ТЬМА

МРАК

МГЛА

(DARKNESS)

Слово тьма как в Ветхом (евр. hasak), так и в Новом Завете (греч. skotos) богато ассоциациями. Если свет символизирует Бога, тьма относится ко всему, что не есть Бог: к беззаконным (Пр. 2:13-14; 1 Фес. 5:4-7), суду (Исх. 10:21; Мф. 25:30) и смерти (Пс. 87:13). Спасение приносит свет тем, кто ходит во тьме (Ис. 9:2). Хотя темнота непроницаема для людей, она прозрачна для Бога (Пс. 138:12). И действительно, Бог может укрываться во тьме в моменты великого откровения (Вт. 4:11; 5:23; Пс. 17:12).

Тьмой правит Бог. Библейские представления о тьме и свете являют собой уникальный контраст. Не считается, что тьма по своему могуществу равна Божьему свету. Абсолютный верховный Бог правит тьмой и силами зла. Это очевидно благодаря нескольким обстоятельствам. Во-первых, Бог ведает тьмой. Он знает, где она (Иов 34:22) и что в ней (Дан. 2:22). Во-вторых, Бог правит тьмой, потому что Он ее создал (Ис. 45:7; ср. Ам. 4:13; 5:8). В-третьих, Бог использует тьму в Своих целях: для укрытия от взглядов людей (Пс. 17:12; 3 Цар. 8:12) и для того, чтобы обратить Свой суд на творящих зло (Вт. 28:28-29;

Мф. 8:12; 22:13), на неправедные народы (Иез. 30:18-19) и наложных пророков (Иер. 23:12; Мих. 3:6; Отк. 16:10). И наконец, Бог правит тьмой эсхатологически. Время последнего Божьего суда, день Господень, изображается и в Ветхом, и в Новом Завете как день тьмы и мрака (Иоиль 2:2; Ам. 5:18, 20; Соф. 1:15; Мф. 24:29; Отк. 6:12-17).

Тьма и распятие. На этом фоне легко понять акцент на тьме, который очевиден в описании сцены распятия. Лука пишет: «Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине» (Лк. 23:44-45; ср. Мф. 27:45; Мк. 15:33). В то время как в Писании тьма часто сочетается с представлениями о смерти (ср. Иов 10:21-22), тьма при распятии свидетельствует о Божьем неудовольствии людьми, распявшими Его Сына. Она также говорит о Божьем суде над злом. Однако разорвавшаяся завеса указывает на открывающийся путь к спасению для всех через смерть Сына Божьего.

Конечная тьма. Ветхий и Новый Завет описывают будущее непокорных Богу людей в образах эсхатологической тьмы, символизирующей вечную погибель (1 Цар. 2:9; Мф. 22:13; Иуд. 1:12-13). Выражения «адский мрак» и «под мраком» употребляются, когда речь идет о судьбе падших ангелов (2 Пет. 2:4; Иуд. 1:6). Но для верующих тьма рассеется благодаря сиянию славы Божьей (Отк. 21:23-24; 22:5). Мрак может быть рассеян только благодаря свету Божьему в Иисусе Христе.

Майкл Дж. Ъилкинс

См. также: ГЕЕННА.

Литература: E.R. Achtmeier, Int 17(1963): 439-49; Light and Darkness //G. L. Borchert, Dictionary of Paul and His Letters; F.G.Carver, Wesleyan Theological Journal 23 (1986): 7-32; H.Conzelmann, TDNT, 7:423-45; D.Guthrie, New Testament Theology. H.-C.Halm, NIDNTT, 1:420-25; G.E.Ladd, A Theology of the New Testament; Light //G. F. Shirbroun, Dictionary of Jesus and the Gospels; G.Wenham, Genesis 1-15.