ТЩЕСЛАВИЕ
СУЕТА
(VANITY) В обыденной речи слово тщеславие употребляется по отношению к напыщенным людям с преувеличенным самомнением. Хотя библейское словоупотребление предполагает и этот оттенок, оно связано с описанием мира, не имеющего в конечном счете смысла — в рамках концепции, сходной с некоторыми философскими учениями. Такие смыслы, как «пустота» и «нереалистичность», уже наличествуют в латинском слове vanitas, от которого происходит, например, английское vanity. Это приближается к основополагающим ветхозаветным представлениям о том, что человеческая жизнь в отчуждении от Бога даже в ее лучшем варианте не имеет конечного смысла и поэтому лишена ценности. Эта тема характерна для книги Екклесиаста, начинающейся словами «суета сует, — все суета!» (Ек. 1:2), ставших классическими в тех языках, на которые переведена Библия. Рассматривая жизнь без Бога, верующий находится в таком же положении, что и неверующий, признающий отчаянную тщетность существования. Еврейское слово hebel, обозначающее тщету, имеет, подобно своему арабскому аналогу, такие смыслы как «дуновение» или «испарение». Жизнь человеческая — словно дуновение (Пс. 38:6). Развиваемые в книге Екклесиаста представления о суетности, отражающей отчаянность человеческого существования, заставили некоторых толкователей счесть, что ее священнописатель был скептиком, агностиком или рационалистом, так как смысл книги, по-видимому, противоречит учению пророков о том, что Израиль возлагает свои упования на Бога. Это несоответствие между надеждой и безнадежностью можно снять, осознав, что вдохновленный священнописатель выражает свои чувства в обособлении от своей жизни в качестве верующего. Это не значит, что он ходит вслед иных богов, он лишь рассматривает жизнь в отчуждении от Бога. В том, чтобы стремиться к мудрости, не больше смысла, чем в том, чтобы гоняться за ветром (Ек. 1:14, 17). Все труды (Ек. 4:8), обогащение (Ек. 2:1-17) и разнообразные стремления (Ек. 4:7) не могут внести в существование никакого смысла. Значение человеческой жизни не выше, чем жизни животных (Ек. 3:19-20). Хотя суета является темой Екклесиаста, эту идею можно встретить и в других местах. Отчаяние и горе вызывают у людей их неосуществленные замыслы, как в случае Иова (Иов 7:3), Давида (2 Цар. 18:31-33) и Илии (3 Цар. 19:4). Отчаяние отсутствует у Иисуса, Который в Своей оставленное™ при распятии уповает на Бога (Мф. 27:46). В Нагорной беседе Иисус указывает на быстротечность человеческой жизни, чтобы призвать христиан, как детей Бога, уповать на Него (Мф. 6:25-33). В других библейских упоминаниях суеты осуждаются идолопоклоннические религии и учения за их бессмысленность. Язычники и неверующие не способны познать истинного Бога, живя в суетности своего ума. Их неверие порождено невежеством и ожесточением сердца (Еф. 4:17-24). Суета ложных религий не имеет ценности, так как не дает увидеть, что эти религии и философские учения ведут лишь к осуждению. Суета, как разочарование в ценности человеческой жизни, уничтожающее самоуверенность, упование на собственные силы и собственное достояние, может оказаться полезна, коль скоро вера поможет обратиться к Тому, в Ком следует искать истинную радость.
Дэвид П. Скайр
См. также: ЕККЛЕСИАСТ: БОГОСЛОВИЕ КНИГИ.
Литература: М. V. Fox, Qohelet and His Contradictions.