ЦВЕТА
СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ (COLOR, SYMBOLIC MEANING OF)
Хотя в Библии сравнительно редко упоминаются отдельные цвета, их символический смысл имеет большое богословское значение. Обычно цвета символизируют представления об искуплении и эсхатологии. Библия, однако, умалчивает, придавалось ли символическое значение цветам скинии, храма и священнического облачения.
Черный цвет символизирует мрак, скорбь, зло, суд и смерть (Пл.И. 4:8; Мих. 3:6; Зах. 6:2, 6; Отк. 6:5, 12). Он зачастую связан с образом густого, непроницаемого мрака (Иов 3:5; Ис. 50:3). В таком словоупотреблении соседствуют слова тьма и ночь (Иов 3:3-7; Иоиль 2:2; Соф. 1:15). Преисподняя является местом, где царит «мрак вечной тьмы», уготованный для беззаконников (2 Пет. 2:17; Иуд. 1:13).
Бледный конь в Отк. 6:8 напоминает о побледневших от ужаса и о цвете трупов (ср. Иер. 30:6; Дан. 10:8). Масть коня соответствует делам его всадника. Всаднику же имя смерть, и ему вместе с адом дана власть умертвить четвертую часть человечества.
Драгоценная краска, пурпур, символизирует богатство и царскую власть (Суд. 8:26; Есф. 8:15; Дан. 5:7, 16, 29; Лк. 16:19); по этой причине идолов украшали пурпуром (Иер. 10:9). Пурпурные одежды блудницы {синод, «багряница»} указывают на имперское величие Рима (Отк. 17:4; 18:12, 16). Перед распятием Христос был в насмешку одет в багряницу как «Царь Иудейский» (Мф. 27:28; Мк. 15:17, 20; Ин. 19:2, 5). Пурпур — подходящая одежда для добродетельной жены (Пр. 31:22).
Красный цвет символизирует кровь. Грехи Израиля, имеющие ярко-алый (багряный) и темно-малиновый (пурпурный) цвет, ассоциируются с окровавленными руками убийцы (Ис. 1:15-18). Образы красных, пропитанных кровью одежд Бога — мстительного воителя (Ис. 63:1-6), а также огненно-рыжего коня, несущего смерть на поля сражений (Зах. 6:2; Отк. 6:4), заключают в себе божественное возмездие нечестивым (см. также Иоиль 2:31; Отк. 6:12). Красный цвет дракона (Отк. 12:3) и багряный — зверя (Отк. 17:3) символизируют пролитие крови невинных (ср. Отк. 11:7; 16:6). Рыжая телица (Чис. 19:1-10) и червленая шерсть (Евр. 9:19) соответствуют ветхозаветным представлениям об очищении кровью; в Новом Завете полнота искупительного служения Христа ярко выражена в логически противоречивой цветовой символике: одежды верующих добела омываются кровью Агнца (Отк. 7:9, 13-14; 19:13-14).
Белый цвет означает чистоту и святость. Он подразумевает полное прощение греха. Кровная вина Давида и Израиля будет полностью снята, так что они станут белее снега или отбеленной шерсти (Пс. 50:9; Ис. 1:18 {синод, «волны»}). Этот цвет подразумевает абсолютную нравственную чистоту Бога (Дан. 7:9), Христа (Отк. 1:14; Мк. 9:3 и параллельные), ангелов (Мк. 16:5 и параллельные; Деян. 1:10) и верующих (Отк. 2:17; 3:4-5; 4:4), а также праведность суда Бога (Отк. 20:11) и Христа (Отк. 14:14). Он выражает уверенность в могуществе Бога и в Его победе над злом (Зах. 6:3, 6; Отк. 6:2; 19:11).
Г. Дуглас Бакуолтер
Литература: G. W. Thatcher, Hastings Dictionary of the Bible, 1:456-58; P.L.Garber, ISBE, 1:729-32; A.Brenner, Colour Terms in the Old Testament, Color // BEB, 1:494-96.