ЧИСТОТА

(PURITY)

Евр. niqqayon, греч. hagneia Ветхий Завет. В Ветхом Завете основной смысл еврейского слова, обозначающего чистоту, сводится, возможно, к понятиям опустошения и очищения. Соответствующий глагол появляется около сорока раз, в большинстве случаев с этическим, нравственным или правовым значением. Чистота противоположна состоянию виновности. Она противопоставляется такому поведению или умонастроениям, как неверность Божиему завету (Ос. 8:1), восстание против Божиего закона (Ос. 8:1) и идолопоклонство (Ос. 8:4-6, 11). Чистота заключается в «чистоте рук» (Быт. 20:5), в невинности (Пс. 25:6; 72:13) и в «голых зубах» (Ам. 4:6).

Чистота связана с невинностью, непорочностью и безупречным поведением. В Исх. 23:7 невинный понимается как тот, кто прав в смысле требований закона. Чистота не является культовым понятием; по сути дела, она не упоминается в правилах святости, описанных в Книге Левит. Однако в ряде мест идея чистоты действительно брезжит. Чтобы иметь возможность совершить любое культовое или церемониальное действие, люди Божиего народа должны были предварительно быть освящены или освятить себя (Исх. 19:10, 14; Нав. 7:13; 1 Цар. 16:5; Иов 1:5).

Новый Завет. В Новом Завете ритуальной чистоте придается мало значения. Скорее, в центр внимания попадают нравственная чистота и нравственное очищение: целомудрие (2 Кор. 11:2; Тит. 2:5), безупречность в отношениях с другими членами церкви (2 Кор. 7:11) и нравственная чистота или честность (1 Пет. 3:2; 1 Ин. 1:3; Флп. 4:8; 1 Тим. 5:22). Чистота ассоциируется с благоразумием, великодушием и благостью (2 Кор. 6:6), со словом, житием, любовью и верой (1 Тим. 4:12) и с богобоязненностью (1 Пет. 3:2).

Павел как раб Божий зарекомендовал себя благодаря своим страданиям и своим нравственным и духовным качествам. Служение Павла своими признанными достоинствами и своей авторитетностью обязано тому, что несло на себе печать его личности. Павел призывает Тимофея быть образцом в житии и в чистоте (1 Тим. 4:12), а также во взаимоотношениях с другими верующими (2 Тим. 5:2).

Уолтер М. Даннетт

Литература: Н. Baltensweiler, NIDNTT, 3:100-102; H.Balz, EDNT, 1:22-23; F.Hauck, TDNT, 1:122; F.Danker, II Corinthians.