УЧИТЬ

УЧИТЕЛЬ

(TEACH, TEACHER)

Хотя английским словом teach в Ветхом Завете переводятся несколько еврейских слов, преобладают из них два: уйгй («указывать») и lamad («подгонять»), В Новом Завете наиболее употребительными греческими словами являются didasko («учить»), katecheo («обучать»), matheteuo («готовить учеников о), paideuo («наставлять», «воспитывать»), nouthetco («поправлять», «советовать»), parangello («указывать», «распоряжаться») и paradida («передавать традицию»).

Разнообразие и обширность этого библейского словаря свидетельствуют, что учение находится в центре Божьего замысла об истории искупления. Бог, как высший Учитель, указывает в Писании, что обучение должно происходить в двух главных контекстах, каждый из которых образован Его творческими и искупительными деяниями. Бог уполномочил для учительства семью и сообщество искупленных. Оба института указывают на Его благодать в Его замысле искупления и побуждают к ответной любви и послушанию. Бог в Своей благодати и по Своему почину дал людям вступить с Собой во взаимоотношения завета, в рамках которых родители учат своих детей, а имеющие духовные дары руководители народа Божьего учат свою паству. Таким образом, в нижеследующем обсуждении речь будет идти об обучении как в малой семейной ячейке, так и в большой семье народа Божьего.

Сотворение Адама и Евы ознаменовалось появлением института семьи (Быт. 1:26-28; 2:18-25; 4:1; 5:1-2). Бог адресовал обетования Моисеева завета родителям и их детям (Вт. 6:1-2). Пятая заповедь подчеркивает священную сущность семьи, требуя, чтобы дети почитали своих родителей (Исх. 20:12; ср. Вт. 5:16). За оскорбление своих родителей предусматривалась смертная казнь (Исх. 21:15,17; Вт. 21:18-21; 27:16). Новый Завет подтверждает ветхозаветное учение о том, что гетеросексуальный моногамный брак создает идеальные семейные условия для обучения детей (Мф. 19:4-6, 19; 1 Пет. 3:7; 1 Кор. 5:1; 6:16; Еф. 5:31; 6:1-3).

Библия неоднократно призывает родителей просвещать своих детей относительно могущественных искупительных деяний Бога и требуемого в ответ верного послушания. Такое обучение должно происходить в контексте празднования Пасхи и освящения первенцев (Исх. 13:1-6). В преддверии входа в обетованную землю израильтянам было напомнено о том, что совершил для них Бог, и об их соответствующей обязанности слушаться Его и учить тому же своих детей (Вт. 4:1-14, 40; 5:29; 6:1-7, 20-25; 11:19-21). Даже после того, как народ осел на земле, значение обучения детей ничуть не уменьшилось (Пс. 77:4-7). Книга Притчей постоянно предписывает обучать детей, особенно подчеркивая, что сыновья должны слушаться своих отцов и матерей. В Новом Завете тоже подчеркивается роль родителей в обучении, в особенности роль отца (Лк. 2:39-52; Рим. 1:30; Еф. 6:1-4; Кол. 3:20-21; 1 Тим. 3:4-5,12; 5:4, 10,14; 2 Тим. 1:5; 3:2, 15; Тит. 1:6; 2:4). Постоянно выражаемая как в Ветхом, так и в Новом Завете забота о вдовах и сиротах свидетельствует, что сообщество завета должно поддерживать семью, а при необходимости и служить своего рода заменителем семейной обстановки.

Роль обучения в семейной жизни израильтян необходимо рассматривать в контексте обучения в ветхозаветном сообществе в целом. Моисей наставляет родителей обучать своих детей (Исх. 13:9), обучает старейшин Израиля, как им разрешать гражданские споры (Исх. 18:20), и возлагает ответственность за обучение людей Закону на Аарона и его потомков — священников и левитов (Лев. 10:11; Вт. 33:10; ср. 2 Пар. 15:3). Израиль, войдя в обетованную землю, не должен был вступать в смешанные браки с ее обитателями, поскольку это привело бы к вероотступничеству (Вт. 7:3-6). Вместо этого их следовало истребить, чтобы избавиться от их ложных учений (Вт. 20:18). Давид молится о прощении и очищении, чтобы он мог учить грешников путям Божьим (Пс. 50:8-15). В завете Бога с Давидом предусмотрено, чтобы сыны Давида соблюдали законы, которым будут научены (Пс. 131:12). В псалмах часто высказывается стремление к более глубокому пониманию Божьего закона. Соломон при освящении храма молится, чтобы Бог в будущем простил покаявшихся израильтян и научил их послушанию (3 Цар. 8:35-36). Иосафат и Иосия следят за тем, чтобы шло обучение истинной религии, и ниспровергают институты религии ложной (2 Пар. 17:5-9; 34:33 - 35:4). А после вавилонского плена и возвращения в землю обетованную Ездра и Неемия возглавляют израильтян в деле изучения, исполнения и преподавания закона Моисеева.

Израильские пророки тоже многое сказали об учении. Моисей, как архетипический пророк, учил Израиль и говорил о грядущем пророке, подобном себе, к чьему учению Израиль должен будет прислушаться (Вт. 18:15-19). Пророки предвидят дни, когда все народы будут научены путям Божьим (Ис. 2:3; 54:13; Мих. 4:2). Хотя Израиль восстает против Бога и склоняется к ложным богам, могущество Божье, тем не менее, дает Израилю узнать имя Господа через суд и восстановление (Иер. 16:14-21).

Избранный Раб Божий утвердит Закон (Ис. 42:1-4), и заключит новый завет, при котором Его закон будет написан на сердцах израильтян, и им уже не придется учить друг друга так, как раньше (Иер. 31:31-34; Иез. 36:24-27).

В Новом Завете Иисус — Раб Божий, Который провозглашает новый завет (Мф. 12:17-21; 26:28). В Его служении словом и делом, и в Его искупительной жертве нашли свое исполнение ветхозаветные прототипы царя, священника и пророка. Иисус учит, как имеющий божественную власть (Мф. 4:23; 5:2; 7:29). Его взгляд на Ветхий Завет отличается от взглядов иудейских руководителей тем, что в Его учении любовь, милосердие и справедливость ставятся выше внешних обстоятельств. После Своего воскресения и вознесения Иисус рассылает Своих апостолов с наказом увековечить Его учение (Мф. 28:19; Ин. 21:15-17) в силе Святого Духа.

Как свидетельствует книга Деяний, ранние христиане выполняли наказ Иисуса, и их общины были привержены апостольскому учению. От ниспосланного Иисусом Святого Духа некоторые верующие получили дар учительства (1 Пет. 4:10-11; Рим. 12:7; 1 Кор. 12:28; 14:6, 12, 19, 26; Еф. 4:11).

Новый Завет учит, что те, кто хочет руководить сообществом, должны быть хорошими учителями (1 Тим. 3:2; 2 Тим. 1:13; 2:1, 15; Тит. 1:9). Народу Божьему надлежит ревностно усваивать апостольское учение и следовать ему (2 Пет. 3:2; Рим. 15:15-16; 1 Кор. 11:2; 2 Фес. 3:6, 14; Евр. 13:7, 17, 22).

Итак, в Библии Бог, как Творец и Искупитель, учит Свои творения через посредство двух институтов — семьи и сообщества завета, в рамках которого семьи поклоняются Богу и возрастают в Его благодати. Такое обучение осуществлялось через царей, священников и пророков ветхозаветного теократического сообщества. Эти три ветхозаветных мотива сливаются в Мессии Иисусе, и с Его помощью сообщество нового завета учат получившие дары Духа учителя, возглавляющие Церковь.

Дэвид Л. Тернер

См. также: УЧЕНИК; ИИСУС ХРИСТОС.

Литература: W.Barclay, Train Up a Child: Educational Ideals in the Ancient World; M.Civil, et al., ABD, 2:301-17; J.P.Gammie and L.G. Perdue, eds., The Sage in Israel and the Ancient Near East; K.Giles, Patterns of Ministry among the First Christians; J. P. Louw and E.A.Nida, eds., Greek-English Lexicon of the New Testament Based on Semantic Domains; J. I. H. McDonald, Kergyma and Didache; S.Sifrai, The Jewish People in the First Century, 2:945-70; K.Wegenast and D.Fiirst, NIDNTT, 3:759-81; R.C.Worley, Preaching and Teaching in the Earliest Church; R.B.Zuck, BSac 121 (1964): 228-35.