских похотей» убегать и стремиться к правде, вере, любви, миру (2 Тим. 2:22).

Отметив эти заповеди Павла для Тимофея и христиан в целом, важно правильно понять его слова относительно закона в 1 Тим. 1:8-10. Павел отнюдь не отвергает всякое значение Закона для праведных людей, он лишь, прибегая к идиоматике тех дней, упрощает первую часть утверждения, чтобы усилить его вторую часть. Закон в первую очередь предназначен не для праведников, а для нечестивых; тем не менее, он сохраняет для верующих свое нравоучительное значение. Закон учит их тому, чтобы любить Христа и своего ближнего. Никоим образом он не может быть для грешника путем к спасению от гнева Божьего.

Существует еще один довольно необычный и трудный для понимания текст относительно спасения женщины — это 1 Тим. 2:15: «спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием». Очевидно, что речь здесь не идет о физическом спасении женщины при родах, поскольку благочестивые женщины все-таки иногда умирают родами. Духовное спасение через рождение детей противоречит многим другим местам Писания, в котором чадородие никогда не объявляется условием для спасения. Возможно, решающее значение здесь имеет определенный артикль перед словом чадородие, и тогда смысл стиха сводится к тому, что женщина будет спасена, хотя изначально и впала в грех, благодаря этому Рождению, благодаря воплощению Христа, обетованному Еве в Быт. 3:15. И неотступность женщины в вере, любви и святости с целомудрием понимается при таком толковании как свидетельство того, что вера живет в спасенной женщине.

Учение о Церкви. В 1 Тим. 2:8-15 приведен ряд указаний об относительном статусе мужчины и женщины при общественных богослужениях. Важной темой является тема главенства мужчины и подчинения женщины, а также всех подразумеваемых следствий из такого распределения ролей. Для богослова существенно подчеркнуть, что это предполагает не превосходство мужчины над женщиной, а всего лишь то, что в целях осуществления божественной миссии Церкви (и семьи) Бог предусмотрел в качестве общего правила руководящую роль мужчины. Кое-кто считает, что это связанные с конкретной культурой установления, действительные только для эпохи Павла; однако следует отметить — Павел здесь обосновывает свои указания тем фактом, что Адам был создан раньше Евы, и что прельщена была Ева, а не Адам.

Итак, мужчины во всяком месте должны руководить молитвой (1 Тим. 2:8), а женщины — учиться «в безмолвии, со всякою покорностью» (1 Тим. 2:11). Далее Павел говорит, используя настоящее время греческих глаголов для большей ясности своих предписаний, что не позволяет жене постоянно учить и постоянно властвовать над мужчиной (1 Тим. 2:12). Подразумевается, что иногда на месте может не оказаться подходящего мужчины. Тогда, в таком крайнем случае, Павел разрешает женщине исполнять эти обязанности; но подобное не должно войти в обычай и стать нормой. То, что апостол запрещает женщинам учить в конкретных случаях, а не вообще когда бы то ни было, явствует из благоприятного отзыва Павла о бабке Тимофея Лоиде и его матери Евнике — именно эти верующие женщины (2 Тим. 1:5), несомненно, и обучали Тимофея так хорошо, что он с детства прекрасно знал священные писания (2 Тим. 3:15). Таким образом, очевидно, что для женщин в семье вполне допустимо было обучать своих детей.

Далее, к этим указаниям относительно служения женщин в Церкви Павел добавляет несколько указаний относительно того, как им одеваться на службы (1 Тим. 2:9-10). Они должны со стыдливостью и целомудрием украшать себя «не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию». В соответствии с тогдашней манерой выражаться, Павел не запрещает все украшения без исключения, однако предпочитает, чтобы привлекательность женщины была в первую очередь связана с добрыми делами ее благочестия.

Должностными лицами в структуре ранней Церкви являлись,согласно Павлу,старейшины {они же «пресвитеры»} или епископы, диаконы и, возможно, диакониссы. Титул «старейшины» подразумевает почет и уважение по отношению к пастырям, в то время как титул «епископ» или «блюститель» указывает на должностные обязанности. В 1 Тим. 3:1-7 апостол перечисляет те качества, которые должны характеризовать человека, назначаемого на такую должность. В соответствии с его выше обсужденными указаниями, это должен быть мужчина. Требования, предъявляемые к диаконам, изложены в 1 Тим. 3:8-10, 12-13. Существует вопрос, относится ли то, что сказано о женщинах в стихе 1 Тим. 3:11, к женам диаконов или к диакониссам. Поскольку специального слова для обозначения «диакониссы», по-видимому, не употреблялось, и слово диакон служило и в том, и в другом случае, не существует однозначного способа определить, что речь идет именно о диакониссах. (См. Рим. 16:1, где слово диакон в мужском роде употреблено по отношению к Фиве {синод, «диаконисса»}). Те, кто считает, что Павел говорил об особой должности в ранней Церкви, подчеркивают, что относительно жен старейшин или епископов он не приводит никаких специальных указаний. Следовательно, чего ради он завел бы речь именно о женах диаконов? Возможно, таким образом, что в 1 Тим. 3:11 апостол говорит о третьей должности в Церкви, то есть о должности диаконисс.

Эсхатология. В обоих посланиях Павла к Тимофею уделено некоторое внимание пророчествам и доктрине второго пришествия Христа. В 1 Тим. 4:1-5 говорится о небывалом вероотступничестве, которое проявится в последние времена. Другое, более пространное, пророчество приведено в 2 Тим. 3:1-13, где последние дни названы «времена тяжкие», а затем перечисляются пороки тех людей, которые будут жить в эти последние дни перед самым возвращением Христа. И опять же, Павел сожалеет в первую очередь об обольщении людей, живущих в это время.

Второе пришествие Христа названо Павлом «явлением Господа нашего Иисуса Христа» (1 Тим. 6:14). Греческое слово, обозначающее «явление» Христа, говорит о Его втором пришествии на эту землю со славою и для царствования. Два других стиха, где то же самое слово встречается в том же самом значении — это 2 Тим. 4:1, 8. В 2 Тим. 4:1 Павел торжественно заклинает Тимофея перед Богом и Иисусом Христом, а также явлением Его и Царствием Его, следовать своим наставлениям. В 2 Тим. 4:8 апостол говорит, что в грядущем его ждет награда, и не только его, но и всех, кто возлюбил явление Господа, то есть Его возвращение со славою. Кроме того, Павел напоминает Тимофею, что Бог откроет Свое явление, когда придет время (1 Тим. 6:15), точно так же, как это было с Его первым пришествием, о чем Павел говорит в Гал. 4:4.

В дополнение ко всему упомянутому, Павел ясно указывает, что верующие, делая добрые дела, собирают себе сокровища для будущего, так что они способны достигнуть той жизни, которая действительно является жизнью (1 Тим. 6:19). Апостол говорит о получении в будущем венца правды, который Господь, праведный Судия, даст ему и всем, возлюбившим явление Господа (2 Тим. 4:8).

Уэели J1. Джериг

См. также: ЦЕРКОВЬ; ДИАКОН; СТАРЕЙШИНЫ; ВОЗЛОЖЕНИЕ РУК; РУКОВОДСТВО; БЛЮСТИТЕЛЬ; ПАВЕЛ, АПОСТОЛ; ТИТУ: БОГОСЛОВИЕ ПОСЛАНИЯ.

Литература: H.A.Kent, Pastoral Epistles. R.C.Lenski, Interpretation of Colossians. Thessalonians, First and Second Timothy, Titus. Philemon; W.Lock, International Critical Commentary: Pastoral F.pistles.