УБИЙСТВО

(MURDER)

Ветхий Завет. Хотя у израильтян не было термина, в точности соответствующего нашему понятию умышленного убийства, в своей юридической терминологии они проводили различие между умерщвлением, умышленным и неумышленным убийством.

Термин, обозначающий «убивать», в шестой заповеди. Шестую заповедь («не убивай», Исх. 20:13; Вт. 5:17) понимают неверно из-за неоднозначности терминологии. Еврейское слово, которое в данном случае употреблено для понятия убивать, — это довольно редкий термин rasah (производные от него можно встретить в значениях «сокрушать» (Пс. 41:11) и «истреблять», «низлагать» (Иез. 21:27)). Хотя его точное значение не поддается объяснениям, в других контекстах оно может описывать заведомо неправедное убийство (Суд. 20:4; Иов 24:14; Пс. 93:6; Ис. 1:21; Ос. 6:9). Оно упоминается также в перечне беззаконий сообщества завета (Иер. 7:9; Ос. 4:2) и в проклятиях нарушающим завет (Вт. 27:24-25). Иезавель совершила убийство (rasah) пророков (3 Цар. 18:13), как и Ахав убил Навуфея (3 Цар. 21:19), а Симеон и Левий — жителей Сихема (Быт. 34:26). Тем не менее тот же самый термин может применяться и в случаях неумышленного убийства (Вт. 4:42; 19:3-6; Нав. 20:3), кровной мести (Чис. 35:27, 30), законной казни преступника (Чис. 35:30) и заказного убийства (4 Цар. 6:32), а в одном случае оно метафорически обозначает убиение человека зверем (Пр. 22:13).

Различение видов убийства. Смертная казнь была предусмотрена за преднамеренное убийство, но не за убийство по неосторожности (Исх. 21:12-13; Лев. 24:17; Вт. 27:24). Фактически, в случаях преднамеренного убийства суд не требовался (Исх. 21:14; Чис. 35:19; Вт. 19:11-13). Таким образом, в Ветхом Завете усматривается фундаментальное различие между двумя категориями лишения человека жизни (Вт. 19:1-13; Нав. 20:1-7), соответствующими двум смыслам слова rasah. Человек, убивший из вражды, не допускался в святилище в городах убежища. Родственники убитого могли потребовать выдачи убийцы мстителю за кровь (2 Цар. 14:7-11), выдвинувшему против него свидетельство. Вина определялась либо по намерению убийцы, либо по типу орудия, использованного в случаях якобы неосторожного убийства (Чис. 35:16-21; некоторые железные, каменные и деревянные орудия считались потенциально смертельными). Однако чтобы осудить убийцу, требовалось по меньшей мере два свидетеля (Чис. 35:30; Вт. 17:6; 19:15). Мститель за кровь, на которого возлагалась ответственность за казнь, не должен был проявлять жалость к убийце, иначе земля была бы осквернена (Чис. 35:34; по этой причине Давид предал себя в руки Бога — 2 Цар. 12:13). Выкуп за кровь не разрешался, потому что это означало бы попустительство преступлению, пренебрежение ценностью человеческой жизни и нарушение завета с Богом. Не допускалось и замещение объекта наказания (Вт. 24:16; хотя сыновья Саула были выданы после его смерти для искупления совершенных им убийств гаваонитян — 2 Цар. 21:1-9). Значение термина rasah. Возможно, слово rasah имеет специфическое значение, относящееся к убийству (преднамеренному или по неосторожности) члена сообщества завета, в особенности — сопряженное с незаконным насилием. Шестая заповедь, таким образом, защищает каждого израильтянина в сообществе завета от любых опасностей. Только Бог имеет право лишать жизни; убийство есть узурпация Его власти, игнорирующая природу сотворенной человеческой жизни и ее ценность в глазах Бога. Бога в таких случаях следует умилостивить, поскольку были нарушены взаимоотношения завета (Чис. 35:33). Убийца покушается на собственность Бога (кровь жертвы, Лев. 17:11, 14); которая, очевидно, переходит при этом в его владение (2 Цар. 4:11). Таким образом, жизнь убийцы необходимо искупить. Основой здесь является указание Быт. 9:6 о святости жизни. Убийца должен подвергнуться наказанию в соответствии с этим законом (lex talionis, закон равного возмездия, «око за око»), чтобы израильтяне очистились от зла среди них (Быт. 4:10-11; Вт. 21:8), а также в назидание другим (Вт. 13:11; 17:13; 19:20; 21:21). Термин rasah не относится к случаям умерщвления человека на войне или при смертной казни, происходящих исключительно по воле Бога; таким образом, они не входят в категорию убийств.

Другие термины, обозначающие «убийство». Наиболее распространенное еврейское слово, означающее «умерщвление» (harag), может указывать также на убийство. Фараон расценил умерщвление Моисеем египтянина как преступление (Исх. 2:14-15). Пролитие Иоавом крови Авенира было осуждено (2 Цар. 3:30; 3 Цар. 2:5). На Давида возлагается ответственность за смерть Урии, хотя физически он не убивал Урию (2 Цар. 12:9). Судебное убийство невиновных тоже осуждается (Исх. 23:7; Пс. 9:29; 93:6). Слово liarag употреблено, чтобы сказать об убийстве Каином Авеля (Быт. 4:8) и по отношению к убийцам Иевосфея (2 Цар. 4:11-12). Ударить родителей (вероятно, с намерением убить, Исх. 21:15), вызвать смерть недоношенного плода (Исх. 21:22-23) или принести детей в жертву чужеземным богам (Лев. 20:2-3) означало, по-видимому, совершить убийство, и за это предусмотрена смертная казнь. Если человек забивал раба до смерти, сообщество завета его наказывало (или, лучше сказать, мстило ему), вероятно, предавая смерти (Исх. 21:20). Постановлений, осуждающих самоубийства, не было, так как последние, должно быть, случались крайне редко. В Писании над теми, кто совершал самоубийство, неотвратимо нависала смерть (Суд. 9:54; 16:30; 1 Цар. 31:4; 2 Цар. 17:23; 3 Цар. 16:18).

Нераскрытые убийства. В тех случаях, когда убийца (умышленный или неумышленный) оставался неизвестным, происходила довольно-таки странная церемония (Вт. 21:1-9). Религиозные соображения (убийство представляет собой преступление против Бога) не позволяли оставить все, как оно есть; вину следовало искупить. Старейшины ближайшего города обязаны были принять на себя ответственность за совершенное деяние и совершить ритуал искупления вины. Состоял он в следующем. Они брали телицу и закалывали ее. Затем они омывали свои руки над мертвым животным, символически принимая на себя бремя ответственности, но не вины. После чего старейшины объявляли, что не были свидетелями совершившегося, и просили Господа считать народ невиновным. Компенсация семье убитого не предусматривалась.

Новый Завет. Хотя новозаветные священнописатели жили при другом законодательстве, в своих взглядах на убийство они следуют за своими ветхозаветными собратьями. Иисус толковал шестую заповедь не так, как современные Ему иудейские законники (практиковавшие суженный буквальный подход), и следовал духу ветхозаветных законов об убийстве (Мф. 5:21-22). Он указывал на духовные истоки убийства; причина убийства — внутреннее чувство гнева. Человек не станет праведным, если будет просто удерживаться от человекоубийства; гневающийся на брата своего также подлежит суду. Таким образом, Иисус заключает, что ненависть к ближнему лежит в сфере действия заповеди, запрещающей убийство, поскольку это — составная часть процесса, потенциально приводящего к убийству (ср. Лев. 19:17-18). Собственно говоря, слова Иисуса полностью подытоживают закон об убийстве (ср. Исх. 21:12; Вт. 17:8). Намерение, как и само деяние, подлежит Божиему суду. Бог осуждает злые побуждения, которые лежат в основе преступления. Проявляющийся внешне акт убийства начинается с греховного гнева или ненависти, с внутреннего предрасположения, которое уже есть грех против шестой заповеди. Иаков добавляет, что побуждение к убийству есть следствие неудовлетворенного желания (Иак. 4:2; ср. 3 Цар. 21).

Людям дано право назначать смертную казнь за убийство (Ин. 19:10-11; Рим. 13:1-4). Дети убийц невиновны, если только они сами с готовностью не участвовали в преступлении (Мф. 23:34-36; 27:25). В убийстве может быть виновен весь народ (Мф. 27:25; Деян. 2:23, 36; 3:15; 5:28; 7:52). Сатана считается человекоубийцей от начала (Ин. 8:44). Убийцам нет места в Царстве Божием (Гал. 5:20; Отк. 21:8).

В Писании смерть Христа является особым случаем убийства (Мф. 27:20; Мк. 13:12; 14:55). Его убийство предсказано в повествовании о страстях Христовых у Марка (Мк. 8:31; 9:31; 10:34). Иудеи искали убить Его (Ин. 7:1, 19; 11:53). О Его насильственной смерти говорят Петр (Деян. 5:30) и Павел (Деян. 26:21; Еф. 2:16 — Христос был убит во вражде). Образом Христа стал закланный Агнец, символизирующий Его смиренное послушание и невинность (Отк. 5:6-12; 13:8). Сходным образом охарактеризованы убиенные мученики (Отк. 6:9).

Марк У. Чавалас

См. также: КАЗНЬ; ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ; ВОЙНА.

Литература: Н. Boecker, Law and the Administration of Justice in the Old Testament; E. Nielsen, The Ten Com mandments in New Perspective; A.Phillips, Ancient Israels Criminal Law: A New Approach to the Decalogue; idem, Journal of Jewish Studies 28 (1977); 105-2G; J.Stamm and M.Andrew, The Ten Commandments in Recent Research; R. Westbrook, Studies in Biblical and Cuneiform Law.