ХЛЕБ
ХЛЕБЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(BREAD, BREAD OF PRESENCE)
В древнем Израиле хлеб был основным продуктом питания. Слово хлеб могло использоваться в обобщенном смысле для обозначения любой пищи. Крестьяне ели мясо только по случаю праздников, а в остальное время питались хлебом. Хлеб, в качестве основы существования, сделался главной метафорой для обозначения жизни и пищи.
В Библии хлеб выполняет функции средства общественных отношений. Предложить хлеба другому человеку — главная составляющая гостеприимства, а также знак уважения и заботы (Быт. 14:18; 18:6; 19:3; Вт. 23:4; Руфь 2:14; 1 Цар. 25:18; 28:24; 2 Цар. 16:1, 2). И соответственно, принять чей-то хлеб, а затем обратиться против этого человека — значит совершить акт вопиющей неблагодарности и предательства, как это и случилось с Иудой Искариотом (Пс. 40:10; Ин. 13:18-30).
В переносном смысле «есть хлеб праздности» означает бездельничать, не выполняя обязанностей по ведению домашнего хозяйства (Пр. 31:27). Хлеб может также символизировать вложение финансовых средств (Ек. 11:1).
В обрядовых и богословских частях Библии нередко упоминается хлеб. Он использовался в обряде посвящения сынов Аароновых в священники (Исх. 29:2-3). Хлеб также входил составной частью в мирную жертву благодарности Господу (Лев. 7:12-13). В израильских обрядах особую роль играл хлеб из пресного теста. Использовавшееся на Пасху бездрожжевое тесто знаменовало поспешность бегства Израиля из Египта (Исх. 12:8-11), хотя по некоторым указаниям дрожжи уже в то время могли ассоциироваться с всепроникающим влиянием зла (Исх. 12:14-20). Этим представлениям придавалось так много значения, что был установлен специальный праздник опресноков — Пасха (Лев. 23:6).
Уподобление дрожжей и всего злого предполагает, что хлеб или дрожжи могут символизировать искушение, ложное учение и материализм. Жизнь человеческая поддерживается не одним только хлебом (материальной пищей), но требует также духовной пищи, Слова Божьего (Вт. 8:3; Иов 23:12). Эти представления помогли Иисусу устоять перед искушениями сатаны (Мф. 4:3-4; Лк. 4:3-4), а также легли в основу обычая поститься, то есть воздерживаться от употребления хлеба во время глубокой сосредоточенности на общении с Богом (Исх. 34:28; Вт. 9:9; 2 Цар. 3:35). В Мф. 16:5-12 дрожжи (закваска) символизируют учение фарисеев и саддукеев.
В положительном смысле хлеб зачастую символизирует заботу Бога о Своих людях. Эти представления выражены в обряде приношения Богу хлебов предложения. Каждую субботу священник должен был класть двенадцать хлебов на стол хлебов предложения в храме (Исх. 25:23-30; 35:13; 39:36; Лев. 24:5-9). В отличие от религиозных представлений соседних народов в Библии не подразумевается, что эти хлебы являются пищей для Бога (Пс. 49:12-15). Наоборот, хлебы кладутся перед Яхве в знак благодарности за Его заботу о народе. Для Иисуса случай, когда Давид съел хлебы предложения, означает, что человеку иногда бывает необходимо нарушить обрядовые ограничения (1 Цар. 21:4-6; Мк. 2:26).
Манна небесная является квинтэссенцией представлений о хлебе как даре Бога. Израильтянам в пустыне приходилось собирать ее каждый день в количестве, достаточном для потребления, но не про запас, поскольку им предстояло уяснить себе свою ежедневную зависимость в пище от Бога (Исх. 16:4-5). Сходным образом и христиане молятся о хлебе «насей день» (Мф. 6:11). Получение ежедневного насущного хлеба избавляет их от опасностей как нищеты, так и богатства (Пр. 30:8). Иисус учит, что Бог питает Свой народ, как отец — детей (Мф. 7:9), и замечательно иллюстрирует эту истину с помощью чудесного насыщения многотысячных толп (Мф. 14:15-21; 15:32-38). И ученикам не следовало заботиться о том, где они будут находить хлеб насущный, когда отправятся служить Богу (Лк. 9:3; ср. Пс. 36:25). В то же самое время христианин не должен полагаться в пропитании на благотворительность Церкви, но сам должен зарабатывать себе хлеб (2 Фес. 3:12). Нехватка хлебных запасов служит признаком суда Божьего (Лев. 26:26; Пл.И. 1:11; 2:12; 4:4; 5:6; Ам. 4:6).
В Новом Завете хлеб используется в качестве многогранной богословской метафоры. Как Бог дарует хлеб, так же дарует Он и праведность Своему народу (2 Кор. 9:10). Прежде всего, Сам Иисус есть хлеб жизни; Он — пища от Бога, дающая жизнь вечную (Ин. 6:25-59). Поэтому христиане причащаются Тела Христова через хлеб на вечере Господней. Так они вспоминают Его жертвенную смерть и празднуют Его дар вечной жизни (Мф. 26:26-29). После воскресения Иисус ел хлеб с учениками, и это было знаком Его победы над смертью (Лк. 24:30, 35; Ин. 21:13), а христиане с тех пор встречались в первый день недели для преломления хлеба (Деян. 20:7).
Дуэйн А. Гарретт