УТЕШЕНИЕ

(CONSOLATION)

Попытка успокоить человека, находящегося в печали. Наиболее распространенным еврейским словом является niham в греческом языке встречаются parakaleo, paramutheomai и другие синонимы. В английских переводах consolation практически взаимозаменяемо с comfort.

Утешение скорбящих. Утешение сопутствует плачу (Иов 29:25; Иер. 16:7), вызванному, скажем, потерей близкого родственника (2 Цар. 12:24; 1 Пар. 7:22; Ин. 11:19). Такая поддержка оказывается людям, которые несчастны и одиноки (Пс. 76:2-3), тем, кто горько рыдает (Ис. 22:4) или обременен многими скорбями (Пс. 93:19). В чрезвычайных обстоятельствах люди могут отказываться от утешения (Быт. 37:35; Иер. 31:15). Когда разрушенный Иерусалим, образно выражаясь, находится в отчаянии, «нет у него утешителя» (Пл.И. 1:2, 9; ср. Наум 3:7).

Утешение обычно требует личного присутствия или, может быть, письменного послания (2 Цар. 10:1-2). Заботливый утешитель не забудет предложить еду и питье (Иер. 16:7) или денежную помощь (Иов 42:11). В послебиблейской литературе рабби конкретно разработали процедуру утешения и подытожили ее значение.

Даже при самых благих намерениях утешение иногда может приносить больше вреда, чем пользы. Друзья Иова согласились прийти и посочувствовать ему (Иов 2:11), но Иов назвал их «жалкими утешителями» — все, что они смогли предложить, были нескончаемые речи (Иов 16:2-3; 21:34). Хотя эти трое считали себя мудрыми в «утешениях Божиих» (Иов 15:11), Иов оставался практически безутешен (см., однако, Иова 6:10).

Несмотря на ценность человеческого сочувствия, в конечном счете утоляет наши печали все-таки Бог. Псалмы изобилуют благодарственными молитвами за утешение, идущее от Бога (Пс. 22:4; 41:12; 70:21-22; 85:16-17; 93:18-19; 102:13-14; 146:3) и от Его Слова (Пс. 118:49-50; ср. Рим. 15:4). Бог вмешивается даже тогда, когда все человеческие надежды тщетны (Пс. 68:21). Но сверхъестественное утешение следует искать у одного только Бога, а не у идолов или гадателей (Зах. 10:2).

«Утешение Израилево». Возвращение Израиля из плена — это дело Божьего утешения (Иер. 31:10-14; Зах. 1:12-13; ср. Исх. 3:7-8). Исайя в особенности стремится как к буквальному, так и к духовному возрождению: «Утешайте, утешайте народ Мой» (Ис. 40:1-2; 51:3; 52:9; 66:13).

В Лк. 2:25 чувствуется влияние языка пророков. Симеон чает «утешения Израилева». Эта фраза ассоциируется с «избавлением» Израиля (Лк. 2:38; ср. Лк. 24:21) и «Царством Божиим» (Лк. 23:51). Такое утешение заключается в пришествии Мессии (Лк. 2:26) и раскрытии спасения для всех народов (Лк. 2:29-32).

Утешение и Царство Божье. В Новом Завете предполагается, что праведные после смерти отправятся в место утешения (Лк. 16:22, 25). Мессия предвещает наступление эсхатологического Царства, где утешатся плачущие (Мф. 5:4; Отк. 7:15-17). Христиане могут утешать друг друга в предвидении грядущего воскресения (1 Фес. 4:18).

Христианам доступно также Божье утешение уже в настоящем времени. Иисус, вернувшись на небеса, не оставил Своих учеников «сиротами». Святой Дух утешает их, передавая любовь и силу Отца Его детям (Ин. 14:16-18).

Утешение как христианский долг. Новый Завет не приводит точного предписания, как утешать; он призывает христиан: «плачьте с плачущими» (Рим. 12:15; ср. Иов 30:25). Поскольку Бог постоянно поддерживает Своих детей, они способны утешать других (2 Кор. 1:3-7; 7:6-7, 13). Когда христиане получают утешение от Христа и делятся им с другими, они способны жить вместе в единодушии (Флп. 2:1-2). Утешение было частью апостольского служения (Кол. 2:2; 1 Фес. 2:10-12). Варнаву, товарища Павла по путешествиям, можно признать в этом отношении образцом, поскольку он был прозван «сыном утешения» (Деян. 4:36).

Гэри Стивен Шогрен

См. также: УТЕШАТЬ.

Литература: G.Braumann, NIDNTT, 1:569-71; R.Martin, 2 Corinthians, O.Schmitz and G.Stahlin, TDNT, 5:773-814; G.Stahlin, TDNT, 5:816-23; M.R.Wilson, TWOT, 2:570-71.